КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая характеристика готовности к профессиональной деятельности
Тема 5.1. Психологический анализ управленческой деятельности
План: 1. Понятие деятельности, её функции, структура и параметры. 3. Психологические закономерности управленческой деятельности.
1. Понятие деятельности, её функции, структура и параметры
Деятельность – в психологическом смысле представляет собой форму активной взаимосвязи личности с окружающей социальной и природной средой, в результате которой личность достигает сознательно поставленной цели, возникает в результате появления у нее определенной потребности. Нельзя понять деятельность, изменяющую объект, на который она направлена, не изучая личность. Аналогично, невозможно раскрыть подлинные качества и свойства личности, не обращаясь к анализу её деятельности. В жизни человека и общества деятельность выполняет ряд функций: 1. Деятельность является специфическим механизмом удовлетворения потребностей человека как организма и члена общества. Это не означает, что актуальная в данный момент потребность автоматически влечет за собой ее удовлетворение с помощью деятельности. Деятельность реализуется не актуализированной потребностью, а сознательно поставленной целью, которая «определяет собой характер действий». Благодаря сознанию, человек получает возможность отвлечься от актуальной в данный момент потребности и подчинить свою деятельность достижению целей, которые не только удовлетворяют сиюминутную потребность, но зачастую и противоречат ей. В тех случаях, когда активность человека всецело определяется актуальной в данный момент потребностью и не регулируется сознательно поставленной целью, его поведение называют импульсивным (поведение ребенка; поведение взрослого в состоянии гнева, страха и др.). Импульсивность объясняется не достаточным развитием волевых качеств. 2. Деятельность объективирует внутренний мир личности, делает его доступным наблюдению со стороны. Именно во внешнем проявлении активности человека мы судим о том, какова личность, каковы ее субъективные возможности. Однако, между непосредственно наблюдаемыми признаками активности личности и стоящими за ними психологическими явлениями нет жесткой связи. Истолкование внешне наблюдаемой активности человека и раскрытие стоящих за ней мыслей и чувств представляет собой одну из сложнейших задач психологического исследования и практики руководства людьми. 3. Деятельность преобразует окружающий мир, производит так называемую вторую природу, создает материальные и духовные ценности. Для преобразования окружающего мира человеку необходимы знания о нем, умения и навыки, с помощью которых он сообразует свои намерения с природой предмета деятельности. 4. Деятельность переносит личностные качества и свойства, способности и мастерство человека на свой предмет, в котором затухает и покоится. На предмете деятельности всегда можно обнаружить отпечаток личности. Поэтому, изучая продукты деятельности, можно составить определенное представление о личности: ее замыслах, намерениях, способностях, мастерства. 5. Деятельность не только экстериоризуется (т.е. проявляется во вне, переносится на объект, изменяя его), но и одновременно интериоризуется (т.е. свертывается, принимает идеальную форму, усваивается личностью) и влечет за собой существенные изменения в психике личности. Таким образом, накапливая жизненный опыт, человек совершенствует свои возможности, развивается. Выделяют 3 направления влияния деятельности на личность: 1) совершенствуются механизмы психического отражения (т.е. оттачиваются механизмы восприятия, памяти мышления и др.); 2) деятельность «оседает» в психике как система знаний, умений, навыков; 3) деятельность переносит во внутренний мир личности и свои идеологические аспекты. Это свойство деятельности лежит в основе воспитания. 6). Деятельность реализует социальные роли, объективно представленные в обществе и заданные им (юрист, преподаватель, врач, студент и др.). Деятельность имеет свою структуру, которая анализируется в двух смыслах: 1. При психофизическом анализе в структуре деятельности выделяют 3 взаимосвязанных компонента: 1) моторный компонент – это система взаимосвязанных движений, благодаря которым человек вступает в физическое взаимодействие с окружающим миром. Моторный компонент складывается из трех типов движений: «взять», «переместить», «отпустить»; 2) сенсорный компонент – реализуется органами чувств (зрение, слух, осязание обоняние, вкус) и выполняет контрольные функции; 3) центральный компонент – задается головным мозгом, представляет собой идеальную программу деятельности и одновременно выполняет регулирующую функцию по отношению к деятельности. В каждой конкретной деятельности соотношение составляющих её компонентов различно (физический труд – больше моторных компонентов, интеллектуальный труд – центральных). 2. При собственно психологическом анализе рассматривают структуру деятельности, представленную на рис. 1. Представленная схема относится как к физическому, так и к умственному труду, т.е. к любой деятельности. Деятельность классифицируется по разным основаниям: 1) по предмету деятельности (работа с людьми, работа с вещами); 2) по мотивам деятельности (альтруистическая, эгоистическая); 3) по целям деятельности (организаторская, педагогическая); 4) по способам деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная);
Рис. 1. Психологическая структура деятельности
5) по результатам деятельности (завершенная – цель достигнута, незавершенная – цель и подлинный результат не совпадают). Каждая конкретная деятельность как целостная система может быть охарактеризована по ряду параметров. К ним относятся: 1) нормативность – определяется степенью соответствия действий человека правовым и моральным нормам; 2) продуктивность – определяется соотношением затраченных сил и средств с количественными и качественными характеристиками продукта труда (зависит от отношения человека к работе, его профессионального мастерства, объективных условий работы); 3) полнота – показывает, все ли действия, в совокупности образующие деятельность, реализованы человеком; 4) обобщенность – характеризует деятельность с точки зрения укрупнённости действий (командир взвода, начальник курса, начальник факультета, начальник института); 5) освоенность – характеризует, в каком соотношении система профессиональных знаний, умений и навыков человека находится с той системой знаний, умений и навыков, которая необходима для успешного осуществления данной деятельности. 6) уровень, на котором осуществляется деятельность (сознательный или подсознательный). Например, когда человек пишет, он сознательно следит за ходом мысли, а буквы выводит на уровне подсознания.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |