КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 8 Конституционные основы судебной власти в РФ
Отставка Правительства Российской Федерации Компетенция Правительства Российской Федерации Общий порядок работы Правительства Российской Федерации Внутренняя структура Правительства Российской Федерации Согласно статье 110 Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации—единственный орган исполнительной власти, прямо названный в Конституции РФ, статус которого регулируется Конституцией РФ. Вместе с тем правовой статус Правительства Российской Федерации регулируется и специальным федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (далее — Закон о правительстве). Правительство Российской Федерации — это коллегиальный орган. Все важнейшие вопросы его компетенции решаются исключительно на общих заседаниях членов Правительства Российской Федерации. В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства Российской Федерации, согласно Конституции РФ, является единственным членом Правительства Российской Федерации, для назначения которого на должность Президенту Российской Федерации необходимо предварительно получить согласие Государственной Думы. ■ Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации сводятся к тому, что он определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации: • представляет правительство в России и за пределами территории Российской Федерации; • ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая правом решающего голоса; • подписывает акты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения); • представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; • распределяет обязанности между членами Правительства Российской Федерации. Наряду с Председателем Правительства Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в целом полномочия, отнесенные к ведению Правительства Российской Федерации, осуществляются Президиумом Правительства Российской Федерации, который создается для решения оперативных вопросов по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа его членов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации. Для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых им, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации, который взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации. Аппарат Правительства Российской Федерации возглавляет Руководитель Аппарата — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации или федеральный министр. Кроме того, Правительством Российской Федерации образуются координационные и совещательные органы для обеспечения согласованности действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач, а также для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера. Координационные органы именуются комиссиями, а совещательные — советами. В состав комиссий и совета в зависимости от возложенных на них задач по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации или ее субъекта либо в их совместном ведении, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти. Кроме того, в состав комиссий и совета могут включаться представители иных органов государственной власти, предпринимательских структур, общественных объединений, ученые, специалисты и общественные деятели. Сфера деятельности комиссий и советов определяется решениями об их образовании или положениями о них. Решения указанных органов оформляются протоколами, а при необходимости реализуются в виде проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, которые вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. В соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации деятельность правительства осуществляется на основе программ и планов. Правительство Российской Федерации принимает программы социально-экономического развития страны и планы действий по их реализации, а также планирует свою законопроектную деятельность, проведение заседаний и других мероприятий. Рассмотрение вопросов на заседаниях Правительства Российской Федерации планируется, как правило, на полугодовой период. План заседаний на очередной период включает в себя перечень основных вопросов, подлежащих рассмотрению на них, с указанием по каждому вопросу даты его рассмотрения и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за подготовку вопроса. На заседания Правительства Российской Федерации приглашаются руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, а также руководители иных органов и других организаций, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу. Состав лиц, приглашаемых на заседание Правительства Российской Федерации, определяется Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации по предложениям органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. Кроме того, на заседание приглашаются также работники Аппарата Правительства Российской Федерации, непосредственно осуществляющие подготовку материалов по рассматриваемым вопросам. Председательствующим на заседаниях Правительства Российской Федерации является Председатель Правительства или его заместитель. Заседания Правительства Российской Федерации могут проходить под председательством и Президента Российской Федерации. Решения, принятые на заседании Правительства Российской Федерации, оформляются протоколом и в течение 24 часов после окончания заседания подписываются председательствовавшим. Протоколы заседаний рассылаются членам Правительства Российской Федерации, а также органам, организациям и должностным лицам по списку, утверждаемому Руководителем Аппарата Правительства, в двухдневный срок после заседания. Конституция РФ в статье 114 закрепляет следующие полномочия Правительства Российской Федерации: • разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение; представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; • обеспечивать проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; • обеспечивать проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; • осуществлять управление федеральной собственностью; • осуществлять меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; • осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др. Более детально полномочия Правительства Российской Федерации сформулированы в Законе о правительстве, в котором выделяется общая, специальная компетенция и компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти. Общая компетенция — это круг полномочий, определяющих главные направления и сферы деятельности Правительства Российской Федерации. Соответственно Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции: организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации; направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. В отличие от общей специальная компетенция характеризует круг полномочий, определяющих деятельность Правительства Российской Федерации в конкретных областях общественной жизни. Так, Правительство Российской Федерации имеет компетенцию в сферах: — экономики (осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; осуществляет управление федеральной собственностью и др.); — бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации и др.); — социальной (обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики и др.); — науки, культуры, образования (разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования и др.); — природопользования и охраны окружающей среды (обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий и др.); — обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти); -— полномочий по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации (осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и др.); — внешней политики и международных отношений (осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств и др.). Компетенция Правительства Российской Федерации по руководству федеральными органами исполнительной власти — это круг конституционных полномочий, определяющих деятельность Правительства Российской Федерации по руководству работой власти и контролю за их деятельностью.
К основаниям отставки Правительства Российской Федерации, согласно Конституции РФ и Закону о правительстве, относятся следующие виды: отставка Президента Российской Федерации. Обратим внимание, однако, что Правительство Российской Федерации следует в отставку не одновременно с Президентом Российской Федерации, а слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ); коллективное заявление Правительства Российской Федерации об отставке (п. 1 ст. 117 Конституции РФ); индивидуальное заявление Председателя Правительства Российской Федерации об освобождении его от должности или невозможность для него исполнять свои полномочия. Ведь освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет отставку Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 7 Закона о правительстве); решение Президента Российской Федерации об отставке Правительства Российской Федерации (п. 2 ст. 117 Конституции РФ); постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о недоверии и об отказе в доверии Правительству Российской Федерации (п. 3,4 ст. 117 Конституции РФ). Конституционные основы российской судебной системы заложены в главе 7 Конституции РФ («Судебная власть»). Согласно статье 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьями могут быть лица, являющиеся гражданами РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ст. 120). Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи: • независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону; • неприкосновенны; • не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
2. Конституционный Суд Российской Федерации Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1). Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ. Согласно статье 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ. — состоит из 19 судей; — по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ: • федеральных законов, нормативных актов Президента Росс дерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правителю ской Федерации; • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; • договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; — разрешает споры о компетенции: • между федеральными органами государственной власти; • между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; • между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации; —по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом; — по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения, обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |