Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система джайнизма




Система чарвака (локаята)

КРАТКИЙ ОБЗОР СИСТЕМ

Общие характерные черты индийских философских систем

1) Всем школам присущ практический мотив - все системы рассматривают философию как практическую необходимость. Цель философской мудрости не в простом удовлетворении ин­теллектуальной любознательности, а главным образом в ведении просвещенной жизни,

2) Философия возникает из душевной тревоги за существующий порядок вещей -при виде того зла, которое властвует в этом мире. Философия стремится понять источник этого зла, истинную природу вселенной и смысл человеческой жизни, чтобы отыскать средство уничтожить страдание.

3) Пессимизм индийской философии – начальная, а не конечная стадия. Индийская философия не ограничивается лишь указанием на несчастья, от которых мы страдаем вследствие своей близорукости; она вселяет также надежду на избавление от страданий. Че­тыре благородные истины, составляющие сущность про­светления Будды: есть страдание, есть причина страдания, есть возможность прекращения страданий и есть путь к прекращению страданий.

4) Вера в вечный нравственный миропорядок Вселенной, в закон, который устанавливает упорядоченность и справедли­вость и действие которого распространяется на богов, небесные тела и все созданное. Это общая концепция кармы, которую признают все школы (кроме чарвака).

5) Неведение – причина зависимости; знание необходимо для освобождения. Незнание ре­альности является причиной нашей зависимости и наших страданий. Освобождение от этого состояния не может быть достигнуто без знания подлинной реальности, то есть реальной природы мира и самого себя.

6) Необходимость непрепрывного размышления над истиной. Развитие тщательно разработанной техники, полностью объясняемой системой йоги. Мы находим ее в той или иной форме и в других системах — в буддийской, джайнской, санкхье, веданте и даже в ньяя-вайшешике.

7) Необходимость самоконтроля для устранения страстей. Самоконтроль означает контроль над низшим я, над слепыми животными наклонностями – любовью и ненавистью,— а равно и над инструментами познания и действия (индриями). Низшие элементы должны не уничтожаться, а преобразовываться и подчиняться высшим. Отказ от дурных поступков связан с выполнением хороших.

8) Вера в освобождение как цель жизни. Освобождение, или состояние совер­шенства, является не просто отрицанием страдания, но состоянием положительного блаженства

 

Основные идеи:

1. Достоверный источник – восприятие.

2. Все пре­дметы воспринимаемого нами мира состоят из материальных эле­ментов. Чело­век тоже целиком состоит из материи.

3. Сознание есть качество живого тела, которое, в свою очередь, является продуктом материи.

4. Продолжение существования человека в ка­кой-либо форме после его смерти бездоказательно.

5. Мир есть не божественное создание, а самоуправляемая ком­бинация материальных элементов.

6. Основной целью жизни разумного человека должно быть наслаждение наибольшим количеством удо­вольствий.

 

Основные идеи:

1. Источник достоверного познания, кроме восприятия – это логические выводы и свидетельства. Восприятия, свидетельства, логика – три источника познания.

Онтология:

2. Система джайнизма – дуализм. Существуют 2 самостоятельные субстанции – материальная (физический мир) и духовная (душа). Материальный мир состоит из 4-х элементов материи. Душа – самостоятельна, существует во всех материальных живых телах. Душ столько же, сколько и живых тел.

3. Души обладают различной степенью сознательности.

4. Каждая душа в состоянии достичь без­граничной сознательности, силы и счастья. Эти свойства присущи самой природе души.

5. Кармы, то есть силы страстей и желаний души, являются причиной того, что душа закрепощается материей. Устранением карм душа может снять с себя зависимость и возвратить себе природные совершенства.

6. Для освобождения от зависимости необходимы три вещи: полнейшая вера в учение джай­низма, точное знание этого учения и правильное пове­дение.

Философия джайнизма – это:

1. Своего рода реализм, ибо она утверждает реальность внешнего мира;

2. Плюрализм, потому что верит в наличие мно­гих первичных реальностей.

3. Атеизм, так как она отвергает бытие бога.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.