Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оплодотворение

Время формирования элементов организма до оплодотворения обозначают термином "прогенез". Для человека и высших млекопитающих этот период совпадает с гаметогенезом (сперматогенез и овогенез).

Оплодотворение происходит в процессе полового акта или коитуса. Коитус у людей состоит из нескольких этапов, сопровождающихся изменениями физического и психического состояния партнёров. Половой акт начинает любовная игра (ласки), при которой возникает эрекция (напряжение) и люмбрикация (увлажнение) половых органов. Затем проводится интроекция (введение полового члена во влагалище) и фрикции (периодические толчки).Во время фрикций нарастает поток афферентных импульсов в ЦНС из эрогенных зон. "Критического" значения достигает половое возбуждение. На пике возбуждения у мужчин происходит эякуляция(семяизвержение), сопровождающаяся оргазмом - вершиной полового удовлетворения, который может совпадать с оргазмом у женщин. После оргазма наблюдается спад полового возбуждения возникает рефрактерный период (невозбудимости).

При эякуляции здоровый мужчина выбрасывает 3-5 мл спермы, содержащей несколько сотен миллионов (100 000 000 в 1 мл)сперматозоидов. Из влагалища сперматозоиды через канал шейки матки попадают в матку и, далее в маточные трубы. В верхней трети маточной трубы происходит встреча яйцеклетки и сперматозоидов. Для успешного оплодотворения необходимо совместное действие многих сперматозоидов. Своими гидролитическими ферментами они растворяют элементы оболочки яйцеклетки и способствуют проникновению одного из них под оболочку. После того как 1 из сперматозоидов проникает под оболочку, возникает быстрое увеличение ее плотности и другие сперматозоиды исключаются из процесса оплодотворения. Внедрение сперматозоида под оболочку яйцеклетки стимулирует завершение второго мейотического деления и под одной оболочкой оказывается три набора хромосом. Один женский пронуклеус сливается с ядром сперматозоида, а второй набор хромосом яйцеклетки лизируется.

Оплодотворение-соединение сперматозоида с яйцом, начинает новую жизнь и её первый период – внутриутробное развитие.

Внутриутробное развитие и его критические периоды.

Внутриутробный период (период беременности) условно деляна эмбриональный (зародышевый до 9 недель) и фетальный (плодный от 9 недель до рождения). Иногда, первые дни эмбрионального периода называют "начальным" периодом.

Первое состояние человеческого эмбриона - это одна клетка- зигота. Далее следует период дробления (митотическое деление без роста размеров зародыша). При этом используются строительные и энергетические вещества, накопленные яйцеклеткой в период овогенеза. В процессе дробления зародыш продвигается по маточной трубе к матке.

Через несколько делений формируется морула - группа клеток бластомеров. Их делят на трофобласты и эмбриобласты. Трофобласты в последующем будут превращаться в провизорные органы зародыша, обеспечивающие его питание, выделение, защиту и дыхание. Эмбриобласты дадут тело ребенка.

Следующее состояние зародыша называют бластулой. Бластула(бластоциста) - это сферический однослойный зародыш с полостью(бластоцель). Затем, начинается гаструляция - образование многослойного(у человека трехслойного зародыша) путем сложных перемещений(иммиграция) и делений (деляминация) зародышевых клеток. Гаструляция сопровождается имплантацией (внедрением) зародыша стенку матки на 7 день после оплодотворения. При гаструляции формируется 3 зародышевых листка: наружный - эктодерма (даст кожу и нервную систему), средний - мезодерма (даст мышцы, Кости, сосуды, почки), внутренний - энтодерма (даст главные элементы пищеварительной и дыхательной систем).

Развитие зародыша после гаструляции называют органогенезом, при котором продолжается дифференцировка систем и органов. В основе дифференцировки (появления отличий в строении и функциях) лежит эмбриональная индукция. ДНК всех клеток остается идентичной (следствие митотического деления), но развертывание системы белков-репрессоров и молекул-индукторов включает и (или) тормозит разные гены в разных эмбриональных клетках. Индукторы и репрессоры работают уже с момента оплодотворения.

Одновременно происходит формирование из трофобластов провизорных органов (оболочек) зародыша: хориона, аллантоиса, амниона, желточного мешка.

Хорион - наружная оболочка зародыша выполняет защитную и трофическую функцию. Ворсинки хориона врастают в стенку матки и всасывают питательные вещества из слизистой оболочки, а затем из крови матери.

Аллантоис - собирает отработанные продукты метаболизма, обеспечивая функцию выделения. Впоследствии (через 3 недели после оплодотворения), слияние аллантоиса, хориона и сосудов мезодермы тела зародыша даст основу нового органа - плаценты с пуповиной.

Амнион - оболочка, наполненная амниотической жидкостью(околоплодными водами), окружает тело зародыша, защищая его от механических, термических и других повреждений.

Желточный мешок человеческого зародыша содержит незначительное количество питательного и строительного материала, поимеет важное значение до формирования плаценты.

Органогенез продолжается и во втором периоде внутриутробного развития - фетальном.

Фетальный или плодный период условно отсчитывают с девятой недели после оплодотворения. В это время интенсивно растут и развиваются органы и системы плода. К сроку окончания нормальной беременности 9 месяцев (280 суток) женщина должна прибавить в массе на 7-9 кг. Эта прибавка складывается из массы ребенка (3,5 кг), плаценты (1 кг), околоплодных вод (1,5-2кг), гипертрофированной матки (1 кг) и подкожной жировой клетчатки (1-2 кг).

В течение беременности на эмбрион и плод происходит воздействие факторов среды, опосредованное организмом матери и плацентой. Биологический смысл "плацентарного барьера" в том, чтобы отделять два генетически чужеродных организма. Плацентарный барьер отделяет форменные элементы крови матери и плода, препятствует проникновению некоторых микроорганизмов и токсических веществ. Одновременно через плацентарный барьер должны проходить питательные вещества, кислород и в обратном направлении продукты выделения плода. Эти обстоятельства облегчают возможность проникновения опасных веществ в организм ребенка.

В периоде внутриутробного развития выделяют самые опасные моменты или критические периоды беременности. Максимальная чувствительность плода бывает в период имплантации (срок 1 неделя), плацентации (срок 3 недели) и в течение родов, завершающих внутриутробное развитие. Действие неблагоприятных факторов в эти периоды легко приводит к нарушению внутриутробного развития и появлению уродств (тератогенные эффекты). В период беременности резко сокращаются показания к приему лекарств беременной женщиной, что связано с возможностью тератогенного и прямого токсического (передозировка) действия на плод.

"Талидомидовая катастрофа" - пример игнорирования возможности тератогенного действия лекарства. Она разыгралась из-за недостаточной проверки на животных нового препарата талидомида, предназначенного для облегчения неблагоприятных симптомов при беременности у женщин. У грызунов (мыши и крысы) талидомид не вызывал изменений в потомстве и был рекомендован для клинического использования у людей. В результате, во всем мире родилось несколько тысяч детей с недоразвитыми конечностями (фокомелия). Дальнейшие исследования на кроликах и обезьянах показали аналогичные дефекты потомства. С тех пор, подобные фармакологические исследования проводят не менее, чем не двух видах млекопитающих, один из которых не грызуны.

Таким образом, беременность можно считать одним большим критическим периодом.

Границей между внутриутробным периодом и следующим периодом индивидуального развитием являются роды.

Роды.

В акушерской практике выделяют антенатальный (дородовый), натальный (родовой) и постнатальный (послеродовой) периоды. Роды делят на 3 периода: раскрытия, рождение плода и рождение плаценты.

Период раскрытия (родовых схваток) - раскрытие шейки матки до размеров сопоставимых с размерами головки плода. Процесс стимулируется гормоном гипоталамуса - окситоцином. В этот период разрывается амниотическая оболочка и отходят околоплодные воды. При патологическом течении этого периода и преждевременной отслойке плаценты возможна смерть плода от асфиксии (нарушения доставки кислорода).

Период рождения (изгнания) плода - ребенок проходит через родовые пути матери. При патологическом течении, в этот критический период возможны родовые травмы плода и разрывы промежности у роженицы.

Рождение плаценты - это период отслойки плаценты от стенки матки и ее выход вместе с пуповиной из родовых путей. После этого происходит резкое сокращение матки и сдавливание её сосудов. При нормальном течении родов кровопотеря не превышает 200-250 мл крови. При патологии этого периода и атонии матки возможна тяжелая кровопотеря. Кроме того, повышается риск попадания микроорганизмов в кровь матери и развитие тяжелого инфекционного осложнения - сепсиса (заражения крови).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Репродуктивная система | Индивидуальное развитие после рождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.