Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений




Развитие местного самоуправления в России

ТЕМА 1. УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОМ

 

Корни местного самоуправления уходят далеко вглубь веков. В 1766 г. Екатерина II издала манифест о создании комиссии для обсуждения местных нужд. Законодательство Екатерины II можно считать первой попыткой формирования отечественного муниципального права.

Александр II провел реформу 1870 г., которая предоставляла городскому самоуправлению сравнительно широкую са­мостоятельность в ведении городского хозяйства и решении местных дел. 17 октября 1905 г. Николай II учредил законосо­вещательную Государственную думу. 3 марта 1917 г. принята Декларация Временного правительства, где во главу угла предстоящих преобразований ставилась реформа местного самоуправления на основе всеобщего избирательного права.

Послеоктябрьская судьба местного самоуправления была недолгой. Осуществлялся переход к централизованной системе государственного управления, введение принципа единства государственной собственности. Идея местного самоуправления вновь возникла в общественной жизни во второй половине 80-х годов, что было связано с поиском путей реорганизации государственной власти и управления в стране. В апреле 1990 г. принят Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В июле 1991 года принят Закон «О местном самоуправлении в РСФСР». 12 августа 1995 года принят Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». 6 октября 2003 г. принят Федеральный закон Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Конституция РФ выделяет местное самоуправление, как отдельную сферу гражданской самостоятельности и активности, суть которого – в праве населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Понятие муниципальной собственности включает в себя: средства местного бюджета; муниципальные внебюджетные фонды; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и другие природные ресурсы; муниципальные предприятия и организации, банки и др. финансово-кредитные учреждения; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта. Муниципальная служба - это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий на муниципальной должности, не являющейся выборной.

 

Муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения. Различают следующие виды муниципальных хозяйств: коммунальная модель муниципального хозяйства (основным ресурсом являются налоги с населения); коммунально-рентная модель (налоги населения дополняются обложением производителя продукции и услуг); муниципально-рентная модель (подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории).

Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.

Четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти:

- самоуправление в отличие от государственной власти - власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти;

- самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения);

- для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности;

- эта власть требует обязательного наличия представительства населения, т.е. она выборная.

Государство передает местному самоуправлению функции и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решений, оставляя за собой право контроля за их исполнением. Местное самоуправление является властью, но властью, производной от государственной, действующей с позволения государства и в рамках, четко обозначенных государством в законе.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.