Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Методы в ТМО

Синергетика

 

Еще один подход к исследованию систем связан с так называемой бельгийской школой во главе с И. Пригожиным. Этот ученый занимался термодинамикой неравновесных физических систем (Нобелевская премия 1977 г.) и обнаружил, что выявленные им закономерности справедливы для систем любой природы. Он как бы заново открыл уже известные свойства систем, но, кроме этого, предложил новую теорию динамики систем. Суть его теории заключается в следующем.

 

Материя не является пассивной субстанцией; ей присуща спонтанная активность, вызванная неустойчивостью неравновесных состояний, в которые приходит система в результате взаимодействия с окружающей средой. Так реализуется механизм самоорганизации систем, причем в особые «переломные» моменты (точки бифуркации) принципиально невозможно предсказать, станет ли система менее или более организованной.

 

Контрольные вопросы

1. Может ли какое-либо явление быть несистемным?

2. Что такое проблемная ситуация?

3. Какая, по-вашему, деятельность не может быть алгоритмизирована?

4. Приведите пример деятельности, которая ранее считалась чисто эвристической, а теперь успешно алгоритмизирована?

5. Какие особенности мышления позволяют утверждать, что оно системно?

6. Приведите аргументы в пользу системности всей материи.

7. Каковы основные события в развитии системных представлений в течение последних 150 лет?

8. Что означает греческое слово «система»?

9. В чем отличие кибернетики Винера и теории систем Берталанфи?

10. Какой взгляд на системность мира выражает синергетика?

Литература

 

1. Ф.И.Перегудов, Ф.П.Тарасов. Введение в системный анализ. М.: «Высшая школа», 1989. 519.8(07)У П27.

2. В.А.Губанов и др. Введение в системный анализ. Л., 1988.

3. Р.Пэнтл. Методы системного анализа окружающей среды. М.: Мир, 1979.

4. Н.В.Чепурных, А.Л.Новоселов. Экономика и экология. Развитие, катастрофы. М.: Наука, 1996.

5. Д.Б.Браун. Системы обеспечения техники безопасности. М.: 1979.

6. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса».

 


[1] Телеология – (финализм) – философская концепция, согласно которой все в мире (действия человека, исторические события, природные явления) устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных богом или природой целей; учение о цели и целесообразности

План

1. Методология и методы ТМО

2. Методы анализа ситуации.

3. Экспликативные методы

4. Прогностические методы.

Методология – это совокупность приемов, способов и путей, иначе говоря, методов познания. ТМО использует самые различные методы — традиционные и научные, качественные и количественные, формальные и рефлективные и т.д. Значение проблемы методов велико, ибо речь идет о путях и процедурах, которые призваны привести к наиболее надежным знаниям о международных отношениях. В 1960-е гг. по проблемам методов началась дискуссия. Она развернулась между сторонниками научного и традиционного подходов.

Сторонники традиционного, или классического подхода в исследовании международных отношений (Г. Моргентау, Р. Арон, М. Уайт, Х. Булл и др.) опирались на достижения философии, данные истории и права, интуицию и здравый смысл. При этом они подчеркивали относительность и несовершенство наших знаний, которые, по их мнению, могут рассматриваться только как гипотетические и неокончательные. Традиционалисты тяготеют к качественным, описательным, интуитивным методам и считают, что в ТМО не существует таких проблем, которые нельзя было бы решить при помощи классических подходов.

Сторонники научного подхода, или модернизма (М. Каплан, Дж. фон Ньюмэн, Дж. Модельски, О. Моргенштерн и др.) настаивали на необходимости использования в теории международных отношений положений, основанных на математических доказательствах, моделировании, формализации. Иными словами, модернизм связан со стремлением внести в социальные науки, к которым принадлежит и ТМО, методы естественных и математических наук.

Одним из наиболее заметных итогов этой дискуссии стало распространение системного подхода к исследованию международных отношений. Именно на основе системного подхода был разработан метод уровней анализа. Он относиться преимущественно к качественным методам и в то же время претендует на большую строгость по сравнению с традиционными.

Впервые понятие «уровни анализа» использовал в своей работе «Человек, государство и война» (1965) американский ученый-международник К. Уолц. Исследуя международные вооруженные конфликты, он пришел к выводу, что при всем сложном, комплексном характере причин конфликтов их следует искать на трех уровнях: а) уровень лиц, принимающих рещения, или уровень индивида; б) уровень внутриполитических факторов, или уровень государства; в) уровень межгосударственной системы. Такой подход позволил концептуально разделить области политики, каждая из которых оказывает разное влияние на поведение государств на международной арене. Значение этого метода состоит в том, что позволяет тому, кто изучает международные отношения, сосредоточиться на одной из сфер политики, на время, отвлекаясь от других. Так, на уровне индивида исследуется роль персональных качеств лиц, принимающих международно-политическое решение, а именно: особенности их характера, психологии, идеологических установок, морального облика и т.п.; на уровне государства анализируются группы и коалиции интересов; на уровне системы оценивается распределение власти среди государств и его воздействие на внутренний режим, и международное поведение. При этом сам Уолц считал, что главные причины следует искать на уровне межгосударственной системы, т.к. в конечном счете, именно от её конфигурации и структуры (является ли она биполярной, многополярной или однополярной) зависит поведение государств на международной арене.

Метод уровнего анализа обладает рядом достоинств:

- он дает возможность сосредоточиться на одной из групп причин,

- сопоставить результаты изучения разных сфер политического процесса.

- отделить более важные факторы от менее значительных и др. Это привлекло к нему многих сторонников.

Однако использование данного метода вызывает ряд вопросов:

- обязательно выделять только три уровня анализа или их может быть больше или меньше?

- с какого из них следует начинать изучение международных отношений?

- как определить, где кончается один из уровней и начинается другой?

- что следует понимать под международной системой, её элементами и её структурой? Если считать такими элементами лишь государства, возникнет риск сведения международных отношений к межгосударственным. Это сужает и упрощает и недопустимо обедняет картину современной международной жизни. Если расширить указанные элементы за счет включения в международную систему всех новых типов акторов, то это приведет к подрыву самой сути системного подхода.

Таким образом, при своих определенных достоинствах метод уровней анализа не может рассматриваться как исчерпывающий и единственно правильный. Его использование не отменяет необходимости обращения к историческим аналогиям и другим традиционным методам. К традиционным относятся методы анализа ситуации, экспликативные методы и прогностические методы. Рассмотрим их.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Изучение документов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.