Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие конкуренции в экономической и правовой теории, характеристика товарного рынка




ЛЕКЦИЯ 2: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

Вопросы:

1. Понятие конкуренции в экономической и правовой теории, характеристика товарного рынка.

2. Понятие и признаки доминирующего положения.

3. Понятие, признаки и виды монополистической деятельности на товарных рынках.

4. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Конкуренция это соперничество, состязательность между участниками рынка за достижение результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономически более выгодные условия, обладающее следующими признаками: проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции; является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены и др.); служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции.

Конкуренция проявляется в поведении двух или более хозяйствующих субъектов на одном определенном рынке. Поведение принято считать конкурентным, если хозяйствующий субъект, путем использования различных методов и способов конкурентной борьбы достигает или пытается достичь результата, которого в это же время пытаются достичь или достигают другие хозяйствующие субъекты.

Конкурентные действия характеризуются особой целью: привлечь к своим товарам (работам, услугам) потребителей, приобретающих схожие товары у конкурентов. Поэтому возможность причинения «помех», в том числе, определенного вида убытков (упущенной выгоды), вытекает из самой сущности права на конкуренцию (как права на состязательные действия, объективно ведущие к победе одних субъектов предпринимательства и поражению других). Поражение же в конкурентной борьбе и как следствие – уменьшение прибыли или разорение (банкротство) хозяйствующего субъекта выступает разновидностью предпринимательских рисков.

Право на конкуренцию, по сути, представляет собой узаконенную возможность лица при осуществлении им предпринимательской деятельности состязаться посредством совершения самостоятельных действий с другими субъектами предпринимательства (конкурентами) за приоритетное приобретение его товаров (работ, услуг) потребителями (покупателями). Тем не менее, есть одно принципиальное ограничение: способы и методы ведения конкурентной борьбы, проявляющиеся в конкретных действиях хозяйствующих субъектов в целях конкуренции, должны быть допустимыми, т. е. не запрещенными законодательством. Всеми законными средствами следует пресекать те ее формы, которые основаны на нечестных методах ведения предпринимательской деятельности. В праве они именуются недобросовестной конкуренцией1.

Правовое понятие товарного рынка содержится в абз.4 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»2 (далее Закон о конкуренции). Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В целях поддержания конкурентной среды, создания условий для удовлетворения спроса и предложения субъектов рынка определяются границы, структура и типы рынка. Остановимся на каждом подробнее.

Продуктовые (товарные) границы товарного рынка – группа (набор) взаимозаменяемых товаров. Определение данных границ рынка представляет собой определение товара (его потребительских свойств), взаимозаменяемых товаров и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

Под «товаром» подразумевается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (аб.1 ст.4 Закона о конкуренции). В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей, подкрепленное данными товароведческой экспертизы о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях). (п.3 ст.4 Закона о конкуренции).

Географические (территориальные) границы товарного рынка – территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами. На установление географических границ влияют экономические, технологические, административные барьеры, ограничивающие возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории (значительные транспортные расходы, потеря товаром его потребительских свойств в процессе транспортировки и др.).

Определяемые географические границы товарного рынка не обязательно совпадают с административными границами территорий субъектов и федеральных округов Российской Федерации, а могут устанавливаться, например, в пределах нескольких населенных пунктов1.

Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта па рынке. Объем товарных ресурсов рынка устанавливается в стоимостных и (или) натуральных показателях, исходя из общего объема реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка определенной группе покупателей. Доля хозяйствующего субъекта – продавца на рассматриваемом товарном рынке определяется как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара.

Количественными показателями структуры товарного рынка являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами на этом рынке; показатели рыночной концентрации (коэффициент рыночной концентрации. В зависимости от значения показателей рыночной концентрации выделяют три типа рынков – высококонцентрированные рынки, умеренно концентрированные рынки, низкоконцентрированные рынки.

Качественными показателями структуры товарного рынка являются: наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости (анализируются, например, экономические и организационные ограничения, экологические ограничения и др.); открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Определение рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, т. е. возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Такая возможность не связана напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Так, свидетельством наличия рыночного потенциала может явиться постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли, ценовая дискриминационная политика, проводимая хозяйствующим субъектом.

Итоговая оценка состояния конкурентной среды заключается в определении степени развитости (неразвитости) конкуренции на данном товарном рынке. Исходя из этого показателя, устанавливаются направления вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке. Причем мероприятия, проводимые антимонопольными органами, зависят от типа конкретного товарного рынка.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).[13]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.