Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические принципы физического воспитания. Переутомление – невротическое состояние, возникающее при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с на­лич­ным при недостаточном или




Ключевые термины

Переутомление – невротическое состояние, возникающее при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с на­лич­ным при недостаточном или нерациональном отдыхе (плохой или неполноценный сон), а так­же при чрезмерной рабочей нагрузке.

Работоспособность – способность человека выполнять определенную работу в те­че­ние длительного времени без снижения ее качества и про­из­во­ди­тель­нос­ти.

Стресс – психическое и фи­зи­оло­ги­чес­кое состояние, которое возникает в от­вет на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и во­ле­вы­ми нагрузками.

Усталость – субъективное состояние индивидуума, для которого характерно психическое переживание, связанное с утом­ле­ни­ем. Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что в свою очередь связано с ко­ли­чеством и ка­чеством проделанной работы.

Утомление – объективное состояние организма, при котором в ре­зуль­та­те длительной напряженной работы происходит временное снижение работоспособности и ухуд­ше­ние функционального состояния.

Глава 5.
Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания

В выс­ших учебных заведениях физическая культура представлена как учебная дисциплина и важ­нейший компонент целостного развития личности. Свои образовательные и раз­ви­ва­ющие функции данная дисциплина наиболее полно осуществляет в це­ле­нап­рав­лен­ном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы. Все это находит свое отражение в пси­хо­фи­зи­чес­­кой надежности будущего специалиста, в не­об­хо­ди­мом уровне и ус­той­чи­вос­ти его профессиональной работоспособности.

Принципы всестороннего гармонического развития личности выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и яв­ля­ют­ся обязательными при осуществлении образовательных и вос­пи­та­те­ль­ных задач. Это принципы сознательности и ак­тив­нос­ти, наглядности, доступности и ин­ди­ви­ду­али­за­ции, систематичности, постепенного повышения требований (динамичности).

Принципсознательностии ак­тив­нос­ти. Данный принцип раскрывается в сле­ду­ющих требованиях:

1) фор­ми­ро­ва­ния осмысленного отношения и ус­тойчи­во­го интереса к об­щей цели и конкрет­ным задачам занятий;

2) сти­му­ли­ро­ва­ния сознательного анализа, самоконтроля и ра­цио­наль­но­го использования сил при выполнении физических упражнений;

3) вос­пи­та­ния инициативности, самостоятельности и твор­чес­ко­го отношения к за­да­ни­ям.

Принципнаглядности. Преимущественное положение среди способов наглядного обучения вна­ча­ле занимают те, которые обеспечивают формирование зрительных образов. В дальнейшем же резко возрастает роль двигательного анализатора и со­от­ветству­ющих способов обеспечения наглядности. Различные формы наглядности не только взаимосвязаны, но и по своему действию переходят одна в дру­гую. Особое значение имеет связь чувственного образа и об­раз­но­го слова. Слово есть сигнал всех других сигналов в том смысле, что за время жизни и обу­че­ния слово связывается (по механизму условно-реф­лек­тор­ных связей) со всеми внешними и внут­рен­ни­ми раздражителями.

Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к за­ня­ти­ям, облегчает понимание и вы­пол­не­ние заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и на­вы­ков.

Принципдоступностии ин­ди­ви­ду­али­за­ции. Суть данного принципа в об­лас­ти физического воспитания раскрывают следующие основные положения:

1. Оп­ре­де­ле­ние меры доступного. Доступность физических упражнений непосредственно зависит, с од­ной стороны, от возможностей занимающихся, а с дру­гой – от объективных трудностей, возникающих при выполнении того или иного упражнения в си­лу характерных для него особенностей. Полное соответствие между возможностями и труд­нос­тя­ми означает оптимальную меру доступности.

2. Ме­то­ди­чес­кие условия доступности. Одно из решающих методических условий доступности в про­цес­се физического воспитания – это преемственность физических упражнений. Необходимо так распределять изучаемый материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей обучаемого кратчайшим путем к ос­во­ению содержания очередного занятия.

3. Ин­ди­ви­ду­али­за­ция общего направления и частных путей физического воспитания. Функциональные возможности организма всегда в чем-ли­бо индивидуально отличны. Индивидуальные отличия имеются и в том, как протекает освоение движений, и в ха­рак­те­ре реакции организма на физическую нагрузку, и в ди­на­ми­ке его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это обязывает строго индивидуализировать процесс физического воспитания.

Принципсистематичности. Суть этого принципа раскрывается в ря­де положений, касающихся регулярности занятий и сис­те­мы чередования нагрузок с от­ды­хом, а так­же последовательности занятий и вза­имос­вя­зи между различными сторонами их содержания:

1. Неп­ре­рыв­ность процесса физического воспитания и оп­ти­маль­ное чередование нагрузок с от­ды­хом. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Физическое воспитание мыслится в це­лом как непрерывный процесс, охватывающий все основные периоды жизни.

2. Пов­то­ря­емость и ва­ри­атив­ность. В про­цес­се физического воспитания ярко выражен момент повторяемости: повторяются не только отдельные упражнения, но и пос­ле­до­ва­тель­ность их в за­ня­ти­ях, а так­же – в оп­ре­де­лен­ных чертах – и пос­ле­до­ва­тель­ность самих занятий на протяжении недельных, месячных и дру­гих циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и уп­ро­чить двигательные навыки.

3. Пос­ле­до­ва­тель­ность занятий и вза­имос­вязь между различными сторонами их содержания. Проблема оптимальной последовательности занятий теснейшим образом связана с проб­ле­мой доступности. При выборе пути следования в про­цес­се обучения и вос­пи­та­ния руководствуются правилами «от известного – к не­из­вестно­му», «от простого – к слож­но­му», «от легкого – к труд­но­му».

Процесс физического воспитания всегда должен быть всесторонним. Последовательность занятий и уп­раж­не­ний зависит от многих конкретных условий, в том числе от особенностей контингента занимающихся, от общей направленности занятий на том или ином этапе физического воспитания, от величины применяемых нагрузок и осо­бен­нос­тей их динамики и т. д.

Принциппостепенногоповышениятребований (динамичности). Этот принцип раскрывается в сле­ду­ющих положениях:

1. Не­об­хо­ди­мость регулярного обновления заданий с об­щей тенденцией к рос­ту нагрузок. Физическое воспитание находится в пос­то­ян­ном движении, в раз­ви­тии, изменяясь от занятия к за­ня­тию, от этапа к эта­пу. Характерная черта при этом – повышение сложности упражнений, нарастание силы и дли­­тельнос­ти их воздействия.

2. Ус­ло­вия усложнения заданий и фор­мы повышения нагрузок (непременными условиями являются также последовательность, регулярность занятий и оп­ти­маль­ное чередование нагрузок с от­ды­хом). Переход к но­вым, более сложным и труд­ным упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и прис­по­соб­ле­ния к на­груз­кам.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу, не одномоментно. Динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью. При этом возможны различные формы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-вос­хо­дя­щая, ступенчатая и вол­но­об­раз­ная. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и ус­ло­вий на различных этапах физического воспитания.

Взаимосвязьметодическихпринципов. Внимательно анализируя сказанное о прин­ци­пах физического воспитания, нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается. Ни один из указанных принципов не может быть реализован в пол­ной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действенность каждого из них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.