Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху возрождения




Возрождение представляет собой уникальнейший и неповторимый период в истории человечества - это время невиданного прежде проявления могущества человеческого гения в самых различных сферах окружающей действительности - в культуре, науке, в духовной и нравственной жизни. Период Ренессанса знаменовал собой обращение передовых мыслителей западноевропейского общества 15-16 веков к лучшим достижениям античного общества, которые были слепо отринуты средневековьем. Своеобразным идеологическим знамением этого времени стал гуманизм во всем многообразии своего философско-этического значения, что решающим образом нашло свое отражение и в развитии педагогической теории и практики этого времени.

Педагогическая мысль Ренессанса представляет собой теоретически обобщенное переосмысление педагогики античности с позиций гуманистической философии этого времени. Педагогами возрождения был выдвинут качественно новый идеал образовательного процесса - формирование всесторонне развитой человеческой личности, гармонично сочетающей в себе все лучшие качества свойственные человеческой природы - благородство, патриотизм, трудолюбие, нравственность - средствами для достижения которых выступали гуманистически ориентированные формы и методы учебного и воспитательного воздействия.

В общей плеяде педагогов-теоретиков и педагогов-практиков этого времени наиболее известными являются Виттарино да Фельтре, Якобо Садолетто.

Крупнейший педагог - практик рассматриваемой эпохи Виттарино да Фельтре, деятельность которого хорошо известна по основанной им в 1420 году Мантуе «Школы радости». Целью педагогического процесса по представлениям этого ученого является выработка «гуманистической личности», т.е. высоконравственного, всесторонне развитого человека, который воплощал бы в себе гуманистические идеалы.

Школа Виттарино да Фельтре, называемая самими учащимися «школой Радости», ввиду царившего в ней гуманного отношения к воспитанникам, в наиболее яркой степени отразила в себе специфику всей возрожденческой педагогики, с её антиклерикальным, антифеодальным, демократическим духом. Предметный курс школы Виттарино да Фельтре составляли практически те же дисциплины что и стандартного средневекового цикла «семи свободных искусств» - математика, богословие, риторика, астрономия, музыка, грамматика и логика, однако при этом, внутреннее содержание каждого из предметов было пересмотрено с точки зрения воспитательного значения каждой отдельной дисциплины, - так, например, философия и богословие изучались в моральном аспекте, при этом главными предметами считались науки гуманитарные - риторика, диалектика и грамматика.

Новые подходы к образованию, основанные на идее всемогущества просвещения и его способности преобразовать мир, были заложены

Я. А. Коменским, «Великая дидактика» которого хорошо известна, поэтому остановимся на моментах, касающихся целей и принципов образования:

1. Принцип социальной полезности образования.

2. Принцип социального равенства и справедливости в образовательной политике.

3. Новая иерархия целей образования.

4. Принцип универсальности знаний.

5. Ориентация на человеческий род, а не на благо отдельного государства.

Ян Амос Коменский является по общепризнанному в настоящее время мнению основоположником целостной теории педагогического процесса, переработавшим и теоретически переосмыслившим все наследие педагогической мысли предшествующих столетий. У Коменского целью воспитания является сделать человека во-первых, знающим все вещи (научное образование), обучить его владению всеми вещами и прежде всего самим собой (то есть нравственное воспитание),и сделать человека таким, что бы он себя и все возводил в Богу, источнику всех вещей (религиозное воспитание), и человеком имеющим здоровье (физическое воспитание).

Данные цели должны быть природосообразны, то есть, согласованны с природой. Принцип природосообразности обозначенный Коменским достаточно часто употреблялся и у многих предыдущих авторов, но нигде и никогда он не был столь глубоко теоретически определен и осмыслен.

Природосообрзность по Коменскому - это соответствие воспитательного учебного процесса природе, в которой все целесообразно логично и взаимообусловленно, происходит естественным путем. Поэтому и воспитание должно протекать естественным путем без насилия и каких-либо других неестественных действий.

Следующий принцип, обозначенный Коменским это народность, который означает организацию педагогического дела таким образом, что бы школьная среда полностью соответствовала интересам народа, интересам нации и государства. Исходя из двух обозначенных педагогических принципов воспитание призвано воспитывать гармонично развитую человеческую личность, должно быть всеобщим и обязательным, должно предуготовлять человек к труду, должно вестись на родном языке, и наконец, должно «воспитывать человека в человеке».

Весь школьный процесс по Коменскому распадается на четыре последовательных элемента, каждому из которых соответствует определенная школьная ступень.

Первая ступень называется им материнская школа - обучение в ней продолжается до 6 лет, и по сути дела представляет собой современные детские сады (именно поэтому в Чехии, где Коменский почитается как национальный герой и день рождения которого отмечается как день учителя, детские сады так и называются - «Материнская школа»).

Вторая ступень образовательного процесса - эта элементарная школа, обучение в которой начинается с 6-12 лет, и соответствует периоду отрочества. Обучение должно вестись исключительно на родном языке, и должно быть ориентированным на обучение чтению, письму, счету, пению, знанию наизусть псалмов, божественных историй, церковных песнопений, усвоение нравственных правил, политических и экономических правил, ремеслу.

Следующая ступень - латинская школа, которая охватывает возраст 12 до 18 лет, и по существу обучение в которой во многом схожа с гимназическим образованием того времени- предметный курс охватывает традиционный цикл семи свободных искусств, т.е. физику, географию, историю. С 18 лет начиналось обучение в академии - высшей ступени всего образовательного процесса предусмотренного Коменским (18- 24 года).

В целом значение педагогических воззрений Коменского в истории развития педагогической науки чрезвычайно велико - обозначенные им принципы воспитательного процесса, разработка классно- урочной системы, обоснование идеи последовательно многоступенчатой системы народного просвещения, - всё это в той или иной степени нашло свое реальное воплощение в педагогической практики многих стран современно эпохи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.