Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и руководство физическим воспитанием в вузе




Характеристика студенческого возраста

Состояние здоровья молодежи изучается различными специалистами. На современном этапе развития российского общества выделяются следующие тенденции, характеризующие физические кондиции студентов:

1) Увеличилось число студентов обращающихся в медицинские учреждения. Особенно отмечается рост нервных болезней. Это связано с психоэмоциональной напряженностью и загруженностью.

2) Увеличилось количество студенческой молодежи с нарушениями осанки и зрения (одна из причин несоблюдение гигиенических требований при работе с компьютером).

3) В связи с большой учебной нагрузкой и неумением правильно организовать свой рабочий день у студентов наблюдается дефицит двигательной активности и как следствие снижение их физической подготовленности. Ученые отмечают резкое снижение уровня развития выносливости и мышечной силы у студентов.

Студенческий возраст характеризуется «пиками» развития физиологических показателей. В этот период завершается физическое созревание организма. К 17-18 годам процесс всестороннего совершенствования двигательной функции близок к завершению. Формирование топографии силы различных мышечных групп типичное для взрослых и т.п. В связи с этим именно в студенческом возрасте нагрузка на занятиях по физической культуре может быть максимальной.

При переходе от школьной системы обучения к вузовской у студентов возникают трудности, которые влияют на посещение ими занятий физической культурой:

- усвоение большого объема знаний,

- резкое отличие вузовских методов обучения от школьных,

- отсутствие налаженных межличностных отношений, происходит ломка старого жизненного стереотипа,

- проблемы в организации режима дня. До 27% студентов уходят на занятия без завтрака. До 38% студентов принимает горячую пищу 1-2 раза в день. Отход ко сну у 87% затягивается до 1-2 часов ночи. 62% бывает на свежем воздухе менее 30 минут в день, а 29% до 1 часа при гигиенической норме 2 часа.

Годы пребывания в вузе являются важным этапом формирования личности будущего специалиста, гражданина. Большая роль в комплексной системе учебно-воспитательного процесса принадлежит физическому воспитанию.

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу «Физическая культура» предусматривается решение следующих задач:

— воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

— сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

— профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности;

— приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей по спорту;

— совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов;

— воспитание у студентов потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

При решении указанных задач у каждого студента формируются ряд общекультурных компетенций, например:

1. Способность к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни;

2. Способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;

3. Владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Процесс обучения по курсу «Физическая культура» организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Ежегодно студенты всех курсов проходят медицинский осмотр, по результатам которого сначала определяется их медицинская группа, а затем осуществляется распределение по учебным отделениям (табл.2).

 

Таблица 2

Распределение студентов по учебным отделениям

Учебное отделение Медицинская группа
Спортивного совершенствования Основная
Основное Основная и подготовительная
Специальное Специальная
Освобожденные Освобожденные от практических занятий

 

Студенты спортивного отделения могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением зачетных требований в установленные сроки.

Формы физического воспитания студентов

 

Учебные занятия – основная форма.

Самостоятельные занятия, в том числе и утренняя гигиеническая гимнастика.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия (секции, спартакиады, праздники и т.п.)

Содержание учебных занятий

1.Теоретический раздел (лекции + теоретический зачет)

2.Практический раздел (занятия видом спорта + зачет по общей физической подготовке)

3.Методико-практический раздел (проведение фрагмента занятия).

Зачет

1. Посещаемость 90%.

2. Теоретический зачет в 1 и 6 семестрах.

3. Сдача контрольных нормативов по физической подготовке.

4. Проведение комплекса физических упражнений по заданию преподавателя на группе студентов (методико-практический раздел).

5. Участие в соревнованиях по виду спорта на выбор или участие в организации соревнований.

Студенты, пропустившие учебные занятия и не прошедшие необходимую подготовку, к тестированию допускаются только после соответствующей тренировки.

В случаях пропуска занятий по уважительным причинам студенты могут быть освобождены от выполнения отдельных тестов. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, сдают зачет только по теоретическому и методико-практическому разделам программы.

В отдельных случаях студенты, не выполнившие некоторые тесты по объективным причинам, по решению кафедры могут быть аттестованы положительно при условии систематического посещения занятий и выполнения зачетных требований по остальным разделам программы.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.