Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сентября 2012

Золотая колесница или методика восьми колёс Тихомирова.

Автор модели – В.Д. Тихомиров

Культурно-образовательный уровень Культурно-технический уровень Культурно-организационный уровень Культурно-управленческий уровень
- убеждения - знания - уровень - культурное наследие прошлого - опыт - психологический уровень     - потребительная стоимость - научные достижения - информация - время     - организованность (дисциплина) - руководство - политическая власть (сила) - политические институты - контроль за развитием общества - система ценностей - идеология   - управляемость - порядок - экономическая власть - аппарат управления - нормирование - планирование - рынок (влияние госаппарата на рынок) - учёт (в т.ч. кадровый учёт)  
Какие мы есть Что мы имеем Как относимся к людям Как относимся к тому, что имеем
- интересы - физические состояния (способности) - здоровье - численность и состав участников - участники событий     - капитал - имущество - средства производство - продовольствие - жильё - природные ресурсы - территория   - политические отношения - трудовые отношения - услуги - религиозно-этнические отношения - семейно-бытовые отношения - безопасность - характер общения - производство - обмен - распределение - потребление - защита окружающей среды    
Быть Иметь Друг к другу Тому, что имеем
Силы – элементы системы Отношения участников

 

Ключевое в этой таблице – это люди, которые должны иметь определённую материально-техническую базу. Общественные отношения отражают связи людей друг с другом, и именно эти связи необходимо учитывать, чтобы управлять обществом. Система должна развиваться к лучшему качеству. Достижение лучшего качества требует определённого уровня культуры. Таким образом 4 нижние компонента (колеса 1,3,5,7) удваиваются. Для каждого из 4 компонентов (1,3,5,7) культура находит своё выражение:

1) улучшить «быть» (первое колесо) - значит быть более сознательным, обладать необходимой общей культурой (опытом, знанием, убеждением).

2) улучшить «иметь» (третье колесо) – это иметь что-либо более высокого качества, т.е. такого качества, которое бы смогло в большей мере удовлетворять потребности людей.

3) лучше относится друг к другу (пятое колесо) – это сочетать взаимные интересы, более цивилизованно относится друг к другу с позиции нравственных начал и с позиции права.

4) улучшить то, что мы имеем (седьмое колесо) – значит относится к окружающей среде, вещам более целесообразно, с позиции экономической культуры, т.е. разумно использовать ресурсы.

Чтобы общество развивалось равномерно, ни одно из колёс не должно превалировать над остальными колёсами. Для устойчивости движения необходимо чтобы все колёса были одного размера и равномерно крутились, это означает, что все компоненты общественной системы должны развиваться взаимосвязано и равномерно.

 

Особенности теории и практики управления.

Управление как наука и искусство.

Управление является не только наукой, но и искусством, поскольку роль интуиции в принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, особенно когда они принимаются при остром дефиците времени. Управленцы находятся в постоянном контакте с изменяющийся средой и обязаны принимать решения с учётом конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального нетривиального решения придают управлению характерные черты искусства. Таким образом, процесс управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям любой ситуации. Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, но любая импровизация опирается на глубокое знание законов. Искусство управления это способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени.

Генеалогическое древо «искусство управления».

 

В стране, которой хорошо управляют стыдятся бедности, в стране, которой управляют плохо, стыдятся богатства.

 

Особая сложность и актуальность теории и практики управления.

 

Лекция 16.10.2012

Тема: «Опыт менеджмента за рубежом. Возможность и пути его использования в России»

  1. Базовые модели менеджмента в зарубежных странах и возможности использования в России зарубежного опыта.
  2. Американский опыт менеджмента
  3. Особенности японской модели менеджмента
  4. Опыт менеджмента в странах Западной Европы

Основные факторы формирования национальных моделей менеджмента.

Формирование характерных черт национальных моделей менеджмента

 

Базовые модели зарубежного менеджмента

 

 

Сравнительная характеристика базовых моделей менеджмента.

Сравнительные параметры Западная модель менеджмента Восточная модель менеджмента
Основная цель Повышение эффективности, прирост акционерного капитала Максимальное соответствие интересам коллектива
Главный приоритет Финансовые результаты Люди
Стратегия Имеет фиксированный курс Не имеет жестко детерминированного курса
Организация управления Технократический подход Ставка на индивида Психологический подход Ставка на группу
Межфирменная взаимопомощь Наблюдается редко Широко распространена
Степень открытости фирмы для общества Высокая Менее высокая
Разделение труда Глубокая специализация Поощряется универсальность
Контроль Формализованный контроль Неформальный самоконтроль
Управленческий аппарат Сложный, дорогостоящий Дебюрократизация, отказ от излишеств в бумагах и звеньев управления
Выработка решений Использование сложных методов решения сложных проблем Упрощённое решение упрощенных проблем
Распределение полномочий в управлении Большая часть важных вопросов решается высшими руководителей и специалистами Значительную часть вопросов решают низовые управленцы
Наиболее ценимые качества работников Профессионализм, инициативность, энергичность Способность к адаптации, непрерывному обучению, преданность фирме, мудрость
Изменчивость кадрового состава Высокая мобильность персонала Стабильность кадрового состава
Статусные различия работников Существенные различия Максимально сглаженные

 

Направления эволюции базовых моделей менеджмента.

 

Возможность и пути использования зарубежного опыта менеджмента

 

 

Необходимость применения зарубежного опыта управления.

  1. недостаток собственного опыта управления в условиях рынка
  2. оценка достигнутого уровня развития собственного менеджмента
  3. выявление соответствие направлений развития отечественного управления общемировым тенденциям
  4. улучшение условий для сотрудничества и конкуренции с зарубежными фирмами
  5. развитие интеллектуальных способностей собственных учёных и практиков
  6. улучшение имиджа страны, фирм, менеджеров
  7. предотвращение ошибок (управленческих), предотвращение управленческих рисков (риска принятия ошибочного управленческого решения)
  8. заимствование достижений

 

2 вопрос: Американская модель управления.

 

 

3 вопрос: Японская модель управления.

 

 

4 вопрос: Западная модель.

 

Что такое «Сравнительное управление»

Глобализация не приводит к стиранию культурных различий, скорее, наоборот, усиливает национальное и культурное разнообразие в современном мире.

Глобализация экономики, развитие информационных и коммуникационных технологий, повышение роли факторов культуры в обеспечении конкурентоспособности стран и фирм делают актуальным сравнительный анализ национальных моделей менеджмента.

С 1950-х годов стали проводится исследования межкультурных различий в управленческой практике.

4 основных подхода:

- Социально-экономический

- Экологический

- Поведенческий

- Эмпирический

 

Сравнительный менеджмент в России

- Копирование

- Адаптация

 

Понятие «культура»

Культура - это совокупность ценностей и норм общества.

Характерные черты

Факторы национальной культуры:

-понятие индивидуальной свободы, семьи

-система приобретения знаний

-отношение к собственности

-политическое устройство

-религия

-отношение к здоровью и отдыху

Ценностный подход

Базовые ценности Инструментальные ценности
Жизненный комфорт, безопасность семьи, зрелая любовь, социальное признание, захватывающая (полная событиями) жизнь, удовольствие, чувство завершенности, мудрость, спасение (в христианском понимании), мир в мире, свобода, самоуважение, красота в мире, счастье, настоящая дружба, равенство, внутренняя гармония, национальная безопасность Стремление к карьере (амбициозность), великодушие, логичность, широта, взглядов, готовность помочь, влюблённость, способности (потенциальные возможности), честность, готовность подчиняться, бодрость\весёлость, воображение, вежливость, чистоплотность\опрятность, независимость.

Классификация деловых культур

По организации коммуникаций:

-низкоконтекстные (закрытые)

-высококонтекстные (открытые)

Классификация культур Льюиса

- Моноактивная (немцы, англичане, американцы, австралийцы, новозеландцы, скандинавы кроме финнов)

- Полиактивная (испанцы, итальянцы, латиноамериканцы, арабы)

- Реактивная (японцы, китайцы, финны)

Модели организации:

-пирамида людей

-хорошо работающая машина

-деревенский рынок

-семья

Европейские теории менеджмента

Макс Вебер (1864-1920)

Бюрократический менеджмент: теория бюрократического построения организации и системы управления

«Бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определённость, непрерывность и предсказуемость»

Анри Файоль (1841-1925)

Административный (классический) менеджмент – 6 видов деятельности в организации:

-техническая

-коммерческая

-финансовая деятельность

-обеспечение безопасности

-анализ и учёт

-управление: планирование, организация (распорядительство, координация) и контроль.

Кароль Адамецки (1866-1933)

1) рационализация («гармонизация») трудовых и производственных процессов

2) четыре основных закона эффективной и безопасной организации труда:

- возрастающего производства

- специализации труда

- концентрации производства

- гармонии труда

3) теория контроля

Питер Друкер (1909-2005)

«Управление по целям», 1954

SMART метод – «умные» задачи

- Specific (конкретны)

- Measurable (измеримые)

- Achievable (достижимые)

- Realistic (реалистичные)

- Time-related (ограничение по времени)

 

MBO – management by adjectives (цикл менеджмента)

Супервизор (руководитель) – субординат (подчинённый)

- План совместный

А) поставить цели

Б) установить стандарты

В) выбрать действия

- Действия индивидуальные

А) персональные задачи субордината

Б) осуществление поддержки супервизором

- Контроль совместный

А) мониторинг результатов

Б) обсуждение исполнения

В) пересмотр цикла MBO

Американские теории менеджмента

Фредерик Тейлор – школа научного управления – принципы оценки и рационализации трудовых затрат, управления производством, НОТ.

Фрэнк (1868-1924) и Лилиан (1878-1972) Джилбрет

Повышение прибыли владельцев и удовлетворённости работающих

- определить с помощью изучения движений наилучший способ работы для каждого рабочего для каждого вида труда

- научная организация труда (НОТ)

- моральное развитие работников, формирование стремления к здоровому образу жизни

«самое важное в жизни – это человек на своем месте»

 

Гаррингтон Эмерсон (1853-1931)

- «Двенадцать принципов производительности»

- Конечная цель – устранение потерь

Контроль – как важнейшая функция управления должен быть точным, достаточным, непрерывным и быстрым.

«Работа должна доставлять удовольствие и всегда преследовать достижение определённых целей в конкретные сроки, выполняться без лишних усилий и оптимальными способами»

 

Американские теории менеджмента (2)

Гуго Мюнстерберг – школа «человеческих отношений»: на каждом месте должен стоять человек, наиболее для этого пригодный.

 

Мари Паркер Фоллет (1868-1933)

Гибкость и гармония во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими

- Приёмы психологии и социологии для изучения предприятия

- Концепция социальных конфликтов

- Концепция наделения властью

«Менеджмент – это искусство добиваться результатов посредством действий других»

 

Элтон Мэйо (1880-1949)

- социальные условия труда влияют на результат (производительность) труда

- Органический и гуманистический подходы к управлению

- Понятие «неформальная группа»

- Неформальные отношения не могут оставаться стихийно регулируемыми

«Менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе»

 

Американские теории менеджмента (3)

Вальтер Дилл Скотт (1869-1955) – «менеджеры должны смотреть на рабочих не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных.

Абрахам Маслоу (1908-1970)

Дуглас Мак-Грегор

 

Ситуационные теории «7-S» и «Z»

Теория «7-S»:

- стратегия, структура, системы, штат, стиль, квалификация, разделение ценности

- только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих

 

Теория «Z» Уильям Оучи – из теорий «X» и «Y»:

- долгосрочный наем кадров

- групповое принятие решения

- индивидуальная ответственность

- медленная оценка кадров и их умеренное продвижение

- неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами

- неспециализированная карьера

- всесторонняя забота о работниках

 

Современные теоретические предпосылки американского менеджмента

Организационная культура – мощный инструмент управления:

- усиление роли технократизма

- увеличение демократизации управления

- международный характер управления

Практика американского менеджмента:

- полезность, рационализм и индивидуализм

- замкнутость общества, патриотизм

- время-деньги

- правдивость

- деловая ориентация

- «Бедность – это результат собственной лени и безответственности»

- секрет успеха американских компаний – рациональное использовании управленческого персонала

- любая компания нацелена на удовлетворение запросов рынка

- управление на основе определения индивидуальных целей

- «выигравший получает всю сумму, проигравший – ноль»

- искусство убеждать других

- личная конкуренция – плюсы и минусы

 

Практика европейского менеджмента

Производственные отделения или группы подразделений по различным сферам деятельности

Количественные показатели

 

Практика японского менеджмента

Сущность – управление людьми, точнее - группами людей

Преклонение перед трудом, прилежание, сдержанность

Важность, ценность, признание личности другими людьми.

  1. рабочий достаточно разумен, чтобы самостоятельно увеличивать производительность и качество своего труда.
  2. рабочий стремится сделать свою работу лучше
  3. рабочие образуют «семью»
  4. группа важнее отдельной личности
  5. партнёрство и сотрудничество в производственных отношениях

 

Лекция 06.11.2012

Инструменты стратегического менеджмента в организации

  1. Применение GAP-анализа на этапе стратегического контроллинга

GAP-анализ – анализ стратегического разрыва

Разрывы связаны со следующими позициями:

  1. возможными результатами реализаций различных бизнес-стратегий
  2. сегментами рынка
  3. продуктами (потребностями, нуждами)
  4. имиджем компании или её продуктов
  5. маркетинговой активностью компании
  6. конкуренция в маркетинговой деятельности

GAP-анализ как инструмент контроллинга за результатами реализации различных бизнес-стратегий:

  1. сопоставляются два фактора – цель компании и стратегия её достижения
  2. цель – определить существующее положение предприятия и ту цель, которую оно должно достичь

 

определить действия в направлении создания и поддержания конкурентных преимуществ для преодоления разрыва

 

определение набора мероприятий

 

определение стратегических альтернатив

       
   


развитие бизнеса поддержание бизнеса свертывание деятельности

       
   


оценка привлекательности стратегических альтернатив

 

Применение GAP-анализ для контроллинга за результатами анализа сегментов рынка:

  1. цель – обнаружить несоответствия между потребностями потребителей и предложением продуктов на исследуемом рынке
  2. в основе анализа лежит концепция персептивной картографии, которая предполагает выявление рыночных люфтов (разрывов):

1) выделение критериев, значимых для исследуемого рынка

2) использование в качестве осей персептивного пространства

3) размещение относительно осей и друг друга предлагаемых на исследуемом рынке продуктов, которое основывается на восприятии потребителями выгод, предлагаемых продуктами

4) пространство, незанятое на карте, определяет несоответствия между потребностями клиентов в товарах (услугах) и предложением товаров (услуг) на исследуемом рынке à позволяет определить, какие товары (услуги) должны быть представлены в будущем для удовлетворения потребностей клиентов на исследуемых сегментах рынка.

GAP – анализ применительно к продуктам:

Цель – поиск несоответствий между специфическими потребностями и удовлетворяющими их продуктами в рамках одного сегмента.

По схеме проведения этот вид GAP-анализа повторяет предыдущий.

GAP-анализ применительно к имиджу компании или её продуктов:

Цель-исследование воспринимаемого целевыми сегментами имиджа компании, её продуктов, в том числе относительно конкурентов.

Процедура рассматриваемого вида анализа повторяет схему проведения двух предыдущих его модификаций.

GAP-анализ применительно к маркетинговой деятельности:

Цель – анализ использования каналов дистрибуции, продвижения, влияния общественных отношений и государства на деятельность компании.

Все виды GAP-анализа являются инструментами целеполагания, т.к. результаты анализа могут быть использованы для параметризации целей, для разработки целей на следующий период.

 

ABC-анализ

- объемно-стоимостной анализ

- предполагает классификацию ресурсов по степени их важности

- в основе метода лежит принцип Парето: «20% всех товаров дают 80% оборота»

- запасы подразделяются на 3 группы – A, B, C

 

Группа A Группа B Группа C

10% запасов 20% запасов 70% запасов

70% затрат 20% затрат 10% затрат

 

  1. проанализировать текущее состояние запасов, статистику продаж.
  2. провести раскладку по группам A, B, C
  3. разработать матрицу контроля товародвижения
  4. решением проблемы с различными сортами продукции – отказ от дифференциации продукции по сортам
  5. проведение работы с поставщиками и попытка унифицировать написание наименований, артикулов, цветов.

 

XYZ-анализ.

Позволяет анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес-процессов и бизнес-объектов.

Позволяет классифицировать запасы, рассмотренные при проведении ABC-анализа, в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в будущем.

Классификация на 3 группы – X, Y, Z.

 

Категория X:

- стабильные показатели реализации

- незначительные колебания по их величине

- высокая точность прогноза

 

Категория Y:

-известные тенденции в реализации

-средние возможности прогнозирования

 

Категория Z:

-реализуются нерегулярно

-точность прогнозирования из реализации невысока

 

CVP-анализ как инструмент стратегического контроллинга.

 

Предполагает изучение взаимосвязи между объёмом производства, себестоимостью (затратами) и прибылью.

Затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Данный вид анализа помогает определить объём продаж, необходимый для покрытия затрат и достижения желаемой прибыли.

CVP-анализ – определение точки безубыточности

Точка безубыточности – объём продукции обеспечивает равенство выручки и суммы всех затрат (постоянных и переменных), а прибыль здесь равна нулю.

Два подхода к определению точки безубыточности:

- с помощью уравнения:

Количество реализованной продукции, соответствующее точке безубыточности = постоянные затраты / (цена единицы продукции – переменные затраты на единицу продукции)

- методом маржинального дохода

Вариант маржинальной прибыли Стратегия поведения
   
1. товар не окупает прямые переменные издержки - Прекратить производство: - прекратить продажу товаров - изучить возможности продажи соответствующих производственных мощностей.
- изменить цену – изучить потенциал рынка по повышению цены
- Разработать программу снижения затрат: - Определить, является ли уровень возможного снижения затрат достаточным для того, чтобы гарантировать? положительный вклад в прибыль компании - можно ли при этом сохранить уровень потребляемых качеств товара?
2. товар окупает переменные издержки и небольшую часть постоянных издержек - проанализировать структуру себестоимости, конкурентоспособность и необходимые в будущем инвестиции
- Ответить на следующие вопросы: Будут ли будущие потребности в денежных средствах для сохранения конкурентоспособности конфликтовать с необходимостью инвестиций в продукты с большей маржинальной прибылью. Если ответ положительный, то возможно постепенное прекращение производства продукции. Покрывает ли маржинальная прибыль постоянные издержки, прямо связанные с этим продуктом? Если ответ отрицательный, то необходимо изучить возможность снижения издержек или инвестирования средств под будущий рост. Возможно ли повышение рыночной цены для увеличения маржинальной прибыли? Если ответ положительный, то необходимо немедленно повышать цены, обращая при этом особое внимание на набор цен по всей товарной группе.
3. Товар покрывает собственные прямые переменные издержки и большую часть общих постоянных издержек Необходимо стимулировать рост продукта для увеличения продаж и прибыли. Для этого нужно: -сконцентрировать инвестиции на продукте для повышения конкурентоспособности за счёт повышения потребительской ценности для покупателей. -вкладывать средства в набор инструментов маркетинга для увеличения сбыта -изучить потребности в новых производственных мощностях

Приближение метода CVP-анализа к реальному миру осуществляется с помощью приёма, известного как «чувствительный анализ».

Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности – величина выручки, которая находится за точкой безубыточности. Её сумма показывает, на какую величину может сократиться выручка до появления убытка.

Оценки цен и затрат на будущие периоды для приближения анализа к реальной ситуации:

1) уже функционирующая компания берет эти значения из собственной статистики затрат и поведения цен с учётом будущих изменений в экономике

2) вновь создаваемые фирмы производят расчёт по аналогии с фирмами уже действующими в этой отрасли

3) фирме, которая будет действовать в ещё не существующем секторе, следует ориентироваться на тщательную калькуляцию затрат и маркетинговые исследования рынка.

ABC-анализ, XYZ-анализ, CVP-анализ являются источниками для параметризации целей.

ABC-анализ – разработанные в процессе анализа формы контроля позволят определить, какими методами будут контролироваться товарные группы в процессе реализации стратегии.

XYZ-анализ – показатель для параметризации целей – нормативы коэффициента вариации.

CVP-анализ – инструмент параметризации целей – расчёт точки безубыточности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анри Файоль | Социально-экономическая сущность и функции финансов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.