- Содержание УМ;
- кол-во УМ;
- качество и форма(структура) изложенияУМ;
- Способ и структура изложения УМ;
- способ (язык, соответствие уровню подготовки учащихся) изложения УМ;
А)Обучаемость на уроках.
Б)обучаемость во внеурочной деятельности.
-Уровень общей подготовки обучаемых;
- способности к овладению определенным учебным материалом, усвоению знаний, умений, навыков;
- общие способности к учебно-познавательной деятельности;
- общая характеристика протекания основных психических процессов: внимания, мышления, памяти;
- особенности нервной системы;
- мотивация обучения;
- темпы усвоения знаний, умений, навыков;
- здоровье учащихся их возраст, ценностные ориентации;
- дисциплинированность, ответственность, ориентация на будущую профессию.
- Самоконтроль, воля и настойчивость;
- целенаправленность;
- умение учится;
- режим и организация;
- работоспособность; ценностные ориентации;
- стимулирование и мотивация;
- состояние здоровья;
- особенности восприятия, познавательной деятельности в целом;
- способности, скорость запоминания и усвоения;
- возрастные и индивидуальные особенности.
А)затраты времени непосредственно на уроке
Б) затраты времени на самоподготовку
- время восприятия и первичного усвоения знаний;
- закрепление и упрочение изученного;
- периодичность контролирования, повторения и закрепления;
- время прошедшее после завершения обучения;
- время сохранения информации в памяти;
- время на закрепление и применение знаний, умений;
- время на повторение изученного, на систематизацию.
- Время на выполнение домашних заданий;
-на чтение дополнительной литературы;
- посещение факультативов и дополнительных занятий;
- участие в работе кружков, занятий по интересам.
Лекция 3.Тема: Закономерности и принципы обучения.
Понятие о принципах обучения.
2.Принципы обучения.
3. Закономерности обучения.
1. Понятие о принципах обучения.
Принцип обучения.
Дидактическое правило
Это основанное на общих принципах описание учебного процесса в определенных условиях для достижения определенной цели, т.е.руководящее положение, которое раскрывает отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
Принцип обучения
Это основное положение. Определяющее содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии сего общими целями и закономерностями.
Принцип
Общее руководящее положение, требующее последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Функции педагогических принципов заключаются в следующем:
1.Посредством их более подробно раскрываются цели обучения.
2. Используются как критерии эффективности протекания педагогического процесса.
3. Используются для построения педагогического процесса, т.е. отбора его содержания, методов, средств, форм и связи между ними.
2. Принципы обучения.
Название принципов
Характеристика принципов
Принцип воспитывающего и развивающего обучения
Выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию личности каждого учащегося. Основывается на объективной закономерной связи между обучением и воспитанием. Характер и результаты воспитания в процессе обучения, степень влияния на обучение и развитие учащихся и направленность этого процесса определяются целями, методами и организационными формами обучения и личностью учителя.
Принцип связи обучения с жизнью
Основа этого принципа - теория познания. Реализация его в обучении(в содержании, методах и организационных формах) важна и в психологическом, и в педагогическом плане: он способствует формированию мировоззрения, повышает значимость учебной деятельности в сознании учащихся, придает ей осмысленный характер, способствует конкретизации знаний и формированию умения применять их на практике.
Принцип систематичности и последовательности
В его основе лежат объективные закономерности познания и обучения: систематический характер научных знаний, мышления и обучения. Основы наук, изучаемые в школе, представляют собой системы логически взаимосвязанных понятий, законов, теорий, отражающих объективные связи реальной действительности.
Принцип сознательности и творческой активности учащихся
В педагогике установлена объективная закономерная связь между характером, степенью активности учащихся\ и результатами обучения – образовательными, воспитательными и развивающими. Определена ведущая роль педагога в организации учебной деятельности учащихся и доказана необходимость постепенной передачи в их руки учебных действий пол мере того, как они овладевают умением выполнять эти действия самостоятельно.
Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся
Выражает необходимость воспитывать класс как единый ученический коллектив, создавая условия для активной, организованной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику с целью успешного обучения и развития положительных задатков. Гармонического сочетания коллективной и индивидуальной учебной деятельности создает оптимальные условия для успешного решения задач обучения.
Принцип положительного эмоционального фона
Опирается на современные научные представления о роли эмоций в человеческой деятельности. Работа, которой человек увлечен, дает хороший результат. Работа вызывающая отрицательные эмоции, угнетает силы и потому малопродуктивна.
Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления
Поскольку мышление детей развивается от конкретного к абстрактному, наглядность традиционно признается исходным началом обучения. Кроме того, наглядность дает учащимся убежденность в истинности наблюдаемого, но всякое восприятие происходит при активном мышлении и в той или иной мере предполагает познавательную задачу.
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся
В его основе лежат объективные закономерности памяти, ее роли в психической жизни человека. Этот принцип в современном понимании связан с принципами сознательности и активности, систематичности и последовательности.
Принцип научности и посильной трудности обучения
Указывает на необходимость учета возрастных возможностей школьников в процессе приобщения их к научным знаниям.
Задание Проанализировать принципы обучения. Изучив различные теоретические источники выявить дополнительные принципы обучения. В учебнике «Педагогика» Подласого И.П. проанализировать правила обучения. Каково соотношение принципов и правил обучения?
3.Закономерности обучения.
Закон – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и в обществе.
Закономерность – отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.
Закономерности действующие в учебном процессе можно подразделить на общие и частные.
Общие – охватывающие своим действием всю систему.
Частные – охватывающие отдельные элементы системы.
Общие закономерности.
- Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества;б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей пед. практики;
- Содержание обучения зависит от: а)общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического процесса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;
- Закономерности качества обучения:
Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а)продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б)характера и объема изучаемого материала; в) организационно - пед. воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.
-Закономерности методов обучения.
Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей(обучаемости) учащихся; в) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса;
- Закономерности управления обучением.
Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.
- Закономерности стимулирования обучения.
Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов(мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Конкретные закономерности еще более конкретизируют зависимости обучения от различных аспектов.
Еще один способ классифицировать закономерности представлен в таблице.
Закономерности обучения
Внутренние
Внешние
Зависимость развития обучения от способа разрешения основного противоречия между познавательными и практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития.
Социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения.
Отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения.
Обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном уровне.
Подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика.
Воспитывающий и развивающий характер обучения.
Заданная структура, т.е. при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения – к навыку.
Зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
Задание Проанализировать приведенные закономерности, изучив теоретические источники сопоставить приведенные закономерности с дополнительно найденными. Какие еще виды классификации закономерностей существуют в теории педагогики?
Лекция4. Тема: Методы обучения.(МО)
1. Понятие о методах обучения, классификации методов обучения.
2.Особенности деятельности учителя и учащегося при использовании различных методов обучения.
3.Активные методы учения.
1. МО– это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.(Ю.К.Бабанский)
МО – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования.(И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин)
МО – это упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения.(И.П.Подласый)
Классификации методов обучения
Классификация И.Я.Лернера, Скаткина
По уровню активности познавательной деятельности
Объяснительно-иллюстративный
- Рассказ
- лекция
- объяснение
- работа с учебником
- демонстрация картин, кино- и диафильмов
Репродуктивный
Проблемное изложение изучаемого материала
Частично-поисковый, или эвристический
Классификация методов обучения М.А.Данилова.
По функциям
Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся
- рассказ
- объяснение
- школьная лекция
-иллюстрирование
- демонстрация
Методы закрепления изучаемого материала
- беседа
- работа с учебником
Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала
- работа с учебником
лабораторные работы
Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков
Методы проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Традиционная классификация методов обучения
По источникам познания
Словесные
Рассказ, лекция, объяснение, беседа, инструктаж и т.д.
Практические
Упражнение, тренировка
Наглядные
Иллюстрирование, показ, предъявление материала, демонстрация картин, кино- и диафильмов
1.1.Методы формирования мотивации интереса к учению
1.2.Методыформирования долга и ответственности
Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.
Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.
2.Методы осуществления и организации учебных действий и операций.
2.1.Перцептивные методы(передача и восприятие учебной информации посредством чувств.
Словесные методы
Лекция, рассказ, беседа и др.
Наглядные методы
Методы иллюстрации, демонстрации, кинопоказа и др.
Аудиовизуальные методы
Сочетание словесных и наглядных методов
Практические методы
Методы упражнений, проведения опытов, выполнения трудовых заданий и др.
2.2.Логические методы (организация и осуществление мыслительных операций)
Индуктивный, дедуктивный, метод аналогий и др.
2.3.Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)
Проблемно-поисковые(проблемное изложение, эвристический метод и др.)
Репродуктивные(инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.) методы
2.4. Методы самостоятельного управления учебными действиями
Самостоятельная работа с книгой, приборами, объектами труда и др.
3. Методы контроля и самоконтроля
3.1.Методы контроля
Методы устного, письменного, лабораторного, машинного контроля.
Методы самоконтроля.
Польский ученый – педагог К.Сосницкий выделял 2 основных метода учения:
1-искусственное; 2- естественное;
и два метода обучения:
1-преподносящее; 2- поисковое.
В классификации В. Оконя выделяется 4 гр. методов:
Методы усвоения знаний(познавательная активность репродуктивного характера)
Беседа, дискуссия, работа с книгой, лекция.
Методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными(основаны на творческой познавательной активности)
Классический проблемный метод, метод случайностей или ситуативный метод, банк идей, дидактические обучающие игры.
Экспонирующие методы
Импресивные(основанные на впечатлении и переживании) и экспрессивные(основанные на выражении чувств) методы
Практические методы
Упражнения, проведение опытов, выполнение заданий.
Название метода обучения
Деятельность обучающего
Деятельность обучаемого
Объяснительно-иллюстративный
Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств.
Восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации.
Репродуктивный
Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций(алгоритмов) и программированного обучения.
Овладение приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладение алгоритмом практических действий.
Проблемный
Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотезы и показ способов их проверки. Постановка проблемы.
Прослеживание за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего(проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)
Частично-поисковый, или эвристический
Подведение обучаемых к постановке проблемы, демонстрации того, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д.
Активное участие в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.
Исследовательский
Предъявление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д.
Освоение обучающимися приемов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения и т.д.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление