Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, предмет и метод административного права




Тема 2. Предмет, метод и система административного права.

1.Понятие, предмет и метод административного права.

2.Система административного права.

3.Взаимодействие административного права с другим отраслями права.

4.Источники административного права.

 

 

 

Административное правоэто отрасль права (совокупность правовых норм), которая регулирует с целью реализации задач и функций государ­ства общественные отношения управленческого характера, возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов испол­нительной власти, внутри- организационной деятельности других государ­ственных органов, а также в процессе осуществления негосударственны­ми субъектами внешних юридически-властных полномочий.

Административное право является самостоятельной отраслью пра­ва, с помощью которой государство регулирует однородные обществен­ные отношения в сфере публичного управления, развивает и укрепляет его демократические основы.

Административное право занимает особу роль в механизме правового влияния - оно выступает необходимым и важным инструментом управ­ления социальными процессами в обществе. Иначе говоря, администра­тивное право — это управленческое право, которое отличается от других отраслей права спецификой предмета, методом регулирования и структур­ными особенностями (системой расположения нормативного материала).

Предмет административного права (как отрасли) составляет широ­кий комплекс общественных отношений, возникающих в сфере публич­ного управления.

Круг общественных отношений, регулируемых этой отраслью прав, до­статочно разнообразен. Наряду с управленческими отношениями, в рам­ках которых непосредственно реализуются функции и полномочия орга­нов исполнительной власти, в его предмет включаются также охранитель­ные и правообеспечительные отношения, отношения внутриорганизаци­онной деятельности других государственных органов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением некоторыми общественными орга­нам и и организациями внешне - властных функций и полномочий.

Вместе с тем благодаря используемому административным правом методу правового воздействия на регулируемые им общественные отно­шения создается определенный правовой режим организации и деятель­ности всех участников упомянутых общественных отношений, которые составляют предмет административного права. Это значит, что для характеристики административного права как отрасли права и элемента единой правовой системы кроме выяснения круга регулируемых им об­щественных отношений чрезвычайно важно установить также особенно­сти используемого им метода правового регулирования.

Под методом правового регулирования понимается совокупность при­емов, средств и способов правового воздействия на общественные отно­шения, составляющие предмет данной отрасли права. Для администра­тивного права, как в принципе и для любой другой отрасли, характерно использование всей совокупности приемов и средств, обусловленных са­мой природой юридических норм, призванных упорядочивать и регули­ровать общественные отношения.

В процессе реализации правового воздействия на общественные от­ношения им используются:

1) предписание (т. е. возложение прямой юридической обязанности совершить определенное действие);

2) запрет (возложение прямой юридической обязанности не совер­шать определенные действия);

3) дозволения (т. е. предусмотренное правом разрешением совершать определенные действия по своему усмотрению).

В административно-правовом регулировании проявляются опреде­ленные особенности правового воздействия на общественные отноше­ния, составляющие предмет административного права. Наиболее отчет­ливо эти особенности проявляются в следующем:

Во-первых, для него характерны юридически властные предписания (рас­поряжения) субъекта управления, обязывающие другую сторону подчи­ниться заключенному в этих предписаниях требованию. В силу этого дру­гая сторона управленческого отношения (объект управления) не может за­нимать равного положения с органом выступающим в роли управляющего субъекта. Она находится у субъекта управления в известном подчинении.

Во-вторых, юридически властные предписания субъекта управления выражают его одностороннюю волю как полномочного представителя со­ответствующего государственного органа, которому принадлежит реша­ющая роль в организации соответствующих общественных отношений.

Односторонность юридически властных (обязательных) предписаний соответствующих органов государственной исполнительной власти выража­ется в том, что только они уполномочены принимать окончательные реше­ния по вопросам, возникающим в практике государственной управленчес­кой, правоохранительной или правообеспечительной деятельности.

Суть административно-правового регулирования состоит в том, что ни кто, кроме данного органа, являющегося субъектом управления в данном правоотношении, не располагает достаточными полномочиями для реше­ния тех или иных вопросов, возникающих в процессе исполнительно-распорядительной, правоохранительной или правообеспечительной деятельно­сти. Иными словами, властность, односторонность и юридическая обяза­тельность предписаний соответствующих органов государственной испол­нительной власти являются неотъемлемыми свойствами административно- правового регулирования во всех возможных случаях его конкретного ис­пользования. Практически они характерны не только для предписаний и запретов, где односторонность и властность выражены особенно рельефно (например, приказ руководителя предприятия или учреждения; примене­ние административной ответственности за нарушение правил техники бе­зопасности и т. п.), но и для дозволений, где нет прямой юридической обя­занности совершить определенные действия или воздержаться от них.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что администра­тивно-правовой метод отображает властную природу государственного управ­ления, односторонность и юридическую обязательность предписаний его уча­стников, которые осуществляют управление, а урегулированные этим мето­дом отношения определяются как отношения власти и подчиненности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.