Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дискуссия западников и славянофилов XIX века




Русская философская мысль XIX - XX вв. о предназначении человека и смысле истории.

Главным событием духовной культуры XIX в. стала дискуссия западников и славянофилов, в ходе которой формировалась основная проблематика русской философской мысли. Дискуссия о путях развития России началась в процессе переосмысления судьбы народа, с одной стороны, героя-победителя в Отечественной войне 1812 года, а с другой стороны, униженного и подавленного крепостной зависимостью. Поражение декабристского восстания в 1825 году и жестокая расправа над декабристами показали реакционный характер самодержавия, отсутствие политических свобод и незрелость интеллигентского сознания. В 1832 царская власть официально провозгласила в качестве духовных основ русского государственного строя Православие, Самодержавие и Народность. Эти духовные ценности противопоставлялись лозунгам революционной Франции: Свободе, Равенству, Братству.

Дискуссию о путях развития России начал в 30-е годы XIX в. Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856 гг.). Основные сочинения: «Философические письма», «Апология сумасшедшего».

П.Я. Чаадаева называют основоположником западничества как идейного течения. В 1829-31 гг. он написал некой даме «Философические письма», в которых высказал свои размышления о развитии Европы и России. В 1836 г. опубликовал в журнале «Телескоп» первое письмо, в котором выразил критику по поводу духовного застоя, косности и отсталости России от Европы. В ответ царь объявил Чаадаева сумасшедшим, журнал был закрыт, а цензор уволен. Находясь под домашним арестом Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», в которой подчеркивал, что не может любить Россию, стоя на коленях. Он хочет видеть Россию великой, но это возможно только в том случае, если Россия встанет на западный путь развития и будет прогрессивно обустраивать культурную жизнь. Чаадаев не был одинок в своих оценках и призывах. Для России «западный путь» означал ликвидацию крепостного права, абсолютной монархии, принятие Конституции, расширение свободы слова и вероисповедания, внедрение западных стандартов жизни и мышления. Против западничества выступили славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков и др.).

Алексей Степанович Хомяков, 1804–1869 гг., сочинения: «О старом и новом», «Записки о всемирной истории», «Семирамида», «Церковь одна».

Славянофилы настаивали на том, что у России – уникальный исторический путь развития, по своему органичному укладу жизни и духовной культуры она во многом превосходит формализм Запада. Главная идея славянофильства – учение о «соборности» как всеобщем принципе бытия, который проявляется в силе любви и благодаря которой создается органическое единство и в обществе, и в творчестве человека. Соборность имеет два смысла: религиозный и организационный. Первый понимается как единство народа «в теле Христа», т.е. в духовных ценностях, второй – как приоритет государственных, общих интересов над индивидуальными и эгоистическими. Органическому целому российской духовности славянофилы противопоставляли формальный принцип единства – ассоциацию, принятый в качестве основы западной духовности. Славянофилы идеализировали крестьянскую общину и дух религиозной соборности на основе православной веры. В качестве трёх основных столпов славянофильской модели обустройства общества выступали самодержавие (как способ организации власти и поддержания её харизмы), православие (как выражение иранского, свободного, творческого религиозного начала) и народность (приоритет народных интересов в деятельности власти и интеллигенции). Славянофилы первыми указали на духовный раскол между интеллигенцией (ориентированной на западные ценности, начиная с реформ Петра I) и народом (выражавшим традиционные черты славянской духовности). Славянофилы призывали элиту общества к соблюдению принципа народности, т.е. – служить народу. Славянофилы подчеркивали, что только в православии содержится требование совершения внутреннего духовного подвига – подавления собственного эгоизма.

Дмитрий Алексеевич Хомяков (сын известного славянофила А.С. Хомякова) в 1899-1908 гг. опубликовал три брошюры «Самодержавие», «Православие», «Народность», выступив против искажения славянофильской философии представителями власти. Так он подчеркивал, что конечную цель всякой самостоятельной народной культуры славянофилы видели в «возведении народного на степень общечеловеческого». Наклонность к безусловному – это основная черта нашей исконной народности. Введение слова «народность» как принципа духовного созидания, говорит Д.А. Хомяков, отвергает господствующее у нас стремление к подражательности и возвращает нас к истинным истокам русской духовности – самобытности. Только самобытностью крепки народ и государство. Он выделял два типа народности: прирожденная и благоприобретенная (культурно-историческая). Прирожденная народность может подвергаться искажению путем подражания западному и это приводит к страшному упадку общественности (самоопределению и благополучию личности), к усилению абсолютизма и бюрократизма, отчаяния и потери смысла жизни, росту самоубийств. Петровское «насильственно навязанное подражание» внесло в народ раздвоение, подчеркивает Д.А. Хомяков, под внешним полицейским единством крылась и зрела внутренняя духовная дезорганизация, стремление к ниспровержению всего. Славянофилы подчеркивали, что только прирожденная древнерусская культурная народность проявляет созидательно-объединительный потенциал. Она выражается в стремлении народа «понять все по существу», в форме субстанции (сущности), а не акциденции (случайности). У русского народа, отмечает, Д.А. Хомяков, есть свои идиотизмы и односторонности и он часто ошибается, принимая мякину за зерно, но при малейшем сомнении он выбрасывает эту мякину вон и не старается считать прекрасным все «свое». Славянофилы стремились возвратить русскому народу истинную интеллигенцию, которая служит не своим личным интересам, а выражает мысли, понятия и верования самого народа. Выступая против формализма в духовной культуре, они выступали против распространенного навязывания народу «мнимой общечеловечности», за которой скрывалась чужая народность. Своей целью славянофилы считали сохранение «целости духа» славянских народов. Еще в начале XX века Д.А. Хомяков в брошюре «Народность» указывал на произошедшую с русским народом катастрофу: «у него властно отняли его культурный орган, т.е. обезглавили его и насильственно направили его судьбы по пути подражания и служения чужим идеалам». Настоящий же путь развития культурной народности – это развитие «из недр её самой» или через органичное усвоение «сродного». Простое же подражательное усвоение показывает, чем оно «попугайнее», тем более тощие и вредные плоды дает, приводя народ к внутренней духовной дезорганизации.

Народность, по определению славянофилов, есть индивидуальность народа, полнота его прирожденных способностей и всего его душевного (духовного) склада. Основная – это прирожденная народность, которая, как подчеркивает Д.А. Хомяков, служит почвой для народности исторической. Однако эта народность не может быть точно сформулирована как всякое явление, подлежащее лишь непосредственному восприятию чувствами. Признание её существования есть неотразимый запрос здравого смысла, что-то вроде категорического императива И. Канта.

Славянофилы стремились выразить живое народное самосознание, его мысли, верование, всю полноту явлений, в которых выражалась сущность и целостность духа народа. Такое знание невозможно описать с помощью рациональных понятий, оно формируется на основе любви к народу и выражается в вере, жизни и деле.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.