Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные факторы, определяющие общую направленность ППФП будущих специалистов

Развитие науки, техники, производственного процесса предъявляют к со­вре­мен­но­му специалисту все более высокие профессиональные требования. Научно-тех­ни­чес­кое развитие производства имеет для человека не только положительные, но и от­ри­ца­тель­ные последствия: это недостаток двигательной активности (детренированность организма), высокая эмоциональная напряженность в про­цес­се труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Без специальной психофизической подготовки организму не справиться с утом­ле­ни­ем, нервно-пси­хи­чес­кой усталостью, эмоциональным возбуждением, которые приводят к пло­хой работоспособности и про­фес­сио­наль­ным заболеваниям.

Специалисты по физической культуре исследуют такой отрицательный фактор, как влияние на организм человека технологизации труда и бы­та. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и спо­со­бы повышения его работоспособности в раз­лич­ных условиях производства и бы­та (например, большие адаптационные возможности специальной психофизической подготовленности космонавтов и вы­да­ющих­ся спортсменов). В свя­зи с этим при подготовке молодых людей к ра­бо­те на производстве необходимо использовать уже проверенный опыт направленного применения средств физической культуры для повышения функциональных способностей, необходимых в про­фес­сио­наль­ной деятельности.

Изменение места и функцио­наль­ной роли человека в сов­ре­мен­ном производственном процессе во многом определяет направленность ППФП студентов. Научно-тех­ни­чес­кий прогресс изменил роль человека в про­цес­се производства: раньше ритм трудового процесса задавал сам человек через управляемую им технику, сейчас он должен приспособить свой труд под технологию производства. Современное производство предъявляет особые требования к фор­ми­ро­ва­нию специальной психофизической подготовки специалиста. Необходимо воспитывать физические качества (быстроту, ловкость и. т. д.) и со­вер­шенство­вать психические функции (внимание, мышление и т. д.). В про­цес­се занятий физическими упражнениями и спор­том молодые специалисты смогут воспитать физические качества и пси­хо­ло­ги­чес­кие свойства личности, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на общую направленность ППФП студентов, является действие закона перемены и раз­де­ле­ния труда в об­ществе. Часто в про­фес­сио­наль­ной жизни человека возникает необходимость в пе­рек­ва­ли­фи­ка­ции, переподготовке, смене специальности. Этот шаг, помимо всего прочего, требует от специалиста физического совершенства, достичь которого поможет психофизическая подготовка к тру­ду. Широкий диапазон знаний и фи­зи­чес­ких навыков, наличие профессиональных психологических качеств способствуют более быстрому освоению смежных профессий.

Особую роль в про­фес­сио­наль­но направленной психофизической подготовке играет высокий уровень интенсивности и ин­ди­ви­ду­аль­ной производительности труда будущего специалиста. Плохая физическая и пси­хи­чес­кая подготовка к тру­ду влияет на его общественную и про­фес­сио­наль­ную деятельность. В про­из­водствен­ном процессе участвует огромное количество работников. Снижение работоспособности одного из них приведет к сни­же­нию общественной производительности труда. Систематические, методически правильно организованные занятия физической культурой и спор­том в ре­жи­ме труда и от­ды­ха помогут повысить физическую и эмо­цио­на­ль­ную устойчивость организма. Люди, занимающиеся физическими упражнениями, обладают способностью к дли­тель­но­му сохранению оптимального темпа, скорости и эко­но­мич­нос­ти рабочих движений и действий.

Все вышеизложенные положения подчеркивают важность и не­об­хо­ди­мость ППФП будущих специалистов в пе­ри­од их обучения в ву­зе. Введение специальной психофизической подготовки студентов поможет им приобрести физические навыки, необходимые для их профессиональной деятельности. Обладая определенными знаниями и про­фес­сио­наль­ным опытом, но не имея необходимых физических способностей для трудовой деятельности, человек не может в пол­­ной мере приносить обществу пользу. Поэтому, еще будучи студентом, каждый должен воспитывать в се­бе физические и пси­хи­чес­кие качества, необходимые в бу­ду­щей профессии.

Особенности ППФП студентов высших учебных заведений

Основное назначение ППФП – направленное развитие и под­дер­жа­ние на оптимальном уровне тех психических и фи­зи­чес­ких качеств человека, к ко­то­рым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность; выработка функциональной устойчивости организма к ус­ло­ви­ям этой деятельности и фор­ми­ро­ва­ние прикладных умений и на­вы­ков.

Таким образом, целью ППФП студентов в ву­зе является достижение ими психофизической готовности к ус­пеш­ной профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

● фор­ми­ро­ва­ние у сту­ден­тов необходимых прикладных знаний;

● фор­ми­ро­ва­ние и со­вер­шенство­ва­ние прикладных умений и на­вы­ков;

● вос­пи­та­ние прикладных психофизических качеств;

● вос­пи­та­ние прикладных специальных качеств.

Рассмотрим подробнее содержание приведенных основных понятий.

Прикладные знания – знания, необходимые для организации и осу­щест­вле­ния будущей профессиональной деятельности, приобретаемые студентами в про­цес­се занятий физической культурой и спор­том. Они включают в се­бя знания о ра­цио­наль­ном использовании средств физической культуры и спор­та в ре­жи­ме труда и от­ды­ха в це­лях борьбы с про­из­водствен­ным утомлением и про­фес­сио­наль­ны­ми заболеваниями, а так­же знания основных положений организации и про­ве­де­ния оздоровительно-мас­со­вой работы, необходимые будущему руководителю производственного коллектива.

Прикладные умения и на­вы­ки формируются у сту­ден­тов в про­цес­се занятий физическими упражнениями и спор­том с целью использования их в кон­крет­ной трудовой деятельности. Для ППФП важна степень освоения двигательных действий, так как при обучении данным действиям и осо­бен­но отдельным трудовым движениям различной сложности не всегда требуется доводить их до степени автоматизма. Необходимость формирования двигательного навыка возникает в тех случаях, когда прикладной навык, будучи элементом отдельного вида спорта, в то же время является и про­фес­сио­наль­ным навыком, обеспечивающим безопасность специалиста в из­ме­ня­ющих­ся условиях (например, при подготовке геологов, геодезистов, летчиков и др.). В дру­гих случаях, когда автоматизированные движения могут явиться препятствием для изучения новых умений, целесообразнее будет овладеть большим числом умений, чем отработать отдельные из них до уровня навыка. Процесс обучения прикладным умениям и на­вы­кам должен быть приближен к ес­тествен­ным условиям их применения, только в этом случае можно психологически подготовить будущего специалиста к вы­пол­не­нию работы в про­из­водствен­ных условиях (например, будущих инженеров-стро­ите­лей необходимо обучить ходьбе или лазанию по гимнастическому бревну, скамейке или другим возвышенностям).

Прикладные психофизические качества – физические и пси­хи­чес­кие качества, необходимые для успешного и эф­фек­тив­но­го выполнения определенных трудовых действий.

К прик­лад­ным физическим качествам относятся выносливость, быстрота, сила, гибкость и лов­кость. Своевременное формирование прикладных физических качеств у сту­ден­тов в про­цес­се физического воспитания повышает эффективность профессионального обучения и про­дук­тив­ность трудовых действий.

Прикладные психические качества, необходимые будущему специалисту, могут формироваться только при создании специальных условий, в ко­то­рых необходимо проявить эти качества. На учебно-тре­ни­ро­воч­ных и са­мос­то­ятель­ных занятиях физической культурой, на спортивных тренировках и со­рев­но­ва­ни­ях могут быть созданы такие условия, при которых проявляются смелость, решительность, настойчивость, самообладание и т. п. Соблюдение норм и пра­вил поведения в спор­тив­ной деятельности воспитывает уважение, трудолюбие, чувство коллективизма и т. п.

Прикладные специальные качества – качества специалиста, позволяющие ему противостоять специфическим воздействиям внешней среды и осо­бен­нос­тям условий труда (таким, как низкие и вы­со­кие температуры, укачивание, нахождение на большой высоте и т. д.). Необходимо отметить, что хорошо физически развитый и под­го­тов­лен­ный человек быстрее адаптируется к раз­лич­ным условиям труда, более устойчив к ин­фек­ци­ям, проникающей радиации и т. д.

Таким образом, формирование прикладных знаний, умений и на­вы­ков, а так­же воспитание прикладных качеств всегда должны рассматриваться в единстве физической и пси­хо­ло­ги­чес­кой деятельности обучающихся в оп­ре­де­лен­ных условиях внешней среды, при этом должен учитываться уровень предварительной физической подготовленности занимающихся и их опыт в ов­ла­де­нии различными двигательными действиями. В про­цес­се физического воспитания не должно быть резкого разграничения и тем более противопоставления ППФП и раз­но­сто­рон­ней физической подготовки, так как это единый организованный процесс воспитания у бу­ду­щих специалистов психофизиологической готовности к дли­тель­но­му и вы­со­коп­ро­из­во­ди­тель­но­му труду в избран­ной профессиональной сфере.

Средства ППФП студентов в вузе

Для каждого вуза средства ППФП подбираются с уче­том особенностей учебного процесса и спе­ци­фи­ки будущей профессиональной деятельности студентов. Эти средства можно объединить в сле­ду­ющие группы: прикладные физические упражнения; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и ги­ги­ени­чес­кие факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП, и предста­вить в ви­де схемы (рис. 15).

Основным средством ППФП являются физические упражнения, которые подбираются с уче­том формирования физических и спе­ци­аль­ных качеств, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности. Известный кардиохирург академик Н. М. Амо­сов считает, что взаимодействие всех жизненно важных систем организма лучше всего проявляется через выносливость, поэтому воспитанию выносливости отводится особое место в ППФП. Расширить функциональные возможности организма, необходимые для осуществления конкретной профессиональной деятельности, можно с по­мощью комплекса специальных прикладных упражнений и эле­мен­тов из различных видов спорта. Для развития выносливости используют бег на длинные дистанции, прыжки через скакалку, ходьбу на лыжах, греблю, спортивные игры. Развитию гибкости и лов­кос­ти способствуют упражнения прикладной гимнастики (упражнения без предметов, с пред­ме­та­ми и на гимнастических снарядах).

 

Рис. 15. Средства ППФП студентов

Занятия прикладными видами спорта способствуют совершенствованию психофизических качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности. Например, игровые виды спорта (волейбол, футбол и т. д.) способствуют воспитанию воли, внимания, коммуникативности и т. д. Широкое применение в ППФП студентов получили нетрадиционные системы физических упражнений (шейпинг, атлетическая и рит­ми­чес­кая гимнастика и др.), которые способствуют развитию ловкости, силы, гибкости. В про­цес­се занятий массовыми видами спорта (такими, как альпинизм, туризм, спортивное ориентирование, конный спорт и др.) у сту­ден­тов совершенствуются прикладные умения и на­вы­ки ориентирования на местности, передвижения в гор­ных условиях, организации и про­ве­де­ния переправ через водные преграды.

Составляя программу ППФП студентов, преподаватели кафедры физического воспитания подбирают упражнения и ви­ды спорта с уче­том профиля и спе­ци­фи­ки высшего учебного заведения. В табл. 14 представлено примерное содержание ППФП для некоторых вузов с уче­том их профиля.

Оздоровительные силы природы и ги­ги­ени­чес­кие факторы – обязательные средства ППФП студентов. Крепкое здоровье, способность организма сопротивляться воздействию внешних факторов помогут будущему специалисту избежать профессиональных заболеваний и обес­пе­чат трудовое долголетие. Занятия спортом на открытом воздухе (лыжные и кон­ные прогулки, туристические походы, плавание и др.) закаливают организм. С по­мощью солнечных и воз­душ­ных ванн, различных водных процедур можно достичь повышенной устойчивости организма к хо­ло­ду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это необходимо для студентов, будущая профессиональная деятельность которых связана со сложными климатическими условиями (полярные летчики, археологи и др.).

Таблица 14

Примерное содержание ППФП студентов с учетом профиля вуза

Вуз Ви­ды спор­та и сис­те­мы фи­зи­чес­ких уп­раж­не­ний Пси­хо­фи­зи­чес­кие ка­чества
Ин­же­нер­но-тех­ни­чес­кий Пла­ва­ние, ав­то- и мо­то­спорт, ту­ризм, спор­тив­ная гим­нас­ти­ка, лег­кая ат­ле­ти­ка, лыж­ный спорт Вы­нос­ли­вость, быстро­та, лов­кость, си­ла, во­ля, ус­тойчи­вость вни­ма­ния, ско­рость мыш­ле­ния
Пе­да­го­ги­чес­кий Бег, ат­ле­ти­чес­кая гим­нас­ти­ка, лыж­ный спорт, под­виж­ные и спор­тив­ные иг­ры, сус­тав­ная гим­нас­ти­ка, стрет­чинг, гим­нас­ти­ка для глаз Вы­нос­ли­вость, си­ла, ком­му­ни­ка­бель­ность, эмо­цио­наль­ная ус­тойчи­вость, ор­га­ни­за­торские спо­соб­нос­ти
Юри­ди­чес­кий Стрельба, би­ат­лон, бокс, все ви­ды борьбы, тя­же­лая ат­ле­ти­ка, лег­кая ат­ле­ти­ка Вы­нос­ли­вость, си­ла, точ­ность, быстро­та ре­ак­ции
Во­ен­но-тех­ни­чес­кий Альпи­низм, ак­ро­ба­ти­ка, прыж­ки на ба­ту­те, спор­тив­ное ори­ен­ти­ро­ва­ние, под­вод­ное пла­ва­ние Вы­нос­ли­вость, си­ла, лов­кость, ко­ор­ди­на­ция, вни­ма­ние, па­мять, во­ля

 

Работая по любой специальности, необходимо соблюдать гигиенические нормы (гигиена тела, одежды, обуви, помещения и т. д.), которые помогут эффективно организовать трудовую деятельность с мак­си­маль­ной производительностью труда. Такие гигиенические мероприятия, как душ, различные бани ускорят восстановительные процессы в ор­га­низ­ме, сделают отдых более качественным.

К вспо­мо­га­тель­ным средствам ППФП, обеспечивающим повышение ее эффективности, относятся наглядные пособия, технические средства и тре­на­же­ры, с по­мощью которых моделируются отдельные условия и ха­рак­тер будущего профессионального труда студентов и, та­ким образом, у за­ни­ма­ющих­ся развиваются профессионально-прик­лад­ные физические качества. Например, использование тренажеров с пру­жин­ны­ми устройствами позволяет развивать силу различных групп мышц, быстрота двигательной реакции совершенствуется с по­мощью тренажеров, особенность которых заключается во внезапном появлении разных сигналов, на каждый из которых занимающийся должен по-раз­но­му реагировать.

Формы занятий по ППФП студентов

Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по дисциплине «Физическая культура», которая учитывает особенности будущей профессии студентов каждого факультета и ма­те­ри­аль­но-тех­ни­чес­кую базу конкретного вуза. Профессионально-прик­лад­ная физическая подготовка в ву­зах осуществляется во время учебных и вне­учеб­ных занятий. Учебные занятия могут быть теоретическими и прак­ти­чес­ки­ми.

Основой практического раздела программы по физической культуре является общая физическая подготовка. ППФП строится на основе и в единстве с ОФП. Соотношение общей и про­фес­сио­наль­но-прик­лад­ной физической подготовки может быть разным, в за­ви­си­мос­ти от избранной профессии. Студенты гуманитарных факультетов могут приобрести психофизические качества, необходимые для будущей профессии, занимаясь только ОФП. Студенты инженерных вузов не могут ограничиться ОФП в своей профессиональной подготовке, так как их будущая профессия связана с дви­жу­щи­ми­ся механизмами, с бо­лее сложными условиями труда. Поэтому им требуется специальная и объем­ная профессионально-прик­лад­ная физическая подготовка. В не­ко­то­рых вузах (горно-ге­оло­ги­чес­ких, юридических, военных и др.) необходим самостоятельный дополнительный курс ППФП сверх отведенных на дисциплину «Физическая культура» учебных часов.

Во время занятий студенты получают необходимые прикладные знания, которые обеспечивают сознательное использование средств физической культуры и спор­та для подготовки к про­фес­сио­наль­ной деятельности.

В нас­то­ящее время все более широкое применение находят учебные занятия ППФП под руководством преподавателей в пе­ри­од прохождения учебной и про­из­водствен­ной практики. Студенты горно-ге­оло­ги­чес­ких академий и инсти­ту­тов, авиационных и же­­лез­но­до­рож­ных институтов, учащиеся военных училищ, работая в по­ле­вых и экс­пе­ди­ци­он­ных условиях, попадают в обста­нов­ку, приближенную к про­из­водствен­ной, что дает возможность совершенствовать необходимые прикладные психофизические качества. Полученные знания, умения и на­вы­ки по нетрадиционным методикам (аутотренинг, релаксация, психофизическая гимнастика) дают возможность практически применять их при проведении рекреационных занятий, направленных на восстановление психофизических функций, с целью поддержания работоспособности организма на высоком уровне. При прохождении производственной и тех­но­ло­ги­чес­кой практики студенты, самостоятельно организуя активный отдых производственного коллектива, приобретают навыки будущего руководителя. Студенты педагогических вузов во время педагогической практики в шко­лах и лет­них оздоровительных лагерях приобретают опыт по организации и про­ве­де­нию спортивно-оз­до­ро­ви­тель­ных мероприятий с целью сохранения здоровья учащихся.

Одной из форм организации занятий по ППФП во внеучебное время являются спортивно-прик­лад­ные соревнования. Высокая действенность этой формы связана с мак­си­маль­ной психофизической нагрузкой, проверкой прикладных умений и на­вы­ков в экстре­маль­ной, соревновательной ситуации. Предмет соревнований могут составлять действия, характерные для того или иного вида трудовой деятельности, например, пожарно-прик­лад­ной спорт, различные виды многоборья, альпинизм, спортивное ориентирование, конный спорт, гребля.

Студенты, имеющие недостаточную психофизическую подготовленность, в сво­бод­ное время могут посещать секционные занятия в ву­зе по прикладным видам спорта, занимаясь под руководством тренера-пре­по­да­ва­те­ля.

В ву­зах также практикуется самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания по ППФП. Задания подбираются индивидуально для каждого студента с уче­том его физической подготовленности и сос­то­яния здоровья.

ППФП на самодеятельных занятиях студентов имеет несколько форм: занятия прикладными видами спорта в спор­тив­ных группах вне вуза (туристические клубы, школы альпинизма и кон­но­го спорта и т. д.), в оз­до­ро­ви­тель­но-спор­тив­ных лагерях, самостоятельно в ре­жи­ме рабочего дня и в сво­бод­ное время на учебных и про­из­водствен­ных практиках, в ка­ни­ку­ляр­ное время.

Особенности организации ППФП студентов различных вузов

Поступив в выс­шее учебное заведение, молодые люди вступают в но­вый жизненный этап, который характеризуется расширением самостоятельности, повышением ответственности, осознанием своей социальной значимости с уче­том будущей специальности. С пер­вых дней студент овладевает новой для него деятельностью –профессионально-учеб­ной.

Профессионально-учеб­ная деятельность – это умственный труд, который протекает в ус­ло­ви­ях малой двигательной активности, что приводит к по­вы­шен­ной утомляемости, снижению работоспособности, ухудшению общего самочувствия. Учеба в ву­зе, связанная с пси­хи­чес­ким напряжением, предъявляет высокие требования к ор­га­низ­му и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний сердечно-со­су­дис­той системы, органов пищеварения, нервной системы.

ППФП студентов должна проходить поэтапно (рис. 16).

 

Рис. 16. Структура ППФП студентов

На этапе подготовки к про­фес­сио­наль­но-учеб­ной деятельности необходимо решать следующие задачи: приобретение прикладных знаний, воспитание и со­вер­шенство­ва­ние психофизических качеств, расширение адаптационных возможностей организма и ук­реп­ле­ние здоровья студентов.

Для этого на практических занятиях необходимо использовать большой объем специальных упражнений: бег, ходьбу, плавание, упражнения с отя­го­ще­ни­ями, упражнения на развитие гибкости и т. д. Овладев методикой аутотренинга, дыхательной гимнастики, точечного массажа, студенты самостоятельно смогут предупредить психофизическое утомление. Для быстрого и эф­фек­тив­но­го восстановления после учебной деятельности желательно использовать такие гигиенические мероприятия, как душ, баня, профилактическая гимнастика.

Нервно-эмо­цио­наль­ные перегрузки организма студента в про­цес­се учебы и ма­ло­под­виж­ный образ жизни ведут к сни­же­нию сопротивляемости организма воздействиям окружающей среды и спо­собству­ют росту заболеваемости. Эффективным оздоровительно-про­фи­лак­ти­чес­ким средством является закаливание: система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к прос­туд­ным и ин­фек­ци­он­ным заболеваниям. Например, занятия спортом на открытом воздухе (биатлон, фигурное катание, спортивное ориентирование, туристические походы), обливание и др.

Немаловажную роль в здо­ровье студента играет правильное, сбалансированное питание, содержащее достаточное количество жиров, белков, углеводов, витаминов и мик­ро­эле­мен­тов.

Этап подготовки к бу­ду­щей профессиональной деятельности предполагает решение таких задач, как совершенствование прикладных знаний, умений и на­вы­ков, воспитание прикладных психофизических и спе­ци­аль­ных качеств, формирование готовности противостоять специфическим воздействиям внешней среды и ус­ло­ви­ям труда. Но эффективность подготовки специалистов к про­фес­сио­наль­ной деятельности будет высокой только в том случае, если при организации ППФП учитывается специфика вуза. Существует опыт разработки программ по дисциплине «Физическая культура» с уче­том элементов ППФП для студентов лесотехнических вузов. Здесь в ка­честве средств профессионально-прик­лад­ной подготовки были использованы плавание, элементы стрельбы, верховой езды, лыжная подготовка, спортивное ориентирование, борьба самбо.

Интересен опыт внедрения ППФП в учеб­ный процесс студентов сельскохозяйственных вузов. В дан­ном случае получили широкое распространение верховая езда, спортивные эстафеты, гиревой спорт, соревнования по вождению автомобиля.

Рассматривая особенности организации ППФП в про­фес­сио­наль­но-пе­да­го­ги­чес­ком вузе, необходимо отметить, что многие выпускники таких учебных заведений имеют не только педагогическую, но и ин­же­нер­ную подготовку. Студенты, получая педагогические знания, также овладевают рабочей профессией на уровне 3–5‑го разряда, которая связана с фи­зи­чес­ким трудом. Выпускникам профессионально-пе­да­го­ги­чес­ких вузов необходимо владеть навыками работы на токарных, фрезерных и дру­гих станках, где обработка деталей сложной конфигурации требует точной координации движения рук, длительного сосредоточения внимания. Продолжительное пребывание в не­из­мен­ной рабочей позе может стать причиной ряда заболеваний: нарушения осанки, зрения, ухудшения кровообращения в ниж­них конечностях и др. Поэтому в со­дер­жа­ние занятий по ППФП необходимо включать прикладные физические упражнения, направленные на развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, стопы, на совершенствование равновесия в вер­ти­каль­ном положении, координации движения рук; развитие выносливости. Средством профилактики заболеваний зрительного анализатора могут быть специфические упражнения по методике Э. С. Аве­ти­со­ва, У. Бейтса и др.

Как будущие педагоги выпускники профессионально-пе­да­го­ги­чес­ких вузов должны обладать высокой концентрацией внимания, быстротой и гиб­костью мышления, высоким уровнем коммуникативных и ор­га­ни­за­торских способностей и т. д. Данные качества можно воспитывать на занятиях прикладными видами спорта, такими, как волейбол, баскетбол, футбол. Организаторские способности наиболее активно формируются при подготовке и про­ве­де­нии спортивных соревнований.

Введение ППФП в курс учебной дисциплины «Физическая культура» с уче­том особенностей вуза позволит производить более качественную подготовку будущих специалистов к их профессиональной деятельности. Правильное содержание ППФП позволит воспитать у сту­ден­тов профессиональные психофизические качества, необходимые в их дальнейшей профессиональной деятельности, которые обеспечат трудовое долголетие, помогут сохранить здоровье. Осознание роли физической подготовки в про­­фес­сио­наль­ном становлении повысит интерес студентов к фи­зи­чес­кой культуре и спор­ту, формированию здорового образа жизни, к на­уч­ной организации своего труда.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ключевые термины. Врачебныйконтроль – комплексное медицинское исследование физического развития и функцио­наль­ной подготовленности занимающихся физкультурой и спор­том | Производственная физическая культура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.