Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Инновационная инфраструктура обеспечивающая стабильное развитие




Инновационная культура, как особая форма человеческой культуры предполагает тесную взаимосвязь с другими ее формами, прежде всего, с правовой, управленческой, предпринимательской, корпоративной. Через инновационную культуру можно добиться существенного влияния на всю культуру профессиональной деятельности и производственных отношений людей. При интернациональной сущности инновационной культуры, усилия по ее развитию должны опираться на культурные традиции страны и сферы деятельности.

Культура компании может быть как положительной, так и отрицательной. Вот почему так важно с самого начала правильно ее выстраивать. Очевидно, что большое влияние на формирование корпоративной культуры оказывает стиль руководства и те идеи, ценности и принципы, которые привносит в организацию ее создатель или человек, стоящий во главе бизнеса. Сегодня большинство руководителей понимают, что от уровня корпоративной культуры зависит качество работы с клиентами, имидж компании, а, следовательно, ее положение на рынке.

Интересно, что фирмы с ярко выраженной корпоративной культурой гораздо эффективнее в использовании человеческих ресурсов. Корпоративная культура – одно из самых эффективных средств привлечения и мотивации сотрудников. Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня (материальные потребности), у него возникает потребность в другом: положении в коллективе, общности ценностей, нематериальной мотивации. И здесь на первый план выходит корпоративная культура.

Смысл корпоративной культуры состоит в том, чтобы ценности компании и человека совпадали. Это касается даже внешних проявлений. Поэтому фирмы устанавливают правила поведения, которые должны собюлюдаться всеми сотрудниками.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что именно ритуалы, традиции и мероприятия компании являются наиболее эффективными средствами управления корпоративной культурой и умонастроениями людей. Через систему мероприятий можно не только поддерживать культуру, но и разрешать конфликтные ситуации, осуществлять предупредительные меры, настраивать сотрудников на решение задач, и, конечно, поддерживать корпоративный дух в тяжелые для компании времена. Продуманной организацией такого рода событий менеджеры, добиваются заметного улучшения развития культуры в своей фирме, проведения в жизнь фиксированных ценностных ориентиров.

Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и другие мероприятия. Глав­ное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к фирмам, с которыми связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать там долго и плодотворно.

Создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников фирмы (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).

Поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов.

Создание собственного медицинского центра и центра отдыха.

Установление Дня рождения фирмы со статусом выходного дня сотрудников (по возможности).

Расширение выпуска рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников фирмы (часы, галстуки, записные книжки и пр.).

Установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в фирме определённое число лет, например, 5 и более.

Создание сети школ, лицея для обучения детей сотрудников фирмы (с особо качественной программой обучения).

· Расширение ассортимента услуг, оказываемых службами фирмы (юридической, информационной, технической, транспортной, расчётно-кассовой и др.) своим сотрудникам.

· Расширение долгосрочного кредитования по крупным покупкам и вложениям (обучение, лечение сотрудников).

· Установление ритуалов Дней рождений подразделений фирмы, поддержка коллективных выездов на отдых (с участием руководителей фирмы).

· Регулярное информирование сотрудников филиалов и представительств о достижениях в работе фирмы (один из хороших вариантов - направление видеозаписи с выступлением руководителей фирмы с подведением итогов, оценкой работы и т.п.).

Основная цель корпоративной культуры – обеспечение высокой прибыльности фирмы посредством совершенствования управления человеческими ресурсами для обеспечения лояльности сотрудников к руководству и принимаемым им решениям, воспитания у работников отношения к предприятию как к своему дому, развития способности и в деловых, и в личных отношениях опираться на установленные нормы поведения, решать любые проблемы без конфликтов. Все это приводит к максимизации эффективности производственного менеджмента и к качественным улучшениям деятельности предприятия в целом.

Основы корпоративной культуры компании могут закладываться ее основателем еще на пренатальной стадии развития компании в том случае, если руководитель добровольно создает для себя обязательные принципы менеджмента. Это могут быть «Корпоративный кодекс компании», «Основные цели и ценности компании» или «Руководящие принципы менеджмента». Тот, кто нарушает один из этих декларированных принципов, выходит за рамки закрепленных этических норм и должен нести ответственность. Поэтому руководству следует очень тщательно следить за тем, чтобы способ ведения бизнеса отвечал тем корпоративным ценностям, которые продекларированы в «Корпоративном кодексе компании».

Мировой опыт свидетельствует, что максимальное соответствие корпоративной культуры бизнесу компании обеспечивает ее успех практически на 100%

Таким образом, корпоративная и инновационная культуры находятся в тесной взаимосвязи с культурой производства фирмы. Соответственно, они имеют ряд общих и отличительных черт. Но, в целом, все эти виды культур рассматриваются в качестве главного механизма обеспечивающего практическое повышение эффективности работы организации. Играя важную роль в жизни той или иной организации, эти виды культуры являются предметом пристального внимания со стороны руководства. При этом, своей главной общей целью является обеспечение на фирме максимально комфортных условий взаимодействия.

Взаимосвязь между культурой производства и инновационной культурой фирмы стала предметом широкого обсуждения за последние десять лет.

Основное отличие состоит лишь в некоторых, нюансах, а точнее, в специфике каждого из этих видов культуры управления.

Корпоративная культура управления ставит своей целью, главным образом, человеческий фактор, это, прежде всего, культура общения между людьми.

Инновационная же культура обеспечивает восприимчивость людьми новых идей, их готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни. Она отражает целостную ориентацию человека закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также образах и нормах поведения, при этом показывая, как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами.

Культура производства состоит из общепризнанной на фирме системы ценностей и убеждений, которые управляют действиями и поведением индивидов, образующих организацию (Она помогает сотрудникам понять, как функционирует организация, раскрывая им нормы поведения на фирме).

Каждая из этих видов имеет определенную, присущую только ей структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.

Все это оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение и деятельность людей. Однако только в последние годы менеджеры начали понимать и ценить значение общей культуры для производства.

Блоки необходимые для нормального функционирования инновационного производства:

Креативный блок, или блок порождения знания (университеты, научные институты, отдельные специалисты, работающие как частные лица, сложные социальные сети неформально взаимодействующих между собой коллег из разных институтов и университетов).

Блок трансфера технологий. Новая идея, являющаяся результатом креативного мышления, как правило, не может быть немедленно пущена в производство. Мир научных идей и мир технических приложений и технологий отделены друг от друга огромной пропастью, перешагнуть через которую можно, только обладая чрезвычайно специфическим набором знаний и компетенцией. Серьёзнейшей трудностью во взаимодействии между автором научной или технической идеи и покупающими её предпринимателями является упоминавшаяся нами в предыдущей статье асимметрия знания. Необходим, таким образом, посредник между автором и потребителем, каким бы он не был. Посредник, который с одной стороны, максимально ликвидирует асимметрию знаний между продавцом и покупателем, выступая в качестве своего рода переводчика при объяснении трудности процесса, не очень удачно называемого «передача технологий», с другой стороны - обеспечивая для продавца определённую степень уверенности в качестве приобретаемого продукта. Естественной формой посредничества между автором и покупателем оказываются некоммерческие фонды, работающие примерно по такому же принципу, как фонды, обеспечивающие выдачи грантов на научные исследования. Фактически, некоммерческие фонды такого типа формируют сетевую среду, обладающую очень широкими сетевыми связями, способными обеспечить контакты автора в самых неожиданных областях, где его креативные идеи могут потребоваться.

Финансирование производства. Идея должна пройти целый ряд трансформаций для того, чтобы стать коммерческим продуктом, она должна пройти фазу инженерной разработки, изготовления макета, изготовление опытного производственного образца. Для трансформации макета в опытный образец необходимы поиски внешнего финансирования.

Инновационное производство. Наиболее естественными представляются две альтернативы. Первая – это интегрировать это производство в уже имеющиеся производственные фонды одной из крупных фирм, используя преимущества вертикальной интеграции, в своё время отмеченные Вильямсоном: уменьшение трансакционных издержек за счёт отсутствия необходимости организации самостоятельного менеджериального комплекса – бухгалтерии, учёта кадров и т.д. Другим вариантом является организация самостоятельного нового предприятия, где производственные трансакционные издержки минимизируются именно за счёт его небольшого размера.

Воспроизводство кадров. Подготовка научных и технических, вообще говоря, инновационных кадров (это касается и проблемы образования для инновационных менеджеров) не может вестись бессистемно. Подготовка таких специалистов должна состоять из связанных между собой этапов совершенствования знания и компетенции, сопровождающихся очень разумным и осторожным отбором, так как далеко не все экстраординарные дарования раскрываются рано. Особое значение помимо университетов, ориентированные на подготовку специалистов в области фундаментального и прикладного знания, и специализированных учреждений по формированию научной элиты, наподобие институтов высших исследований, имеет создание национальных инженерных школ, при этом следует обратить внимание на то, что деятельность в области инженерных разработок, как правило, имеет ярко выраженные национальные особенности.

Типы финансирования.

а. Автор идеи или поддерживающее его учреждение создают компанию по производству нового продукта и берут банковский кредит, который они должны вернуть через оговоренное время. Это довольно опасный для инициаторов нового производства способ финансирования. Риски производства нового продукта чрезвычайно велики. Это заставляет банки очень осторожно относиться к финансированию любых инновационных продуктов и назначать высокий банковский процент, что делает инновационную деятельность, основанную на банковском финансировании, предприятием малопривлекательным.

б. Следующий вариант – это попытка продать инновацию одной из крупных фирм, уже производящих сходный продукт, что лишает исследователя определенной степени автономии.

в. Венчурное финансирование. Венчурная компания, внимательно изучив предлагаемую инновацию, на основе тщательно составленного инноватором бизнес-плана, обычно создаёт предприятие, руководителем которого становится инноватор на условиях полного контроля за его деятельностью со стороны венчурной компании. В то же время венчурная компания чрезвычайно внимательно следит за выполнением бизнес-плана и уровнем обещанных этим бизнес-планом прибылей, и в тех случаях, когда бизнес-план не выполняется, или возникают сомнения в дальнейшей успешности менеджмента, пользуясь правами контроля над предприятием, просто продать его. Основные преимущества инноватора, обратившегося за помощью к венчурной компании, состоят в том, что с помощью венчурных денег он оказывается в состоянии аккумулировать значительную часть сверхприбылей, возникающей из-за инновационности предлагаемого продукта, и выйти из игры, сохранив за собой эти прибыли, в тот момент, когда производство превращается в рутинную деятельность

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите необходимы блоки для успешного развития инновационного производства?

2. Какие формы финансирования инновационного производства Вы знаете?

3. Каковы формы создания и интеграции инновационного производства? Теория интеграции Вильямсона.

Тема 11. Рынок инновационной продукции

Научно-техническая продукция - это логичный результат интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

Субъекты инновационного рынка - это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).

Объекты инновационного рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:

в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологических линий и т.д.);

в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);

в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Общепринятым в мировой практике является обобщение всего спектра экономических отношений по поводу купли-продажи результатов научной, инновационной деятельности и оказания услуг в этой сфере в понятии “технологический обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства, систему соответствующих навыков и знаний, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так же систему социально-экономических последствий (прежде всего, экологических).

Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:

он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);

он является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;

он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.

Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании.

Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической неопределенности.

Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.

Рыночная неопределенность обусловлена следующими условиями:

потребитель еще не знает, в какой мере новая продукция может удовлетворить его потребность (или в какой степени новые продукты лучше уже существующих);

поведение потребителя подвержено влиянию многих факторов и не может быть предсказуемо даже в случае покупки новой продукции;

в случае признания потребителем достоинств новой продукции возникает проблема ее совместимости с другой продукцией, уже используемой потребителем;

трудно предсказать скорость, масштабы распространения новшества и насыщения им спроса, определить емкость потенциального рынка и намерения конкурентов.

Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у производителя уверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить осознанные запросы потенциальных потребителей.

Технологическая неопределенность обусловлена следующими, труднопрогнозируемыми условиями, влияющими на положение и поведение производителя:

нестабильностью и неразвитостью каналов реализации продукции и угрозой срыва установленных и согласованных сроков ее поставок;

отсутствием возможностей послепродажного и гарантийного обслуживания;

проявлением непредвиденных побочных эффектов, несущих в себе риск конфликтов с законодательством и общественностью в случае использования новой технологии;

сложностью определения своевременности выхода новой продукции на рынок, на котором еще достаточно товаров, к которым привык потребитель.¶ Формы передачи технологии ¶Передача технологии может осуществляться в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутриорганизационной, внутригосударственной и международной.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе: специальная литература, компьютерные банки данных, патенты, справочники; конференции, выставки, симпозиумы, семинары; обучение, стажировка, практика; перекрестное лицензирование на паритетной основе; миграция ученых и специалистов из научных в коммерческие структуры и обратно и т.д.

Основной поток передачи технологии в некоммерческой форме приходится на некоммерческую, непатентоспособную информацию - фундаментальные исследования, научные открытия и незапатентованные изобретения.

Некоммерческие формы передачи технологии, в том числе внутриорганизационный трансфер, осуществляется свободно и не нуждается в договорно-правовом оформлении и регламентации.

Основными формами коммерческой передачи информации являются: продажа технологии в материализованном виде; прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, производств; портфельные инвестиции; продажа патентов; продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков; продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности - “ноу-хау”, секреты производства, технологический опыт и пр.; совместное проведение опытно-конструкторских работ, научно-производственная кооперация; инжиниринг и т.д.

Коммерческие формы передачи технологии, как внутренние, так и международные, оформляются в виде договора (лицензионного, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном производстве или договора купли-продажи).

Помимо указанных, можно классифицировать трансфер технологий по следующим признакам:

1. по направлению передачи технологий (нижеперечисленные формы передачи технологий на практике могут взаимодополнять или взаимозаменять друг друга)

вертикальная передача - это межорганизационный процесс, осуществляемый по стадиям цикла “исследование - производство”

горизонтальная передача - это внутриорганизационный процесс передачи информации из одной научной области в другую;

2. по количеству участников и степени их участия

активная передача - посредником между передающим и принимающим обязательно выступает какая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности помочь передающему найти более выгодного покупателя его технологии

пассивная передача - производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на себя все риски, как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации.

Существуют и другие формы передачи технологий: имитационная - ведущая к поддержке процесса производства без его коренного изменения; адаптивная - приспосабливающая производство к новой технике без его существенного изменения; инновативная - требующая полного изменения производства.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что такое научно-техническая продукция? Какими особенностями она обладает?

2. что такое рынок научно-технической продукции, каковы ождаемые эффекты и возможные риски от развития этого рынка?

 

3. Какие типы трансфера технологий на рынке инноваций вы можете назвать?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.