КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и руководство физическим воспитанием в вузе
Характеристика студенческого возраста Состояние здоровья молодежи изучается различными специалистами. На современном этапе развития российского общества выделяются следующие тенденции, характеризующие физические кондиции студентов: 1) Увеличилось число студентов обращающихся в медицинские учреждения. Особенно отмечается рост нервных болезней. Это связано с психоэмоциональной напряженностью и загруженностью. 2) Увеличилось количество студенческой молодежи с нарушениями осанки и зрения (одна из причин несоблюдение гигиенических требований при работе с компьютером). 3) В связи с большой учебной нагрузкой и неумением правильно организовать свой рабочий день у студентов наблюдается дефицит двигательной активности и как следствие снижение их физической подготовленности. Ученые отмечают резкое снижение уровня развития выносливости и мышечной силы у студентов. Студенческий возраст характеризуется «пиками» развития физиологических показателей. В этот период завершается физическое созревание организма. К 17-18 годам процесс всестороннего совершенствования двигательной функции близок к завершению. Формирование топографии силы различных мышечных групп типичное для взрослых и т.п. В связи с этим именно в студенческом возрасте нагрузка на занятиях по физической культуре может быть максимальной. При переходе от школьной системы обучения к вузовской у студентов возникают трудности, которые влияют на посещение ими занятий физической культурой: - усвоение большого объема знаний, - резкое отличие вузовских методов обучения от школьных, - отсутствие налаженных межличностных отношений, происходит ломка старого жизненного стереотипа, - проблемы в организации режима дня. До 27% студентов уходят на занятия без завтрака. До 38% студентов принимает горячую пищу 1-2 раза в день. Отход ко сну у 87% затягивается до 1-2 часов ночи. 62% бывает на свежем воздухе менее 30 минут в день, а 29% до 1 часа при гигиенической норме 2 часа. Годы пребывания в вузе являются важным этапом формирования личности будущего специалиста, гражданина. Большая роль в комплексной системе учебно-воспитательного процесса принадлежит физическому воспитанию. Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу «Физическая культура» предусматривается решение следующих задач: — воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; — сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; — профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности; — приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей по спорту; — совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов; — воспитание у студентов потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом. При решении указанных задач у каждого студента формируются ряд общекультурных компетенций, например: 1. Способность к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни; 2. Способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; 3. Владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Процесс обучения по курсу «Физическая культура» организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Ежегодно студенты всех курсов проходят медицинский осмотр, по результатам которого сначала определяется их медицинская группа, а затем осуществляется распределение по учебным отделениям (табл.2).
Таблица 2 Распределение студентов по учебным отделениям
Студенты спортивного отделения могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением зачетных требований в установленные сроки. Формы физического воспитания студентов
Учебные занятия – основная форма. Самостоятельные занятия, в том числе и утренняя гигиеническая гимнастика. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия (секции, спартакиады, праздники и т.п.) Содержание учебных занятий 1.Теоретический раздел (лекции + теоретический зачет) 2.Практический раздел (занятия видом спорта + зачет по общей физической подготовке) 3.Методико-практический раздел (проведение фрагмента занятия). Зачет 1. Посещаемость 90%. 2. Теоретический зачет в 1 и 6 семестрах. 3. Сдача контрольных нормативов по физической подготовке. 4. Проведение комплекса физических упражнений по заданию преподавателя на группе студентов (методико-практический раздел). 5. Участие в соревнованиях по виду спорта на выбор или участие в организации соревнований. Студенты, пропустившие учебные занятия и не прошедшие необходимую подготовку, к тестированию допускаются только после соответствующей тренировки. В случаях пропуска занятий по уважительным причинам студенты могут быть освобождены от выполнения отдельных тестов. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, сдают зачет только по теоретическому и методико-практическому разделам программы. В отдельных случаях студенты, не выполнившие некоторые тесты по объективным причинам, по решению кафедры могут быть аттестованы положительно при условии систематического посещения занятий и выполнения зачетных требований по остальным разделам программы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |