Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение

Этот метод является также общим для многих дисциплин. 0По утверждению Б. Рассета и Х. Стара, в науке о международных отношениях он стал применяться лишь с середины 1960-х годов, когда непрекращающийся рост числа государств и других международных акторов сделал его возможным, и совершенно необходимым. Главное достоинство этого метода состоит в том, что он нацеливает на поиск общего, повторяющегося в сфере международных отношений. Необходимость сравнения между собой государств и их отдельных признаков (территория, население, уровень экономического развития, протяженность границ) стимулировала развитие количественных методов в науке о международных отношениях. Если имеется гипотеза о том, что более крупные государства более склонны к развязыванию войны, чем все остальные, то возникает потребность измерения величины государства с целью определения, какое из них является крупным, а какое малым и по каким критериям. Кроме того, появляется необходимость выяснения в исторической ретроспективе, какая величина государства усиливает его «склонность» к войне.

В то же время сравнительный анализ дает возможность получить научно значимые выводы и на основе несходства явлений и неповторимости ситуации. Так М. Ферро, сравнивая между собой иконографические документы (в частности фото - и кинохронику), отражающие отправление французских солдат в действующую армию в 1914 и 1939 гг. обнаружил впечатляющую разницу в их поведении. Улыбки, танцы, атмосфера всеобщего ликования, царила на Восточном вокзале Парижа в 1914 г. Этот же вокзал, но в 1939 г. Картина уныния, безнадежности, явного нежелания отправляться на фронт. Анализ этих материалов позволил сделать вывод: одним из объяснений этого контраста должно быть то, что в 1914 г., в отличие от 1939 г., не существовало никаких сомнений относительно того, кто является врагом: враг был известен и идентифицирован.

2. Экспликативные методы. (Экспликация – разъяснение; то же, что и легенда). Это такие методы как контент-анализ, ивент-анализ метод когнитивного картирования и их многочисленные разновидности. Рассмотрим их.

Контент-анализ. Этот метод был впервые применен американским исследователем Г. Лассуэлом при изучении политических текстов пропагандистской направленности и был описан в 1949 г. В самом общем виде данный метод может быть представлен как систематизированное изучение содержания письменного или устного текста. При этом фиксируются наиболее часто повторяющиеся в нём словосочетания или сюжеты. Далее частота этих словосочетаний или сюжетов сравнивается с их частотой в других письменных или устных сообщениях, известных как нейтральные. На этой основе делается вывод о политической направленности содержания исследуемого текста.

Степень строгости и операциональности метода зависит от правильности выделения первичных единиц анализа (терминов, словосочетаний, смысловых блоков, тем и т.д.) и единиц измерения (например, слово, фраза, раздел, страница и т п.).

Ивент-анализ или метод анализа событийных данных. Этот метод направлен на обработку публичной информации, показывающей «кто говорит или делает, что, по отношению к к ому и когда». Систематизация и обработка осуществляется по следующим признакам: 1. субъект-организатор (кто); 2. Сюжет (что); 3. субъект-мишень (по отношению к кому); 4. дата события (когда). Систематизированные таким образом события сводятся в матричные таблицы, ранжируются и измеряются при помощи ЭВМ. Эффективность данного метода предполагает наличие значительного банка данных.

Когнитивное (личностное) картирование. Этот метод направлен на анализ того, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему.

Американские ученые Р. Снайдер, Х. Брук и Б. Сэпин ещё в 1954 г. показали, что в основе принятия политическими лидерами решений может лежать не только, и даже не столько действительность, которая их окружает, сколько то, как они её воспринимают. В 1976 г Р. Джервис в работе «Восприятие и неверное восприятие в международной политике» показал, что помимо эмоциональных факторов на принимаемое тем или иным лидером решение оказывают влияние когнитивные факторы. С этой точки зрения, информация, получаемая политическими лидерами, усваивается и упорядочивается ими с «поправкой» на их собственные взгляды на внешний мир. Отсюда вытекают две тенденции: 1-я тенденция — недооценивать любую информацию, которая противоречит их системе ценностей и образу противника. Вторая тенденция — придавать преувеличенную роль незначительным событиям. Анализ когнитивных факторов позволяет понять, например, что относительное постоянство внешней политики государства объясняется, наряду с другими причинами, и постоянством взглядов соответствующих лидеров.

Профессор Монреальского университета Б. Корани предложил методику с 4-мя индикаторами поведения международного актора, которые рассматриваются как основные. Это: способ дипломатического представительства, экономические сделки, межгосударственные визиты и соглашения (договоры). Эти индикаторы систематизируются в соответствии с их типом (например, соглашения могут быть дипломатические, военные, культурные или экономические) и уровнем значимости. Затем составляется матричная таблица, дающая наглядное представление об исследуемом объекте. Приведу таблицу, отражающую обмен визитами:

— Глава государства: король, президент, шейх, первый секретарь компартии, канцлер……………………….. 3

— Вице – президент: премьер-министр или глава правительства, председатель Верховного Совета……….. 2

— Вице-президент: министр иностранных дел, министр обороны, министр экономики……………………….. 1

На основе подобных данных строятся выводы, касающиеся способа поведения международного актора во времени и пространстве: с кем он поддерживает наиболее интенсивные взаимодействия, в какой период и в какой сфере они происходят и т.п.

К интересным выводам пришел Б. Корани, используя свою методику при анализе отношений Алжира в 1970-х гг. с другими странами. Алжир в эти годы принадлежал к странам «социалистической ориентации», которые придерживались курса «антиимпериалистической борьбы и всестороннего сотрудничества со странами социализма». Так вот, Корани установил, что почти все военно-политические отношения, которые имел Алжир в 1970-х гг. поддерживались им с СССР. А уровень экономических отношений со всем социалистическим лагерем был довольно слабым. Фактически большая часть экономических отношений Алжира была направлена на сотрудничество с Западом, и особенно, с США — «главной империалистической державой». Этот вывод, как писал Корани «противоречащий здравому смыслу» не мог быть сделан и в него нельзя было поверить без использования строгой методики, подкрепленной систематизации данных.

Следует отметить и ограниченность этой методики. Как отмечает сам её автор, она не может ответить на вопрос о причинах тех или иных феноменов. Подобные методы гораздо более полезны на уровне описания, а не объяснения. Они дают как бы фотографию, общий вид ситуации, показывают, что происходит, но, не проясняя, почему. Но именно в этом и состоит их назначение — выполнять диагностическую роль в анализе тех или иных событий, ситуаций и проблем международной жизни.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучение документов | Лекція 1. Система менеджменту якості продукції та її логістична підтримка на етапах її життєвого циклу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.