КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, предмет и метод административного права
Тема 2. Предмет, метод и система административного права. 1.Понятие, предмет и метод административного права. 2.Система административного права. 3.Взаимодействие административного права с другим отраслями права. 4.Источники административного права.
Административное право — это отрасль права (совокупность правовых норм), которая регулирует с целью реализации задач и функций государства общественные отношения управленческого характера, возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти, внутри- организационной деятельности других государственных органов, а также в процессе осуществления негосударственными субъектами внешних юридически-властных полномочий. Административное право является самостоятельной отраслью права, с помощью которой государство регулирует однородные общественные отношения в сфере публичного управления, развивает и укрепляет его демократические основы. Административное право занимает особу роль в механизме правового влияния - оно выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Иначе говоря, административное право — это управленческое право, которое отличается от других отраслей права спецификой предмета, методом регулирования и структурными особенностями (системой расположения нормативного материала). Предмет административного права (как отрасли) составляет широкий комплекс общественных отношений, возникающих в сфере публичного управления. Круг общественных отношений, регулируемых этой отраслью прав, достаточно разнообразен. Наряду с управленческими отношениями, в рамках которых непосредственно реализуются функции и полномочия органов исполнительной власти, в его предмет включаются также охранительные и правообеспечительные отношения, отношения внутриорганизационной деятельности других государственных органов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением некоторыми общественными органам и и организациями внешне - властных функций и полномочий. Вместе с тем благодаря используемому административным правом методу правового воздействия на регулируемые им общественные отношения создается определенный правовой режим организации и деятельности всех участников упомянутых общественных отношений, которые составляют предмет административного права. Это значит, что для характеристики административного права как отрасли права и элемента единой правовой системы кроме выяснения круга регулируемых им общественных отношений чрезвычайно важно установить также особенности используемого им метода правового регулирования. Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, средств и способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права. Для административного права, как в принципе и для любой другой отрасли, характерно использование всей совокупности приемов и средств, обусловленных самой природой юридических норм, призванных упорядочивать и регулировать общественные отношения. В процессе реализации правового воздействия на общественные отношения им используются: 1) предписание (т. е. возложение прямой юридической обязанности совершить определенное действие); 2) запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать определенные действия); 3) дозволения (т. е. предусмотренное правом разрешением совершать определенные действия по своему усмотрению). В административно-правовом регулировании проявляются определенные особенности правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет административного права. Наиболее отчетливо эти особенности проявляются в следующем: Во-первых, для него характерны юридически властные предписания (распоряжения) субъекта управления, обязывающие другую сторону подчиниться заключенному в этих предписаниях требованию. В силу этого другая сторона управленческого отношения (объект управления) не может занимать равного положения с органом выступающим в роли управляющего субъекта. Она находится у субъекта управления в известном подчинении. Во-вторых, юридически властные предписания субъекта управления выражают его одностороннюю волю как полномочного представителя соответствующего государственного органа, которому принадлежит решающая роль в организации соответствующих общественных отношений. Односторонность юридически властных (обязательных) предписаний соответствующих органов государственной исполнительной власти выражается в том, что только они уполномочены принимать окончательные решения по вопросам, возникающим в практике государственной управленческой, правоохранительной или правообеспечительной деятельности. Суть административно-правового регулирования состоит в том, что ни кто, кроме данного органа, являющегося субъектом управления в данном правоотношении, не располагает достаточными полномочиями для решения тех или иных вопросов, возникающих в процессе исполнительно-распорядительной, правоохранительной или правообеспечительной деятельности. Иными словами, властность, односторонность и юридическая обязательность предписаний соответствующих органов государственной исполнительной власти являются неотъемлемыми свойствами административно- правового регулирования во всех возможных случаях его конкретного использования. Практически они характерны не только для предписаний и запретов, где односторонность и властность выражены особенно рельефно (например, приказ руководителя предприятия или учреждения; применение административной ответственности за нарушение правил техники безопасности и т. п.), но и для дозволений, где нет прямой юридической обязанности совершить определенные действия или воздержаться от них. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что административно-правовой метод отображает властную природу государственного управления, односторонность и юридическую обязательность предписаний его участников, которые осуществляют управление, а урегулированные этим методом отношения определяются как отношения власти и подчиненности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |