КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема России
Тематика и художественное своеобразие поэзии Для поэзии Есенина свойственна естественность, искренность тона, исповедальная интонация, ощущение кровной связи со всем живым, благодарное приятие мира. В целом в творчестве Есенина можно выделить следующие темы: тему России, тему любви и философскую тему. Эта тема является главной в творчестве Есенина. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине...» - свидетельствовал сам поэт. Россия в ранней лирике Есенина многолика: убогая и нищая, разгульнаяи бесшабашная, набожная и святая (Некрасов, Блок). И все-таки необыкновенно прекрасная. Поэт не устает признаваться в любви к «стране березового ситца» («Край любимый, сердцу снятся...», «Край ты мой заброшенный, край ты мой любимый» «Черная, потом пропахшая выть, как мне тебя не ласкать, не любить»). Это чувство любви к родине, восхищение красотой неброского, но милого сердцу поэта, среднерусского пейзажа — основной мотив ранней лирики. Все, что окружали поэта, превращалось в слово, в поэзию. Порой это весьма прозаичные, непоэтичные вещи: крыши, крытые соломой, плетни, «потом пропахшая выть», сажа над печной заслонкой, — словом, весь крестьянский бесхитростный быт, с детства знакомый поэту («скирды солнца в водах лонных», «Я —пастух, мои палаты —межи зыбистых полей», «Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины», «И нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров», «Отелившееся небо лижет красного телка»). Поэтизация деталей крестьянского быта придает особую задушевность, теплоту, интимность стихам: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Именно такой предстает Русь в первых сборниках Есенина: «Радуница» (день поминовения умерших, первый понедельник послепасхальной недели, «блестящая», «просветленная») и «Голубень» (или «голубец» — обычно так называли крест над часовне, построенной в честь Богоматери). Но названия сборников свидетельствуют также и о связи есенинских стихов не только с крестьянским миром (земным), но и с христианской верой (небесным). (Недаром слова «крестьянский» и «христианский» являются однокоренными.) Действительно, Русь Есенина — христианская, рай для крестьян, идеальный, гармоничный, радостный мир. Поэт наряду с крестьянскими образами часто использует христианские мотивы и символы: «Троицыно утро, утренний канон, в роще по березам белый перезвон», «закадили дымом под росою рощи», «схимник-ветер шагом осторожным мнет листву по выступам дорожным», «у лесного аналоя воробей псалтырь читает», «галочья стая на крыше служит вечерню», «ивы — кроткие монашки», «на дворе обедню стройную запевают петухи». Мир ранней поэзия Есенина необыкновенно гармоничен, красочен, ярок. Человек и природа воедино. Отсюда — задушевность, ощущение кровной связи со всем живым. Чувство гармонии достигается за счет следующих художественных средств:
Зеленая прическа, Девическая грудь. О тонкая березка, Что загляделась в пруд. Природа в стихах Есенина не просто декоративный фон. Пейзаж зачастую отражает настроения и чувства лирического героя: Если в ранних произведениях (до 1916 года) психологический пейзаж передает такие настроения, как светлая грусть, радость, умиротворение, восхищение красотой, то в более позднем творчестве Есенина настроения меняются, а образ горячо любимой России (Руси) осложняется, меняется вместе с самим поэтом. Так, революционные настроения поэта (Есенин встретил революцию с надеждой, с мечтой о превращении России в Крестьянскую Республику) нашли отражение в поэмах «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония». Но радужные надежды сменились разочарованием, поэтому в стихотворении «Я последний поэт деревни» (1920) появляется мотив одиночества, непонимания, прощания с прежней Русью. Поэт как будто заказывает панихиду по прежнему миру, обреченному на умирание. И русская природа является здесь Храмом, в котором проходит воображаемая поминальная служба: Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез... Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой последний час. Это стихотворение полно горестных предчувствий о том, что вместе с прежним укладом замолкнут навеки и песни самого поэта. Следом за стихотворением «Я последний поэт деревни» Есенин пишет три стихотворения, в заглавие которых вынесено слово «Русь»: «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Русь Советская» (1924). Тематически все три произведения близки: на смену прежней, патриархальной Руси приходит Русь новая, настораживающая и пугающая поэта. Крестьянской культуре противостоит культура городская, пролетарская. Символом новой культуры выступает в лирике Есенина образ «железного гостя», «железной рати» (трактор, паровоз, бездушная техника). Часы старого патриархального мира сочтены: «Над старым твердо вставлен крепкий кол...» Казалось бы, поэт должен приветствовать обновление нищей деревни. Но это не так. Разумом поэт понимает, что преобразования необходимы: «нищету твою видеть больно и березам, и тополям». Но сердцем, душой он тоскует о прежнем, безвозвратно уходящем мире. Возникает образ лирического героя, одной ногой стоящего в будущем, другой— в прошлом: . Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою... («Русь уходящая») Особенно остро поэт ощущает свое сиротство в родном краю, куда вернулся после восьми лет отсутствия («Русь Советская»). На месте отчего дома — зола и «слой дорожной пыли», ни в чьих глазах он не находит приюта, чувствует себя иностранцем, «пилигримом угрюмым». Но кругом по-прежнему кипит жизнь, подрастает новое поколение: С горы идет крестьянский комсомол, И под гармонику, наяривая рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол. Но это другие люди, с другим мышлением: «Уж не село, а вся земля им мать». Они «глядят на Маркса, как на Саваофа» («Русь бесприютная»), снимают кресты с колоколен («Возвращение на Родину»), читают «Капитал». У них иные эстетические и духовные ценности. Есенин тонко передает душевное состояние лирического героя: одиночество, бесприютность, ненужность его поэзии в новой жизни. Разумом он покоряется неумолимым обстоятельствам: «Приемлю все, Как есть все принимаю». Он готов заложить душу «октябрю и маю», но в обмен на свободу творчества только лиры милой не отдам»). И свой песенный, поэтический дар направит не на восхваление новой, духовной жизни. Он по-прежнему будет воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь». («Если крикнет рать святая: „Кинь ты Русь, живи в Раю!" Я скажу: „Не надо Рая — дайте Родину мою") В 1925 году Есенин создает стихотворение «Неуютная жидкая лунность», в котором пытается, превозмогая себя, полюбить новую деревню: Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны. Но за искренним желанием увидеть позитивное в новой России просматривается и личная трагедия лирического героя: Я не знаю, что будет со мною... Может, в новую жизнь не гожусь. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (1925) Есенин как бы прощается с родиной. В этом стихотворении слышится мольба о спокойной, естественной смерти: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть. Но перед смертью лирический герой еще раз клянется в верности крестьянской Руси.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |