Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие народной (земской) школы




Во второй половине XIX в. в России были проведены полномасштабные модернизационные преобразования, коснувшиеся всех сфер общественной жизни. Одним звеном в цепи широкомасштабных демократических перемен была земская реформа 1864 г. Основной причиной создания земств была попытка государства приспособить общество силами местного самоуправления к новым экономическим отношениям под контролем правительства. Земская школа явилась одним из средств достижения поставленной цели.

Земская реформа 1864 г. была вызвана, прежде всего, изменением правового положения большинства населения России. Для страны, значительное большинство жителей которой составляли крестьяне, введение органов самоуправления было шагом вперед в развитии политической культуры и первым приближением к демократическим началам осуществления государственной власти. Земские учреждения избирались различ­ными сословиями русского общества и принимали свои решения в ин­тересах всего населения. Земские учреждения работали во всех сферах деятельности: народное образование; здравоохранение; агрономия; страхование; благотворительность; торговля и промышленность. Особенно плодотворной была земская деятельность в области народного образования.

Система народного образования в России накануне проведения земской реформы и в первые годы существования земств не решала актуальных проблем развивающегося капиталистического общества и нуждалась в серьезной реорганизации. По всей России народное образование находилось в крайне неудовлетворительном состоянии — более 90% населения было безграмотно. Поголовная неграмотность населения страны стала серьезным тормозом на пути капиталистического развития страны.

По «Положению о начальных народных училищах» 1864 г. народная школа передавалась в ведение уездных и губернских училищных советов, в которые допускались представители земств. Закон разрешал открывать школы различным правительственным ведомствам, обществам, частным лицам. Финансирование предусматривалось главным образом за счет обществ – городских, сельских, земств и духовенства. Издание «Положения…» явилось частью социальных преобразований и результатом активности демократической общественности, стало переломным моментом в истории отечественного образования. «Положение…» 1864 г. создавало организационные формы для школьной деятельности земств, приоткрыв этим возможность их влияния (через училищные советы) на учебную жизнь школы. В ходе этой реформы впервые был заложен прочный фундамент начальной народной школы, основу которой составили земские школы.

Земская школа – это сельское начальное учебное заведение, создаваемое местными органами самоуправления, что позволяет характеризовать ее как общественную образовательную систему демократического типа. В процессе развития земской школы как образовательной системы демократического типа прослеживается три этапа:

1-й этап. Вторая половина 60-х - середина 70-х гг. – этап становления. Земская деятельность в сфере образования в основном направлена на помощь сельским обществам в организации собственной школьной сети. В основание земской начальной школы закладываются фундаментальные демократические принципы образования: общедоступность, народность, бесплатность и др.

2-й этап. 70-е - 90-е гг. – развитие земской школы под влиянием демократических идей педагогической науки. Реализуются следующие демократические принципы образования: общеобразовательный характер обучения, модернизация форм и методов обучения, принцип трудового воспитания и обучения, внешкольное образование, профессиональная подготовка народных учителей.

3-й этап. С начала XX в. – практическое решение земской школой основной проблемы демократизации образования России – введение всеобщего начального обучения. На этом этапе появляются школы повышенного типа (вторая ступень земской школы), новые типы внешкольного образования (народные дома). Земская школа занимает приоритетное место среди других начальных учебных заведений России.

Земская школа возникла под влиянием демократизации общественных отношений и создавалась как народная школа, вырастающая из культурно-исторических традиций народа, выражающая особенности национального характера. Научно-педагогической основой становления земской школы стал принцип народности, сформулированный К.Д. Ушинским.

Главной демократической целью изменений в сфере образования, которую поставили земские учреждения, было достижение всеобщей грамотности и доступности начальной школы для всех категорий населения. Но ее достижение было бы невозможным без процессов демократизации деятельности самой земской школы.

Существенное влияние на процесс демократизации земской школы оказало общественно-педагогическое движение, возникшее в России в пореформенный период. Основной его целью было введение всеобщего обучения для всех сословий. Анализ работ К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, Н.А. Корфа, В.И. Водовозова, Д.Д. Семенова, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, Д.И. Тихомирова и др. показывает, что они исходили из того, что решить эту проблему может только новая народная школа, дающая полноценное общее образование, основывающаяся на уважении к личности ребенка.

Средствами решения этой проблемы они предлагались новое содержание, методы и принципы обучения. Созданные педагогами учебные программы, равно как и написанные в соответствии с ними учебные пособия, выражали передовые для того времени педагогические позиции и находили широкое распространение в народных школах. Умственное и нравственное развитие детей обеспечивалось с помощью новаторских, демократических по духу форм обучения:

· звуковой аналитико-синтетический метод первоначального обучения грамоте (обосновали К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов);

· метод объяснительного чтения, в котором ведущие педагоги видели ценное средство для достижения осмысленного овладения учащимися знаниями, развивающее мыслительные способности ученика (К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф);

· роль живого слова, рассказа учителя (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой);

· принцип наглядности как средство приобщения детей к определенному и доступному для них минимуму знаний о природе и важнейший способом развития их умственных сил, в первую очередь наблюдательности, мышления и речи (Н.А. Корф, В.П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков и др.);

· принципы доступности, посильности, научности, сознательности и активности в обучении (К.Д. Ушинский, Н.А. Корф);

· проведение специальных уроков – бесед, которые разъясняли и развивали понятия детей, придерживаясь при этом строгой последовательности (В.И. Водовозов, Н.А. Корф);

· различные виды упражнений (устные, графические, письменные) для закрепления знаний и выработки умений и навыков у учащихся (К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков).

Процесс демократизации школьной жизни проявлялся, прежде всего, в практической деятельности земских школ. Это нашло свое выражение в:

· расширении учебного плана земских школ по сравнению с министерскими установками (наибольший удельный вес занимал русский язык, затем – история, география, черчение, которые вводились земскими педагогами самостоятельно и постепенно, предметные беседы с детьми);

· в использовании в учебном процессе необязательных предметов обучения (садоводство и огородничество, ремесла, пение, гимнастика и др.);

· в проведении внешкольных занятий для взрослых (повторительные курсы, народные чтения, воскресные школы и т.д., среди которых особенно популярными были народные чтения);

· в организации народных библиотек и читален;

· в строительстве земских школ.

Динамика роста хорошо видна при сравнении количества школ в начале и в конце деятельности земских учреждений: в России (1877 г. – 10000 школ; 1897 г. – около 17000; 1917 г. в - около 65 тыс. земских школ); в Саратовской губернии в 1866 г. была 191 земская школа, в 1898 г. – 479, 1905 г. - 556, а в 1915 г. уже 962 школы (51,9% к общему числу всех школ). Число земских школ преобладало не только над каждой из остальных категорий (министерские, церковно-приходские) в отдельности, но и над ними всеми, взятыми вместе (школ всех типов в России было 124 тыс.).

Однако главной заслугой земства в сфере демократизации народного образования было стремление воплотить в жизнь принцип всеобщего бесплатного начального образования. Вопрос о всеобщем обучении в России был впервые поднят в период общественного подъема 60-х гг. ХIХ в. Представители общественно-педагогического движения, ставя задачу сделать доступными для всех без различия пола, национальности, вероисповедания, материального и социального положения образование, подчеркивали принципиальную важность обеспечить именно для всех свободный доступ к источникам знания. Они рассматривали начальную общеобразовательную школу как такую ступень в образовании, которую обязан пройти каждый человек. Общеобразовательные знания, которые получают в начальной школе учащиеся, по их мнению, составляют тот минимум, без которого нельзя поступать в среднюю школу.

Изучение архивных материалов свидетельствует о том, что в Царицынском уезде во второй половине 60-х гг. предпринималась попытка ввести всеобщее обязательное обучение. Педагоги Саратовского губернского земства предлагали предпринять следующие шаги, чтобы сделать образование всеобщим: передача школы в руки самого народа; народные школы должны давать необходимый минимум прочных знаний, умений и навыков; обеспечение школ хорошо подготовленными учительскими кадрами, соответствующим учебным оборудованием и научной базой, а также близость школы к месту жительства учащихся; увеличение вдвое количества учащихся в действующих школах за счет введения двухсменных занятий; ввести совместное обучение мальчиков и девочек.

В 1911 г. в России введено всеобщее начальное обучение и началась его реализация. Ведущая роль в этом важном государственном деле принадлежала учителю-воспитателю. Твердая убежденность в доминирующей роли личности учителя в деле воспитания и обучения детей была принципиальной особенностью русской педагогической мысли. Между тем в деятельности народного учителя до 60-х гг. ХIХ в. было немало проблем: недостаточный уровень подготовки, нехватка учебных принадлежностей, низкая зарплата, отсутствие условий для регулярного профессионального общения и т.д. Следует также учитывать, что из-за недостаточного количества профессионально подготовленных учителей приходилось привлекать к работе в школах священнослужителей, что снижало общеобразовательный уровень преподавания. Поэтому подготовка учителей для народной школы становится первоочередной задачей народного просвещения в пореформенное время.

Многие деятели народного образования, анализируя сложившееся положение, высказывали пожелание относительно того, чтобы учителя сельских школ набирались преимущественно из местных крестьян. Только таким путем надеялись создать постоянную, надежную прослойку учителей, не помышляющих о бегстве из деревни и не тяготившихся своей судьбой и обстановкой. С этим связывалась надежда создания настоящей деревенской интеллигенции, хорошо обученной и тесно связанной с остальной массой населения, пользующейся ее полным доверием.

Обобщая опыт земств по формированию учительского корпуса, можно выделить следующие направления в их деятельности:

1) Создание учительских семинарий и школ. В России с последней четверти XIX в. функционировали Петербургская земская учительская школа, Вятская, Воронежская, Костромская, Курская, Новгородская, Черниговская и другие земские учительские школы. В 1875 г. была открыта учительская семинария в городе Вольске Саратовской губернии. Их воспитанники оказали немалую услугу делу развития начального народного образования в России. По общему мнению, земские учительские семинарии были лучшими в России. Всего на 1 января 1917 г. в России существовала 171 учительская семинария.

2) Устройство при семинариях образцовых школах, где учителя проходили практику.

3) Проведение педагогических курсов, в организации и проведении которых принимали участие Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.И. Тихомиров и др. земские деятели. На курсах, развернувших свою работу с 70-х гг., встречались учителя из разных губерний России, стремившиеся повысить свою педагогическую квалификацию. Существовали летние краткосрочные курсы (в 1909 г. их было 104), двух- и трехлетние педагогические курсы. Например, за двухлетний период (1912-1913 гг.) на летних курсах повысили свою квалификацию почти 60% учительского персонала земских школ Саратовской губернии.

4) Организацию учительских съездов на уездном, губернском и общероссийском уровнях, выполнявших роль временных научно-педагогических центров и являвшихся средством консолидации научно-педагогических сил. В период с 1872 по 1915 гг. прошло 49 всероссийских съездов по различным педагогическим проблемам, притом с 1908 по 1913 гг. – целых 12.

Значительную роль в развитии личности учителя играли такие факторы его самообразования, как учительские библиотеки, научные командировки, образовательные экскурсии по России.

Важнейшей характеристикой демократизации образования в земских школах было привлечение на роль учителей женщин. Учительниц готовили в основном в гимназиях, учительских школах, епархиальных училищах. Плодотворной работой выделялась Самарская женская учительская школа, которая за 1872-1897 гг. подготовила 428 сельских учительниц.

Элементом дальнейшей демократизации школьной жизни стало улучшение материального положения учителей. В дореформенный период оно было достаточно тяжелым и педагоги нередко меняли место работы, а частая смена педагогических кадров снижала качество учебного процесса. Практически до конца ХIX в. учителя имели небольшое жалованье (100-200 руб. в год), у многих не было квартир, обстановка в земской школе была убогой и бедной. Ситуация изменилась в начале ХХ в., когда увеличились капиталовложения в земскую школу. Заработная плата составила не менее 360 руб., что однако в несколько раз было меньше его иностранного коллеги. Кроме того, практиковалась частичная оплата квартир для учителей, прибавки к зарплате - за стаж работы, праздничные дни и т.д.

Следует подчеркнуть что, среди многих причин, способствовавших появлению в конце XIX – начале XX в. нового типа учителя как интеллигентного и самоотверженного труженика, одной из самых главных являлась целенаправленная деятельность органов местного самоуправления. Анализ архивных материалов Саратовского губернского земства свидетельствует о том большом внимании, которое уделялось практической реализации демократических целей прогрессивной педагогики того времени. Важнейшим средством на пути осуществления этих целей была подготовка высококвалифицированных педагогических кадров.

К началу XX в. земские педагоги стали самой многочисленной группой учителей Саратовской губернии. В 1895 г. было 457 земских учителей, а в 1915 г. их стало 2072 (58,8% от всех преподавателей губернии).


ТЕМА ЛЕКЦИИ 4. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.