КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные факторы, определяющие общую направленность ППФП будущих специалистов
Развитие науки, техники, производственного процесса предъявляют к современному специалисту все более высокие профессиональные требования. Научно-техническое развитие производства имеет для человека не только положительные, но и отрицательные последствия: это недостаток двигательной активности (детренированность организма), высокая эмоциональная напряженность в процессе труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Без специальной психофизической подготовки организму не справиться с утомлением, нервно-психической усталостью, эмоциональным возбуждением, которые приводят к плохой работоспособности и профессиональным заболеваниям. Специалисты по физической культуре исследуют такой отрицательный фактор, как влияние на организм человека технологизации труда и быта. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и способы повышения его работоспособности в различных условиях производства и быта (например, большие адаптационные возможности специальной психофизической подготовленности космонавтов и выдающихся спортсменов). В связи с этим при подготовке молодых людей к работе на производстве необходимо использовать уже проверенный опыт направленного применения средств физической культуры для повышения функциональных способностей, необходимых в профессиональной деятельности. Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе во многом определяет направленность ППФП студентов. Научно-технический прогресс изменил роль человека в процессе производства: раньше ритм трудового процесса задавал сам человек через управляемую им технику, сейчас он должен приспособить свой труд под технологию производства. Современное производство предъявляет особые требования к формированию специальной психофизической подготовки специалиста. Необходимо воспитывать физические качества (быстроту, ловкость и. т. д.) и совершенствовать психические функции (внимание, мышление и т. д.). В процессе занятий физическими упражнениями и спортом молодые специалисты смогут воспитать физические качества и психологические свойства личности, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Еще одним фактором, оказывающим влияние на общую направленность ППФП студентов, является действие закона перемены и разделения труда в обществе. Часто в профессиональной жизни человека возникает необходимость в переквалификации, переподготовке, смене специальности. Этот шаг, помимо всего прочего, требует от специалиста физического совершенства, достичь которого поможет психофизическая подготовка к труду. Широкий диапазон знаний и физических навыков, наличие профессиональных психологических качеств способствуют более быстрому освоению смежных профессий. Особую роль в профессионально направленной психофизической подготовке играет высокий уровень интенсивности и индивидуальной производительности труда будущего специалиста. Плохая физическая и психическая подготовка к труду влияет на его общественную и профессиональную деятельность. В производственном процессе участвует огромное количество работников. Снижение работоспособности одного из них приведет к снижению общественной производительности труда. Систематические, методически правильно организованные занятия физической культурой и спортом в режиме труда и отдыха помогут повысить физическую и эмоциональную устойчивость организма. Люди, занимающиеся физическими упражнениями, обладают способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и действий. Все вышеизложенные положения подчеркивают важность и необходимость ППФП будущих специалистов в период их обучения в вузе. Введение специальной психофизической подготовки студентов поможет им приобрести физические навыки, необходимые для их профессиональной деятельности. Обладая определенными знаниями и профессиональным опытом, но не имея необходимых физических способностей для трудовой деятельности, человек не может в полной мере приносить обществу пользу. Поэтому, еще будучи студентом, каждый должен воспитывать в себе физические и психические качества, необходимые в будущей профессии. Особенности ППФП студентов высших учебных заведений Основное назначение ППФП – направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность; выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных умений и навыков. Таким образом, целью ППФП студентов в вузе является достижение ими психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: ● формирование у студентов необходимых прикладных знаний; ● формирование и совершенствование прикладных умений и навыков; ● воспитание прикладных психофизических качеств; ● воспитание прикладных специальных качеств. Рассмотрим подробнее содержание приведенных основных понятий. Прикладные знания – знания, необходимые для организации и осуществления будущей профессиональной деятельности, приобретаемые студентами в процессе занятий физической культурой и спортом. Они включают в себя знания о рациональном использовании средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха в целях борьбы с производственным утомлением и профессиональными заболеваниями, а также знания основных положений организации и проведения оздоровительно-массовой работы, необходимые будущему руководителю производственного коллектива. Прикладные умения и навыки формируются у студентов в процессе занятий физическими упражнениями и спортом с целью использования их в конкретной трудовой деятельности. Для ППФП важна степень освоения двигательных действий, так как при обучении данным действиям и особенно отдельным трудовым движениям различной сложности не всегда требуется доводить их до степени автоматизма. Необходимость формирования двигательного навыка возникает в тех случаях, когда прикладной навык, будучи элементом отдельного вида спорта, в то же время является и профессиональным навыком, обеспечивающим безопасность специалиста в изменяющихся условиях (например, при подготовке геологов, геодезистов, летчиков и др.). В других случаях, когда автоматизированные движения могут явиться препятствием для изучения новых умений, целесообразнее будет овладеть большим числом умений, чем отработать отдельные из них до уровня навыка. Процесс обучения прикладным умениям и навыкам должен быть приближен к естественным условиям их применения, только в этом случае можно психологически подготовить будущего специалиста к выполнению работы в производственных условиях (например, будущих инженеров-строителей необходимо обучить ходьбе или лазанию по гимнастическому бревну, скамейке или другим возвышенностям). Прикладные психофизические качества – физические и психические качества, необходимые для успешного и эффективного выполнения определенных трудовых действий. К прикладным физическим качествам относятся выносливость, быстрота, сила, гибкость и ловкость. Своевременное формирование прикладных физических качеств у студентов в процессе физического воспитания повышает эффективность профессионального обучения и продуктивность трудовых действий. Прикладные психические качества, необходимые будущему специалисту, могут формироваться только при создании специальных условий, в которых необходимо проявить эти качества. На учебно-тренировочных и самостоятельных занятиях физической культурой, на спортивных тренировках и соревнованиях могут быть созданы такие условия, при которых проявляются смелость, решительность, настойчивость, самообладание и т. п. Соблюдение норм и правил поведения в спортивной деятельности воспитывает уважение, трудолюбие, чувство коллективизма и т. п. Прикладные специальные качества – качества специалиста, позволяющие ему противостоять специфическим воздействиям внешней среды и особенностям условий труда (таким, как низкие и высокие температуры, укачивание, нахождение на большой высоте и т. д.). Необходимо отметить, что хорошо физически развитый и подготовленный человек быстрее адаптируется к различным условиям труда, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т. д. Таким образом, формирование прикладных знаний, умений и навыков, а также воспитание прикладных качеств всегда должны рассматриваться в единстве физической и психологической деятельности обучающихся в определенных условиях внешней среды, при этом должен учитываться уровень предварительной физической подготовленности занимающихся и их опыт в овладении различными двигательными действиями. В процессе физического воспитания не должно быть резкого разграничения и тем более противопоставления ППФП и разносторонней физической подготовки, так как это единый организованный процесс воспитания у будущих специалистов психофизиологической готовности к длительному и высокопроизводительному труду в избранной профессиональной сфере. Средства ППФП студентов в вузе Для каждого вуза средства ППФП подбираются с учетом особенностей учебного процесса и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. Эти средства можно объединить в следующие группы: прикладные физические упражнения; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП, и представить в виде схемы (рис. 15). Основным средством ППФП являются физические упражнения, которые подбираются с учетом формирования физических и специальных качеств, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности. Известный кардиохирург академик Н. М. Амосов считает, что взаимодействие всех жизненно важных систем организма лучше всего проявляется через выносливость, поэтому воспитанию выносливости отводится особое место в ППФП. Расширить функциональные возможности организма, необходимые для осуществления конкретной профессиональной деятельности, можно с помощью комплекса специальных прикладных упражнений и элементов из различных видов спорта. Для развития выносливости используют бег на длинные дистанции, прыжки через скакалку, ходьбу на лыжах, греблю, спортивные игры. Развитию гибкости и ловкости способствуют упражнения прикладной гимнастики (упражнения без предметов, с предметами и на гимнастических снарядах).
Рис. 15. Средства ППФП студентов Занятия прикладными видами спорта способствуют совершенствованию психофизических качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности. Например, игровые виды спорта (волейбол, футбол и т. д.) способствуют воспитанию воли, внимания, коммуникативности и т. д. Широкое применение в ППФП студентов получили нетрадиционные системы физических упражнений (шейпинг, атлетическая и ритмическая гимнастика и др.), которые способствуют развитию ловкости, силы, гибкости. В процессе занятий массовыми видами спорта (такими, как альпинизм, туризм, спортивное ориентирование, конный спорт и др.) у студентов совершенствуются прикладные умения и навыки ориентирования на местности, передвижения в горных условиях, организации и проведения переправ через водные преграды. Составляя программу ППФП студентов, преподаватели кафедры физического воспитания подбирают упражнения и виды спорта с учетом профиля и специфики высшего учебного заведения. В табл. 14 представлено примерное содержание ППФП для некоторых вузов с учетом их профиля. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППФП студентов. Крепкое здоровье, способность организма сопротивляться воздействию внешних факторов помогут будущему специалисту избежать профессиональных заболеваний и обеспечат трудовое долголетие. Занятия спортом на открытом воздухе (лыжные и конные прогулки, туристические походы, плавание и др.) закаливают организм. С помощью солнечных и воздушных ванн, различных водных процедур можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это необходимо для студентов, будущая профессиональная деятельность которых связана со сложными климатическими условиями (полярные летчики, археологи и др.). Таблица 14 Примерное содержание ППФП студентов с учетом профиля вуза
Работая по любой специальности, необходимо соблюдать гигиенические нормы (гигиена тела, одежды, обуви, помещения и т. д.), которые помогут эффективно организовать трудовую деятельность с максимальной производительностью труда. Такие гигиенические мероприятия, как душ, различные бани ускорят восстановительные процессы в организме, сделают отдых более качественным. К вспомогательным средствам ППФП, обеспечивающим повышение ее эффективности, относятся наглядные пособия, технические средства и тренажеры, с помощью которых моделируются отдельные условия и характер будущего профессионального труда студентов и, таким образом, у занимающихся развиваются профессионально-прикладные физические качества. Например, использование тренажеров с пружинными устройствами позволяет развивать силу различных групп мышц, быстрота двигательной реакции совершенствуется с помощью тренажеров, особенность которых заключается во внезапном появлении разных сигналов, на каждый из которых занимающийся должен по-разному реагировать. Формы занятий по ППФП студентов Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по дисциплине «Физическая культура», которая учитывает особенности будущей профессии студентов каждого факультета и материально-техническую базу конкретного вуза. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах осуществляется во время учебных и внеучебных занятий. Учебные занятия могут быть теоретическими и практическими. Основой практического раздела программы по физической культуре является общая физическая подготовка. ППФП строится на основе и в единстве с ОФП. Соотношение общей и профессионально-прикладной физической подготовки может быть разным, в зависимости от избранной профессии. Студенты гуманитарных факультетов могут приобрести психофизические качества, необходимые для будущей профессии, занимаясь только ОФП. Студенты инженерных вузов не могут ограничиться ОФП в своей профессиональной подготовке, так как их будущая профессия связана с движущимися механизмами, с более сложными условиями труда. Поэтому им требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка. В некоторых вузах (горно-геологических, юридических, военных и др.) необходим самостоятельный дополнительный курс ППФП сверх отведенных на дисциплину «Физическая культура» учебных часов. Во время занятий студенты получают необходимые прикладные знания, которые обеспечивают сознательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональной деятельности. В настоящее время все более широкое применение находят учебные занятия ППФП под руководством преподавателей в период прохождения учебной и производственной практики. Студенты горно-геологических академий и институтов, авиационных и железнодорожных институтов, учащиеся военных училищ, работая в полевых и экспедиционных условиях, попадают в обстановку, приближенную к производственной, что дает возможность совершенствовать необходимые прикладные психофизические качества. Полученные знания, умения и навыки по нетрадиционным методикам (аутотренинг, релаксация, психофизическая гимнастика) дают возможность практически применять их при проведении рекреационных занятий, направленных на восстановление психофизических функций, с целью поддержания работоспособности организма на высоком уровне. При прохождении производственной и технологической практики студенты, самостоятельно организуя активный отдых производственного коллектива, приобретают навыки будущего руководителя. Студенты педагогических вузов во время педагогической практики в школах и летних оздоровительных лагерях приобретают опыт по организации и проведению спортивно-оздоровительных мероприятий с целью сохранения здоровья учащихся. Одной из форм организации занятий по ППФП во внеучебное время являются спортивно-прикладные соревнования. Высокая действенность этой формы связана с максимальной психофизической нагрузкой, проверкой прикладных умений и навыков в экстремальной, соревновательной ситуации. Предмет соревнований могут составлять действия, характерные для того или иного вида трудовой деятельности, например, пожарно-прикладной спорт, различные виды многоборья, альпинизм, спортивное ориентирование, конный спорт, гребля. Студенты, имеющие недостаточную психофизическую подготовленность, в свободное время могут посещать секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта, занимаясь под руководством тренера-преподавателя. В вузах также практикуется самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания по ППФП. Задания подбираются индивидуально для каждого студента с учетом его физической подготовленности и состояния здоровья. ППФП на самодеятельных занятиях студентов имеет несколько форм: занятия прикладными видами спорта в спортивных группах вне вуза (туристические клубы, школы альпинизма и конного спорта и т. д.), в оздоровительно-спортивных лагерях, самостоятельно в режиме рабочего дня и в свободное время на учебных и производственных практиках, в каникулярное время. Особенности организации ППФП студентов различных вузов Поступив в высшее учебное заведение, молодые люди вступают в новый жизненный этап, который характеризуется расширением самостоятельности, повышением ответственности, осознанием своей социальной значимости с учетом будущей специальности. С первых дней студент овладевает новой для него деятельностью –профессионально-учебной. Профессионально-учебная деятельность – это умственный труд, который протекает в условиях малой двигательной активности, что приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности, ухудшению общего самочувствия. Учеба в вузе, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы. ППФП студентов должна проходить поэтапно (рис. 16).
Рис. 16. Структура ППФП студентов На этапе подготовки к профессионально-учебной деятельности необходимо решать следующие задачи: приобретение прикладных знаний, воспитание и совершенствование психофизических качеств, расширение адаптационных возможностей организма и укрепление здоровья студентов. Для этого на практических занятиях необходимо использовать большой объем специальных упражнений: бег, ходьбу, плавание, упражнения с отягощениями, упражнения на развитие гибкости и т. д. Овладев методикой аутотренинга, дыхательной гимнастики, точечного массажа, студенты самостоятельно смогут предупредить психофизическое утомление. Для быстрого и эффективного восстановления после учебной деятельности желательно использовать такие гигиенические мероприятия, как душ, баня, профилактическая гимнастика. Нервно-эмоциональные перегрузки организма студента в процессе учебы и малоподвижный образ жизни ведут к снижению сопротивляемости организма воздействиям окружающей среды и способствуют росту заболеваемости. Эффективным оздоровительно-профилактическим средством является закаливание: система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Например, занятия спортом на открытом воздухе (биатлон, фигурное катание, спортивное ориентирование, туристические походы), обливание и др. Немаловажную роль в здоровье студента играет правильное, сбалансированное питание, содержащее достаточное количество жиров, белков, углеводов, витаминов и микроэлементов. Этап подготовки к будущей профессиональной деятельности предполагает решение таких задач, как совершенствование прикладных знаний, умений и навыков, воспитание прикладных психофизических и специальных качеств, формирование готовности противостоять специфическим воздействиям внешней среды и условиям труда. Но эффективность подготовки специалистов к профессиональной деятельности будет высокой только в том случае, если при организации ППФП учитывается специфика вуза. Существует опыт разработки программ по дисциплине «Физическая культура» с учетом элементов ППФП для студентов лесотехнических вузов. Здесь в качестве средств профессионально-прикладной подготовки были использованы плавание, элементы стрельбы, верховой езды, лыжная подготовка, спортивное ориентирование, борьба самбо. Интересен опыт внедрения ППФП в учебный процесс студентов сельскохозяйственных вузов. В данном случае получили широкое распространение верховая езда, спортивные эстафеты, гиревой спорт, соревнования по вождению автомобиля. Рассматривая особенности организации ППФП в профессионально-педагогическом вузе, необходимо отметить, что многие выпускники таких учебных заведений имеют не только педагогическую, но и инженерную подготовку. Студенты, получая педагогические знания, также овладевают рабочей профессией на уровне 3–5‑го разряда, которая связана с физическим трудом. Выпускникам профессионально-педагогических вузов необходимо владеть навыками работы на токарных, фрезерных и других станках, где обработка деталей сложной конфигурации требует точной координации движения рук, длительного сосредоточения внимания. Продолжительное пребывание в неизменной рабочей позе может стать причиной ряда заболеваний: нарушения осанки, зрения, ухудшения кровообращения в нижних конечностях и др. Поэтому в содержание занятий по ППФП необходимо включать прикладные физические упражнения, направленные на развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, стопы, на совершенствование равновесия в вертикальном положении, координации движения рук; развитие выносливости. Средством профилактики заболеваний зрительного анализатора могут быть специфические упражнения по методике Э. С. Аветисова, У. Бейтса и др. Как будущие педагоги выпускники профессионально-педагогических вузов должны обладать высокой концентрацией внимания, быстротой и гибкостью мышления, высоким уровнем коммуникативных и организаторских способностей и т. д. Данные качества можно воспитывать на занятиях прикладными видами спорта, такими, как волейбол, баскетбол, футбол. Организаторские способности наиболее активно формируются при подготовке и проведении спортивных соревнований. Введение ППФП в курс учебной дисциплины «Физическая культура» с учетом особенностей вуза позволит производить более качественную подготовку будущих специалистов к их профессиональной деятельности. Правильное содержание ППФП позволит воспитать у студентов профессиональные психофизические качества, необходимые в их дальнейшей профессиональной деятельности, которые обеспечат трудовое долголетие, помогут сохранить здоровье. Осознание роли физической подготовки в профессиональном становлении повысит интерес студентов к физической культуре и спорту, формированию здорового образа жизни, к научной организации своего труда.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |