КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативные барьеры и пути их преодоления
В процессе общения между партнерами могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Причины их появления весьма разнообразны: - особенности интеллекта общающихся; - неодинаковое знание предмета разговора; - различный лексикон; - социальные, политические, религиозные, профессиональные и др. различия. Выделяют логический, стилистический, семантический и фонетический барьеры. Логический барьер возникает в том случае, когда партнеры не могут найти общий язык, не понимают друг друга. В основе логического барьера часто лежат те особенности восприятия, о которых уже говорилось ранее, когда сказанное неравнозначно понятому или не соотнесено с действительностью. Примером может служить известный анекдот. Ночью раздался стук в окно. - Хозяин, дрова не нужны? - Нет, не нужны. Наутро глядь: дрова во дворе исчезли. Преодолеть логический барьер можно, если идти от партнера, пытаясь понять, как он строит свои умозаключения и в чем состоят расхождения. Кроме того, многое в понимании информации зависит и от того, насколько грамотно, ясно и лаконично мы излагаем свои мысли, осуществляя вербализацию. Стилистический барьер возникает при несоответствии формы содержанию, когда стилевые характеристики «упакованной» в словесную форму информации могут препятствовать ее восприятию. Примером стилистического барьера может стать ситуация, когда на юбилейном банкете в тостах говорят о недостатках хозяина или, пригласив на беседу, ведут односторонний монолог и т. п. Общеизвестно, что научный и канцелярский стиль больше понятен при чтении, восприятие же его на слух затруднено. Доказано, что лучше всего запоминается фраза, состоящая из 4-14 слов, поэтому во избежание стилистического барьера необходимо использовать при разговоре короткие фразы и избегать книжного языка. Чтобы быть хорошо воспринимаемым, необходимо структурировать информацию таким образом, чтобы она была взаимосвязана и одна мысль вытекала бы из другой. Существует два основных приема структурирования информации: правило рамки и правило цепи. Суть правила рамки состоит в том, что начало и конец любого делового разговора должны быть четко очерчены. Существует психологический феномен: люди запоминают лучше всего начало и конец, причем начало способствует возникновению симпатии или антипатии, что существенно влияет на слушание и доверие к партнеру. Конец же лучше остается в памяти, следовательно, прозвучавшие в конце выводы и есть то основное, что обычно запоминается аудиторией. В отличие от правила рамки, правило цепи направлено не на внешнее, а на внутреннее структурирование общения, задавая строение информации как бы изнутри. Данное правило требует, чтобы информация не представляла собой бесформенную груду разнообразных сведений, разношерстных по форме и содержанию (примером могут служить речи В.С.Черномырдина). Информация должна быть выстроена соответствующим образом, как бы соединена в цепь по каким-либо признакам. Таким образом, для преодоления стилистического барьера необходимо хорошо структурировать информацию. Семантический или смысловой барьер может вызываться разнообразными причинами: - несовпадение тезаурусов, то есть лингвистического словаря языка с полной смысловой информацией; - ограниченный лексикон одного из партнеров и богатый – у другого; - социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные и другие различия. Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера и учесть их в процессе общения. Фонетический барьер – это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Фонетические барьеры возникают каждый раз, когда тон, темп и скорость речи, качество дикции и произношения, культура речи оставляют желать лучшего. Таким образом, чтобы преодолеть фонетический барьер, необходимо постоянно работать над собой, правильно произносить слова и фразы, верно расставлять акценты, совершенствовать дикцию, избегать слов-паразитов, сленговых выражений и т. д.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |