Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности деятельности учителя и учащегося при использовании различных методов обучения




Время

Обучаемость

Учебный материал

 

А)Объективная(чистая) информация Б)дидактическая обработка
- Содержание УМ; - кол-во УМ; - качество и форма(структура) изложенияУМ; - Способ и структура изложения УМ; - способ (язык, соответствие уровню подготовки учащихся) изложения УМ;
А)Обучаемость на уроках. Б)обучаемость во внеурочной деятельности.
-Уровень общей подготовки обучаемых; - способности к овладению определенным учебным материалом, усвоению знаний, умений, навыков; - общие способности к учебно-познавательной деятельности; - общая характеристика протекания основных психических процессов: внимания, мышления, памяти; - особенности нервной системы; - мотивация обучения; - темпы усвоения знаний, умений, навыков; - здоровье учащихся их возраст, ценностные ориентации; - дисциплинированность, ответственность, ориентация на будущую профессию. - Самоконтроль, воля и настойчивость; - целенаправленность; - умение учится; - режим и организация; - работоспособность; ценностные ориентации; - стимулирование и мотивация; - состояние здоровья; - особенности восприятия, познавательной деятельности в целом; - способности, скорость запоминания и усвоения; - возрастные и индивидуальные особенности.  
А)затраты времени непосредственно на уроке Б) затраты времени на самоподготовку
- время восприятия и первичного усвоения знаний; - закрепление и упрочение изученного; - периодичность контролирования, повторения и закрепления; - время прошедшее после завершения обучения; - время сохранения информации в памяти; - время на закрепление и применение знаний, умений; - время на повторение изученного, на систематизацию.   - Время на выполнение домашних заданий; -на чтение дополнительной литературы; - посещение факультативов и дополнительных занятий; - участие в работе кружков, занятий по интересам.

Лекция 3.Тема: Закономерности и принципы обучения.

  1. Понятие о принципах обучения.

2.Принципы обучения.

3. Закономерности обучения.

1. Понятие о принципах обучения.

Принцип обучения.
Дидактическое правило Это основанное на общих принципах описание учебного процесса в определенных условиях для достижения определенной цели, т.е.руководящее положение, которое раскрывает отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
Принцип обучения Это основное положение. Определяющее содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии сего общими целями и закономерностями.
Принцип Общее руководящее положение, требующее последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

Функции педагогических принципов заключаются в следующем:

1.Посредством их более подробно раскрываются цели обучения.

2. Используются как критерии эффективности протекания педагогического процесса.

3. Используются для построения педагогического процесса, т.е. отбора его содержания, методов, средств, форм и связи между ними.

2. Принципы обучения.

Название принципов Характеристика принципов
Принцип воспитывающего и развивающего обучения Выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию личности каждого учащегося. Основывается на объективной закономерной связи между обучением и воспитанием. Характер и результаты воспитания в процессе обучения, степень влияния на обучение и развитие учащихся и направленность этого процесса определяются целями, методами и организационными формами обучения и личностью учителя.
Принцип связи обучения с жизнью Основа этого принципа - теория познания. Реализация его в обучении(в содержании, методах и организационных формах) важна и в психологическом, и в педагогическом плане: он способствует формированию мировоззрения, повышает значимость учебной деятельности в сознании учащихся, придает ей осмысленный характер, способствует конкретизации знаний и формированию умения применять их на практике.
Принцип систематичности и последовательности В его основе лежат объективные закономерности познания и обучения: систематический характер научных знаний, мышления и обучения. Основы наук, изучаемые в школе, представляют собой системы логически взаимосвязанных понятий, законов, теорий, отражающих объективные связи реальной действительности.
Принцип сознательности и творческой активности учащихся В педагогике установлена объективная закономерная связь между характером, степенью активности учащихся\ и результатами обучения – образовательными, воспитательными и развивающими. Определена ведущая роль педагога в организации учебной деятельности учащихся и доказана необходимость постепенной передачи в их руки учебных действий пол мере того, как они овладевают умением выполнять эти действия самостоятельно.
Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся Выражает необходимость воспитывать класс как единый ученический коллектив, создавая условия для активной, организованной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику с целью успешного обучения и развития положительных задатков. Гармонического сочетания коллективной и индивидуальной учебной деятельности создает оптимальные условия для успешного решения задач обучения.
Принцип положительного эмоционального фона Опирается на современные научные представления о роли эмоций в человеческой деятельности. Работа, которой человек увлечен, дает хороший результат. Работа вызывающая отрицательные эмоции, угнетает силы и потому малопродуктивна.
Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления Поскольку мышление детей развивается от конкретного к абстрактному, наглядность традиционно признается исходным началом обучения. Кроме того, наглядность дает учащимся убежденность в истинности наблюдаемого, но всякое восприятие происходит при активном мышлении и в той или иной мере предполагает познавательную задачу.
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся В его основе лежат объективные закономерности памяти, ее роли в психической жизни человека. Этот принцип в современном понимании связан с принципами сознательности и активности, систематичности и последовательности.
Принцип научности и посильной трудности обучения Указывает на необходимость учета возрастных возможностей школьников в процессе приобщения их к научным знаниям.

Задание Проанализировать принципы обучения. Изучив различные теоретические источники выявить дополнительные принципы обучения. В учебнике «Педагогика» Подласого И.П. проанализировать правила обучения. Каково соотношение принципов и правил обучения?

 

3.Закономерности обучения.

Закон – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и в обществе.

Закономерность – отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.

Закономерности действующие в учебном процессе можно подразделить на общие и частные.

Общие – охватывающие своим действием всю систему.

Частные – охватывающие отдельные элементы системы.

Общие закономерности.

- Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества;б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей пед. практики;

- Содержание обучения зависит от: а)общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического процесса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;

- Закономерности качества обучения:

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а)продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б)характера и объема изучаемого материала; в) организационно - пед. воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.

-Закономерности методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей(обучаемости) учащихся; в) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса;

- Закономерности управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.

- Закономерности стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов(мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Конкретные закономерности еще более конкретизируют зависимости обучения от различных аспектов.

Еще один способ классифицировать закономерности представлен в таблице.

Закономерности обучения
Внутренние Внешние
Зависимость развития обучения от способа разрешения основного противоречия между познавательными и практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития. Социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения.
Отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном уровне.
Подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика. Воспитывающий и развивающий характер обучения.
Заданная структура, т.е. при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения – к навыку. Зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

 

Задание Проанализировать приведенные закономерности, изучив теоретические источники сопоставить приведенные закономерности с дополнительно найденными. Какие еще виды классификации закономерностей существуют в теории педагогики?

 

Лекция4. Тема: Методы обучения.(МО)

1. Понятие о методах обучения, классификации методов обучения.

2.Особенности деятельности учителя и учащегося при использовании различных методов обучения.

3.Активные методы учения.

1. МО– это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.(Ю.К.Бабанский)

МО – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования.(И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин)

МО – это упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения.(И.П.Подласый)

Классификации методов обучения

Классификация И.Я.Лернера, Скаткина

По уровню активности познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративный - Рассказ - лекция - объяснение - работа с учебником - демонстрация картин, кино- и диафильмов
Репродуктивный
Проблемное изложение изучаемого материала
Частично-поисковый, или эвристический

Классификация методов обучения М.А.Данилова.

  По функциям Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся - рассказ - объяснение - школьная лекция -иллюстрирование - демонстрация
  Методы закрепления изучаемого материала - беседа - работа с учебником
  Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала - работа с учебником лабораторные работы
  Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков
  Методы проверки знаний, умений и навыков учащихся.
  Традиционная классификация методов обучения
По источникам познания Словесные Рассказ, лекция, объяснение, беседа, инструктаж и т.д.
Практические Упражнение, тренировка
Наглядные Иллюстрирование, показ, предъявление материала, демонстрация картин, кино- и диафильмов
           

Классификация методов обучения Г.И.Щукиной

На основе структуры личности Методы формирования познания Рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование
Методы формирования поведения Упражнение, тренировка
Методы формирования чувств Одобрение, похвала, порицание

 

 

Классификация методов обучения по Бабанскому Ю.К.

Основные группы методов обучения Основные подгруппы методов обучения Отдельные методы обучения
1.Методы стимулирования и мотивации учения 1.1.Методы формирования мотивации интереса к учению   1.2.Методыформирования долга и ответственности Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др. Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.
2.Методы осуществления и организации учебных действий и операций. 2.1.Перцептивные методы(передача и восприятие учебной информации посредством чувств.
Словесные методы Лекция, рассказ, беседа и др.
Наглядные методы Методы иллюстрации, демонстрации, кинопоказа и др.
Аудиовизуальные методы Сочетание словесных и наглядных методов
Практические методы Методы упражнений, проведения опытов, выполнения трудовых заданий и др.
2.2.Логические методы (организация и осуществление мыслительных операций) Индуктивный, дедуктивный, метод аналогий и др.
2.3.Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) Проблемно-поисковые(проблемное изложение, эвристический метод и др.) Репродуктивные(инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.) методы  
2.4. Методы самостоятельного управления учебными действиями Самостоятельная работа с книгой, приборами, объектами труда и др.
3. Методы контроля и самоконтроля 3.1.Методы контроля Методы устного, письменного, лабораторного, машинного контроля. Методы самоконтроля.

 

Польский ученый – педагог К.Сосницкий выделял 2 основных метода учения:

1-искусственное; 2- естественное;

и два метода обучения:

1-преподносящее; 2- поисковое.

В классификации В. Оконя выделяется 4 гр. методов:

Методы усвоения знаний(познавательная активность репродуктивного характера) Беседа, дискуссия, работа с книгой, лекция.
Методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными(основаны на творческой познавательной активности) Классический проблемный метод, метод случайностей или ситуативный метод, банк идей, дидактические обучающие игры.
Экспонирующие методы Импресивные(основанные на впечатлении и переживании) и экспрессивные(основанные на выражении чувств) методы
Практические методы Упражнения, проведение опытов, выполнение заданий.
Название метода обучения Деятельность обучающего Деятельность обучаемого
Объяснительно-иллюстративный Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств. Восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации.
Репродуктивный Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций(алгоритмов) и программированного обучения. Овладение приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладение алгоритмом практических действий.
Проблемный Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотезы и показ способов их проверки. Постановка проблемы. Прослеживание за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего(проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)
Частично-поисковый, или эвристический Подведение обучаемых к постановке проблемы, демонстрации того, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Активное участие в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.
Исследовательский Предъявление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д. Освоение обучающимися приемов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения и т.д.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.