Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный вопрос. Возникновение и эволюция менеджмента




Торговый капитализм продолжался в течение почти шести веков, дольше, чем какая-либо другая система. Он, без сомнения, не был совершенной системой, но работал хорошо для своего времени. Он внес свой вклад в большую часть исследований и экспериментов, которые в конечном итоге изменили мир и привели к тому, что торговый капитализм устарел.

Многие изобретения должны были появиться, прежде чем были устранены барьеры для бурного капиталистического расцвета. Джеймс Уатт должен был повертеть в руках чайник для заварки и открыть принцип, который привел к паровому двигателю. Уголь после этого стал признанным и доступным источником промышленной энергии. Новые методы в добыче руды, в транспорте, связи и производстве должны были быть восприняты, прежде чем было подготовлено основание для промышленной революции.

Одно открытие, однако, должно было затмить все другие по своей важности для истории управления. Оно называлось свободой получения прибыли и получило крещение в 1776 г. в США или, как тогда говорили, в Новом Свете. Новая нация созрела для развития новой деловой личности. Промышленные капиталисты верили в специализацию, рационализацию и делегирование задач.

Дальновидным промышленникам стало ясно, что посредством простого увеличения численности рабочих нельзя решить проблемы повышения эффективности производства. Производительность в широком масштабе стала необходимостью, и это привело к строительству более крупных заводов.

Завод, массовое производство, массовые рынки и избыток относительно малоквалифицированной рабочей силы вызвали потребность в управляющих (менеджерах), которые координировали бы разнообразные виды деятельности в рамках некой единой организационной структуры. Так зародился менеджмент - координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач. Главной целью менеджмента являлась максимизация прибыли на основе снижения издержек, в том числе и за счет эксплуатации рабочей силы.

С развитием разделения и специализации труда, увеличением масштабов производства и насыщением рынков менеджмент постепенно становился научной дисциплиной.

В табл. 1 показана эволюция менеджмента как сферы деятельности и науки.

Вообще говоря, управленческая мысль в древности и в докапиталистическое время не была направлена на управление самим производством. Этим занимались сами производители: крестьяне, ремесленники. Они выполняли все функции производства и управления своим (или привлеченных наемников) трудом. Для каждого из них был ясен конечный результат, для достижения которого они преодолевали различные возмущающие воздействия внешней среды. Их труд, выражаясь современным языком, был системным. Труд рабочих на фабрике, заводе не имеет такого высокого смысла, рабочий часто не видит результатов своего труда. Поэтому его необходимо активизировать на эффективный труд.

Возникновение менеджмента как научной дисциплины началось с поиска реализации эффективных способов достижения наибольшей выработки у рабочих.

Американский инженер Ф. У. Тейлор (1856—1915), известный как создатель научного управления, — «тейлоризма» — многие годы жизни посвятил увеличению производительности труда рабочих. Сущность его метода заключалась в анализе трудового процесса, расчленении его на отдельные операции и приемы, выборе наилучшего, в смысле минимального времени, способа выполнения приема операции и всего трудового процесса. Часто, например, приводят в качестве примера решение Ф. Тейлором задачи о выборе оптимальной нагрузки на лопату: вместо лопаты с диапазоном применяемых нагрузок от 4 до 30 фунтов была выбрана лопата с нагрузкой 21 фунт. В результате число тонн, перегружаемых одним рабочим в день, выросло с 16 до 59.

 

Таблица 1. Эволюция менеджмента конце XIX—XXI вв.

Эпохи исторического развития Характеристика производительных сил Характеристика рынка и отношение предпринимателей к рынку Задачи предпринимателей Взаимоотношения предпринимателей с государственными и общественными органами
         
Массовое производство (до конца 20-х годов) Развитие индустрии (паровая и хлопкоочистительные машины; бессемеровский процесс выплавки стали и др.), создание сети железных дорог и другой инфраструктуры. Появление новой формы социальной организации — фирмы, четкое разграничение отраслей Почти неограниченный спрос на рынке (определяется ценой). Рынок продавца. Стремление подавить или поглотить соперника. Успех фирмы, предлагающей самую низкую цену Создание и внедрение новых промышленных технологий, разработка соответствующей организации производства. Совершенствование массового производства, снижающего издержки выпуска продукции Отсутствие вмешательства со стороны государства и общества. При необходимости государственное обеспечение мер экономического протекционизма
         
Массовый сбыт (до середины 50-х годов) Пересмотр отношения к экономическому развитию как к главному двигателю социального прогресса. Насыщение рыночного спроса на основные потребительские товары, конкуренция. Разработка новых технологий. Возникновение потребности в межотраслевых организационных связях. Неравномерное научно-техническое развитие (из-за войн, наличия ресурсов и др.) Изменение соотношения и роли отраслей (устаревание традиционных и возникновение новых). Быстрое изменение структуры спроса. Изменение структуры спроса и его требований к предложению (не только ценовые, но и качественные). Ориентация предпринимателя на рынок. Рынки продавца и покупателя. Учет международной конкуренции. Внимание к низкоприбыльным рынкам (наряду с высоко - и средне-прибыльными) производствами Балансировка противоречивых требований производства. Возникновение маркетинга. Обеспечение технологических прорывов, долгосрочное и стратегическое планирование. Поддержание солидарности слоя управляющих и социальной гармонии коллектива в целом. Совершенствование маркетинга. Преодоление сопротивления консервативных управляющих, ориентация их на рассмотрение задач управления не «изнутри», как в основном управлении производством, а «извне», как ориентации на потребителя. Развитие маркетинга Начало утверждения политического и социального контроля со стороны общества. Перераспределение социальных приоритетов в пользу экологии, борьбы с инфляцией, монополистическими ограничениями. Усиление роли государственного регулирования. Государственное обеспечение протекционистских мер. Сильное вмешательство в деятельность предпринимателей во время Второй мировой войны и в период послевоенного развития.
Постиндустриальная (информационная) (с середины 50-х годов) Нехватка природных и других ресурсов, процессы глобализации Индивидуализация спроса, международная конкуренция. Развитие рынка потребителя. Усиление нестабильности Ориентация на ресурсы при сохранении задач эпохи массового сбыта. Выполнение требований социально-этического характера Усиление социально-политических связей фирм с внешней средой

 

Ф. Тейлор определил пять «органических» функций управления:

—design (проектирование);

—egniment (оборудование, административная поддержка);

—control (распорядительство (координация, контроль);

—comparisons;

—operation (изготовление).

Методы Ф. Тейлора послужили основой технического нормирования труда и того, что позже стали называть научной организацией труда.

В нашей стране идей научного управления развивались активно. Наиболее известны работы А. А. Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением вышних условий; работы А Т. Гастева и многих других ученых и специалистов по научной организации труда и управлению.

Коллега Ф. Тейлора Генри Гантт ввел систему поощрительных премий для поддержки усилий человека, а оценку этих усилий предлагалось осуществлять на основе точных заданий в форме карты-графика. Этот акцент на человеческой стороне управления впоследствии вылился в подчеркивание гуманизации процесса управления или человеческих отношений. Подход к управлению с точки зрения человеческих отношений часто связывается с теорией американского социолога Элтона Мэйо. Он первый подошел серьезно к учету интересов рабочих и доказал, что гуманное и уважительное обращение с рабочими в конце концов «окупается».

На одной текстильной фабрике Мэйо и его помощники испробовали много видов производственных стимулов. Все обмануло ожидания, даже деньга — до тех пор, пока рабочие не стали вовлекаться в принятие решений. Их личная заинтересованность в успехе своей работы вызвала увеличение выработки, несмотря на то, что машины не могли работать сколько-нибудь быстрее. Доктрина справедливого обращения с кадрами настолько принята в наши дни, что трудно представить себе бездушное обращение, существовавшее до 1900 г., когда рабочих считали животными, а позже подняли до положения машины. Боссы делали только то, что, как они полагали, должно быть сделано для предотвращения мятежа. Когда люди стали людьми, промышленность добавила к своим орудиям производства то, что никогда не признавала раньше: чувство собственного достоинства человека. Исследования показали, что:

• социальные и психологические потребности человека точно так же эффективны в качестве стимулов, как деньги;

• социально-психологическое взаимодействие в рабочей группе так же важно, как и организация Выполняемой работы;

• нельзя игнорировать человеческий фактор при любом правильном планировании управления.

Исследования человеческого фактора представляются в настоящее время одной из основных причин успеха или неудачи результатов управления.

Одновременно с Ф. Тейлором, занимавшимся совершенствованием управления рабочими в США, французский горный инженер Анри Файоль внес огромный вклад в науку управления в Европе.

В то время, как поборники научного управления делали упор на производственные проблемы промышленности, А. Файоль указывал на важность управленческой роли администратора. Он говорил, что управление играет важную роль в административной деятельности — координировании дел, больших и малых, промышленных, коммерческих, политических, религиозных и любых других.

А. Файоль полагал, что более умелое управление зависит от лучшей подготовки управляющего. Он основал школу, которая собиралась раз в неделю для изучения административных проблем практических руководителей. До своей смерти в 1925 г. в возрасте 84 лет Файоль продолжал действовать, внедряя свой деловой опыт, как на государственных, так и на частных предприятиях.

Основные административные принципы Файоля разъясняются в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г. В ней перечисляются следующие четырнадцать принципов управления:

1. Разделение труда.

2. Власть.

3. Дисциплина.

4. Единство командования.

5. Единство руководства.

6. Подчинение индивидуальных интересов общему интересу.

7. Вознаграждение.

8. Централизация.

9. Скалярная цепь (линия власти).

10. Порядок.

11.Равенство.

12.Устойчивость должностей личного состава.

13.Инициатива.

14.Честь мундира.

Три рассмотренных подхода к управлению постепенно переплетались и послужили основой для разработки различных управленческих теорий. Их выразителями были представители разных сфер бизнеса.

Влияние экономики на управление столь велико, что могут быть выделены следующие периоды, по направлению деятельности людей, занимавшихся управлением.

· Промышленный капитализм (1776—1890) был эпохой специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие из бизнесменов соглашались с философией «Богатства народов» Адама Смита в том, что одна только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Слабость промышленных капиталистов заключалась в отсутствии внимания к финансовым аспектам бизнеса.

· При финансовом капитализме (1890—1993) доминировал финансист. Не участвуя в производстве товаров, он был сосредоточен на манипуляции финансовыми ресурсами для получения наибольших прибылей. Господствовал принцип социального дарвинизма Герберта Спенсера, который учил, что «выживание самых приспособленных» в социальной сфере не только было допустимо, но и являлось наилучшим возможным путем достижения материального благополучия для всех.

· Национальный капитализм (1933—1950) — период, когда народ, представляемый правительством, вынужден был восстать и защитить себя от злоупотреблений и крайностей финансовых капиталистов. В СССР, как известно, в это время новая для всего мира система общественного устройства и хозяйствования добивалась известных успехов.

Для периода национального капитализма характерны разнообразные программы правительства. Эта особенность все еще проявляется и в нашем обществе. Действительно, необходимо продолжать предпринимать попытки поддержания слабого равновесия между бизнесом и правительством.

· Управленческий капитализм (с 1950 г.) характерен для современной эпохи, в которой люди управляют, а не владеют своими компаниями. Редко принимаются решения по индивидуальному предпринимательскому риску. В большой корпорации объединяются таланты и способности множества людей. Иногда, однако, люди теряются на фоне крупномасштабных процессов. Но выходы ищут, как правило, в совершенствовании управления.

· Постиндустриальное (гражданское) общество с элементами глобальных тенденций самоорганизации и «регулирования».

Развитие менеджмента в России

Развитие менеджмента в XVII в. Начало развития менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

В развитии системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.

Особую эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк - от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;

содействие развитию сельского хозяйства;

укрепление финансовой системы;

активизация развития внешней и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I - указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением - регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный менеджмент.

Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

Развитие управленческой мысли в XVIII в. Первая четверть XVIII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.

Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686-1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.

Во второй половине XVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано "Учреждение для управления губерний Российской империи".

Особенности управления экономикой России в XIX в. К началу XIX в. невозможность управления Государством Российским старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью.

Основные преобразования управления экономикой в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности.

Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М. Сперанский (1772-1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Спе­ранский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. Т.е. законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда - в ведении Сената, управления государством - в ведении министерств, ответственных перед Думой.

В 1864 г. Александр II утвердил "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", которым утверждалось все­сословное самоуправление.

Развитие менеджмента в XX в. В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте (1849-1915) и А.С. Столыпин (1862-1911).

Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала всё отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией.

Советский менеджмент берет отечет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие:

введение рабочего контроля;

создание Высшего совета народного хозяйства;

образование местных органов экономического управления.

Период "военного коммунизма" характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня - высший, средний и низший.

Таким образом, история менеджмента — это история людей, людей планирующих, организующих, подбирающих кадры, руководящих и контролирующих.

В данном вопросе мы рассмотрели причины возникновения менеджмента и основные этапы его эволюции. В следующем вопросе будут рассмотрены современные проблемы управления.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.