Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности публичной речи

Читайте также:
  1. I. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  2. II.Формы и коммуникативные качества педагогической речи.
  3. III. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения и клинико-диагностической картины заболеваний органов пищеварения в пожилом и старческом возрасте.
  4. III.1.1. Особенности конструкции турбогенераторов
  5. N Особенности структуры и функции обуславливают особенности в метаболизме клеток
  6. VI. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания в пожилом и старческом возрасте.
  7. VIII. Особенности банкротства кредитных организаций.
  8. Акты применения норм права (АПП): понятие, особенности и виды
  9. Алюминиевые сплавы, их свойства и особенности работы
  10. Анатомо – физиологические особенности дыхательной системы.
  11. АНАТОМО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОРНЯ
  12. Анатомо-физиологические особенности головного мозга.



План

Тема 5. Культура ораторской речи

Речевой этикет в профессиональной деятельности менеджера.

Речевой этикет играет особую роль в деятельности людей так называемых лингвистических профессий, то есть тех, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, менеджерам.

Знание и умелое использование правил речевого этикета в деятельности менеджера:

- создает благоприятное впечатление;

- способствует приобретению авторитета;

- порождает доверие и уважение;

- способствует повышению как речевой, так и общей культуры профессионала;

- имеет воспитательное значение;

- поддерживает положительную репутацию не только профессионала, но и организации в целом;

- определяет степень профессиональной пригодности человека.

Анализируя современную речевую ситуацию можно утверждать, что вежливая речь сегодня является далеко не нормой, а скорее редким исключением. Процесс демократизации языка привел к вульгаризации речи. Однако, в сфере деловых отношений ситуация быстро меняется, поскольку в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от уровня речевой культуры. Очевидно, что знание и использование речевого этикета существенно повышают уровень не только речевой, но и нравственной культуры специалиста.

1. Особенности публичной речи.

2. Оратор и аудитория.

3. Подготовка к выступлению.

4. Начало, развертывание и завершение речи.

5. Словесное оформление публичного выступления.

 

Публичная речь — это особая форма речевой деятель­ности в условиях непосредственного общения, речь, ад­ресованная определенной аудитории, ораторская речь.

Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к дей­ствию и т. д.). По своему характеру она представляет со­бой монологическую речь, то есть рассчитанную на пас­сивное восприятие, не предполагающую ответной словес­ной реакции. Крупный ученый-лингвист В. В. Виноградов писал: «Ораторская речь — особая форма драматическо­го монолога, приспособленного к обстановке обществен­но-бытового или гражданского «действа»:

По мнению специалистов, для современного монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состо­ящие из высказываний, имеющих индивидуальное компо­зиционное построение и относительную смысловую завер­шенность. Эти признаки свойственны и публичной речи.

Однако строгих границ между монологом и диалогом не существует. Почти в любом монологе присутствуют эле­менты «диалогизации», стремление преодолеть пассив­ность восприятия адресата, желание втянуть его в актив­ную мыслительную деятельность. Особенно это характерно для ораторской речи.



Если рассматривать публичное выступление с социаль­но-психологической точки зрения, то это не просто моно­лог оратора перед аудиторией, а сложный процесс обще­ния со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог. Взаимодействие между

говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность:

1. Наличие «обратной связи» (реакция на слова ора­тора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказан­ному, по отдельным репликам и опросам из зала опреде­лять, что на данный момент волнует слушателей, и в со­ответствии с этим корректировать свою речь. Именно «об­ратная связь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слу­шателями.

2. Устная форма общения. Публичная речь представ­ляет собой живой непосредственный разговор со слуша­телями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличие от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от
того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное вы­ступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Ученые ус­тановили, что при восприятии письменной речи воспро­ изводится лишь 50 % полученной информации. То же сообщение, изложенное устно и воспринятое на слух, воспроизводится до 90%.

3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. Ораторская речь, как прави­ло, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-по­пулярная, публицистическая, художественная литерату­ра, словари, справочники и др.), поэтому подготовленный текст — это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибу­ну, оратор должен не просто прочитать текст речи по ру­кописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступа­ющий начинает импровизировать с учетом реакции слу­шателей. Выступление становится спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается пе­рейти от книжно-письменных форм к живой, непосред­ственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовить­ся по законам устной речи, с расчетом на его произнесе­ние.

Таким образом, как пишут авторы учебника «Культура устной речи» (М., 1999), «книжность и разговорность — вот те опасности, которые постоянно подстерегают ора­тора». Выступающий должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный вариант речи.

4. Использование различных средств общения. По­скольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык — это главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. Важную роль в про­цессе выступления играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации (интонация, гром­кость голоса, тембр речи, ее темп, особенности произно­шения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.)

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  2. II.Формы и коммуникативные качества педагогической речи.
  3. III. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения и клинико-диагностической картины заболеваний органов пищеварения в пожилом и старческом возрасте.
  4. III.1.1. Особенности конструкции турбогенераторов
  5. N Особенности структуры и функции обуславливают особенности в метаболизме клеток
  6. VI. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания в пожилом и старческом возрасте.
  7. VIII. Особенности банкротства кредитных организаций.
  8. Акты применения норм права (АПП): понятие, особенности и виды
  9. Алюминиевые сплавы, их свойства и особенности работы
  10. Анатомо – физиологические особенности дыхательной системы.
  11. АНАТОМО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОРНЯ
  12. Анатомо-физиологические особенности головного мозга.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.166.245.10
Генерация страницы за: 0.005 сек.