Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематичний план лекцій на ІІ семестр 2012-2013 н. р

4.

3.

2.

1.

План

10.

9.

8.

7.

6.

5.

4.

3.

1.

План

1. Рыночный механизм

2. Спрос, факторы, влияющие на спрос

3. Предложение, факторы, влияющие на предложение

4. Рыночное равновесие, равновесная цена

5. Товар как экономическая категория, цены на него

6. Конкуренция, ее классификация

7. Монополия, ее виды

8. Антимонопольная политика

9. Теория потребительского поведения (бюджетные линии и кривые безразличия)

10. Доход и прибыль предприятия

 

Рынок – место купли продажи товаров и услуг.

Рынок – система экономических отношений, основанная на взаимодействии спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Причины возникновения рынка:

1. разделение труда

2. обмен товарами

3. возникновение частной собственности

Классификация рынков:

1. По территориальному признаку

А) Местный рынок – первоначальная форма рынка (в пределах города или района)

Б) Национальный рынок – рынок всей страны

В) Мировой рынок – международный рынок, снабжающий все государства таким сырьем как: нефть, газ, дерево, зерно.

2. По степени свободы:

А) Свободный рынок – предполагает, что на рынке свободно действуют собственники, продавцы и покупатели заранее не договариваются о сбыте продукции, а производители самостоятельно заботятся о продаже своей продукции.

Б) Регулирующий рынок – подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах, а государство обеспечивает полный контроль за деятельностью на рынке.

В) Нелегальный рынок – включает в себя:

- черная торговля – торговля запрещенными товарами (наркотики, оружие)

- теневой рынок – торговля, связанная с нарушениями законов продажи продукции (отсутствие лицензии, просроченный товар)

- спекулятивный рынок – продажа дефицитных товаров по завышенным ценам

На рынке действуют три субъекта: продавец, покупатель и государство.

Продавец обладает свободой:

- выбора товара, который он будет производить,

-выбора цен на товары,

- место продажи товара,

- количество продаваемого товара,

- покупателя из числа платежеспособных.

Покупатель обладает правом:

- выбора товара, который он хочет приобрести,

- выбора продавца.

Государство играет регулирующую роль, оно защищает права и интересы, как продавца, так и покупателя, а так же устанавливает налоговые ставки, штрафные санкции и плату за место.

Функции рынка:

1. Осуществление взаимодействия между продавцами и покупателями, а так же между спросом и предложением

2. Стимулирование НТП

3. Улучшение качества производимой продукции

4. Улучшение обслуживания при купле продаже товаров и услуг

5. Ориентирование рынка на более сильных производителей

В современных условиях происходит формирование функциональных рынков: валютные, фондовые, ипотечные и т.д.

 

2.

Спрос – это желание е потребителя приобрести тот или иной товар в определенное время в определенном месте.

Если спрос подкреплен деньгами, то он называется платежеспособным спросом.

Закон спроса гласит, что покупатель приобретет больше товара по низкой цене, и меньше товара по высокой цене. (график с доски)

Факторы, влияющие на спрос:

- цена

-мода

-сезонность

-стиль

-качество товара

- предпочтения потребителя

- цена на товары заменяющие друг друга (масло и маргарин)

- цена на товары, дополняющие друг друга (зубная паста, зубная щетка)

Предложение – количество товаров и услуг, которые продавец готов предложить по альтернативным ценам.

Альтернативная цена – цена, которая устраивает и продавца и покупателя.

Закон предложения гласит, что продавец предложит больше товара по высокой цене и меньше товара по низкой цене. (график предложения).

Факторы, влияющие на предложение:

-себестоимость продукции (затраты на производство продукции)

-налоги

-изменение технологий

Если соединить кривую спроса и предложения, то найдется такая точка их пересечения, которая будет является точкой рыночного равновесия. (график рыночного равновесия)

Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором спрос удовлетворен, а все товары проданы.

Равновесная цена – цена, при которой уравновешивается спрос и предложение.

Такое состояние рынка теоретически возможно, но чаще всего цена на рынке бывает:

1. цена выше равновесной цены – наблюдается затаривание рынка товарами (профицит товаров)

2. цена ниже равновесной цены – наблюдается дефицит товаров и услуг, т.к. спрос выше чем предложение. В этом случае, продавцы постепенно увеличивают цену товара, чтобы не все могли его приобрести.

 

 

Товар – продукт, производящего хозяйства, необходимый для удовлетворения потребностей людей и общества.

Каждый товар обладает полезностью.

Полезность товара – это потребительский эффект товара сопоставимый с его ценой.

Существует несколько видов полезностей:

1. Предельная полезность – это полезность, получаемая от одного товара (Ми)

2. Общая полезность – сумма полезностей всех употребляемых товаров, употребляемых за определенный период времени (Ти)

Ти = Ми1 + Ми2 + Ми3 + …+Миn

Вся полезность измеряется в ютилях.

Закон убывания предельной полезности предполагает, что покупатель убежден, что цена соразмерна с полезностью товара, но покупка первой единицы товара принесет ему наибольшее удовлетворение, чем последующие.

Цена – количественная оценка товара в деньгах.

Классификация цен:

1. в зависимости от отрасли обслуживания:

- оптовая цена

- розничная цена

- закупочная цена

- цена строительные материалы

2. в зависимости от новизны товара:

- психологическая цена (99, а не 100)

- цена проникновения на рынок (устанавливаются максимально низкие цены – демпинг – распродажа по бросовым ценам)

- цена следования за лидером

- цена «снятия сливок» (мобильные телефоны)

- престижная цена (на эксклюзивные товары)

- цена на товары дополняющие друг друга

- цена на товары заменяющие друг друга

3. По степени свободы:

- свободные цены – возникают под воздействием спроса и предложения

- регулирующие цены – предполагает, что государство регулирует цены при помощи налогов и штрафных санкций

- фиксированные цены – предполагает, что государство определяет цену товара (СССР)

 

Конкуренция – это столкновение (борьба) производителей (продавцов) на рынке за покупателей.

Конкуренция – это соперничество между товаропроизводителями (продавцами) по поводу лучших условий сбыта.

Формы конкуренции:

1. Совершенная конкуренция – связана с свободным входом и выходом на рынке

2. Несовершенная конкуренция – связана с закрытым входом и выходом на рынок (возможно с участием криминала)

На рынке продавцы используют следующие виды конкуренции:

1. Ценовая конкуренция – соперничество происходит под воздействием движения цены.

2. Неценовая конкуренция - включает в себя:

- реклама

- акция

- сопутствующие услуги (доставка)

- скидки

- гарантия и т.д.

Основной формой конкуренции считается несовершенная конкуренция, которая включает определенную разновидность и специфику:

1. монополия – один крупный продавец и множество покупателей (ГазПром)

2. монопсония – предполагает действие одного крупного покупателя и множества продавцов (ВПК)

3. олигополия – предполагает деятельность нескольких крупных продавцов и множества покупателей (шоколадная фабрика)

4. олигопсония – предполагает деятельность нескольких крупных покупателей и множества продавцов (коллекционеры)

5. дуополия – предполагает деятельность либо двух продавцов, либо двух покупателей

 

Монополия формируется под воздействием нескольких условий. Все они имеют косвенное отношение в формировании монополии. В зависимости от того, что послужило условием для формирования монополии, выделяют следующие виды монополий:

1. Естественная монополия – формируется, если предприятие обладает такими ресурсами и выпускает такие товары, которых нет у других организаций (чаще всего эти предприятия связаны с полезными ископаемыми: газ, нефть и т.д.)

2. Искусственная монополия – основана на частном сговоре и запрещена законом

3. Случайная монополия – основана на косвенной поддержке государства и связана с инвестированием государственных денег в различные отрасли экономики

На рынке, в основном, встречается искусственная монополия, которая имеет следующую классификацию:

1. картель – предполагает объединение нескольких организаций для создания общей конторы по сбыту продукции

2. синдикат – предполагает объединение предприятий для создания совместного производства

3. трест – объединение нескольких организаций для создания новой фирмы

4. концерн – объединение нескольких предприятий, выпускающих разнородную продукцию, под руководством главной (материнской) компании

 

Антимонопольная политика – политика, которая предусматривает систему методов, способов и приемов, которые направлены на сокращение числа монополий, развитие свободной конкуренции и сокращения уровня цен.

Любая антимонопольная политики базируется на 3-х основных законах:

1. А нтитрестовый закон – направлен на сокращение сговора с целью ограничения свободной торговли.

2. Закон Робенсена – предполагает запрет на ценовую дискриминацию («ножницы цен»).

3. Закон Ксейтона – запрещает отдельные виды деловой практики, если имеется потерпевшая сторона.

В РФ антимонопольное законодательство ограничено только одним законом: «Закон о конкуренции и ограниченности монополистической деятельности на товарных рынках».

При том выделяется свободная экономическая зона – это союз между государствами, которые договариваются о сокращении таможенных пошлин и о предоставлении налоговых льгот.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса и у покупателя, т.е. составление индивидуальной потребительской корзины.

Набор товаров и услуг для каждого человека индивидуален и предполагает влияние определенных факторов на выбор потребителя. Такой набор товаров называется потребительской корзиной.

Эффекты потребительского поведения:

- эффект подражания – предполагает, что товары покупаются исключительно из-за того, что их приобрели другие люди.

- эффект демонстрации исключительности – покупки совершаются вопреки общественному мнению.

- эффект сноба – делаются покупки, исключительно марковых и дорогих брендовых товаров.

(Задача: определение потребительской корзины группы 24,26. Составить индивидуальную потребительскую корзину и корзину всей группы, исходя из трех положений: одежда, продукты питания и экономия, если общая сумма денег составляет 15 000 руб.)

Бюджетные ограничения зависят от дохода полученного человеком.

Различают 2 вида дохода:

1. номинальный доход – это сумма денег, полученная человеком

2. реальный доход – это сумма товаров и услуг, который можно приобрести за номинальный доход.

Бюджет – представляет собой сумму доходов и расходов человека.

 

Издержки – все затраты на производство и реализацию продукции. Существуют следующие виды издержек:

1. Постоянные издержки – это затраты размер, которых не зависит от количества выпущенной продукции (аренда, з/п юриста, директора, услуги ЖКХ и т.д.) (график с доски).

2. Переменные издержки – это затраты размер которых зависит от количества выпущенной продукции, причем во сколько раз увеличивается количество выпущенной продукции, во столько раз увеличиваются затраты (материалы, з/п рабочих) (график с доски).

3. Валовые (общие) издержки – это сумма постоянных и переменных издержек, это все затраты (график с доски).

 

 

1. Понятие бюджета, его виды

2. Бюджетная система, принципы ее построения

3. Бюджетный процесс

4. Внебюджетные фонды

 

 

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

Существует иерархия государственного бюджета:

- Федеральный бюджет

- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета).

Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета).

Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счет:

-налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

-неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности,

- доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

- доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

-военные;

-экономические;

-на социальные цели;

-на внешнеполитическую деятельность;

-на содержание аппарата управления.

 

Бюджетная система – совокупность всех бюджетов в стране.

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, совокупность Федерального бюджета, бюджета субъектов РФ (региональных бюджетов) и местных бюджетов.

Бюджетная система строится на определенных принципах, которые законодательно закреплены. К ним относятся:

1. Принцип единства построения бюджетной системы – предполагает, что бюджет имеет единую правовую основу (закон, постановление и т.д.)

2. Принцип полноты отражения доходов и расходов государственного бюджета – предполагает, что статьи государственного бюджета реально отображают сложившуюся ситуацию

3. Принцип гласности – предполагает, что план государственного бюджета публикуется в СМИ

4. Принцип сбалансированности - предполагает, что статьи доходов и расходов должны быть равны (сбалансированы)

5. Принцип документального подтверждения - предполагает, что статьи доходов и расходов должны быть документально обозначены

6. Принцип самостоятельности – предполагает, что бюджет любого уровня самостоятельно распределяет статьи затрат бюджета.

Бюджетный процесс – это деятельность специально уполномоченных органов и лиц, в результате которой бюджет как документ должен быть составлен и ему должна быть дана юридическая сила.

Участники бюджетного процесса:

1. президент РФ

2. органы законодательной власти РФ

3. органы исполнительной власти РФ

4. органы кредитно-денежного регулирования

5. органы государственного и муниципального финансового контроля

6. государственные внебюджетные фонды

7. главные распорядители государственных внебюджетных средств

8. иные органы

Главный распорядитель бюджетных средств – специальный государственный уполномоченный орган, который непосредственно распределяет бюджетные средства и контролирует их целевое назначение.

Этапы бюджетного процесса:

1 этап – составление проекта государственного бюджета, данная стадия начинается с того дня, когда президент обращается к Правительству с посланием. Непосредственно обязанность по составлению проекта бюджета возлагается на Министерство Финансов РФ. Для составления проекта бюджета учитываются финансовые результаты прошлого года и план экономического развития. Должно быть составлено три проекта бюджета, каждый из которых рассматривается на заседании Правительства РФ. Тот вариант, который будет одобрен большим количеством голосов, принимается за основу и утверждается председателем Правительства РФ.

После этого проект бюджета направляется в бюджетный комитет для технической проверки.

2 этап – рассмотрение проекта государственного бюджета. Первоначально проект государственного бюджета рассматривается в государственной думе (в 1-х чтениях – рассматриваются доходы ГБ, в 2-х – расходы ГБ, а в 3-х – в текст вносятся изменения, в 4-х – текст рассматривается полностью с учетом поправок).

После каждого чтения проводится голосование, и проект ГБ должен быть одобрен 2/3 голосов. Если этого не происходит, то проект возвращается в Правительство РФ. Если необходимое количество голосов набрано, то проект становится ФЗ «О бюджете» и передается на рассмотрение в Совет Федерации. Там он проходит одно чтение (ознакомительное) и должен быть одобрен 51% голосов. Если этого не происходит, то он возвращается в государственную думу, если происходит, то законно передается президенту.

3 этап – утверждение государственного бюджета. Президент утверждает ФЗ «О государственном бюджете», путем подписания. Если президент использует право «вето» то закон возвращается в Министерство финансов РФ и весь бюджетный процесс начинается сначала. В этой ситуации применяются правила о временном бюджете.

4 этап – исполнение государственного бюджета. Осуществляется на основе специального документа - бюджетной росписи – т.е. перечня всех источников доходов ГБ и всех направлений его расходов.

5 этап – отчет об исполнении ГБ. Составляется Министерство финансов РФ. После чего проходит проверку в счетной палате. Если она не обнаружит существенных финансовых нарушений, то председатель Правительства РФ представит данный ответ Федеральному Собранию. Если отчет НЕ будет принят большим количеством голосов, то будет:

1. отставка Министра финансов РФ

2. отставка председателя Правительства РФ

3. отставка Правительства в целом

 

Важным звеном финансовой системы являются внебюджет­ные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначе­ние.

Внебюджетные фонды – это финансовые ресурсы, которые не включаются в государственный бюджет и имеют строго целевое назначение.

Внебюджетные фонды решают две важные цели:

1 - обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и социальной политики государства.

2 - расширение социальных услуг населения (выплата песий и пособий)

Порядок их образования и использования регламентирует­ся финансовым правом.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (страховые взносы – 30% от заработной платы);

2) добровольные взносы юридических и физических лиц;

3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами—юридическими лицами;

4) другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

В зависимости от источников образования все внебюджетные фонды подразделяются на:

А) Централизованные внебюджетные фонды - имеют общегосударственное значение и предназначены для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Б) Децентрализованные внебюджетные фонды – это фонды, созданные для решения территориальных, отраслевых и межотраслевых задач.

1. Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды были образованы в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и усиления контроля за их использованием.

2. Фонд НИОКР создан для финансирования научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ, результаты которых используются в народном хозяйстве. Источником формирования средств фонда являются отчисления предприятий и организаций от реализации продукции.

3. Источниками Государственного фонда конверсии служат в основном бюджетные ассигнования. Средства этого фонда направляются предприятиям военно-промышленного комплекса для переоснащения их на выпуск гражданской продукции.

4. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан для оказания государственной помощи малым предприятиям. В этот фонд направляется 1% средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки.

5. Фонды развития жилищной сферы создаются региональными и местными органами власти в целях мобилизации дополнительных средств на строительство жилищного фонда, поддержание технического состояния коммунальных объектов, оказание помощи малоимущим гражданам в приобретении квартир.

 

Предмет: «Фармакологія»

Спеціальність: «Фармація»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А.І.Клименко. Меновая ценность хозяйственных благ определяется конечной полезностью последнего (маржинального) хозяйственного блага | Темы лекций. Тематичний план практичних занять
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.