Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская лирика




Такие философские мотивы, как смена поколений, мотив одиночества, духовного разлада, мотив подведения жизненных и творческих итогов характерны для поздней лирики Есенина. Наиболее значительным представляется мотив подведения итогов, увядания, прощания с жизнью. Лирический герой воспринимает утрату юности, свежести, радости жизни спо­койно, как должное. Недаром в этот период его твор­чества возникает образ-метафора «осень в природе» — «осень жизни». Осень жизни — это период зрелости, готовности благодарно принять свой уход. Эта тема прослеживается в ряде стихотворений 20-х годов («Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золо­тая», «По-осеннему кычет сова», «Цветы мне говорят прощай...» и др.)

В стихотворении «По-осеннему кычет сова» (1920) появляется образ лирического героя, осознаю­щего бренность своего существования, неизбежность ухода, неизбежность смены поколений: «Новый с поля придет поэт, В новом лес огласится свисте...» Но поэт ощущает свою слитность с природой, считая себя час­тицей ее. Поэтому возникает пейзаж («раздолье до­рожной рани», «по-осеннему сыплет ветр, по-осенне­му шепчут листья»), передающий психологическое состояние героя.

Эта же мысль выражена и в знаменитом стихо­творении «Не жалею, не зову, не плачу» (1921), тема которого была навеяна Есенину лирическим отступ­лением «О юности» в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя. Здесь грустная, элегическая интонация не выливает­ся в трагедию, так как путь человека от расцвета (юно­сти) к увяданию (зрелости, старости) естественен. Поэт понимает, что «увяданья золотом охваченный» он «не будет больше молодым», что «страна березового ситца не заманит шляться босиком» (то есть уже не будет восторгов и безумств юности). Очарование юности, полнота жизни — это дым, сон («Жизнь моя, иль ты приснилась мне!»). Но все же поэт благодарен судьбе за то, что «пришлось процвесть и умереть».

В стихотворении «Отговорила роща золотая» (1924) тема подчиненности человеческой жизни зако­нам природы, расставания с молодостью, подведения итогов получила дальнейшее развитие. Опять лирический герой соотносит, сопоставляет свою жизнь с жизнью природы, с периодами расцвета и увядания. Особое значение здесь приобретают олицетворения, параллелизмы, сравнения, еще и еще раз подчеркивающие закон мироздания: поэт прощается с прошлым, «роняет грустные слова», и ему вторят «роща золотая», отговорившая «веселым языком», и журавли, которые «печально пролетая», «уж не жалеют больше ни о ком», и коноплянник «с широким месяцем над голубым прудом». Несмотря на то, что «каждый в мире страниц цепь мироздания, закон жизни и вселенной не прекратится, не прервется: «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». И уход лирического героя так же закономерен, как закономерно увядание и падение листьев с деревьев:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

В этих последних строках поэт поднимает вопрос о своем творчестве (роща золотая — золотоголовый поэт (автобиографический образ неоднократно встречается в поэзии Есенина); падающие листья — слова — строки — стихи). Поэт полон сомнений и раздумий не только о жизни, но и о судьбе своих стихов.

Вопросы и задания

1. Каково мироощущение лирического героя в ранней поэзии С. А. Есенина? Как меняется это мироощущение с течением времени?

2. Какую роль играют цветовые эпитеты в лирике С. А. Есенина? (Выпишите, определите значение цве­товых эпитетов»)

3. Как С. А. Есенин изображает Россию в своем творче­стве?

4. Какие черты лирики С. А. Есенина связаны с устным народным творчеством? Приведите примеры.

5. Назовите произведения, которые относятся к фило­софской лирике поэта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.