Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арсеньев А.С. / Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: ИНТОР, 1994. С. 35-36




 

 

Зимняя И.А.: на стр.23 приводит определение предмета педагогической психологии из кн. В.А. Крутецкого, вышедшей в 1972 году «Основы педагогической психологии»; выражая отношение к позиции автора указывает на сложность, многоаспектность и неоднородность предмета педагогической психологии. ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ СОХРАНЯЕТСЯ.

КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЧАЩЕ ВСЕГО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ НЕСКОЛЬКО РАЗДЕЛОВ: ПСИХОЛОГИЮ ОБУЧЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЮ ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЮ УЧИТЕЛЯ.

________________________________________________________________________

ИСПОЛЬЗУЯ ЭТИ ЗНАЧЕНИЯ, МЫ МОЖЕМ ПОПЫТАТЬСЯ ОБЪЯСНИТЬ ТО, О ЧЕМ НАПИСАНО В НАШИХ РАБОТАХ. ПОНЯТЬ НЕКОРРЕКТНОСТИ В СУЖДЕНИЯХ (С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ).

НАПРИМЕР: после рождения ему открывается данный мир, он знакомится (С ПРЕДМЕТАМИ НЕЛЬЗЯ ПОЗНАКОМИТЬСЯ БУКВАЛЬНО) с окружающими его предметами, людьми, явлениями.

o после рождения РЕБЕНКУ (БИОЛОГИЧЕСКОМУ ИНДИВИДУ) открывается мир КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДМЕТОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭТО ОСОБЫЙ МИР, ПОСКОЛЬКУ В ЭТИХ ПРЕДМЕТАХ СОДЕРЖАТСЯ ДЕЯТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛЮДЕЙ, ИХ ПОРОДИВШИХ.

o ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ СОПРЯЖЕНО С ОБНАРУЖЕНИЕМ (РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕМ) ОБЩЕСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ ЭТИХ ПРЕДМЕТОВ.

o В ОБЩЕНИИ РЕАЛИЗУЕМОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОПРЕДЕЛЯЕТ И НАПРАВЛЯЕТ ЖИЗНЕННУЮ АКТИВНОСТЬ ИНДИВИДА. Это может происходить по-разному, поскольку разной может быть реализация образца.

o «воспроизведение» индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, их превращение в формы индивидуальной субъективной деятельности составляет содержание психического развития человека.

 

Человек, общаясь с другими людьми, приобретает опыт, а приобретая опыт, становиться индивидуальностью. Семья, друзья, преподаватели и просто люди на улицах, могут сформировать сугубо персональные и индивидуальные черты.

 

 

В современном обществе весьма значимой является идея самостоятельности. Именно идея, поскольку самостоятельности как таковой не существует. Существуют действия, поступки, которые можно понять и объяснить как самостоятельные – образы и образцы самостоятельности. По мере своего взросления человек все чаще начинает сталкиваться с требованием самостоятельности, начинает действовать так, чтобы его признали самостоятельным. Это означает, что его действия изменяются не стихийно, не случайно, а относительно некоторой идеи – идеи самостоятельности [3]. (там же). Если точнее, то относительно тех требований самостоятельности, которые ЗАДАНЫ В ДЕЙСТВИЯХ И СЛОВАХ ВЗРОСЛЫХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ:

ЦЕЛЬ – ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – СПОСОБЫ – ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕ ПОЛУЧИТСЯ

 

ПРОБЛЕМА ЦЕЛИ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ

Цели и задачи, которые ставит перед собой педагог, определяют выбор средств, т. е. форм, методов, приемов, которые он применяет в процессе воспитания и обучения. Эти цели должны также определять, кого, чему и как учить.

В процессе воспитания и обучения должен быть достигнут некий результат. Ожидаемый результат определяет педагогический процесс, включая программы, учебники, методики, профессиональные знания учителя и т. д. Эти компоненты выступают по отношению к цели как средства ее осуществления.

Диалектика взаимоотношения цели и средства ее осуществления необычайно сложна. Например, ближайшие и частичные цели играют роль средств по отношению к цели более отдаленной и общей, которая их детерминирует. В то же время ближайшие частичные цели, в силу их непосредственной связи с эмпирическими ситуациями наличного бытия и потребностями сегодняшнего дня, имеют тенденцию заслонять собою или даже подменять цели более отдаленные и фундаментальные. Такая подмена обычно происходит при отсутствии теоретического анализа, когда работает рассудочный здравый смысл, подчиняющийся логике эмпирической целесообразности, т. е. в конечном счете, непрерывно занятый поисками выхода из тех или иных ситуаций, возникающих в наличном бытии. В своих экстраполяциях, в придании смысла своим мыслям и действиям рассудок находит самооправдание и самоутешение, представляет сам себя хозяином положения, хотя в действительности такое поведение определяется наличными эмпирическими обстоятельствами.

Иногда общая цель присутствует в мышлении как некий идеал, а реальные действия все же определяются целиком эмпирией наличного бытия. В этом случае возникает неадекватность цели и средств. Поэтому общетеоретический анализ целей деятельности представляется необходимым. Особенно важным он оказывается в области, где предметом изучения и формирования является человек. Следовательно, надо начинать с философского (поскольку философия и есть область всеобщего) анализа целеполагания человека в соотнесении с общими целями его деятельности на современном этапе его развития …




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.