Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 8 Конституционные основы судебной власти в РФ




Отставка Правительства Российской Федерации

Компетенция Правительства Российской Федерации

Общий порядок работы Правительства Российской Федерации

Внутренняя структура Правительства Российской Федерации

Согласно статье 110 Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Россий­ской Федерации—единственный орган исполнительной власти, прямо назван­ный в Конституции РФ, статус которого регулируется Конституцией РФ. Вместе с тем правовой статус Правительства Российской Федерации регулируется и специальным федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (далее — Закон о правительстве).

Правительство Российской Федерации — это коллегиальный орган. Все важнейшие вопросы его компетенции решаются исключительно на общих за­седаниях членов Правительства Российской Федерации.

В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные мини­стры.

Председатель Правительства Российской Федерации, согласно Консти­туции РФ, является единственным членом Правительства Российской Федера­ции, для назначения которого на должность Президенту Российской Федера­ции необходимо предварительно получить согласие Государственной Думы.

■ Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по ор­ганизации работы Правительства Российской Федерации сводятся к тому, что он определяет основные направления деятельности Правительства Россий­ской Федерации:

• представляет правительство в России и за пределами территории Рос­сийской Федерации;

• ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая пра­вом решающего голоса;

• подписывает акты Правительства Российской Федерации (постановле­ния и распоряжения);

• представляет Президенту Российской Федерации предложения о струк­туре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на долж­ность и об освобождении от должности заместителей Председателя Прави­тельства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

• распределяет обязанности между членами Правительства Российской Федерации.

Наряду с Председателем Правительства Российской Федерации и Прави­тельством Российской Федерации в целом полномочия, отнесенные к ведению Правительства Российской Федерации, осуществляются Президиумом Пра­вительства Российской Федерации, который создается для решения опера­тивных вопросов по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Решения Президиума принимаются большинством голосов от об­щего числа его членов и не должны противоречить актам, принятым на заседа­ниях Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Феде­рации вправе отменить любое решение Президиума Правительства Россий­ской Федерации.

Для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых им, образуется Аппарат Правительства Российской Феде­рации, который взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федера­ции. Аппарат Правительства Российской Федерации возглавляет Руководи­тель Аппарата — Заместитель Председателя Правительства Российской Фе­дерации или федеральный министр.

Кроме того, Правительством Российской Федерации образуются коорди­национные и совещательные органы для обеспечения согласованности дейст­вий заинтересованных органов исполнительной власти при решении опреде­ленного круга задач, а также для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера.

Координационные органы именуются комиссиями, а совещательные — советами. В состав комиссий и совета в зависимости от возложенных на них задач по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении Российской Федера­ции или ее субъекта либо в их совместном ведении, включаются представите­ли соответствующих органов исполнительной власти. Кроме того, в состав ко­миссий и совета могут включаться представители иных органов государствен­ной власти, предпринимательских структур, общественных объединений, ученые, специалисты и общественные деятели. Сфера деятельности комиссий и советов определяется решениями об их образовании или положениями о них. Решения указанных органов оформляются протоколами, а при необходимости реализуются в виде проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, которые вносятся в установленном порядке в Прави­тельство Российской Федерации.

В соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации деятельность правительства осуществляется на основе программ и планов. Правительство Российской Федерации принимает программы социально-эко­номического развития страны и планы действий по их реализации, а также пла­нирует свою законопроектную деятельность, проведение заседаний и других мероприятий.

Рассмотрение вопросов на заседаниях Правительства Российской Феде­рации планируется, как правило, на полугодовой период. План заседаний на очередной период включает в себя перечень основных вопросов, подлежащих рассмотрению на них, с указанием по каждому вопросу даты его рассмотрения и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за подготовку вопроса.

На заседания Правительства Российской Федерации приглашаются руко­водители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятель­ностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Прави­тельство Российской Федерации, а также руководители иных органов и других организаций, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу. Состав лиц, приглашаемых на заседание Правительства Российской Федерации, определяется Руководителем Аппарата Правительства Россий­ской Федерации по предложениям органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. Кроме того, на заседание приглаша­ются также работники Аппарата Правительства Российской Федерации, непо­средственно осуществляющие подготовку материалов по рассматриваемым вопросам.

Председательствующим на заседаниях Правительства Российской Феде­рации является Председатель Правительства или его заместитель. Заседания Правительства Российской Федерации могут проходить под председательст­вом и Президента Российской Федерации.

Решения, принятые на заседании Правительства Российской Федерации, оформляются протоколом и в течение 24 часов после окончания заседания подписываются председательствовавшим. Протоколы заседаний рассылают­ся членам Правительства Российской Федерации, а также органам, организа­циям и должностным лицам по списку, утверждаемому Руководителем Аппара­та Правительства, в двухдневный срок после заседания.

Конституция РФ в статье 114 закрепляет следующие полномочия Прави­тельства Российской Федерации:

• разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение; представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

• обеспечивать проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

• обеспечивать проведение в Российской Федерации единой государст­венной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

• осуществлять управление федеральной собственностью;

• осуществлять меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

• осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др.

Более детально полномочия Правительства Российской Федерации сфор­мулированы в Законе о правительстве, в котором выделяется общая, специ­альная компетенция и компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти.

Общая компетенция — это круг полномочий, определяющих главные на­правления и сферы деятельности Правительства Российской Федерации. Со­ответственно Правительство Российской Федерации в пределах своей компе­тенции: организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечива­ет единство системы исполнительной власти в Российской Федерации; направ­ляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В отличие от общей специальная компетенция характеризует круг полно­мочий, определяющих деятельность Правительства Российской Федерации в конкретных областях общественной жизни. Так, Правительство Российской Федерации имеет компетенцию в сферах:

экономики (осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, раз­рабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей эконо­мики; осуществляет управление федеральной собственностью и др.);

бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (обеспечи­вает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разра­батывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обес­печивает его исполнение; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; осуществляет управ­ление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации и др.);

социальной (обеспечивает проведение единой государственной соци­альной политики, реализацию конституционных прав граждан в области соци­ального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и бла­готворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечи­вает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государст­венной миграционной политики и др.);

науки, культуры, образования (разрабатывает и осуществляет меры го­сударственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение еди­ной государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального об­разования, развивает систему бесплатного образования и др.);

природопользования и охраны окружающей среды (обеспечивает про­ведение единой государственной политики в области охраны окружающей сре­ды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализа­ции прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению эко­логического благополучия; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликви­дации их последствий и др.);

обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступно­стью (участвует в разработке и реализации государственной политики в облас­ти обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществля­ет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собст­венности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы право­охранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности ор­ганов судебной власти);

-— полномочий по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации (осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооруже­ния, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специально­стям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и др.);

внешней политики и международных отношений (осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обес­печивает представительство Российской Федерации в иностранных государст­вах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обя­зательств и др.).

Компетенция Правительства Российской Федерации по руководству фе­деральными органами исполнительной власти — это круг конституционных полномочий, определяющих деятельность Правительства Российской Федера­ции по руководству работой власти и контролю за их деятельностью.

 

К основаниям отставки Правительства Российской Федерации, согласно Конституции РФ и Закону о правительстве, относятся следующие виды:

отставка Президента Российской Федерации. Обратим внимание, одна­ко, что Правительство Российской Федерации следует в отставку не одновре­менно с Президентом Российской Федерации, а слагает свои полномочия пе­ред вновь избранным Президентом Российской Федерации (ст. 16 Конститу­ции РФ);

коллективное заявление Правительства Российской Федерации об от­ставке (п. 1 ст. 117 Конституции РФ);

индивидуальное заявление Председателя Правительства Российской Фе­дерации об освобождении его от должности или невозможность для него ис­полнять свои полномочия. Ведь освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет отставку Прави­тельства Российской Федерации (ч. 3 ст. 7 Закона о правительстве);

решение Президента Российской Федерации об отставке Правительства Российской Федерации (п. 2 ст. 117 Конституции РФ);

постановление Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации о недоверии и об отказе в доверии Правительству Российской Федерации (п. 3,4 ст. 117 Конституции РФ).

Конституционные основы российской судебной системы заложены в главе 7 Конституции РФ («Судебная власть»). Согласно статье 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, граж­данского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть лица, являющиеся гражданами РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юриди­ческой профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установ­лены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ст. 120). Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приоста­новлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федераль­ным законом.

Судьи:

• независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному за­кону;

• неприкосновенны;

• не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в по­рядке, определяемом федеральным законом.

 

2. Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1). Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ.

Согласно статье 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ.

— состоит из 19 судей;

— по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государ­ственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Кон­ституции РФ:

• федеральных законов, нормативных актов Президента Росс дерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правителю ской Федерации;

• конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совмест­ному ведению органов государственной власти Российской Федерации и орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации;

• договоров между органами государственной власти Российской Феде­рации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации;

• не вступивших в силу международных договоров Российской Федера­ции;

— разрешает споры о компетенции:

• между федеральными органами государственной власти;

• между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации;

• между высшими государственными органами субъектов Российской Фе­дерации;

—по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном феде­ральным законом;

— по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов зако­нодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Кон­ституции РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утра­чивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения, обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяж­кого преступления.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соот­ветственно десять и девять судей Конституционного Суда РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.