Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформа политической системы

В середине 1986 г. явно обозначились два подхода к вопросу о путях реформирования общества. Первый подход можно условно назвать экономико-технологическим. Сторонники второго подходаполитического – исходили из того, что «гвоздь» проблемы – в политической системе.Выбор был сделан в пользу приоритетного решения политических проблем. М. С. Горбачёв не решился начинать полномасштабные экономические реформы. Одной из субъективных причин была недооценка экономических факторов – и Горбачёв, и Яковлев чувствовали себя гораздо сильнее в сфере чистой политики. В 1986 г. Горбачев отстаивал тезис о том, что политические реформы дадут мощный импульс социально-экономическому и духовному развитию общества. Видимо, у него вызрела идея трансформации созданной в СССР общественной системы в иную, апробированную на Западе и основанную на общечеловеческих ценностях социальную модель.

Я нварский (1987 г.) пленум ЦК КПСС дал исходный импульс политической реформе. На пленуме отмечалась необходимость углубления социалистического демократизма, развития самоуправления народа. Рассматривались вопросы совершенствования работы Советов, профсоюзов, комсомола, говорилось о необходимости повышения роли суда, усиления прокурорского надзора, об обеспечении прав и свобод граждан. Поистине революционной была установка на реформирование избирательного процесса на всех уровнях. Впервые в стране предлагалось проведение выборов на альтернативной основе. Решающим в подходе к оценке кадров должно было стать их отношение к перестройке, реальные дела по ее осуществлению. Особое значение имело то, что обязательность выборов на альтернативной основе была продекларирована и для КПСС. Обращалось внимание на необходимость повышения роли всех выборных органов (в партии, государстве, профсоюзах, других общественных организациях), которые часто «подминались» их «аппаратами».

Одно из центральных мест заняла проблема гласности. Гласность рассматривали и как средство пробуждения общественного сознания, и как инструмент его формирования в определенном направлении, и как форму контроля за действиями неповоротливых управленцев, и как один из путей мобилизации активных сторонников перестройки. Курс на проведение политики гласности дал толчок развитию альтернативной прессы. Ее тиражи были ограниченны, однако именно в ней острые проблемы общественной жизни обсуждались в достаточно откровенной и резкой форме. Альтернативная пресса становилась не только способом выражения определенных позиций, но и важным средством организационной консолидации неформалов, и не только их. К октябрю 1987 г. число неформальных изданий превысило сотню.

Начиная с 1986 г. активно шел процесс смены политической элиты. В основе подбора кадров был принцип приверженности идеям перестройки. В 1986–1990 гг. произошла смена 85% руководящих работников ЦК КПСС и 70% руководителей регионального уровня. Часть партаппарата твердо стояла на позициях «социалистического выбора» и «руководящей роли КПСС». Реформаторское крыло делало упор на «общечеловеческие ценности».

Проявлением идеологической активности стала кампания по десталинизации. Она приняла широкий размах и имела различные формы. В январе 1988 г. при ЦК КПСС была создана комиссия по реабилитации жертв репрессий конца 1930-х гг. Одновременно была развернута десталинизация снизу. Союз архитекторов, Союз кинематографистов, журнал «Огонек», «Литературная газета» выступили в качестве организаторов-учредителей историко-просветительского общества «Мемориал», которое ставило задачи:

– содействие полной реабилитации жертв репрессий;

– оказание помощи пострадавшим от них лицам;

– создание на территории СССР памятника жертвам сталинизма;

– восстановление исторической правды о незаконных и террористических методах политической деятельности.

Публичным проявлением «оттенков во мнениях» по поводу перестройки стал «бунт Ельцина» осенью 1987 г. Возник имидж Б.Н. Ельцина как борца против консерваторов за последовательное проведение перестройки. К осени 1987 г. относят и начало политизации неформальных организаций, которые стали реальным фактором общественной жизни.

«Дело Ельцина», осуждение статьи Н. А. Андреевой, которую определили как «манифест антиперестроечных сил», кампания по подготовке XIX партконференции активизировали процесс политического самоопределения в стране. С одной стороны, возрастало число людей, все более сдержанно относившихся к высшему руководству и к проводимому им курсу; отсутствие перемен к лучшему в социально-экономической сфере, смелость идеологических новаций подогревали этот скептицизм. С другой стороны, более уверенно почувствовали себя те, кто был готов – по разным причинам – идти по пути углубления и радикализации намеченных преобразований. Формировался широкий круг литераторов и ученых, завоевавших известность на критике сталинизма и «застойного» времени. Книга «Иного не дано» (1988), которую условно можно назвать «манифестом перестроечных сил» была подготовлена Ю. Н. Афанасьевым, Т. И. Заславской, А. Д. Сахаровым, Г. Х. Поповым, В. И. Селюниным и др.

Два обстоятельства подтолкнули М. С. Горбачёва и партийное руководство к реформе советской политической системы:

1.Трудности в экономике (советская политическая система была оценена как главное звено «механизма торможения»).

2. Появление альтернативных вариантов общественных преобразований и их носителей – новых политических сил – и как следствие возникновения опасности потери монополии КПСС на власть.

В июне 1988 г. произошло, по мнению мемуаристов и исследователей, главное политическое событие года – XIX партийная конференция. Это был относительно свободный, демократический форум, на котором были высказаны разные точки зрения по ключевым проблемам.

В докладе М. С. Горбачева была обоснована необходимость реформы политической системы как обязательное условие успеха реформ на всех других направлениях. О дальнейшей идейной эволюции партийного лидера свидетельствовал тот факт, что к общечеловеческим он отнес те принципы, которые ранее считались атрибутами буржуазной демократии: права человека, правовое государство, разделение властей, парламентаризм. Предложения по реформе затрагивали два базовых института – государство и партию. Намечавшиеся преобразования должны были привести к реальному разграничению функций между ними: партия должна была уйти из сферы оперативного управления всеми социальными процессами. Демократизации общества были призваны способствовать два новых государственных института – съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе парламент. Четкое разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами было основой создания эффективной управленческой системы.

М. С. Горбачёв инициировал процесс возрождения полновластия Советов. Была восстановлена по образцу Конституции 1918 года двухуровневая система высшей законодательной власти – Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избираемый из депутатов съезда. Горбачев сделал попытку обеспечить плавный переход от старой политической системы к новой. Из 2250 депутатов, которые должны были составить корпус народных избранников, 750 предполагалось выбрать от так называемых общественных организаций (партийных, профсоюзных, кооперативных, молодежных и других) на их съездах и пленумах. Это предполагало наименее болезненное «встраивание» активной части традиционной элиты в новую политическую систему.

В ходе политической реформы произошла демократизация процесса выборов. В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Он предусматривал избрание народных депутатов на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев.

Два процесса – реформа государственного устройства и расширение активности оппозиции в борьбе за власть – разворачивались параллельно, при этом последний оказывал все большее, но не всегда позитивное влияние на развитие событий в масштабах всей страны. Возникновение оппозиции на I съезде народных депутатов (СНД) не было спонтанным, но явилось результатом уже наметившейся поляризации.

На I СНД в противовес «агрессивно-послушному большинству» было заявлено о переходе «демократических» депутатов в оппозицию. 7 июня 1989 г. было заявлено о создании Межрегиональной группы депутатов (МГД). На первой конференции МГД были избраны пять сопредседателей: Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, В. А. Пальм, Г. Х. Попов и А. Д. Сахаров. С программными тезисами выступил Б.Н. Ельцин. Он выделил следующие принципиальные идеи:

- признание частной собственности;

- децентрализация власти;

- экономическая самостоятельность республик.

Реформа политической системы предполагала превращение Советов в главный источник власти. На политическом языке это означало отмену 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей ведущую роль КПСС. В экономической сфере был сделан упор на ускоренный переход к рыночным отношениям. Впоследствии идеи МГД были «отчеканены» в пяти «де »: децентрализация, демонополизация, департизация, деидеологизация, демократизация. В стане оппозиции во второй половине 1989 – начале 1990 гг. происходили важные процессы. Во-первых, шла общесоюзная и общероссийская консолидация демократических, а по сути антикоммунистических организаций. Во-вторых, развернулось формирование мобилизационных выборных структур, которые оказали влияние на итоги голосования по выборам в республиканские органы власти России (1990). Возможности оппозиции в борьбе за власть были во многом усилены благодаря наличию в ее рядах яркого харизматического лидера популистского толка Б. Н. Ельцина.

На I СНД был сформирован Верховный Совет СССР, который стал постоянно действующим парламентом. Его председателем избрали М. С. Горбачёва. Он должен был выполнять роль спикера (ведущего). Горбачев вынужден был проводить линию большинства. Это ограничивало самостоятельные действия председателя. Являясь генеральным секретарем ЦК КПСС, Горбачёв неизбежно должен был считаться со значительной частью партийного аппарата.

Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР теряли контроль над ситуацией и авторитет. Необходимо было укрепить государственную власть. Появилась идея о введении института президентства, которую в 1989 г. активно пропагандировала МГД. Эту инициативу у оппозиции перехватили Горбачев и его окружение. К тому времени уже были решены два главных вопроса: о способе выборов президента и кандидатуре на этот пост. В марте 1990 г. съезд, приняв конституционные изменения, сделал исключение для первого президента и избрал Президента СССР непосредственно на съезде. Что касается персональной кандидатуры, то она была ясна – М. С. Горбачёв. Ослабление власти коммунистической номенклатуры вело к перетеканию властных полномочий в руки Горбачёва.

Итак, составной частью реформы политической системы стало учреждение постаПрезидента СССР в марте 1990 г. на III СНД. В декабре 1990 г. было реорганизовано правительство и создан Кабинет министров, подчиненный президенту.

Известно, что в СССР длительное время существовала однопартийная система. КПСС являлась «ядром политической системы».

В период перестройки начинается процесс становления многопартийной системы. С 1987 г. партии и общественные движения возникали как в центре, так и в республиках. Они имели узкую социальную базу и составляли широкий спектр – от монархических до анархистских, преобладали либерально-демократические. «Демократическая партия Советского Союза», «Демократическая партия России», «Демократический союз» имели антикоммунистическую направленность. Они отражали недовольство народа неспособностью КПСС остановить развал экономики, падение жизненного уровня, свидетельствовали о политической дифференциации в обществе.

Новым партиям противостояла КПСС. В начале 1990 г. в обществе усилились настроения в пользу отмены статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. В 1990 – начале 1991 г. в КПСС образовались три платформы: демократическая, марксистская, большевистская. Каждая из них предлагала свой вариант реформ и их направленность. Сторонники двух последних платформ, как и новых образований, возникших внутри КПСС (КП РСФСР, объединение «Единство – за ленинизм и коммунистические идеалы»), придерживались фундаменталистских взглядов и оставались верны идеалам коммунизма.

В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР. Ее отмена явилась стимулом возникновения новых партий и движений. После принятия Закона «Об общественных объединениях» с марта 1991 г. началась регистрация новых партий, а также массовый выход из КПСС – значительная часть коммунистов перестала платить членские взносы.

Согласившийся на отмену статьи 6 Конституции Горбачёв стал не нужен ни реформистам, ни консерваторам. Попытка Горбаёева перестроить КПСС по образу западной социал-демократии на XXVIII съезде партии летом 1990 г. не удалась. После событий 19–21 августа 1991 г. КПСС как всесоюзная организация фактически прекратила свое существование. Это имело положительное значение для разрушения административно-командной системы и возникновения новых общественно-политических отношений в государстве.

Таким образом, реформирование советской политической системы способствовало демократизации общества. Эта стратегия привела к краху советский общественный строй.

Становление многопартийной системы в годы перестройки имело противоречивый характер.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первый этап. 1985–1986 гг. – «улучшения социализма» на базе старых постулатов | Распад СССР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.