Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система образования в РФ

ЛЕКЦИЯ 13

1. Система образования.

2. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы.

3. Уровни и формы получения образования.

4. Образовательные учреждения.

5. Органы управления образованием.

1. В ст. 8 Закона «Об образовании» дается понятие системы образования как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов:

· преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

· сети реализующих их образовательных учреждений;

· органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Системообразующим фактором выступает цель - обеспечить право человека на образование. Рассматриваемая система представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры образования. К недостаткам этого определения относится то, что «среди важнейших компонентов системы не названы физические лица, непосредственно участвующие в образовательном процессе, т.е. субъекты процесса, обеспечивающегося рассматриваемой системой. Если образование - это процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то система образования в самом общем виде - упорядоченная совокупность отношений между субъектами образовательного процесса. Основной субъект образовательного процесса - обучающийся. Неслучайно в приведенном в преамбуле Закона определении образования на первое место поставлены интересы человека - все названные элементы системы образования призваны обеспечить их реализацию.

В системе образования выделяют три подсистемы: содержательную, функциональную и организационно - управленческую.

Содержательная подсистема отражает суть образования, а также конкретное содержание образования того или иного уровня, определяет характер взаимосвязей между остальными подсистемами и элементами системы образования. Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы.

Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся

Организационно-управленческая подсистема включает органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения применяется термин подведомственная инфраструктура образования). Это могут быть научные и научно-исследовательские институты, полиграфические предприятия, издательские центры, оптовые базы и др. В системе образования они играют важную роль, организационно обеспечивая ее эффективное функционирование.

2. Государственный образовательный стандарт - это утверждаемыйгосударственными органами нормативный акт, устанавливающийкомплекс требований к содержанию образования определенного уровня. В структуре государственного образовательного стандарта выделяют федеральный и региональный (национально - региональный) компоненты, а также компонент ОУ.

* Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Таким образом обеспечивается единство федерального образовательного пространства.

* Региональный (национально-региональный) компонент позволяет более полноучесть потребности субъектов федерации в области образования граждан, проживающих на соответствующей территории а также интересы национальных культур, региональные традиции и другие важные обстоятельства.

* Компонент образовательного учреждения (его можно условно именовать локальным, или, в зависимости от типа учреждения, школьным, вузовским и т. п.) разрабатывается и утверждается самим учреждением с учетом интересов и потребностей обучающихся и в соответствии с возможностями организации учебного процесса. Для обучающихся с отклонениями в развитии могут устанавливаться специальные образовательные стандарты. Кроме того, образовательные стандарты устанавливаются по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.

Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного ) общего образования, а также порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

Федеральные компоненты основного общего образования утверждает Правительство РФ, а других уровней образования - Министерство образования РФ. Федеральный закон «О государственном стандарте общего образования» определил максимальный объем учебной нагрузки, основные положения учебного плана и требования к уровню подготовки выпускников, основные принципы и порядок бюджетного финансирования. Учебный год будет длиться от 34 до 37 недель. Установлены сроки для освоения общеобразовательных программ: начального общего образования — 4 года, основного общего — 5 лет, среднего (полного) общего — 2 года — всего 11 лет. Базисныйучебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Министерства образования от 9 февраля 1998 г устанавливает максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям. Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

Инвариантная часть обеспечивает реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта, который гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым для продолжения образования минимумом знаний, умений и навыков. В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательной области «Математика» и предметов физики и химии, может быть выделено 10—15% времени на региональный компонент содержания образования.

Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучения курсов по выбору, факультативов, проведения индивидуальных и групповых занятий)

В инвариантной части представлены такие образовательные области, как филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, физическая культура и технология. Инвариантная часть определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределенное по классам. Образовательные компоненты раскрывают структуру содержания этих областей.

В Базисном учебном плане не только определяется содержание образовательных областей (какие образовательные компоненты или предметы входят в них), но и предлагаются возможные варианты их преподавания, включая формирование учебной нагрузки в часах. Например, возможно преподавание естествознания как интегрированного курса, преподавание экономики за счет часов вариативной части и т. д.

Базисный план устанавливает предельную нагрузку школьников в расчете на пяти- и шестидневную учебную неделю. Базисный учебный план предусматривает возможность деления классов на группы при проведении занятий по некоторым учебным дисциплинам (иностранному языку, информатике, физической культуре и др.

Государственные образовательные стандарты профессионального образования, в отличие от стандартов общего образования, имеют более сложную структуру. В их составе три части:

1.Общаячасть - в ней устанавливаются основныепринципы организации профессионального образования определенного уровня.

2. Перечень направлений и специальностей подготовки.

3. Специальная часть- содержит требования, предъявляемые к подготовке по конкретным направлениям и специальностям.

Государственные образовательные стандарты дополнительного профессионального образования утверждаются Министерством образования для определенной категории обучающихся. Например, приказом Министерства от 31 июля 2000 г. утвержден Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. Он устанавливает структуру и перечень направлений данного вида образования, основные требования к образовательным программам и реализующим их учреждениям, а также нормативы учебной нагрузки слушателей.

В зависимости от вида образования выделяют общеобразовательные и профессиональные программы, Общеобразовательные программы призваны обеспечить социализацию личности. Они направлены на формирование общей культуры личности, создание основы для сознательного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Общеобразовательные программы, в свою очередь, с учетом уровня образования подразделяют на программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Они реализуются в образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и являются преемственными. Это означает, что каждая последующая программа базируется на предыдущей. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Например, если обучающийся на ступени начального общего и основного общего образования не освоил программы учебного года и имеет академическую задолженность по двум и более предметам, он может быть оставлен на повторное обучение, переведен в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагога либо продолжить обучение в форме семейного образования. Выбор одного из названных вариантов осуществляют родители или иные законные представители.

IIрофессиональные образовательные программы направлены на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней и обеспечивают подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы реализуются только в учреждениях профессионального образования.

Как общеобразовательные, так и профессиональные образовательные программы бывают основными и дополнительными. Основная образовательная программасодержит обязательный минимум, соответствующий государственному образовательному стандарту, дополнительные образовательные программыобеспечивают образовательные потребности граждан, общества и государства. Они представляют собой содержание учебной дисциплины, которая расширяет, углубляет или обновляет содержание дисциплин, включенных в основные образовательные программы.

3. Уровни и формы получения образования. В образовательном законодательстве понятие уровень используется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Закона «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предоставлении платных образовательных услуг должен, помимо прочих условий, определять также уровень образования. Образовательный уровень (ценз)- минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровняосвоения этогообъема, содержания.В Российской Федерации установлено шесть образовательных уровней (цензов):

· основное общее;

· среднее (полное) общее;

· начальное профессиональное;

· среднее;

· высшее;

· послевузовское профессиональное образование (п. 5 ст. 27)

Достижение того или иного образовательного ценза обязательно подтверждается соответствующими документами. Освоение определенного образовательного уровня - необходимое условие для продолжения обучения в государственном и муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования. Наличие профессиональных образовательных цензов - условие для допуска к определенным видам деятельности, к занятию определенных должностей. Уровень образования определяется уровнем реализуемой образовательной программы. В подсистеме общего образования выделяют следующие уровни образования:

· дошкольное;

· начальное общее;

· основное общее;

· среднее (полное) общее

Подсистема профессионального образования включает следующие уровни образования:

· начальное;

· среднее;

· высшее

· послевузовское.

Особую подсистему образует дополнительное образование, но оно не входит в структуру уровней образования, поскольку призвано обеспечить дополнительные образовательные потребности граждан, общества и государства.

Дошкольное образование преследует цели воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных способностей детей и подготовки их к обучению в школе

Общее образование включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное, основное и среднее (полное).

Начальное общее образование — база для получения основного общегообразования,которое (должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования.

Среднее (полное) общее образование нацелено на развитие в обучающихся интереса к познанию окружающего мира, их творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. На этой ступени обучения вводятся дополнительные предметы по выбору самого обучающегося в целях реализации его интересов, способностей и возможностей. Таким образом осуществляется первичная профессиональная ориентация школьников.

Начальное профессиональное образование обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование направлено на подготовку к переподготовку специалистов соответствующего уровня. Оно может быть получено на базе среднего (полно) образования, среднего профессионального образования. Основные образовательные программы высшего образования реализуются непрерывно и по ступеням. Ступени высшего образования: неполное высшее образование; бакалавриат; подготовка дипломированных специалистов и магистратура. Минимальные сроки обучения на указанных ступенях составляют соответственно 2, 4, 5 и 6 лет

Послевузовское профессиональное образование обеспечивает повышение уровня образования, а также научной, педагогической квалификации на базе высшего образования. Оно может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях. Его условно разделяют на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности.

Форма получения образования в самом общем смысле— это способ организации образовательного процесса. Классификация форм получения образования осуществляется по нескольким основаниям, в первую очередь в зависимости от способа участия образовательного учреждения в организации учебно-воспитательного процесса разграничивается получение образования в образовательном учреждении и вне его.

В образовательном учрежденииобучение может быть организовано по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам. Различие между ними прежде всего заключается в объеме аудиторной нагрузки, точнее, в соотношении между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося.

Разновидностью заочной формы обучения является дистанционная, которая в последние годы получает все большее распространение в связи с развитием информационных технологий.

Вне образовательного учрежденияорганизуются семейное образование, самообразование и экстернат. В форме семейного образованиямогут быть освоены только общеобразовательные программы. Положение об освоении общеобразовательных программ в форме семейного образования было утверждено приказом Министерства образования РФ от 10 июня 1999 г. Оно предполагает самостоятельное освоение обучающимся основной образовательной программы.

Самообразованиепредставляет собой самостоятельное освоение обучающимся образовательной программы. Юридическое значение оно приобретает только в сочетании с экстернатом. Под экстернатом понимается аттестация лиц, самостоятельно осваивающих образовательную программу. Он допускается как в системе общего, так и в системе профессионального образования. Положение о получении общего образования в форме экстерната было утверждено приказом Министерства образования РФ от 27 июня 1994 г. Любой обучающийся вправе избрать экстернат как форму обучения.

4. Образовательные учреждения. В соответствии со ст. 12 Закона «Об образовании», образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е.реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся.

Образовательное учреждение является юридическим лицом.

Учредителями образовательных учреждений могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, общественные и частные фонды, религиозные и общественные организации, а также граждане РФ и иностранные граждане.

Права юридического лица у образовательного учреждения возникают с момента его регистрации. Право на ведение образовательной деятельности возникает с момента выдачи учреждению лицензии

Основным документом образовательного учреждения является Устав. Содержание устава образовательного учреждения исчер­пывающим образом регламентируется в ст. 13 Закона «Об об­разовании». В ней названы пункты, которые необходимо включать в устав любого образовательного учреждения: его наименование, место нахождения, статус; учредитель, организационно-правовая форма. Закон требует, чтобы в уставе был подробно охарактеризован образовательный процесс:

- названы его цели, типы и виды реализуемых образовательных программ, продолжительность обучения на каждом этапе; ука­зан язык, на котором ведется обучение;

- определены порядок приема, а также основания отчисления обучающихся, режим занятий, форма и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, система оценок.

В уставе, кроме того, следует закрепить порядок регламента­ции и оформления отношений между образовательным учреж­дением, обучающимися и их законными представителями, а так­же порядок предоставления платных образовательных услуг.

В уставе образовательного учреждения должна быть отра­жена структура финансовой и хозяйственной деятельности (использование объектов собственности, закрепленных за уч­реждением-учредителем, а также источники и порядок фор­мирования собственности учреждения; финансирование и осу­ществление предпринимательской деятельности). Важным является раздел устава, посвященный порядку управления учреждением, в котором, в частности, должны быть названы полномочия учредителя; структура и порядок формирования органов управления учреждением, их компетенция; порядок изменения устава, реорганизации и ликвидации учреждения, а также порядок комплектования кадрового состава учреж­дения. В уставе следует закрепить основные права и обязан­ности участников образовательного процесса и перечислить виды локальных актов, регламентирующих деятельность уч­реждения (приказы, распоряжения, положения и др.).

При разработке уставов общеобразовательных учреждений, как показывает практика, игнорируют тот факт, что устав дол­жен регламентировать права и обязанности участников обра­зовательного процесса, в первую очередь обучающихся. Как правило, в уставах отражены общие вопросы (организацион­ная структура, экономические и хозяйственные аспекты дея­тельности учреждения и т. п.). Типичными нарушениями при определении содержания устава Министерство образования считает отсутствие или недоработку таких вопросов, как орга­низация приема обучающихся, порядок и основания их отчис­ления, перевода и восстановления, система оценок и порядок проведения промежуточной аттестации, порядок регламента­ции и оформления отношений между учреждением и обучаю­щимся, это может привести к конфликтным ситуациям. Сле­довательно, необходимо не только отразить все названные вопросы в уставе, но и ознакомить с его содержанием обучаю­щихся и их родителей (законных представителей), о чем сде­лать соответствующую отметку (например, на заявлении о при­еме в учреждение или в протоколе родительского собрания).

Отношения между учредителем и образовательным уч­реждением регулируются договором. Он заключается пос­ле регистрации учреждения в качестве юридического лица. Примерные формы таких договоров рекомендованы Мини­стерством образования.

Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению учредителя, если это не повлечет за собой нарушение обязательств учреждения либо если учредитель принимает эти обязательства на себя. Не­обходимо учитывать, что при реорганизации образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государствен­ной аккредитации утрачивают силу. Передача государственных образовательных учреждений в ведение органов местного само­управления возможна только с согласия последних. Ликвидация образовательного учреждения может осуществ­ляться по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то в соответствии с учредительными документами, а также по решению суда в случае осуществле­ния деятельности без надлежащей лицензии или деятельности, запрещенной законом или не соответствующей уставным це­лям. Дополнительные условия ликвидации государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливаются Федеральным законом «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию». Ликвидация образовательных учреждений, учре­дителями которых являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Федерации, органы местного самоуправления, может быть осуществлена только с согласия соответствующих представительных органов государственной власти или местного самоуправления. Пред­ставительные органы государственной власти вправе делегиро­вать указанные полномочия комитетам (комиссиям), в ведении которых находятся вопросы образования. Ликвидация сельского дошкольного или общеобразовательного учреждения допуска­ется только с согласия схода жителей населенных пунктов, об­служиваемых Закон «Об образовании» подразделяет образовательные уч­реждения в зависимости от их организационно-правовой фор­мы на государственные, муниципальные и негосударственные. К последним закон относит частные учреждения, а также уч­реждения религиозных и общественных объединений. В зако­не образовательные учреждения разграничиваются не с точки зрения их организационно-правовой формы, а с точки зрения формы собственности, на которой они основаны. Возможно, более правильным будет деление образовательных учреждений на публичные (государственные и муниципальные) и частные, по признаку «юридической характеристики учредителя, кото­рая базируется на характере соответствующего права собствен­ности».

В образовательном законодательстве используется понятие государственный статус образовательного учреждения. Госу­дарственный статус образовательного учреждения — это его тип и вид, определенные в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных про­грамм. Он устанавливается при государственной аккредитации образовательного учреждения. Это дает право на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ и выдачу выпускникам документа об образовании государственного об­разца, а общеобразовательным учреждениям — на включение в схему централизованного государственного финансирования.

Действие образовательного законодательства распространя­ется на все типы образовательных учреждений. В ст. 12 Закона «Об образовании» названы 8 типов образовательных учреж­дений, и этот перечень остается открытым. В него последова­тельно включены учреждения, реализующие образовательные программы соответствующих уровней, начиная с дошкольных и завершая учреждениями дополнительного образования для детей или взрослых. Но в этом же перечне названы также спе­циальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии и учреждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Специфи­ка данных учреждений обусловлена особенностями организа­ции учебно-воспитательного процесса в отношении определен­ных категорий обучающихся.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны обеспечить не только реализацию общеоб­разовательных программ, но и социальную защиту детей, меди­ко-психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адап­тацию, охрану и укрепление здоровья. При этом учреждение, в котором дети и проживают, и обучаются, организация учебного процесса осуществляется в соответствии с Типовым положени­ем об общеобразовательном учреждении. Коррекционные уч­реждения для обучающихся с отклонениями в развитии реализу­ет образовательные программы дошкольного, всех ступеней общего и начального профессионального образования. Это по­зволяет сделать вывод о том, что тип образовательного учреж­дения более правильно определять с учетом того, какие обра­зовательные программы оно реализует.

Тип образовательного учреждения — понятие более ши­рокое, чем вид. Вид образовательного учреждения опреде­ляется с учетом уровня и направленности реализуемых им образовательных программ и особенностей организации обра­зовательного процесса. Проиллюстрируем соотношение типа и вида образовательных учреждений примерами из типовых положений, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации.

Виды общеобразовательных учреждений:

начальная, основная и средняя общеобразовательная школа;

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;

гимназия (обеспечивает дополнительную подготовку по пред­метам гуманитарного профиля);

лицей (с дополнительной подготовкой по предметам техничес­кого или естественно-научного профиля).

Виды высших учебных заведений:

университет — реализует программы высшего и послевузовс­кого профессионального образования по многим направлениям (специальностям) подготовки, а также осуществляет подготов­ку, переподготовку и повышение квалификации работников выс­шей квалификации, научных и научно-педагогических кадров; кроме того, ведет обширную научную деятельность, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по ши­рокому спектру наук, является ведущим научным и методичес­ким центром в своей области деятельности;

академия — реализует аналогичные образовательные програм­мы, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение ква­лификации для определенной области научной и научно-педагоги­ческой деятельности, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования в одной области науки или культуры;

институт — реализует образовательные программы высшего, а также, как правило, послевузовского профессионального обра­зования, готовит специалистов для определенной области про­фессиональной деятельности.

За невыполнение функций, отнесенных к его компетен­ции, образовательное учреждение несет ответственность, на­пример, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учеб­ного процесса; за ненадлежащее качество образования своих выпускников; за нарушение их прав и свобод.

5. Управление — осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество (группу людей) по упорядочению и совершенствованию его социально-деятель­ной структуры в процессе выработки и достижения цели.

В системе образования управление выполняет важные функ­ции, включая разработку государственных образовательных стандартов, контроль за деятельностью образовательных уч­реждений по обеспечению качества образования и др.

Управление образованием представляет собой деятель­ность органов власти и негосударственных организаций, на­правленную на повышение эффективности образования; про­цесс, регулирующий достижение целей образовательной политики, включающий анализ и оценку сложившейся обра­зовательной практики, постановку задач управления, плани­рование деятельности по реализации задач, организация со­гласованной деятельности субъектов и контроль.

Выделяют три группы органов управления образованием: фе­деральные; субъектов Федерации и муниципальные.

Объем полномочий каждой группе предоставлен в соответ­ствии с Законом «Об образовании». Ст. 28 Закона «Об образо­вании» относит к компетенции Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов уп­равления образованием важные полномочия:

· формирование и осуществление федеральной политики в обла­сти образования;

· правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

· установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;

· составление перечней профессий и специальностей, по кото­рым ведутся профессиональная подготовка и профессиональ­ное образование;

· разработка и утверждение типовых положений об образова­тельных учреждениях;

· определение порядка лицензирования, аттестации и государ­ственной аккредитации образовательных учреждений;

· установление федеральных компонентов государственных об­разовательных стандартов и др.

В ведении субъектов Российской Федерации в области об­разования находятся:

· определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

· формирование государственных органов управления образова­нием и руководство ими, назначение руководителей этих орга­нов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);

· установление региональных (национально-региональных) ком­понентов государственных образовательных стандартов;

· формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

· установление дополнительных требований к федеральным об­разовательным учреждениям в части строительных норм и пра­вил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспи­танников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений и т. д. (ст. 29 Закона «Об образовании»).

Полномочия органов местного самоуправления в области образования определены ст. 31 Закона «Об образовании». Органы местного самоуправления несут ответственность за реализацию права граждан на получение обязательного ос­новного общего образования. К вопросам местно­го значения отнесены и, соответственно, входят в компетен­цию муниципальных органов организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основ­ного общего и профессионального образования. Они обеспе­чивают ежегодную публикацию среднестатистических пока­зателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образо­вательных учреждениях, расположенных на соответствую­щих территориях. К исключительной компетенции органов местного самоуправления относятся планирование, организа­ция, регулирование и контроль деятельности местных орга­нов управления образованием, муниципальных образователь­ных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; формирование местных бюджетов в части расходов на образование; создание, реор­ганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечение гражданам возможности выбора общеобразовательного учреждения. Органы местно­го самоуправления, кроме того, ведут учет детей, подлежа­щих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования. Местные органы управления образова­нием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмот­рению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.

Федеральные и региональные органы исполнительной вла­сти, наделенные управленческими полномочиями в сфере об­разования, бывают двух видов: органы межотраслевой ком­петенции, специально созданные для управления системой образования, и органы отраслевой компетенции, которые осу­ществляют управление только подведомственными учрежде­ниями образования.

На федеральном уровне органом межотраслевой компе­тенции является Министерство образования и науки РФ. До 1996 г. управление в сфере образования осуществляли Министер­ство образования и Государственный комитет РФ по высше­му образованию. Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. названные органы были упразднены и на их базе создано Министерство общего и профессионального образования РФ. Полномочия Министерства образования постепенно расши­рялись. Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. Мини­стерству были переданы функции упраздненного Государ­ственного высшего аттестационного комитета РФ. Затем был упразднен Государственный комитет по молодежной поли­тике, функции которого перешли Министерству образования (Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г.). Такое название Ми­нистерства было предусмотрено структурой федеральных ор­ганов исполнительной власти, которая была утверждена Ука­зом Президента РФ от 17 августа 1999 г. В связи с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004г. Министерство образования было упразднено и образовано Министерство образования и науки.

Министерство образования и науки — это федеральный орган ис­полнительной власти, проводящий государственную по­литику и осуществляющий государственное управление в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.

В числе основных задач Министерство образования и науки — организация и развитие междуна­родного сотрудничества в области образования, реализация государственной кадровой политики, обеспечение норматив­но-правового регулирования отношений в области образова­ния, научной деятельности и т. д.

Функции Министерства образования и науки весьма многочислен­ны и реализуются в самых различных сферах, начиная от вза­имодействия с другими органами исполнительной власти и завершая социальной реабилитацией молодых людей, нахо­дящихся в трудной жизненной ситуации.

Министерство наделено полномочиями:

· издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (эти акты обязательны для исполнения всеми органа­ми исполнительной власти, в ведении которых находятся образо­вательные учреждения);

· создавать, переименовывать, реорганизовывать и ликвидиро­вать в установленном порядке находящиеся в его ведении учреждения и организации, участвовать в учреждении фондов и организаций для поддержки развития образования и решения проблем молодежи;

· запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и орга­низаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения, материалы и доку­менты, необходимые для осуществления соответствующих за­дач;

· инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также предоставлять это право другим государственным орга­нам управления образованием.

· решать ряд экономических вопросов;

· обеспечивать качество образования.

Так, оно может устанавли­вать по обращениям образовательных учреждений соответствие уровня и качества подготовки их выпускников требованиям рос­сийских государственных образовательных стандартов; прово­дить эксперименты продолжительностью до 5 лет в области использования современных образовательных технологий и орга­низации учебного процесса, научно-исследовательской деятель­ности в сфере образования.

В Министерстве образования и науки создано 6 департаментов:

1. Сводный департамент экономики и финансов;

2. Департамент государственной политики в сфере образования;

3. Департамент государственной политики в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности;

4. Департамент международного сотрудничества и информационного обеспечения в образовании и науке;

5. Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей;

6. Департамент управления делами.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении

1. Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

2. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;

3. Федерального агентства по науке и инновациям;

4. Федерального агентства по образованию

Министерство возглавляет Министр, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по пред­ставлению Председателя Правительства РФ. Министр осуще­ствляет руководство министерством на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложен­ных на Министерство задач и функций.

Органы отраслевой компетенции, наделенные управлен­ческими полномочиями в области образования, Закон «Об образовании» называет ведомственными государственными органами управления образованием. «...Образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в ве­дении различных органов, ведающих другими отраслями и сферами управления. Вместе с тем они выполняют задачи и функции органов управления указанными подведомствен­ными учреждениями. И только в этой «части» их можно от­нести к органам управления образованием». Министерство здравоохранения обеспечивает функционирование ведомствен­ной системы специального профессионального образования в области здравоохранения, Министерство путей сообщения РФ организует работу отраслевой системы образования, под­готовки, переподготовки и повышения квалификации ра­ботников, обеспечивает содержание и развитие соответ­ствующей материальной базы. «При этом приоритет в осуществлении функций межотрас­левого характера, охватывающих подведомственные учреж­дения таких органов, принадлежит все же специализиро­ванным органам управления образованием. Последние, при осуществлении межотраслевых функций в различных фор­мах, сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными учреждениями. Конкретные формы сотрудничества определены действующими норма­тивными документами, которые, однако, не ограничивают как инициативы в этом деле, так и ответственности того органа, к компетенции которого отнесено решение данного вопроса».

Региональные органы управления образовани­ем. В субъектах РФ создаются органы управления образовани­ем, имеющие различные наименования, но примерно одина­ковый объем полномочий.

В Свердловской области это Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Компетенция региональных органов управле­ния образования закрепляется в законах субъектов РФ «Об образовании». Например, в законе Свердловской области «Об образовании» закреплены полномочия уполномоченного испол­нительного органа государственной власти области в сфере образования. Он контролирует исполнение законодательства в области образования и реализацию прав обучающихся, осуще­ствляет межведомственную координацию деятельности по воп­росам образования, осуществляет управление государственны­ми образовательными областными организациями, разрабатывает областной (национально-региональный) компонент государствен­ных образовательных стандартов, осуществляет лицензирова­ние образовательных учреждений, принимает примерные про­граммы, учебные планы и т. д.

Органы управления муниципальных образований. В структуре местной администрации также существуют органы, ведающие образованием, например Департамент образования МО «город Нижний Тагил».

Исполнительный орган местного самоуправления в сфере образования управляет муниципальными образователь­ными учреждениями, формирует аттестационные и эксперт­ные комиссии и т. д.

В некоторых субъектах Федерации создаются паритет­ные, государственно-общественные структуры, призванные объединять усилия органов государственной власти, местно­го самоуправления, образовательных учреждений, обществен­ных объединений в сфере развития образования и науки. Так, в Свердловской области создан Координационный совет по проблемам образования при Правительстве области.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 13 | Общая характеристика птиц
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 12018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.