Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория здорового общества

Теория открытого общества

По концепции английского философа и мётодолога науки К. Поппера (1902—1994), общества делятся на закрытые (все существовавшие в истории ранее) и открытые (сюда относятся современные западные государства).

Поппер называет открытым общество, в котором нет расовых, национальных и племенных различий. Но финансовые различия не менее важны, чем расовые. Здесь проходит водораздел, который сводит на нет хорошие рассуждения о демократии и гуманности. Поппер против каких-либо политических ограничений на основе расовых, интеллектуальных или образовательных различий, но в таком случае мощнейшим фактором различия между людьми становятся деньги.

Легко прослеживается аналогия между теорией открытого общества и понятием открытой системы, используемым в современной физике. Правда, в синергетике рассматривается открытость по параметру энергии, а в теории открытого общества скорее по параметру информации.

В первой главе своего трактата «Здоровое общество» Э. Фромм (1900—1980) задает вопрос: нормально ли современное общество? Дюркгейм обосновал ранее положение, что любое часто повторяющееся социальное явление нормально, будь то работа или преступление. Фромм решает его иначе: он говорит о патологии нормальности, особенно в современном западном обществе. Отсюда критерием здорового общества будет состояние большинства, но большинства людей, достигших свободы, подлинного саморазвития и зрелости в соответствии со свойствами и законами человеческой природы. Понятие здорового общества Фромма отличается от понимания Дюркгейма. Для последнего здоровым будет то общество, институты которого функционируют нормально. Фромм выводит здоровье общества из здоровья его членов. Больные люди формируют больное общество. Дюркгейм рассматривал возможность наличия в обществе аномии, т.е. отрицания его членами основных социальных ценностей и норм, ведущее к социальному беспорядку и последующей девиации поведения. Но он относил данное утверждение только к индивиду, но не обществу в целом. Если предположить, что девиантное (отклоняющееся) поведение может быть свойственно большинству членов общества и привести к господству деструктивного поведения, то мы получаем больное общество.

В противоположность этому Фромм называет здоровым общество, «члены которого развили бы свой разум до такой степени объективности, которая позволяет им видеть самих себя, других людей и природу в их истинной реальности, а не искажении инфантильным всеведением или параноидальной ненавистью... такой степени независимости, что они знают разницу между добром и злом, могут сделать свой собственный выбор, обладают скорее убеждениями, нежели мнениями, скорее верой, нежели суевериями и смутными надеждами. Это означало бы общество, члены которого развили в себе способность любить своих детей, соседей, всех людей, самих себя и всю природу, чувствовать свое единство с ней и в то же время сохранить чувство индивидуальности и целостности и превосходить природу в творчестве, а не в разрушении». Такое понимание делает концепцию «здорового общества» современной социальной утопией.

Для современного общества характерны:

— готовность и стремление к развитию, изменению;

— социальная мобильность;

— рынок как механизм, регулирующий и ориентирующий поведение индивида;

— цели и конечный смысл существования человека и общества, определяющий

успех или неуспех на рынке, рациональное развитие;

— доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм;

— отсутствие конкретных предписаний и запретов, имеющее следствием эрозию морали и права.

 

3. Один из главных компонентов социальной системы - социальные институты, интегрирующие и координирующие множество индивидуальных действий людей.

Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий:

1.Наличия специфических социологических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в данном институте;

2.Интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что обеспечивает формально-правовую основу деятельности института и позволяет осуществить социальный контроль над институциональными типами деятельности;

3.Необходимо наличие материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Основное предназначение социальных институтов - удовлетворение важнейших жизненных потребностей людей. У каждого из нас множество самых разных потребностей. Но фундаментальных, важных для всех вместе не так уже и много. Существует пять жизненно важных потребностей и ровно столько же основных социальных институтов:

- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

- потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство, право);

- потребности получения средств существования (экономические институты, производство);

- потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения (институты образования, наука и культура);

- потребности в самореализации, в определении смысла жизни, решении духовных проблем (институт религии).

Главные и латентные функции / дисфункции социальных институтов Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Стало быть, слово "функционирование" означает очень простую вещь - "приносить обществу пользу".

Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс - в минус.

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. К явным функциям школы относятся следующие: приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям и усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей.

Институциональный анализ позволяет объяснить происхождение многих негативных явлений, возникших в российском обществе. Ключевой момент в развитии социальной дезорганизации - деформация социальных институтов. Деформация деятельности социального института проявляется в следующих аспектах:

а) нарушаются социальные ожидания людей, связанные с нормальным функционированием института и возникает социальная напряженность;

б) поскольку потребности людей остаются неудовлетворенными, то возникает стремление заменить официальные структуры неформальными связями и отношениями, в том числе и противоположного характера;

в) дисфункции социальных институтов, продолжающиеся длительное время, отрицательно сказываются на нравственном облике общества, искажают систему
ценностных ориентаций и мотивации поведения людей;

г) ослабление контрольных функций социальных институтов ведет к безнаказанности нарушителей социальных норм, порождает общее состояние безответственности, ослабление порядка.

Состояние кризиса ряда институтов переживает сейчас наше общество. На смену устаревшим социальным институтам тоталитарного общества идут новые, только зародившиеся формы организации социальных связей, а многие традиционные институты общества находятся в состоянии глубокого кризиса (производство, семья, образование, здравоохранение, мораль, идеология и др.). При этом наглядно обнаруживается важное свойство социальных институтов - их консерватизм, т.е. относительная устойчивость к изменениям в обществе. Это следствие их функции обеспечения стабильности, воспроизводимости данной социальной системы. Социальные институты обладают большим запасом инерции, и в периоды острых изменений в обществе эта их способность выступает источником торможения прогрессивных преобразований.

 

4.При социологическом подходе к культуре она рассматривается в аспекте регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом. При этом на первый план выдвигается ценностно-нормативное содержание культуры, которое реализуется в трех особенностях культуры:

1. Культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений;

2. Культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности. Усвоение человеком культурных ценностей и символов формирует не генетическую программу поведения человека. Поэтому овладение культурой является решающим фактором, отличающим человека от животных;

3. Культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению, так как люди берегут и умножают запасы знаний, умений, опыта и по специальным каналам передают их в ходе исторического развития общества.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение культуры: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Особая роль в системе культуры принадлежит языку, посредством которого аккумулируется и передается из поколения в поколение ценный культурный опыт, накопленный человечеством. Помимо того, что язык является главным средством общения и коммуникации, ему еще принадлежит уникальная роль в накоплении ценной информации и трансляции ее другим поколениям.

К базисным элементам духовной культуры относятся обычаи, нравы, законы и ценности. Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, как это надо делать и в каких ситуациях следует так поступать.

Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. А социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычка - это установившаяся схема (стереотип поведения в определенных ситуациях).

Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом. Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай —традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи - неписаные правила поведения.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Ритуал (обряд) - это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Ритуалы не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила обряда - в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности.

Элитарная, или высокая, культура создается либо привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. В отличие от элитарной культуры, народная культура создается анонимными творцами. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная эстрадная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна людям всех возрастов, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория, и она является авторской.

Культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия культуры в социологии используется понятие субкультуры. Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает собою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связаны с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

Можно выделить западные, восточные, национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры, субкультуры организаций, социальных групп и т. д. Термин «национальная культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько различных национальных культур. Другой важнейшей формой является конфессиональная субкультура. Конфессиональная культура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельство субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Социологи полагают, что термин контркультура относится к субкультурам тех групп, которые не только отличаются от доминирующих образцов, но и бросают им вызов. Шайка бандитов, например, не лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко выраженные стандарты и нормы, но совершенно противоположные всеобщим, общепринятым нормам данного общества. Субкультура бандитской шайки вступает в конфликт с культурой общества. Группа бандитов обучает молодёжь такой культуре, которая находится в оппозиции к доминирующей; отсюда возникает возможность дальнейшего распространения контркультуры. Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а воздержанность – ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм – ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ – недостойностью.

Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах. Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурным образцам.

Многообразие субкультур характерно практически для всего современного цивилизованного мира. В значительной мере через это многообразие осуществляется культурное развитие общества, институализируются доминантные ценности, норма, образцы поведения, удовлетворяются потребности людей в духовной и материальной сферах жизни.

Известно, что культурные ценности, когда бы они не были созданы, имеют определённое функциональное значение и для современности. Эти функции, как правило, не поддаются строгой дифференциации и имеют комплексную природу.

 

    Ф У Н К Ц И И     К У Л Ь Т У Р Ы   Познавательная Всё многообразие видов культуры является основой познания (мифология, религия, философия, история, поэзия, наука).
Этическая   Морально-нравственная оценка всех видов бытия.
Функция социальной преемственности Способность хранить и передавать исторически накопленный опыт общества: язык, книги, техника т.д.
Социально- организационная Организация и управление социальными институтами.
Праксиологическая Значение культуры для совершенствования всех видов предметно-чувственной деятельности (Форм две: производительная и преобразующая).
Эстетическая   Эстетическая оценка любого культуро-творческого бытия людей.
Критериальная Служит для сравнения развитости, совершенства социальных институтов, отдельных индивидов и общества в целом.
Социально- интегративная   Служит для объединение людей в социальные общности, социальные группы, слои, сословия, касты, этносы и др.

 

Однако правомернее говорить о преобладании в культурных ценностях той или иной функциональной возможности. Это следует подчеркнуть, так как факт и уровень реализации возможностей зависят от потребностей того социума, который использует данную ценность (см. таблицу).

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.Какие черты отличают общество от простой совокупности индивидов?

2.Почему общество можно назвать нелинейной системой? Обоснуйте свой ответ.

3.Правомерно ли уподоблять общество биологическому организму, как это делал Спенсер? Приведите аргументы в подтверждении своего мнения.

4.Охарактеризуйте основные социологические теории общества.

5.Какие типологии обществ вам известны? По какому принципу построена каждая из них?

6.Охарактеризуйте современное российское общество с точки зрения типологии обществ. К какому типу обществ Вы бы отнесли общество, в котором мы с вами живем?

7.Какова формальная и содержательная стороны социальных институтов?

8.Какое место в структуре социальных институтов занимают позиции, роли и нормы?

9.Каковы условия нормального функционирования социальных институтов и когда возникают их дисфункции?

10.Какие основные аналитические измерения включает в себя понятие «культура»?

11.Каково место категории «деятельность» в изучении культуры?

12.Каким образом категория «культура» дифференцируется в соответствии с «врожденными» свойствами человека?

13.Чем различаются специализированный и обыденный уровни культуры?

14.Каково различие между общетеоретическим и конкретно-историческим подходами к культуре?

15.Какова познавательная функция концепции культурной парадигмы?

 

ТЕСТ

 

1.Что такое социальный институт:

а) система социальных норм и правил; б) высшее учебное заведение;

в) научно-исследовательский институт.

2.Важнейшие 4 признака общества могут быть кратко выражены сле­дующим образом:

а) территория, устойчивость, автономность, социализация новых по­колений;

б) территория, институты, саморегуляция, адаптация;

в) устойчивость, автономность, адаптация, автономность;

г) интеграция, социализация, адаптация, автономность.

3.В число основных элементов общества не включают:

а) социальные институты и организации, б)социальные нормы и ценности, в) социальные связи и действия, г) социальные представления и ожидания.

4.Студенческая группа может быть классифицирована как группа:

а)большая и первичная, б)малая и вторичная,

в)большая и вторич­ная; г) малая и первичная.

5.Совокупность позиций человека в обществе составляет его:

а) статус, б)ранг, в)имидж, г)харизму.

6.Марксистская социология выделяет следующее количество типов об­ществ:

а) 5; б) 2; в) 4; г) 7.

7. В социологии широко используется деление обществ на два вида:

а) традиционное и индустриальное, б) традиционное и развитое,

в) индустриальное и этническое, г) социалистическое и капиталистическое 8.Выделяют несколько основных социальных институтов (соответствующим важнейшим потребностям) число которых составляет:

а) 5; б) 7; в) 3; г) 8.

9. Подготовка вузом специалиста низкой квалификации (малограмотно­го) является функцией которая может быть обозначена как:

а)явная функция, б)явная дисфункция,

в)латентная функция, г)латентная дисфункция.

10.По основному способу добычи средств к существованию американцы Г. Ленски, ДЖ. Ленски выделяют:

а) общества охотников и собирателей, б) садоводческие общества, в) аграрные общества, г) промышленные общества, д) общества рыбаков и земледельцев, е) информационное общество.

11.Определяющие фактором развития индустриального общества выступает:

а) банковско-финансовая система; б) информатика и сфера обслуживания;

в) политические институты; г) промышленное производство.

12.Как называется молодежная субкультура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением традиционной культуры(«культуры отцов»):

а) конформизм; б)конткультура; в)конфессиональная культура.

13.Что относится к уровням культуры:

а) субкультура; б) элитарная, народная массовая; в) социальные ценности и нормы.

14.Как называется процесс взаимовлияния культур:

а) культурный синтез; б) культурный синкретизм; в) аккультурания.

15.Почему невозможно дать единое исчерпывающее определение культуры:

а) потому что для этого недостаточно знаний;

б) потому что это приведет к конфликту между отстаивающими различные точки зрения социологами;

в) потому что это никому не нужно;

г) потому что любое сложное понятие многоаспектно, представляет собой синтез многих определений.

 

Тема №3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА.

 

1. Понятие «социальная структура» в социологии.

2. Сущность и функции социальной стратификации.

3. Типы стратификационных систем..

4. Социальная мобильность и ее факторы.

1.Любое общество на каждом конкретном историческом этапе своего развития состоит из множества социальных общностей и групп. Что дают нам знания об этих общностях и группах?

Во-первых, социальные группы - это двигатели общественного развития, без их усилий никакие изменения в обществе невозможны.

Во-вторых, от характера социальных групп зависит не только динамика, но и статика; качество функционирования социальных институтов общества - семьи, школы, государства, экономики, науки, здравоохранения; как работают все эти институты, какую продукцию они дают.

В-третьих, от того, из каких групп состоит общество, какие из них лидирующие, а какие подчиненные, от идеологии и реальной деятельности (политической, экономической) этих групп зависит тип общества, его общественно-политическое и государственное устройство.

Указанные обстоятельства позволяют понять, почему изучение социальных общностей и групп занимает столь важное место в социологической науке. При этом многие исследователи именно в них видят ключевое звено в предметной области социологии, утверждают, что социология и есть наука о социальных общностях, механизмах их формирования, функционирования, развития.

Что же понимается под социальное общностью? Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, отличающаяся относительной целостностью, и выступающая самостоятельным субъектом социального действия и поведения.

Существующие в обществе социальные группы находятся в различных связях и отношениях между собой. Вместе взятые они образуют социальную структуру общества; основу социальной структуры составляет общественное разделение труда.

В качестве основных "строительных блоков" социальной структуры выступают три взаимосвязанных элемента: норма, социальная позиция /социальный статус/ и социальная роль. Участие личности в социальном взаимодействия внутри социальной системы определяется той социальной позицией /статусом/, которую она занимает в данной группе.

Каждая позиция обладает определенным объемом прав, обязанностей, властных и прочих полномочий. В различных группах человек может занимать различные социальные позиции с присущим им в каждом конкретном случае кругом прав и обязанностей, например, муж, преподаватель вуза, член политической партии.

Можно ли интегрировать различные социальные позиции в некий обобщенный социальный статус? В эмпирической социологии получил признание термин "социально-экономический статус", включающий в себя три измеряемых признака престиж профессии, уровень дохода и уровень образования. Каким образом человек приобретает социальный статус? Различают предписанные /аскриптивные/ и достигаемые статусы. Аскрипция означает получение статуса благодаря определенным внешним неконтролируемым со стороны человека характеристикам, таким, как родственные связи, социальное происхождение, возраст, расово-этнические признаки. Достижение означает, что человек получает статус благодаря своим личным успехам. В современном обществе преобладает ориентация на статус достигаемый.

Социальная роль представляет собой динамический аспект статуса. Роли различаются в соответствии с позициями, занимаемыми людьми в социальной системе. Исходя из позиции, определяется совокупность функциональных обязанностей, конкретных действий, которые надлежит выполнять человеку, занимающему определенную позицию.

Таким образом, социальная структура есть система отношений, организующих общество в единое целое: то, что держит общество воедино, не давая ему рассыпаться на отдельные элементы - группы, агрегаты или изолированных индивидов. С другой стороны - это совокупность статусов, групп, слоев или классов, организованных в иерархическом порядке, то есть неравных в том, что касается доступа к ресурсам, которыми обладает социальная система.

 

2.Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Границы таких групп трудно определить. Часто сами индивиды, входящие в эти группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственного статуса в этой сложной социальной системе. Однако без знания реальной социальной структуры, характера распределения ценностей между различными группами и степени неравенства между ними невозможно понять, как функционирует и развивается общество. Совокупность знаний, касающихся перечисленных аспектов социальной жизни, относится современными учеными к теории социальной стратификации.

Большинство исследователей полагает, что социальная стратификация - иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты (это слово происходит от латинского stratum — слой, настил). Слоистое, многоуровневое общество в данном случае можно сравнить с геологическими наслоениями почвы. Вместе с тем по сравнению с простым расслоением социальная стратификация имеет, по крайней мере, два существенных отличия. Во-первых, стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурса или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих в них членов общества. Так, элитарные слои составляют, безусловно, меньшинство по сравнению с низшими слоями общества. То же можно сказать и об обычных слоях, если их рассматривать последовательно сверху. Однако в современных, высокоразвитых, благополучных обществах этот порядок нарушается. Неимущие слои в количественном отношении могут уступать слою, составляющему так называемый средний класс, и некоторым другим слоям населения. Все сложные общества имеют несколько систем стратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов по слоям.

Стратификация в обществе может быть трех видов: экономическая, политическая и профессиональная. Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода (богатства, т.е. накопления), по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которые оцениваются и вознаграждаются со стороны членов общества. При этом оценивание и приписывание людей к определенным социальным слоям осуществляется по следующим основным критериям:

- качественным характеристикам членов общества, которые определяются генетическими чертами и предписанными статусами (происхождение, родственные связи, личностные качества и способности);

- ролевым характеристикам, которые определяются тем набором ролей, которые индивид исполняет в обществе (должность, уровень профессионализма, уровень знаний и т.д.);

- характеристиками владения материальными и духовными ценностями (деньгами, средствами производства, произведениями искусства, возможностями духовного и идеологического влияний на другие слои общества и т.д.).

Попытки объяснить механизм расслоения общества делались неоднократно в разные периоды человеческой истории. Однако только в последние десятилетия 20 века ученые смогли осмыслить эту важнейшую социальную проблему, без понимания которой невозможно объяснить процессы, происходящие в обществе, представить себе будущее данного общества.

В настоящее время наиболее влиятельной точкой зрения на процесс формирования социальных страт можно считать теорию стратификации К. Дэвиса и У. Мура. Согласно этой теории, каждое общество должно решить проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре. Социальный порядок в обществе основан на распределении индивидов по социальным статусам (в соответствии с их функциональными возможностями, т.е. их максимальным вкладом в достижение целей общества) И побуждать их выполнять социальные роли, соответствующие данным статусам. Общество может избрать два пути мотивации для наилучшего исполнения социальных ролей. Так, конкурентная система направлена прежде всего на мобилизацию индивидов в отношении достижения наиболее привлекательного статуса, в то время как неконкурентная система в отношении социальных статусов меньше внимания уделяет мотивации к выполнению функциональных обязанностей, т.е. вклада в деятельность общества как целого. Общество с любой социальной структурой использует обе эти системы, только в разной степени.

Для осуществления распределения индивидов по социальным статусам и их мотивации реализуется практика вознаграждения, которое может использоваться как для побуждения успешного выполнения индивидами своих ролей, так и для поддержания системы неравного распределения этого вознаграждения в соответствии с занимаемыми статусами. Таким образом, в любой социальной системе вознаграждение должно распределяться дифференцировано в соответствии с занимаемыми социальными статусами. Для этой цели создаются и узакониваются права каждого социального статуса в отношении вознаграждения со стороны общества.

На основе чего в обществе возникают социальные статусы и система неравенства в вознаграждении? По мнению К. Дэвиса, у некоторых социальных позиций более высокий ранг, поскольку они имеют функциональную значимость или важность для общества и требуют больших способностей и лучшей подготовки. Например, в обществе очень ценятся статусы управляющих и политических деятелей, которые в силу знания путей достижения целей социальной группы, организации или общества могут повести за собой индивидов. В то же время в обществе всегда ценился труд экспертов, специалистов, обладающих глубокими знаниями и способных решить частные проблемы в различных областях человеческой деятельности. В последнем случае необходима серьезная предварительная подготовка к исполнению данной роли, что возможно только в процессе длительного обучения в университете, академии или колледже. Оба этих вида высоко вознаграждаемых позиций заполняются в обществе достаточно легко, но общество всегда предъявляет жесткие требования к исполнению соответствующих социальных ролей.

Однако существует еще одна группа статусов, которые функционально незначимы, но, тем не менее, высоко вознаграждаются. Это трудно заполняемые статусы. В обществе всегда существуют статусы, которые индивиды не желают заполнять в силу трудности выполнения роли, непривлекательности деятельности в условиях данной роли, опасности для своего здоровья, некомфортности условий для деятельности, оторванности от места своего постоянного проживания и т.д. В этих случаях общество для заполнения статусов может изыскивать дополнительные способы вознаграждения, например, престиж для физиков-ядерщиков, геологов или военных, высокую оплату для шахтеров и тому подобное.

Таким образом, К. Дэвис и У. Мур. предложили следующие базовые идеи, которые уже полстолетия служат источником дискуссий:

- некоторые позиции в обществе функционально более значимы, важны, чем другие;

- только небольшое число людей в любом обществе обладает способностями, дающими возможность выполнять эти более ответственные функции.

- чтобы побудить одарённых людей нести нелегкие нагрузки, овладевать знаниями и навыками, им общество открывает доступ к дефицитным и необходимым благам;

- этот неравный доступ к благам (дефицитным ресурсам, например, уникальным средствам поддержания здоровья) приводит к тому, что разные страты пользуются неодинаковым престижем и уважением;

- престиж и уважение + права и преимущества создают институализированное неравенство, т.е. стратификацию.

Следовательно, социальное неравенство между стратами по этим признакам позитивно, функционально и неизбежно в любом обществе.

Изложенные идеи далеко не всегда подтверждаются фактами реальной жизни. Дело в том, что присвоение благ и услуг обладателями собственности и власти зачастую неадекватно затратам труда и проявленным дарованиям.

Отказавшись от иллюзий существования механизмов справедливого размещения людей соответственно способностям, мы можем принять основные идеи К. Дэвиса и У. Мура.

Оценивание эффективности выполняемой человеком социальной роли и соответствующей ей позиции составляет ключевой момент в социологической интерпретации социальной стратификации. Следовательно, процесс оценивания как бы автоматически предопределяет место индивида или группы в социальной иерархии. Поэтому под социальной стратификацией следует понимать структурно регулируемое неравенство, в котором люди ранжируются /распределяются/ выше" или "ниже" в соответствии с той социальной значимостью, которой обладают социальные роли и различные виды деятельности.

Следовательно, объективная потребность в социальной стратификации общества заключается в необходимости размещения людей и коллективов по различным социальным позициям, имеющим неравный общественный престиж и соответствующие ему привилегии, доход, власть, культурные ресурсы, которые играют роль побудительного мотива эффективного исполнения людьми своих обязанностей.

Сравнение позиций и последующее их ранжирование по принятой в обществе нормативной шкале стратификации имеет своей целью обеспечить поиск наиболее подходящих людей для соответствующих ролей. Особенно важно найти талантливых и способных людей, осуществить их эффективную подготовку и тренировку.

Стратификация есть системный элемент определенной социальной организации общества, выполняющий функцию его интеграции и координации. Стратификация с закрепленными позициями упорядочивает движение вверх, которое при иных обстоятельствах могло бы превратиться в хаотическую борьбу за власть, столпотворение, войну всех против всех. Иными словами, ФУНКЦИИ стратификации - стимулирование экономической деятельности, сохранение и развитие человеческого потенциала, обеспечение социальной стабильности общества. В то же время устаревшая система стратификации мешает оптимальному функционированию общества, разрушает его социальную организацию.

 

3.Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем • единстве образуют то, что можно назвать стратификационной системой.

Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое. Но здесь требуется иной подход, в соответствии с которым следует учитывать, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм. Ниже предлагается девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма (см. таблицу).

 

Таблица. Основные черты стратификационных систем

 

№ Тип системы   Основа дифференциации   Способы детерминации различий  
1.Физико- генетическая   Пол, возраст, физические данные   Физическое принуждение, обычай  
2. Рабовладельческая     Права гражданства и собственности   Военное принуждение, кабальное право  
3. Кастовая   Религиозное и этническое разделение труда Религиозный ритуал, этническая замкнутость  
4. Сословная   Обязанности перед государством   Правовое оформление  
5. Этакратическая Ранги во властной иерархии   Военно-политическое господство  
6. Социально- профессиональная   Род занятий и квалификация   Образовательные сертификаты  
7. Классовая   Размеры доходов и собственности   Рыночный обмен  
8.Культурно- Символическая     Сакральное знание   Религиозное, научное и идеолог.манипулирование    
9.Культурно- нормативная   Нормы поведения, стили жизни   Моральное регулирование  

 

В основе первого типа - физико-генетической стратификационной системы - лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляётся в обычаях и ритуалах.

Эта «естественная» стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми и противостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина-кормилец в крестьянской общине, живущей плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец национал-социалистического воинства, способный к производству здорового потомства. Система, ранжирующая людей по способности к физическому насилию — во многом продукт милитаризма древних и современных обществ. В настоящее время, хотя и лишённая былого значения, она все же поддерживается военной, спортивной и сексуально-эротической пропагандой.

Вторая стратификационлая система - рабовладельческая — также основана па прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определённые социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами, превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен «Русской правды», и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных Штатов до гражданской войны 1861-1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период второй мировой войны.

Третий тип стратификациошюй системы - кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены той или иной касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество.

Классическим примером общества с господством кастовой системы по праву считается Индия (юридически эта система была отменена здесь лишь в 1950г.). Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится не только в Индии, но, например, в клановом строе среднеазиатских государств. Явные черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикой фашистских государств (арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призванной к господству над славянами, евреями и пр.). Роль скрепляющих теологических доктрин в данном случае берет на себя националистическая идеология.

Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие - «тягло»_в виде податей или трудовых повинностей.

Примеры развитых сословных систем являют феодальные западно-европейские общества или феодальная Россия. Итак, сословное деление - это, в первую очередь, юридическое, а не этническо-религиозное или экономическое деление. Важно также и то, что принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.

Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в представляющей пятый тип этакратической системе (от французского и греческого - «государственная власть»). В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень матёриального благополучия, стиль жизни социальных групп, как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия - демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные - играют производную роль.

Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномочий) в этакратической системе находятся под контролем государственной бюрократии. При этом иерархии могут закрепляться формально-юридически - посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, - а могут оставаться и вне сферы государственного законодательства (наглядным примером может служить система советской партноменклатуры, принципы которой не прописаны ни в каких законах). Формальная свобода членов общества (за исключением зависимости от государства), отсутствие автоматического наследования властных позиций также отличают этакратическую систему от системы сословий.

Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление.

В соответствие с социалъно-профессиональной стратификационной системой группы делятся по содержанию и условиям труда, Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли - обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются.

Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь-либо развитым разделением труда. Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка в современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам.

Седьмой тип представлен наиболее популярной классовой системой. Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному. Но классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации. Из множества трактовок понятия «класса» мы остановимся в данном случае на более традиционной - социально-экономической. В данной трактовке классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан.

Различия между этими группами заключены в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам - буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т. п. - не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус). В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу).

Экономически эгалитарные сообщества, где совершенно отсутствует классовая дифференциация, - явление довольно редкое и неустойчивое. Но на протяжении большей части человеческой истории классовые членения все же носят подчиненный характер. На передний план они выходят, пожалуй, только в буржуазных западных обществах.

Еще одну стратификационную систему можно условно назвать кулътурно-символической. Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье - служителям церкви, толкователям священных текстов, составляющим основную массу грамотного населения, в Новое время — ученым, технократам и партийным идеологам. Претензии на общение с божественными силами, на обладание истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом.

Несколько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование; индустриальных - партократическое, а постиндустриальных – технократическое манипулирование.

Наконец, последний, девятый тип стратификационной системы следует назвать кулътурно-нормативным. Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образа жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) - все это ложится в основу социального деления. Причем происходит не только разграничение «своих» и «чужих», но и ранжирование групп («благородные — неблагородные»», «порядочные - непорядочные», «элита - обычные люди - дно»).

Одним из главных водоразделов между стратификациоиными системами является наследуемость или ненаследуемость соответствующих позиций в иерархии. Рабовладельческая, сословная и кастовая системы включают в себя элементы пожизненного и формально-юридического наследования. Прочие же системы, по крайней мере, ни формально пожизненного характера статусов, ни их наследования не предусматривают.

Все девять типов стратификационных систем — не более чем «идеальные типы». Любое реальное общество является их сложным смешением, комбинацией. В реальности стратификационные типы переплетаются, дополняют друг друга.

 

4.Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается "вертикальная социальная дистанция или число страт — экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени".

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.

В современных обществах существуют социальные группы "закрытого" типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита - верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и, стало быть, преимущества при распределении общественного продукта, власти, получении наилучшего образования и т.д.

Итак, в обществах существуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу их замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число членов других групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невозможно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проникнуть в высший слой.

Для того, чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Для усвоения нового статусного уровня необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т. д. - все это должно соответствовать новому, более высокому статусу. Но материальный образ жизни - только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры, немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Аспирант, постепенно становясь профессором, или исполнитель, превращаясь в директора, должны изменить свое поведение, чтобы быть принятыми в новой для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными группами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (индивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил лучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность более быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволял людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. Если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида «своим».

Социальная мобильность в открытом обществе порождает ряд явлений. Статусная нестабильность. Средневековый сапожник имел мало шансов подняться по социальной лестнице, но для него практически не существовало и опасности опуститься ниже своего статуса. Он чувствовал себя спокойно, занимаясь сапожным ремеслом.

Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального падения. Статусное беспокойство во многих странах Европы и Америки традиционно в большей степени проявлял средний класс. В нашей же стране к группе, испытывающей наибольшее беспокойство, можно отнести, пожалуй, руководителей среднего и низшего уровней в системе управления. Представители высшего статусного уровня не нуждаются в борьбе за более высокий статус и редко боятся потерять его.

В обществе с относительно открытыми границами между социальными слоями одни люди могут иметь высокую скорость социальной мобильности и сделать блестящую карьеру, другие же могут быть так деморализованы, что станут искать утешение в вине, наркотиках, сексе или других развлечениях. Многие индивиды пытаются защитить свой статус через профсоюзы, союзы предпринимателей, общества актеров, юристов и т. п., которые создают некоторые социальные барьеры на пути свободной социальной мобильности. Одним из институциональных средств защиты позиций индивидов служат научные степени, звания, присваемые актерам, военным, учителям. Серьезным фактором, ограничивающим свободную социальную мобильность, могут стать требования к состоянию здоровья работающих в тех или иных областях.

Напряжение при принятии новых социальных ролей. Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряженность и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворенность. Нервная дрожь и стрессы среди вновь назначенных на более высокие должности - далеко не исключение. Кроме того, напряжение возникает из-за необходимости обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимоотношений. Процесс приспособления к новой субкультуре бывает очень сложным. Это иногда проявляется так сильно, что грозит нервными расстройствами.

Разрыв связей в первичных группах. Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают значительно более высоких статусов, чем их родители. Если, например, родители индивида принадлежат к рабочему классу, а он сам «выбился» в слой творческой интеллигенции и занимает там достаточно высокую позицию, то очевидно, что индивид и его родители должны вращаться в разных субкультурах, в двух различных социальных и интеллектуальных сферах. Общаясь со своими родителями, этот индивид будет находить все меньше точек соприкосновения, общих тем для беседы, общих взглядов на окружающую действительность. Таким образом, родители, столько сделавшие для того, чтобы их сын или дочь поднялись наверх, убеждаются в том, что между ними и детьми появилась пропасть. Для обеих сторон это очень болезненно.

Нисходящая мобильность также сможет вызывать крайне неприятные последствия для индивидов. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры между отцами и детьми.

Многие первичные группы распадаются по причине социальной мобильности. Если в дружеском кругу рабочих один из них становится мастером или старшим мастером и начинает руководить действиями своих друзей, дружеские связи почти немедленно прекращаются. Возможна даже конфронтация.

В целом социальная мобильность общества - противоречивый процесс. Если общество позволяет индивидам относительно свободно преодолевать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда плохо переносится всеми людьми, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1.Что такое социальная стратификация? В чем состоит отличие социальной стратификации от социальной дифференциации?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория индустриального и постиндустриального общества | Связь между удаленными протонами (дальняя связь)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.