КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фальсификация товаров
Перечень показателей при идентификации пищевых продуктов
Из наиболее надежных показателей идентификации, предусмотренных в Правилах, следует указать жирнокислотный состав триглицеридов. Несмотря на несовершенство и недостаточность перечня показателей, а также очень ограниченную номенклатуру продукции, для которой этот перечень предусмотрен, в Правилах сертификации пищевых продуктов сделана первая попытка разработать и регламентировать конкретные критерии идентификации. Работа по совершенствованию и расширению перечня показателей идентификации должна быть продолжена, с тем чтобы в Правила сертификации были внесены соответствующие дополнения. К сожалению, в стандартах и ТУ показатели для идентификации однородной продукции не выделены, а многие предусмотренные в них показатели не отвечают требованиям, которые должны предъявляться к критериям для идентификации. Необходимость дополнения стандартов и ТУ надежными критериями для идентификации не вызывает сомнений, причем эти критерии должны быть выделены в особую группу. Методы идентификации. Для целей идентификации могут применяться две группы методов: органолептические, измерительные. Описание этих методов приведено ранее (с. бО— 67, 68—97). Фальсификация (от лат. falsifico — подделываю) — действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств или уменьшение количества товара при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств. Фальсификация пищевых продуктов чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида при общем ухудшении или утрате остальных наиболее значимых свойств пищевой ценности, в том числе и безопасности. Понятие "фальсифицированные товары" иногда путают с понятиями "товары-заменители" (суррогаты, имитаторы) и "дефектные товары". Это не случайно, так как заменители и дефектные товары широко используются для целей фальсификации, при этом получателю и/или потребителю умышленно не предоставляется необходимая информация. Заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицированным, если на маркировке или в товарно-сопроводительных документах указано их подлинное наименование, а цена соответствует их качеству и происхождению (например, кофейные напитки с таким наименованием не являются фальсификатами). Объекты фальсификации и идентификации одни и те же, так как фальсификация — один из двух возможных результатов идентификации. При фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько видов фальсификации: ассортиментная (видовая); качественная; количественная; стоимостная; информационная. Для каждого вида фальсификации характерны свои способы подделки товара. Взаимосвязь характеристик товара с видами фальсификации представлена на рис. 25. Ассортиментная фальсификация — подделка, осуществляемая путем полной или частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Признаки, характерные для отдельных разновидностей ассортиментной классификации, представлены на рис. 26. Для заменителей характерны определенные особенности — значительная дешевизна по сравнению с натуральным товаром, пониженные потребительские свойства, идентичность (сходство) наиболее характерных признаков (внешнего вида, цвета, вкуса и запаха, консистенции). В зависимости от средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации: частичная замена продукта водой; добавление в продукт низкоценного заменителя, имитирующего натуральный продукт; замена натурального продукта имитатором. Все заменители, применяемые при ассортиментной фальсификации, подразделяют на две группы: пищевые; непищевые. Рис. 25. Взаимосвязь видов фальсификации товаров с их характеристиками Пищевые заменители — более дешевые продукты питания, отличающиеся пониженной пищевой ценностью и сходством с натуральным продуктом по одному или нескольким признакам.
Рис. 26. Признаки и разновидности ассортиментной фальсификации В качестве средств ассортиментной фальсификации наиболее часто используют следующие пищевые заменители: воду — для жидких продуктов; другие имитаторы натурального продукта, схожие с ним по определенным, наиболее характерным признакам. Вода является наиболее распространенным заменителем жидких прозрачных продуктов, особенно таких, как спирт, водка, прозрачные бесцветные наливки, настойки, белые вина, минеральные воды. Для окрашенных напитков применяется дополнительное подкрашивание, имитирующее цвет натурального продукта. Например, при ассортиментной фальсификации разбавляют водой коньяк, ром, розовые и красные вина, пиво, квас, окрашенные безалкогольные напитки. Вода как заменитель натурального продукта часто применяется и при качественной фальсификации, когда натуральный продукт разбавляется водой незначительно либо увлажняется тем или иным способом (например, сахар, сухофрукты и другие сухие продукты помещаются во влажное помещение). При использовании воды в качестве пищевого заменителя иногда очень трудно провести грань между ассортиментной фальсификацией, когда фальсифицированный продукт не является целиком натуральным, и качественной, в результате которой получается разбавленный, некачественный продукт. Если ассортиментную фальсификацию водой легко обнаружить по вкусу и запаху, то качественную фальсификацию при незначительном разбавлении водой может заметить только опытный дегустатор. Большинство потребителей могут даже не заметить фальсификации или будут не уверены в своих догадках, основанных на органолептической оценке. Наши исследования показали, что при добавлении в соки и вина 10% воды дегустаторы не заметили фальсификации. При добавлении 20% воды примерно треть дегустаторов высказала сомнения по поводу качества и лишь при 50% разбавления большинство дегустаторов указало на водянистость вкуса. Незначительное разбавление водой не позволяет выявить фальсификацию с помощью физико-химических показателей, так как содержание Сахаров и кислот, как правило, выше предельно допустимой нормы, и разбавление до 10% не вызывает несоответствия фактического содержания растворимых сухих веществ, Сахаров и кислот установленным нормам. Более того, титруемая кислотность может остаться на том же уровне, так как при разбавлении водой усиливается диссоциация кислот и кислых солей, вследствие чего повышается содержание ионов Н+ в растворе. Только при сильном разбавлении (более 30%) изменяются физико-химические показатели. Степень безопасности фальсифицируемого продукта зависит от качества используемой воды. При использовании недоброкачественной воды, например по микробиологическим показателям, даже разбавленный продукт может стать опасным. Имитаторы, т. е. товары, применяемые или специально разработанные для замены натуральных товаров, также относятся к заменителям, используемым для целей фальсификации. Примером могут служить кофейные напитки на основе зерновых, цикория и т. п., концентраты, сиропы, соки и напитки с использованием синтетических красителей, кислот, ароматизаторов и др. Возможна также частичная или полная замена высокоценных товаров другим менее ценным товаром, относящимся к другой или той же однородной группе, но иного вида. Так, довольно часто картофельный крахмал фальсифицируется пшеничной мукой или кукурузным крахмалом. Распространенным видом фальсификации является подмена сливочного масла маргарином. Непищевые заменители относятся к объектам органического или минерального происхождения и непригодны для пищевых целей. Многие из них могут нанести вред здоровью человека, а иногда и привести к смертельному исходу. В качестве непищевых заменителей чаще всего применяют мел, гипс, известь, золу для примеса к муке, крахмалу. В дореволюционное время мел добавляли даже к молоку. Иногда к муке и крупам добавляли мелкоизмельченные примеси сорных трав или протравленное семенное зерно, обработанное ядохимикатами. В настоящее время такие грубые способы фальсификации практически не применяются, а при промышленном производстве совсем не встречаются. При заготовках картофеля и корнеплодов распространенным способом фальсификации является примесь сверх установленных норм земли, корней, растительных остатков. Качественная фальсификация — подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей. Средствами этого вида фальсификации служат добавки и товары того же наименования, что и товар, указанный на маркировке, в сопроводительных документах, но низшей градации. Способы качественной фальсификации: использование добавок, имитирующих улучшение качества; пересортица. Эти способы и средства качественной фальсификации показаны на рис. 27. Пищевые добавки (см. с. 179) широко используются в пищевой промышленности. Использование пищевых добавок, предусмотренных рецептурой изготовляемых продуктов питания, нельзя относить к фальсификации. Качественной фальсификацией считается применение разрешенных и запрещенных добавок, не предусмотренных рецептурой, с целью введения потребителя в заблуждение относительно истинных потребительских свойств товара и имитации их повышенной ценности.
Рис. 27. Способы и средства качественной фальсификации
Конечная цель фальсификаторов — создание потребительских предпочтений на товары пониженного качества путем придания видимости повышенных потребительских свойств. Примером такой качественной фальсификации могут служить безалкогольные напитки с частичной или полной заменой сахара подсластителями, с добавлением синтетических красителей и ароматизаторов, которые не предусмотрены рецептурой. При этом на маркировке не указываются применяемые добавки, а иногда есть еще и указание об использовании только натурального сырья. По нашему мнению, отсутствие информации об изменении состава и рецептуры должно считаться фальсификацией с целью обмана потребителей. Информированный потребитель вправе сам сделать выбор товара, исходя из личного отношения к пищевым добавкам. Применение запрещенных в России добавок совершенно недопустимо, так как товар может оказаться опасным для потребления. Разновидностью качественной фальсификации товаров следует считать частичную или полную замену натурального продукта пищевыми или непищевыми отходами, которые образу ются после извлечения из него наиболее ценных компонентов. Например, реализация спитого чая под видом натурального продукта, кофе натурального без кофеина. В последнем случае продукт нельзя считать фальсифицированным, если на маркировке указаны его назначение и состав (отсутствие кофеина). В зависимости от степени вреда, наносимого фальсифицированным продуктом, различают две разновидности качественной фальсификации: безопасная для жизни и здоровья потребителя; опасная. При безопасной фальсификации потребителю наносится только материальный и моральный ущерб, а при опасной — кроме того, вред жизни и здоровью. Поэтому для этих двух разновидностей фальсификации должны применяться разные меры административной и уголовной ответственности. К качественной фальсификации следует отнести и пересортицу товаров. Это одна из наиболее широко распространенных разновидностей качественной фальсификации. Пересортица — действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем замены товаров высших сортов низшими. Так, вареная колбаса Отдельная 1-го сорта может быть реализована как Любительская, относящаяся в высшему сорту, кофе Робуста 1-го сорта — как Арабика высшего сорта и т. п. Пересортица может быть вызвана объективными и субъективными причинами. К фальсификации относится лишь пересортица, обусловленная субъективными причинами, что характерно для сырьевых и технологических принципов деления товаров на сорта. Пересортица мяса, колбас, муки, крахмала, кофе при реализации в торговле является фальсификацией, так как качество этих товаров полностью сформировано при их производстве и не изменяется при хранении. Вместе с тем, для значительной группы товаров, качество и товарный сорт которых при хранении существенно изменяются, возникает пересортица, носящая объективный характер. При перемаркировке товаров и указании фактического сорта такая пересортица не является фальсификацией. Примером этому могут служить чай, сыр, сливочное масло, маргарин и другие товары, сорт которых может снижаться в процессе хранения вследствие естественных процессов. Количественная фальсификация товаров — обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. В практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства такой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения параметров измеряемого объекта (рис. 28). Количественная фальсификация — одна из наиболее древних, о чем свидетельствуют заповеди Библии. Так, одна из за поведей пророка Моисея гласит: "Гиря у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь Бог твой дает тебе. Ибо мерзок перед Господом, Богом твоим, всякий делающий неправду" (Библия. Книга Ветхого завета. Каноны гл. 25). В другой заповеди Моисей говорит: "Да будут у Вас весы верные, гири верные..." (Там же, гл. 19). Рис. 28. Средства и способы количественной фальсификации В целях количественной фальсификации чаще всего используют фальшивые меры (гири, метры, измерительную посуду) или неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т. п.). Неточные или фальшивые средства измерений — наиболее распространенный способ количественной фальсификации. При этом используются фальшивые меры (гири, метры, измерительная посуда и др.) и приборы (весы и т. п.) без поверочных клейм и свидетельств, наносимых и выдаваемых органами Государственных метрологических служб. Отсутствие поверочных клейм служит признаком фальсификации средства измерения и легко проверяется. Причиной неточности, грубых погрешностей могут быть неисправные приборы и фасовочное оборудование у изготовителя или продавца. Неправильные методики измерений, применяемые продавцом или изготовителем, также могут явиться причиной грубых погрешностей при измерении, что приводит к недовесу, недомеру. При этом действия субъекта, проводящего измерения, могут носить умышленный и неумышленный характер. В последнем случае количественная фальсификация обусловлена неумением работать на измерительных приборах. В практике торговых организаций наиболее часто встречаются следующие нарушения работы с измерительными приборами: неправильная установка весов (с наклоном горизонтального положения на неровной поверхности или подкладывания под ножки посторонних предметов); проверка и настройка весов на нулевой отметке или по предельным диапазонам показаний; применение измерительных приборов с определенным диапазоном и точностью измерений в случаях, когда измеряемый объект имеет параметры, находящиеся вне установленного диапазона (например, взвешивание на напольных почтовых весах товара массой менее 100 г и требующее точности большей, чем отклонение в 50 г); недостаточное освещение шкалы показаний измерительного прибора; неправильное расположение товара на измерительном приборе или по отношению к мере (например, точность взвешивания на циферблатных весах зависит от расположения груза на грузоподъемной площадке, точность измерений тканей — от их расположения на жестком стандартном метре — накладыванием или набрасыванием); установка измерительных приборов таким образом, что при снятии измерений шкала показаний находится сбоку или сверху либо снизу. Методика правильных измерений обычно приводится в технических документах на измерительные приборы. Кроме того, отдельные правила измерений, в частности по тканям, указаны в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Для количественной фальсификации при отпуске товаров получателю или продавцу пользуются способами неправильных измерений товара: отпуск по массе брутто без учета массы упаковки; отпуск по массе нетто путем взвешивания массы брутто и вычитания массы стандартной упаковки, указанной на маркировке; применение дополнительных грузов, подкладываемых под товар при взвешивании. Отпуск товаров по массе брутто без учета массы упаковки чаще всего производится при взвешивании товара в торговой упаковке или развесного товара в дополнительной таре (корзинах, пластмассовых чашках и т. п.). Во избежание количественной фальсификации продавец обязан либо положить на противоположную площадку циферблатных весов упаковку из того же материала и того же размера (например, лист оберточной бумаги), либо вычесть из массы брутто предварительно завешенную упаковку или дополнительную тару. Отпуск товара по массе нетто с вычитанием из массы брутто массы стандартной тары позволяет обмануть получателя или потребителя, если применяется утяжеленная тара — с более толстыми стенками, дополнительными приспособлениями. Например, при отпуске товаров в бочках и другой большегрузной таре, при количественной приемке товаров в транспортных средствах (вагонах, машинах и др.) путем взвешивания на железнодорожных или автомобильных весах без последующего перевешивания на складе. При этом в упаковку или транспортные средства могут быть помещены тяжелые предметы (камни, кирпичи и т. п.). Этот вид фальсификации представляет интерес в основном для торговых работников, но не исключена возможность и обмана потребителя, покупающего товар мелким оптом в производственной упаковке (например, при отпуске товара в мешках не учитывается масса последних). Применение дополнительных грузов, подкладываемых под товар при его взвешивании, применяется иногда в розничных торговых предприятиях. Количественная фальсификация может осуществляться на производстве: при фасовке товаров, розливе напитков или на предприятиях торговли, общественного питания при отпуске потребителю. В последнем случае государственные инспектора квалифицируют это как нарушение правил торговли путем обвеса или обмера и налагают штрафы по ст. 200 Уголовного кодекса РФ. Стоимостная фальсификация — обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших., Этот вид фальсификации самый распространенный, так как совмещается со всеми другими видами ее. Более того, именно стоимостная фальсификация является главной целью обмана потребителей, так как позволяет получить незаконную прибыль. Стоимостная фальсификация может быть классифицирована как незаконное повышение цен. В условиях рыночной экономики, одной из характерных черт которой являются свободные, нерегулируемые цены, стоимостной фальсификацией пользуются либо для фальсифицированных низкокачественных или даже опасных товаров, либо для целей ценовой конкуренции, в частности, для создания потребительских предпочтений с помощью пониженных цен. Можно отметить следующие проявления стоимостной фальсификации: реализация фальсифицированных товаров по ценам, аналогичным или лидирующим для натурального продукта; реализация фальсифицированных товаров по пониженным ценам по сравнению с натуральным аналогом; реализация фальсифицированных товаров по ценам, превышающим цены на натуральные аналоги. Последняя из указанных разновидностей встречается редко и рассчитана на сегмент потребителей, у которых высокие цены ассоциируются с высоким качеством товаров. Возможна также в ситуации чрезмерного спроса и недостаточности предложения натурального продукта на рынке. Первые две разновидности стоимостной фальсификации наиболее распространены. Выбор одной из них определяется рыночной конъюнктурой. Стоимостная фальсификация наказывается по ст. 200 Уголовного кодекса РФ. Информационная фальсификация — обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, на маркировке и рекламе. Любой вид фальсификации, рассмотренный ранее, в большинстве случаев дополняется фальсификацией информации о товаре. В противном случае фальсификация легко выявляется. Искаженная или неточная информация о товаре служит основанием считать заменитель натурального продукта фальсифицированным товаром. Так, к фальсифицированному продукту относится маргарин, на маркировке которого и в товарно-сопроводительных документах указывается наименование — "сливочное масло". Правильное указание на маркировке наименования продукта — "маргарин" снимает обвинения в фальсификации. В практике работы торговых предприятий известны случаи, когда покупатели обращаются с жалобой на реализацию фальсифицированных пищевых продуктов, например мясо-растительной колбасы. Внимательное рассмотрение жалоб такого рода показывает, что факт фальсификации отсутствует, так как на маркировке товара полностью указаны состав продукта и его назначение. Способ доведения информации до потребителя не оговаривается и не может служить основанием для отнесения товара к фальсифицированному. При фальсификации информации о товаре довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные: наименование товара; страна происхождения; фирма-изготовитель; количество товара; принадлежность к определенной товарной партии. Страна происхождения товара чаще всего не указывается или указывается неправильно. На российский рынок поступает значительное количество фальсифицированных товаров отечественных, а также импортных из стран ближнего зарубежья или восточно-европейских стран без указания страны происхождения и фирмы-изготовителя. К таким товарам должно быть самое пристальное внимание, так как они могут быть ненадлежащего качества, в том числе и по показателям безопасности. Встречаются случаи, когда подделываются товарные и фирменные знаки предприятий-изготовителей, имеющих заслуженно высокую репутацию благодаря отличному качеству продукции. В этом случае материальный и моральный ущерб несет не только потребитель, но и предприятие, чей фирменный знак был подделан, так как потребитель, купивший фальсифицированный товар низкого качества с фирменным знаком известного предприятия-изготовителя, утрачивает к нему доверие. Авторское право изготовителя на его фирменный знак защищено Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Одной из разновидностей информационной фальсификации товара является фальсификация с помощью упаковки, чаще всего производственной. Упаковка — составная часть товара, определяющая его внешний вид. Идентифицирующие функции менее присущи упаковке, чем маркировке. Ее основной функцией является защита товара от потерь, а окружающей среды — от загрязнения. Однако привлекательная по внешнему оформлению упаковка может придать неповторимый имидж товару, служить для идентификации товара потребителем, в результате чего создаются потребительские предпочтения. Например, оригинальные по форме и окраске керамические бутылки Рижского бальзама, бутылки с выпуклой российской короной водки Смирнофф и другие легко узнаваемы и служат для потребителя основным отличительным признаком. Объектом фальсификации является именно привлекательная по внешнему виду упаковка, имитирующая продукт высокого качества, хотя содержимое упаковки чаще всего оказывается фальсифицированным. В этом случае фирменная упаковка используется как средство информации о товаре, хотя цель фальсификации чаще всего — подделка под высококачественный товар того же наименования. Гораздо реже фальсификация упаковки осуществляется с целью ассортиментной фальсификации. Фальсификации подвергаются не только маркировка и упаковка, но и товарно-сопроводительные документы, причем наиболее часто подделываются накладные, сертификаты и удостоверения о качестве. В товарно-транспортных накладных на фальсифицированные товары всегда подделывается наименование товара, довольно часто — изготовитель и количество товара (количественная фальсификация). Обнаружить подделку этих реквизитов в накладной можно только идентификацией товара на ассортиментную принадлежность и происхождение, а также количественным измерением всей товарной партии (перевешиванием, пересчетом, обмериванием). В последнее время очень распространенным видом фальсификации документов стала подделка сертификатов. В зависимости от места осуществления различаются две подгруппы фальсификации: технологическая; предреализационная. Технологическая фальсификация — подделка товаров в процессе технологического цикла производства. Примером может служить использование технического спирта при приготовлении водок, вин, ликеро-наливочных изделий. Предреализационная фальсификация — подделка товаров при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю. Примером может служить реализация маргарина, выдаваемого за сливочное масло, замена этикеток на низкоценных консервах этикетками с наименованием высокоценных, отпуск мяса низких категорий и сортов по цене и с указанием более высоких градаций. Для этого применяют уже указанные ранее способы фальсификации (использование заменителей, добавок, дефектной продукции, недовес и т. п.). Методы обнаружения фальсификации применяются те же, что и при идентификации, поскольку фальсификация является лишь альтернативным результатом идентификации.
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 44. [2] Ранжирование — установление определенного порядка перечисления объектов по степени их значимости. [3] Антропометрия — метод антропологии, заключающийся в различных измерениях человеческого тела. [4] См.: Карташова Л. В., Николаева М. А., Печникова Е. Н. Указ. соч.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 11392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |