Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, признаки и принципы государственного управления




 

Государственное управление — это нормотворческая и распорядитель­ная деятельность властных уполномоченных субъектов с целью органи­зующего влияния на соответствующие общественные отношения и про­цессы в экономической, социально-культурной и административно-по­литической сферах, а также внутриорганизационная деятельность аппа­рата всех государственных органов по обеспечению надлежащего испол­нения возложенных на них задач, функций и полномочий.

Государственному управлению свойственны следующие характерные чер­ты:

-общегосударственный характер, поскольку оно охватывает наиболее важ­ные стороны жизни государства и общества;

-направленность на исполнение Конституции и законов Украины (подзаконная деятельность);

-юридически - властный, распорядительный характер;

-организационное содержание, т, е. регулирование и координация совместной деятельности людей;

-активность и целенаправленность;

-беспрерывное и постоянное осуществление.

Государственное управление осуществляется в соответствии с прин­ципами, закрепленными Конституцией Украины. В современной юриди­ческой литературе система принципов государственного управления, как правило, не рассматривается. Однако, следует отметить, что любая деятельность, а тем более управленческая, имеет какую-либо основу. Кон­ституция Украины дает возможность отнести к принципам государствен­ного управления следующие: ответственность органов исполнительной власти (должностных лиц) за порученное дело перед человеком и госу­дарством; верховенства права; законность; участие граждан и их объеди­нений в управлении; равноправие граждан в управлении; гласность.

Принцип ответственности органов исполнительной власти (должно­стных лиц) за порученное дело перед людьми и государством следует из содержания статей 13,17,19 Конституции Украины и др. Согласно статье 3 Конституции государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека являются главной обя­занностью государства. Органы исполнительной власти ответственны пе­ред Президентом Украины, подконтрольны и подотчетны Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных статьями 85 и 87 Конституции Ук­раины, органам исполнительной власти высшего уровня, а также район­ным и областным радам в пределах, установленных законом. Решения выс­ших органов являются обязательными для нижестоящих в соответствии с разделением их полномочий. Взаимоотношения высших и низших орга­нов исполнительной власти осуществляются на основе субординации.

Принцип верховенства права в Украине закреплен в статье 8 Кон­ституции. Согласно ему Конституция Украины имеет наивысшую юри­дическую силу, а ее нормы являются нормами прямого действия. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конститу­ции Украины и должны соответствовать ей.

Принцип законности непосредственно связан с принципом верховен­ства права и вытекает из него, а также базируется на положениях Конститу­ции Украины, в соответствии с которыми Украина является суверенными и независимым, демократическим, социальным, правовым государством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их дол- жностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах пол­номочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Укра­ины. Законность должна быть реальной. Реальность законности гарантиру­ется в первую очередь обязанностью государственных органов и их должно­стных лиц придерживаться ее, ответственностью перед народом Украины, а также судебным контролем, прокурорским надзором, контролем со сторо­ны специально созданных органов исполнительной власти (инспекций, ад­министраций, комиссий, комитетов) и правом граждан на обращение в го­сударственные и общественные органы, в том числе суд.

Согласно статье 38 Конституции Украины граждане имеют право участвовать в управлении государственными делами, всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления. В осуществлении функций государственного управления граждане участву­ют путем объединения в политические партии и общественные органи­зации. Через такие объединения граждане осуществляют защиту своих прав и свобод, удовлетворяют политические, экономические, соци­альные, культурные и другие интересы.

Граждане пользуются равным правом доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления. Они име­ют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, эт­нического и социального происхождения, имущественного положения, места проживания, и другим признакам. Конституционные права и сво­боды гарантируются и не могут быть отменены. Ограничения на участие в государственном управлении устанавливаются исключительно закона­ми (осужденные к наказанию в виде лишения свободы, недееспособные).

Принцип гласности в государственном управлении связывается в первую очередь со свободным доступом гражданам к информации о дея­тельности органов исполнительной всех уровней, кроме сведений, кото­рые являются государственной тайной или другой защищенной законом тайной, а также к информации, которая касается их лично. Каждому га­рантируется право свободного доступа к информации о состоянии окру­жающей природной среды, качестве продуктов питания и бытовых пред­метов, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена (статья 50 Конституции).

Каждому гарантируется право знать свои права и обязанности. Зако­ны и другие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, должны быть доведены до ведома населения в по­рядке, установленном законом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.