КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. 1. Задачи военной медицины и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время
1. Задачи военной медицины и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время. 2. Медицинские формирования Министерства обороны РФ. Предназначение, задачи, структура и принципы работы врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной медицинской помоши. 3. Предназначение, задачи, принципы развертывания и принципы работы медицинский отрядов специального назначения. (МОСН). Заключение Учебно-материальное обеспечение:
а) Использованная литература при подготовке текста лекции: 1. Федеральный закон от 21.12.1994г.,№ 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.”(Собрание законодательства РФ, 26.12.94, № 35, ст.3648; Российская газета, № 250,24.12.94.). 2. Постановление Правительства РФ от 5.11.95г., № 1113 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.” 3. Приказ МО РФ от 20.02.96 г., № 72 “О создании, подготовке и использовании подразделений, частей и учреждений медицинской службы Министерства обороны в чрезвычайных ситуациях.” 4. Приказ МО РФ от 20.01.97 г., № 217 “О службе медицины катастроф МО РФ.” 5. Приказ МО РФ от 5.10.95 г., № 320 “ О противопожарной защите и местной обороне.” 6. Приказ МО РФ от 3.06.96 г., № 200 “ Положение о силах и средствах МО РФ предназначенных для ликвидации ЧС.” 7. Приказ Министра обороны от 23.06.90 г., № 193 “ Положение о медицинском отряде специального назначения.” 8.. Организация работы медицинского отряда специального назначения. -СПб.: ВМедА, 1997. с. 10-21. 9. Положение о взаимодействии Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения РФ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС. 24.12.1998 г. Рекомендованная студентам для самостоятельной подготовки по теме лекции 1. Положение о взаимодействии Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения РФ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС. 24.12.1998 г. 2. Концепция организации и оказания экстренной медицинской помощи в Объединенных Вооруженных Силах СНГ пострадавшим в ЧС. 17.04.1992 г. 3. Организация работы медицинского отряда специального назначения. СПб.: ВМедА, 1997. с. 10-21. 4. Приказ МО РФ от 20.01.97 г., № 217 "О службе медицины катастроф МО РФ." 5. Приказ МО РФ от 5.10.95 г., № 320 "О противопожарной защите и местной обороне." 6. Приказ МО РФ от 3.06.96 г., № 200 "Положение о силах и средствах МО РФ предназначенные для ликвидации ЧС." 7. Приказ МО РФ от 20.02.96 г. № 72 “О создании, подготовке и использовании подразделений, частей и учреждений медицинской службы Министерства обороны в чрезвычайных ситуациях.”
б) Учебно-материальное обеспечение (схемы) 1. Ноутбук. 2. Мультимедиа. 3. Электрифицированные стенды. 4. Наглядные пособия (таблицы, схемы)
Контрольные вопросы по теме лекции: 1. Какие задачи решает военная медицина в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время? 2. Какие существуют медицинские формирования Министерства обороны РФ, предназначенные для работы в чрезвычайных ситуациях? 3. Какие задачи и предназначение медицинских отрядов специального назначения?
Введение Международный и отечественный опыт ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф последних лет убедительно свидетельствует о том, что военно-медицинская служба может и должна быть важным звеном общегосударственной системы оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Международное общество накопило большой опыт участия военно-медицинских служб армий различных стран в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. В подавляющем большинстве случаев военно-медицинские службы продемонстрировали свои преимущества перед гражданским здравоохранением и медицинскими службами Гражданской обороны, что подтверждают результаты их работы во время ликвидации последствий землетрясений - Скопле (СФРЮ, 1969 г.), Таншани (КНР, 1976 г.) и в некоторых других регионах. Медицинская служба Вооруженных Сил нашей страны также имеет богатый опыт работы по оказанию неотложной медицинской помощи пострадавшим в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. Только за последние 10 лет ее личный состав и лечебные учреждения принимали участие в ликвидации последствий более чем 130 катастроф и крупных аварий с человеческими жертвами, в том числе с химическим и радиационным поражением людей. Так, в Армении (1988 г.) силами военно-медицинской службы в городах Спитак и Ленинакан были развернуты и успешно функционировали полевые лечебные учреждения, оказывавшие пострадавшим первую врачебную и квалифицированную медицинскую помощь. Специализированные группы усиления работали в больницах и в военном госпитале г. Еревана. Силами военных медиков квалифицированная и специализированная медицинская помощь была оказана 14 тысячам нуждающимся в ней, то есть каждому третьему пострадавшему. Военно-медицинская служба имеет и уникальный для отечественного здравоохранения опыт направления своих формирований за рубеж для участия в работе по ликвидации последствий стихийных бедствий (Перу - 1970 г., Алжир - 1981 г., Никарагуа - 1983 г., Эфиопия - 1984 г., Кампучия - 1985 г., Югославия 1999 г.), где медицинская помощь была оказана десяткам тысяч пострадавших. Как показывают события последних лет на организацию медицинского обеспечения войск и населения в очагах массовых санитарных потерь при разрушении потенциально опасных объектов существенное влияние окажут следующие факторы: новизна задач, стоящих перед медицинской службой ВС РФ; непредсказуемость развития чрезвычайной ситуации, особенно в начальном периоде, и в связи с этим динамичные изменения задач как по содержанию, так и по объему; внезапное, практически одномоментное возникновение массовых санитарных потерь, значительно превышающих возможности по оказанию помощи местных органов здравоохранения и военно-медицинской службы или наоборот «пролонгированное» возникновение санитарных потерь при так называемых «долговременных» очагах химического поражения АОХВ; «широкий» диапазон величины и структуры санитарных потерь в очаге катастрофы; временной фактор. Это особенно касается правила “золотого часа” оказание медицинской помощи пострадавшим через 1 час после получения травмы без оказания помощи погибает до 30% пораженных, а через 3 часа - до 60% пораженных среди тех, у кого есть шанс выжить; ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в очаге, требующее организации противоэпидемической защиты населения и войск; значительное снижение потенциала местного здравоохранения и военно-медицинской службы, уничтожение его материальной базы и потеря медицинских кадров; дезорганизация управления медицинской службой, особенно в начальном периоде катастрофы; необходимость постоянного восстановления боеспособности медицинской службы; уникальность приобретаемого опыта.
1. Задачи военной медицины и Единой государственнойсистемы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время Принятая в настоящее время в нашей стране концепция организации экстренной медицинской помощи предусматривает активное участие военно-медицинской службы, силы и средства которой используются, для оказания пострадавшим в чрезвычайных ситуациях всех видов медицинской помощи. Служба медицины катастроф Минобороны России предназначена для предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время. Чрезвычайные ситуации, возникающие в результате различных по характеру причин имеют свои специфические особенности. Однако анализ показывает, что независимо от причин, приведших к ЧС, перед военно-медицинской службой в ходе ликвидации последствий катастроф возникают одни и те же проблемы. Так ряд исследований, проведенных в нашей академии, говорят о том, что медицинская служба в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени решает задачи, аналогичные тем, которые ею будут выполняться в военное время и основные принципы ее деятельности в этих условиях совпадают. Служба МК МО РФ функционально входит во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК). Задачами Службы МК Минобороны России в чрезвычайных ситуациях являются: организация и осуществление медицинского обеспечения войск и населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; определение потребности в силах и средствах и планирование работы Службы МК при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; обеспечение готовности органов военного управления медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, медицинских воинских частей, учреждений и нештатных формирований Службы и систем их оповещения к действиям по предназначению в условиях чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и представление информации медико-санитарного характера по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; анализ медико-тактической обстановки в округах и на флотах, прогноз и оценка медико-санитарных последствий возможных чрезвычайных ситуаций, в том числе эпидемической обстановки в районах чрезвычайных ситуаций; организация и проведение профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; оперативное управление и осуществление маневра медицинскими силами и средствами службы МК Минобороны России с целью оказания своевременной и эффективной медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях; организация взаимодействия органов военного управления Службы с органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), СМК Минздрава и др. министерств и ведомств; создание и рациональное использование медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы в чрезвычайных ситуациях; организационно-методическое руководство специальной подготовкой кадров медицинской службы по проблемам медицины катастроф; участие в проведении военно-медицинской подготовки личного состава армии и флота; организация научно-исследовательских работ по проблемам медицины катастроф в научно-исследовательских организациях медицинской службы Министерства обороны Российской Федерации. участие в международном, межреспубликанском и межведомственном сотрудничестве в области медицины катастроф.
2. Медицинские формирования Министерства обороны РФ. Предназначение, задачи, структура и принципы организации врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной медицинской помощи.
Организация и руководство деятельностью Службы возлагается на Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации. Руководящим, методическим и контролирующим органом ГВМУ МО РФ по вопросам "медицины катастроф" является Всеармейский центр медицины катастроф (ВЦМК). Начальник центра подчиняется начальнику ГВМУ и является главным специалистом Министерства обороны РФ по экстремальной медицине. Силы и средства медицинской службы воинских частей и учреждений, привлекаются к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций для оказания помощи пострадавшему населению в порядке, установленном 12 главой Устава гарнизонной и караульной служб вооруженных Сил Российской Федерации. На ВЦМК возлагаются следующие задачи: 1. Организация взаимодействия с Министерством РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством здравоохранения РФ, другими министерствами и ведомствами по вопросам использования сил и средств военно-медицинской службы в чрезвычайных ситуациях, а также с целью проведения совместных учений и тренировок. 2. Организация оперативного дежурства для поддержания постоянной связи с Министерством Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, координационно-диспетчерской службой Министерства здравоохранения РФ, медицинской службой видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, военно-медицинскими учреждениями центрального подчинения. 3. Планирование медицинского обеспечения пострадавших в ЧС во взаимодействии с медицинскими службами других ведомств. 4. Представление начальнику ГВМУ и его заместителям проекта решения на медицинское обеспечение пострадавших в чрезвычайных ситуациях. 5. Немедленно докладывать при получении информации из ВСМК начальника ГВМУ о всех техногенных катастрофах и стихийных бедствиях, произошедших в стране. 6. Составлять на основе полученной информации прогноз возможного развития чрезвычайной ситуации. 7. Разрабатывать и представлять начальнику ГВМУ проекты предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры, оснащенности и деятельности службы медицины катастроф. 8. Организация и практическое участие в работе формирований военно-медицинской службы по оказанию медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. 9. Обеспечение единства и преемственности в проведении лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на этапах медицинской эвакуации, развертываемых военно-медицинской службой в районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. 10. Анализ выявленных по материалам проверок, вскрытий и экспертиз дефектов в оказании медицинской помощи, обследовании и лечении пострадавших в чрезвычайных ситуациях и выработка предложений по их предупреждению. 11. Оказание практической, методической и консультативной помощи подразделениям, частям и учреждениям медицинской службы Вооруженных Сил по вопросам "Медицины катастроф". 12. Координация по своему профилю, совместно с главными специалистами ГВМУ Минобороны России, методической и информационной работы в войсках (силах фронта), частях и учреждениях военно-медицинской службы, подготовка и издание информационных бюллетеней, сборников, обзоров, методических пособий, указаний, рекомендаций; организация и проведение научно-практических и методических сборов и конференций по актуальным вопросам "медицины катастроф". 13. Сбор, обобщение и анализ информации по проблемам оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, планирование и организация разработки основных методических документов по вопросам профилактики и диагностики поражений, лечения и реабилитации пострадавших при стихийных бедствиях, крупных авариях и катастрофах. 14. Изучение уровня профессиональной подготовки, разработка предложений по повышению качества обучения (усовершенствования) личного состава военно-медицинской службы по вопросам организации и оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. ВЦМК имеет право: проверять готовность формирований медицинской службы Вооруженных Сил, предназначенных для работы по ликвидации стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, подразделений, частей и учреждений военно-медицинской службы к действиям в чрезвычайных ситуациях; участвовать в подборе и расстановке кадров указанных формирований; координировать и согласовывать тематику научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ медицинского профиля, проводимых в Вооруженных Силах в интересах выполнения задач, стоящих перед ВЦМК; разрабатывать предложения по осуществлению международного сотрудничества в целях обеспечения постоянной готовности медицинской службы к работе в чрезвычайных ситуациях; запрашивать в военно-медицинских учреждениях материалы, касающиеся проблемы "Медицины катастроф"; вносить начальнику ГВМУ Минобороны России предложения, направленные на повышение эффективности и качества работы подразделений, частей и учреждений медицинской службы при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф; представлять Главное управление в министерствах и ведомствах Российской Федерации по вопросам Службы медицины катастроф Министерства обороны РФ. Кроме начальника, в составе ВЦМК имеются 5 офицеров, курирующих различные вопросы подготовки медицинской службы Вооруженных Сил к действиям в чрезвычайных ситуациях. Медицинская служба военных округов и флотов всю работу проводит, в соответствии с Постановлением правительства РФ от 05.11.95 г. № 1113 "О единой государственной системы предупреждения и ликвидации в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)" планирует и осуществляет в тесном взаимодействии с Центрами медицины катастроф, Региональными центрами по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами управления ГО и ЧС республик в составе РФ, краев, областей, районов и городов. В планах, разрабатываемых медицинской службой, предусматриваются согласованные действия по организации и проведению лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, обеспечение (пополнение) выделяемых сил медицинской службы всеми видами материальных средств, порядок доставки медицинских работников, медицинского и другого имущества в районы возникновения чрезвычайных ситуаций, выделение необходимых эвакуационно-транспортных средств, а также вопросы управления. Силами и средствами военно-медицинской службы, привлекаемыми для работы по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, обеспечивается участие в оказании пострадавшим доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи, а также участие в проведении противоэпидемических мероприятий в районах возникновения чрезвычайных ситуаций. Головным научно-исследовательским учреждением по проблемам "медицины катастроф" в системе Минобороны России является Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины Минобороны РФ (ГосНИИИ МО РФ), в составе которого имеются отделы организации и тактики медицинской службы чрезвычайных ситуаций, организации оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим различного профиля, аварийно-спасательных работ и др. Организационная структура Службы МК Минобороны России на схеме. В состав сил и средств службы медицины катастроф Центра входят: оперативная группа ГВМУ Минобороны России; 1354 Всеармейский центр медицины катастроф; 696 медицинский отряд специального назначения; бригады специализированной медицинской помощи Главного, Центральных военных госпиталей и Военно-медицинской академии; группы консультантов и подвижные группы специалистов Военно-медицинской академии, 736 центра санитарно-эпидемиологического надзора, военно-медицинских институтов при медицинских университетах и центральных медицинских лабораторий; операционно-реанимационный самолет Ил-76 МД “Скальпель”; 1700 резервных коек в Главном и Центральных военных клинических госпиталях (г. Москва), клиниках Военно-медицинской академии и военно-медицинских институтов при медицинских университетах (г.г. Самара, Саратов, Томск); медицинское имущество для оказания неотложной помощи 3 тысячам пострадавших на 320 центральном медицинском складе (г. Мытищи) в готовности к немедленной отправке в районы чрезвычайных ситуаций. на уровне округа (вида Вооруженных Сил, флота): медицинские отряды специального назначения округов (флотов), отдельные автомобильные санитарные взводы округов; нештатные бригады специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринские бригады, подвижные группы специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений округов (видов Вооруженных Сил, флотов), военно-учебных заведений медицинской службы; резервные койки военных госпиталей округов (видов Вооруженных Сил, флотов), военно-медицинских институтов; запасы текущего медицинского имущества на медицинских складах округов (видов Вооруженных Сил, флотов); медицинские эвакуационные средства: воздушные (операционно-реанимационные эвакуационные самолеты Ан-26 «Спасатель», санитарные вертолеты Ми-8 «Биссектриса", санитарный вариант транспортных вертолетов округов), морские (госпитальные суда флотов «Свирь» (СФ), «Енисей»(ЧФ),»Обь» и «Иртыш» (ТОФ) медицинские эвакуационные средства, наземные (санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учреждений), используемые в интересах Службы; на уровне гарнизона: дежурные силы и средства медицинской службы; нештатные бригады специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринские бригады, подвижные группы специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений гарнизонов, военно-учебных заведений медицинской службы; запасы текущего медицинского имущества медицинских складов; медицинские эвакуационные средства: штатные санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учреждений, транспортные средства, выделяемые начальником гарнизона. На всех уровнях на базе лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы создаются нештатные формирования: врачебно-сестринские бригады для оказания первой врачебной помощи в военных госпиталях, санаториях (до 200 коек - одна; от 200 до 400 коек - две; свыше 400 коек - на каждые последующие 100 штатных коек - одна) в составе 5-7 специалистов (2 врача, 3-5 медицинских сестер), с выделением для обеспечения их работы санитарного автомобиля; в военных госпиталях на 500 и более коек, а также в клиниках военно-учебных заведений медицинской службы создаются бригады специализированной медицинской помощи, в составе 3-5 специалистов (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры), предназначенные для усиления отрядов и военно-лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием пораженных. В санитарно--профилактических учреждениях для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск создаются подвижные группы: в учреждениях Центра санэпид надзора подвижные группы в составе 10-12 специалистов (4-5 врачей, 6-7 средних медицинских работников); в санитарно-эпидемиологических отрядах округов (флотов) из 8-10 специалистов (3-4 врача, 5-6 средних медицинских работников) и в санитарно-эпидемиологических отрядах гарнизонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах из 4-5 специалистов (1-2 врача, 3-4 средних медицинских работника). Для организации их работы выделяется необходимое медицинское имущество и специальная техника. Медицинское имущество (укладки) нештатных врачебно-сестринских бригад, бригад специализированной медицинской помощи и подвижных групп специалистов медицинских воинских частей и учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы формируется заблаговременно за счет имущества текущего снабжения из расчета пяти суток автономной работы. Имущество хранится в готовности к немедленному использованию.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |