КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 11
Подшипники скольжения.
Подшипники являются опорами валов и вращающихся осей. Подшипники воспринимают силы, приложенные к валу (оси), и передают их на корпус машины. В зависимости от вида трения подшипники делят на подшипники скольжения и подшипники качения. В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки различают: 1) радиальные подшипники; 2) подпятники (упорные подшипники); 3) радиально-упорные подшипники. Подшипники скольжения состоят из корпуса, вкладышей и смазывающих устройств. Основная деталь – вкладыш. Подшипники бывают разъёмные и неразъёмные. При большой длине валов и значительных прогибах следует использовать самоустанавливающиеся подшипники.
Достоинства подшипников скольжения: 1) хорошо работают в высокоскоростных приводах; 2) способны воспринимать ударные и вибрационные нагрузки; 3) бесшумность работы; 4) малые радиальные размеры; 5) возможность установки неразъёмных подшипников на деталь сложной конфигурации.
Недостатки подшипников скольжения: 1) сложность системы смазки; 2) необходимость постоянного контроля; 3) значительные осевые размеры l ≈ (1 ÷ 1,5) · d; 4) повышенные потери на трение в период пуска; 5) большой расход смазочного материала, необходимость его очистки и охлаждения.
Подшипник работает при наличии смазочного материала в зазоре между вкладышем и цапфой. Смазывание – подведение смазочного материала в зону трения. Смазка – действие смазочного материала. Если подшипник не работает – толщина масляной плёнки между вкладышем и цапфой составляет δ ≈ 0,1 мкм. При пуске подшипник работает в режиме пограничной смазки.
Подшипники скольжения, в которых несущий масляный слой создаётся при вращении цапфы, называются гидродинамическими. В гидростатических подшипниках режим жидкостной смазки создаётся за счёт её принудительной подачи.
Материалы. Требования: 1) высокая износостойкость и сопротивляемость заеданию в периоды пуска и остановки; 2) сопротивляемость хрупкому разрушению при действии ударных нагрузок; 3) низкий коэффициент трения и высокая теплопроводность. В подшипнике скольжения изнашиваться должен вкладыш, а не цапфа. Вкладыши бывают металлическими, металлокерамическими и неметаллическими. Металлические вкладыши. Бронза → при средних скоростях и высоких нагрузках: Бр011Ф1; БрА9ЖЗЛ – алюминистые бронзы; БрС30 – свинцовые бронзы. Для вкладышей применяют баббит на основе олова и свинца. Чугунные вкладыши: АЧС-1 – антифрикционный чугун. Металлокерамические вкладыши. Их изготавливают спеканием в печах порошков железа, меди, графита, олова, свинца. Неметаллические вкладыши: пластмассы (капрон), пластики, резины.
Условный расчёт подшипников скольжения. Критерии работоспособности. Износостойкость – сопротивление изнашиванию и заеданию. Расчёт проводят по среднему давлению р на рабочих поверхностях и удельной работе сил трения pV (где V – окружная скорость движения). Расчёт по рсредн обеспечивает необходимую износостойкость. Расчёт по pV обеспечивает требуемый тепловой режим и отсутствие заеданий. , где Rr – радиальная опорная реакция; А – площадь проекции цапфы на диаметральную плоскость. Для обеспечения жидкостной смазки необходимо обеспечить следующие условия: 1) зазор между деталями должен быть требуемого размера; обычно применяют следующие посадки: H7/f7; H8/c8; H8/d9; 2) масло необходимой вязкости должно заполнять зазор и непрерывно пополняться; 3) частота вращения должна обеспечивать создание подъёмной силы в клиновом зазоре; 4) смазочный материал должен полностью разделять трущиеся поверхности.
h = K · (δ1 + δ2), где К(≥2) – коэффициент запаса толщины масляного слоя; δ1; δ2 – максимальная высота микронеровностей цапфы и впадины.
Как правило, температура подшипника скольжения не должна превышать 60-70°С.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |