![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА1 Тема 1. Этика как учение о морали. Мораль и право – основа деятельности юриста
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ 31/08/10 Eumi 002261 /25.11.2010 «ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТИКА»
Слово «мораль» — древнегреческого происхождения. Латинские mos, mores почти полностью по своему значению совпадают с греческим ethos (характер, нрав, приобретаемый в общении и проявляемый в общении) и moralis (нравственный). Это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Мораль необходимо рассматривать в трех аспектах, как: - способ нормативного регулирования действий человека в обществе; - вид общественных отношений; - особую форму общественного сознания. Существует множество теорий происхождения морали. Основными являются: 1) религиозная (мораль дается человеку от бога); 2) натуралистическая (мораль присуща человеку изначально, заложена в нем самой природой); 3) социологизаторская (мораль возникла в связи с социально-историческими условиями и потребностями общества); 4) культурологическая (мораль возникла в связи с социально-культурными условиями).
Необходимо знать, что структуру морали образуют следующие элементы: 1. Моральное сознание (элемент морали представляющий ее идеальную субъективную строну; субъективный способ бытия нравственных отношений). 2. Моральные отношения (возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер). 3. Моральное поведение, деятельность (нравственно-мотивированные и целенаправленные действия человека).
Моральные принципы (форма выражения нравственных требований в наиболее общем виде, раскрывающая содержание нравственности). Моральные нормы (социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе, выполнение которых базируется на силе общественного мнения и внутренних убеждениях). Моральные идеалы (понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям моральные, нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности с высокими моральными качествами). Необходимо выделить следующие функции морали: 1) регулятивная (регулирует поведение людей); 2) ценностно-ориентирующая (ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей и позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения); 3) познавательная (позволяет познавать смысл явлений в результате практического освоения); 4) воспитательная; 5) оценочная (позволяет оценивать действительность с позиций добра и зла и т.п.); 6) мотивационная (позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации); 7) коммуникативная (мораль является средством передачи информации о ценностях жизни, является формой нравственных контактов людей).
Перечисленные функции морали играют важную роль и в юридической этике. Мораль в юридической этике выступает, главным образом, дополнительной гарантией четкого, точного и неукоснительного выполнения правовых норм. Она также оказывает непосредственное воздействие на формирование позитивных профессиональных качеств и установок у различных категорий юристов (дознавателей, следователей, прокуроров, судей и т.д.). Необходимо отметить, что средством регулирования взаимоотношений и поведения людей, в том числе и юристов, как определенная побудительная сила, являются этические категории и принципы. Они пронизывают всю жизнь людей, даже тех, кто не имеет представления об их научной трактовке. Этические категории и принципы определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению. Категории этики - это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в них сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. Субъективность формы означает, что объективное содержание может по-разному оцениваться людьми. Эта оценка зависит от ряда факторов, интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также от образа жизни. Именно этим объясняется то обстоятельство, что нравственная оценка одного и того же жизненного события разными людьми часто бывает различной. Применительно к профессиональной деятельности юриста следует рассмотреть следующие основные категории этики: Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро - категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности. Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Оценка чести - это оценка общественного мнения, а оценка достоинства - это прежде всего дело самой личности. Таким образом, категории чести и достоинства практически совпадают по содержанию, но различаются по форме. Профессиональная честь - это признание общественным мнением и осознание самим сотрудником высокой социальной ценности, необходимости и важности самоотверженного выполнения своего долга. Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит. Необходимо знать, что репутация - это мнение о нравственном облике человека или социальной группы, сложившееся у окружающих, основанное на предшествующем поведении. Репутация социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течении достаточно длительного периода их деятельности. Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемому с позиций возможностей личности. Ответственность - обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия. Основополагающими принципами морали в профессиональной деятельности юриста являются: 1. Гуманизм (от латинского humanus - человечный) - принцип мировоззрения, означающий признание человека высшей ценностью, содержащий идею о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. Необходимо разделять реальный гуманизм и абстрактный. Реальный гуманизм допускает насилие, но только вынужденное. Это насилие - тоже зло, но меньшее, чем может быть. Желательно, чтобы насилие со стороны сотрудников милиции было адекватно возникшей ситуации. Наказание тоже имеет гуманный смысл, который заключается в попытке дать преступнику возможность исправления, раскаяния (условное осуждение). 2, Принцип справедливости является важнейшим нравственным принципом. Справедливость охватывает все области человеческих отношений. Сегодня под справедливостью понимается представление людей о современном обществе, об одинаковых для всех возможностях, правах и обязанностях. Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, - представитель справедливости. 3. Принцип законности - принцип, направленный на всемерную охрану прав и законных интересов граждан на основе равенства всех перед законом. Принцип законности закреплен в Конституции Республики Беларусь и во всех отраслях права. Принцип законности означает верховенство закона в системе юридических актов, строгое выполнение законов органами государства, государственными служащими, гражданами и общественными организациями. Строгое и точное соблюдение законности является основой профессиональной деятельности юриста. 4. Принцип демократизма. Демократия означает форму политической организации общества, основанную на признании народа в качестве источника власти. Термин «демократия» используется также для обозначения принципов деятельности государственных органов, политических партий и общественных объединений, трудовых коллективов. Основными признаками демократии являются: равноправие граждан, верховенство закона, свобода слова, печати, критики, свобода высказывания мыслей, ответственность и дисциплина и т.д. Условия демократии требуют от личности юриста гуманности, уважения и терпимости к другим людям, ответственного поведения и самоконтроля. 5. Коллективизм - это принцип морали, выражающий социально-нравственную сущность единства общественных и личных интересов людей, их солидарность, товарищеское сотрудничество..
Мораль и право - два самостоятельных института социального регулирования, они взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления, каждое из которых при регулировании общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую ценность. Мораль и право представляют собой сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность, нормативные сферы (нравственные и правовые нормы). Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают, но регулирование осуществляется специфичными для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем. Общее в правовой и моральной системах определяется не только входящими в них общественными отношениями, но и характером взаимодействия внутренних структурных элементов этих систем, прямыми и обратными связями между отношениями, сознанием, нормами, диалектикой взаимопереходов одних элементов в другие. Общественные отношения и соответствующие формы сознания синтезируются в устойчивых формах взаимодействия людей - правовых и нравственных. Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение -воздействие на поведение людей. Кроме того, они являются фиксацией сущего и формируют на его основе должное. Моральные нормы, оценивающие, отношения с позиции добра, зла, совести, долга, честности, способны нравственно интерпретировать и регулировать все общественные отношения, в том числе и правовые. Моральные нормы проникают в самые различные общественные отношения также и потому, что представляют собой универсальные критерии оценки. Правовые отношения воздействие норм морали «ощущают» всегда. Право является моральным по своей аксиологической характеристике. Практически не существуют регулируемые правом социальные связи, которые в конечном счете не подлежали бы моральным оценкам и, следовательно, моральному регулированию. В правовой системе можно встретить нормы, правила, не несущие этической нагрузки. Например, предусмотренная законом форма протокола судебного заседания или порядок нотариального удостоверения документов не затрагивают каких-либо моральных ценностей. Однако введение любых юридических правил преследует цель упорядочить общественные отношения, внести четкость и определенность во взаимоотношения субъектов права, что не может быть безразлично для морали. Таким образом, мораль - это ценностный критерий права, важный фактор совершенствования правовых систем. Под влиянием морального фактора право обогащается: расширяется его нравственная основа, усиливается моральная обоснованность правовых предписаний, повышается авторитет. Сегодня получает распространение точка зрения о возможности и допустимости «неморального» права, о несоответствии правовых норм требованиям морали (допустимость абортов, смертной казни и т.п.). На это необходимо возразить, что правовая норма всегда выражает, опосредует общественную ценность, и в связи с этим находится в моральной сфере действия. Даже «непопулярные законы» при соответствующем уровне правосознания находят у населения «моральное оправдание» и по своему содержанию могут быть «вненравственными», но никак не «безнравственными». Безнравственный закон отторгается обществом и либо переходит в категорию «мертвых законов», либо под его действием общество разрушается (геноцид). Право не призвано внедрять нравственные идеалы, передовую мораль, но должно выражать элементарные общепризнанные, общечеловеческие моральные начала, воплощать и актуализировать такую ценность, как справедливость, быть носительницей человеческого начала - нравственно-правовых требований свободы юности, должно быть направлено на обеспечение нравственных целей функционирования и развития общества. Нравственные начала все больше проникают в ткань правовой материи, усиливая моральную обоснованность правовых предписаний, и, с другой стороны, право проникает в толщу нравственной жизни общества. Правовые требования не только получают моральное обоснование, но и, в свою очередь, сами обогащают мораль новыми представлениями. Правовые нормы играют большое значение для восприятия и более глубокого осмысления идеалов морали, развития ее принципов, для совершенствования реализации нравственных нор.1 и, в целом, для повышения эффективности нравственного регулирования. Роль права в отношении нравственности можно определить следующим образом: 1) правовые средства используются для поощрения такого поведения людей, которое соответствует требование нравственности; 2) правовые средства способствуют более глубокому и правильному усвоению людьми смысла и содержания нравственных целей общества; 3) право является средством охраны нравственных ценностей; 4) право служит целям искоренения пережитков прошлого, предотвращения поступков и действий, противоречащих принципам и идеалам нравственности. Целесообразно определить основные нравственные функции права, на реализацию которых должна быть направлена каждая правовая норма. Это: 1) нравственно-информационная (право закрепляет в системе норм все нравственные ценности общества); 2) нравственно-защитная (право охраняет все нравственные ценности общества, в том числе права и свободы граждан, их общественные формирования); 3) нравственно-стимулирующая (право указывает на пути, средства совершенствования нравственных ценностей и качеств). Таким образом, право также воздействует на общественную мораль, нравственность и способствует более глубокому их укреплению в обществе.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |