Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозное противостояние

Сущность двоеверия.

Г. суббота

Г. пятница

Г. четверг

Пара Время 094/ФК 094/БУ 094/УП 094/М
  08.30-09.50        
  10.00-11.20        
  11.40-13.00 Инвестиции Кисова ауд.217   Социология управления Ташинова ауд.210  
  13.20-14.40 Экономическая теория Анохина ауд.217 Экономический анализ Кисова ауд.208 Психология управления Ташинова ауд.210 Менеджмент Татаринова ауд.218
  14.50-16.10   Аудит Шамрина ауд.208 Управление соц.развитием организации Татаринова ауд.210 Теория организации Малиновская ауд.218
  16.20-17.40       Инновационный менеджмент Малиновская ауд.218
  17.50-19.10        
  19.20-20.40        
Пара Время 094/ФК 094/БУ 094/УП 094/М
  08.30-09.50        
  10.00-11.20 Деньги, кредит, банки Графов ауд.202      
  11.40-13.00 Финансы предприятий Кисова ауд.202 Бухгалтерский управленческий учет Шамрина ауд.208 Конфликтология Долгов ауд.207  
  13.20-14.40 Финансы Кисова ауд.202 Теория бухгалтерского учета Шамрина ауд.208 Управление трудовыми ресурсами Селиванова ауд.207 Орг.поведение Долгов ауд.226
  14.50-16.10     Управление персоналом Пахомова ауд.207 Экономика фирмы и финансовый менеджмент Кисова ауд.226
  16.20-17.40       Управление персоналом Пахомова ауд.226
  17.50-19.10        
  19.20-20.40        
Пара Время 094/ФК 094/БУ 094/УП 094/М
  08.30-09.50        
  10.00-11.20 Финансовый менеджмент Неретин ауд.203     Маркетинг Севрюкова ауд.208
  11.40-13.00 Рынок ценных бумаг и биржевое дело Неретин ауд.203 Бухгалтерская (финансовая) отчетность Ярцева ауд.206   Стратегический менеджмент Севрюкова ауд.208
  13.20-14.40 Налоги и налогообложение Радугина ауд.203 Бухгалтерский финансовый учет Ярцева ауд.206    
  14.50-16.10   Налогообложение и налоговый учет Радугина ауд.206    
  16.20-17.40        
  17.50-19.10        
  19.20-20.40        

3. Роль просвещения.

Сущность двоеверия

Огромное влияние на культуру любого народа оказывает религия.

В 988 г., усилиям князя Владимира I Красное Солнышко, Киевская Русь крестилась, но процесс христианизации затянулся на века, на протяжении которых у славян господствовало «двоеверие».

На начальном этапе христианство закрепилось лишь в княжеско-боярских кругах, в народе же, по-прежнему, продолжали почитать языческих богов.

Внедрение новой веры проходило различными путями:

– силой, как были крещены Киев и Новгород;

– распространением легенд о «чудодейственных иконах» и исцелениях;

– привлечением в церкви пышностью и красотой церемоний и обрядов.

Однако даже при внешнем приятии новой веры население, на всякий случай, продолжало посещать священные места и приносить жертвы прежним богам, что раздражало христианских священников.

Священники жаловались, что люди ходят в церковь всего 2-3 раза в год, а то и реже, а исповедываться желали только перед смертью, на всякий случай.

Один из летописцев с возмущением писал:

«По имени называемся христианами, а живем по поганому, как язычники!».

А вот что писал один из священников Киевскому князю:

«Если какой-нибудь плясун или музыкант, или комедиант позовут на игрище, на сборище языческое, то все туда радостно устремляются и проводят там, развлекаясь, целый день.

Если же позовут в церковь, то мы позевываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: «Дождливо, холодно», – или еще чем-либо отговариваемся».

Религиозное противостояние

Сосуществование двух религий не было мирным: христианство упорно наступало, а язычество – сопротивлялось.

Наиболее жестокие столкновения происходили на севере Руси, в самых отдаленных от Византии районах, куда христианство практически не проникло.

Одним из центов язычества был Новгород, но его тесные контакты с христианским Западом и положение 2 -го после Киева по значению города, где чаще всего сидел наследник Киевского престола, привели к ломке старой веры.

Борьбу двух вер хорошо характеризует случай, произошедший в Новгороде при князе Глебе Святославовиче.

Летопись пишет, что в городе объявился волхв, который смущал новгородцев своими речами, называя себя богом и хуля христианскую веру.

Он говорил, что ему известны все тайны и он знает всё, и народ верил ему.

Тогда новгородский епископ вышел к народу и подняв крест призвал:

«Кто хочет верить волхву, тот пусть идет к нему, а кто верует во Христа, то пусть идет к кресту».

И народ пошел к волхву, а князь с дружиной – к епископу.

Назревал мятеж и князь, спрятав за спиной топор, подошел к волхву и спросил:

«Знаешь ли ты, что будет завтра утром или вечером?».

«Все знаю!» – отвечал волхв.

«А знаешь ли, – продолжал спрашивать Глеб, – что будет нынче?».

«Нынче, – отвечал волхв, – я сделаю большие чудеса».

В этот момент Глеб вытащил топор и убил волхва, а народ, поняв, что волхв не знал даже своей судьбы, потерял к нему интерес и разошелся.

Это повествование хорошо характеризует силу распространения христианства в различных слоях росичей.

Если в Новгород, пускай медленно, но верно новая вера проникала, то Ростов стал истинным оплотом старой веры на Руси.

Первые епископы Ростовские – отцы Федор и Илларион вынуждены были бежать из своих епархий спасаясь от ярости язычников.

Их преемник, Св. Леонтий, понял, что взрослых уже н изменить и потому свою паству он создал из детей, за что и был замучен их родителями.

В одной из летописей содержится повествование о приходе в Ростов во время страшного голода двух волхвов из Ярославля, которые начали говорить, что знают, кто хлеб прячет.

Собрав голодных они пошли по Волге и на погостах указывали на лучших женщин, говоря:

«Вот эти жито держат, эти мед, эти рыбу, эти меха».

И жители, дошедшие от голода до отчаяния, приводили им своих сестер, матерей и жен и с восхищением смотрели, как волхвы вспарывают им животы, вынимая, как бы оттуда, то хлеб, то рыбу и т.п.

Таким образом они убили многих женщин, а их имения забирали себе.

И лишь силой оружия княжеской дружине удалось схватить волхвов и прекратить эти убийства.

Противостояние двух вер продлилось долго.

Конечно, нужно учитывать, что древнеславянские летописи составлялись христианскими монахами, которые представляли языческих волхвов в непривлекательном виде, но сопротивление язычников действительно часто приводило к кровопролитиям.

Однако, основная часть населения центральной Руси, если и сохраняла отцовскую веру, то предпочитала делать это не явно, чтобы не навлекать гнев князя.

Кроме того, христианство не только вытесняло язычество, но и впитывало его элементы, что ярко отразилось в праздниках и богах:

– Коляда пришлась на Святки, когда Церковь празднует Рождество Христово;

– Красная горка воплотилась в Масленицу (проводы зимы), сохранился и обычай сжигать под конец праздника чучело Марена;

– бог Перун слился с Ильей Пророком, а бог Хорс, победитель тьмы – с Георгием Победоносцем, поражающем змея.

А некоторые элементы христианской Церкви до сих пор так и не удалось полностью искоренить (напр., празднование Коляды, которое сохранилось на Украине и Белоруссии).

Роль просвещение

Сила христианства была не только в поддержке власти и пышности церквей, но и христианском просвещении.

Христианизация славян была в интересах Византии, которая и страдала от их набегов, и стремилась создать силу, способную встать на защиту христианской столицы от мусульман.

В IX в. в землю болгарскую отправились два греческих монаха – братья Кирилл и Мефодий, которые не только несли слово Божье, но и на основе греческого алфавита создали славянскую азбуку (сначала «глаголицу», а затем и «кириллицу»).

Из Болгарии этот алфавит попал на Русь, что привело к приобщению росичей к византийской культуре.

На Руси активно создавались школы: еще князь Владимир I основал несколько школ для боярских детей в Киеве; Ярослав Мудрый, будучи в Новгороде, приказал отобрать 300 детей старост и священников и повелел их учить грамоте, и подобные указы последовали для прочих крупных городов; а сестра Владимира II Мономаха основала в Киеве первую школу для девочек.

Но истинными центрами образования и просвещения стали православные монастыри – монахи переводили на славянский язык Священные писания и Жития Святых, составляли летописи и т.п.

И во многом благодаря этому духовному просвещению новая вера охватывала все большие территории, превратившись в господствующую религию России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фундаменты под машины | Понятие массива и его свойства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.