Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов




Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).

Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета).

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В рыночной экономике доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения.

Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения.

Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.

Соотношение доходной и расходной части бюджета может быть сбалансированным, но может быть и неравным. Чаще всего государства сталкиваются с ситуацией, при которой расходы превышают доходы. Практика бюджетного дефицита широко развита в мире. Но всегда существует некоторый предел, за границей которого начинаются нежелательные явления в экономике. Страна начинает жить в долг перед своим населением, другими государствами, разбазаривает свое национальное достояние и ухудшает условия жизни для будущих поколений.

Основными элементами теории государственного ре-гулирования экономики являются потребление, сбере-жение, инвестиции, то есть модель совокупного спроса.

Совокупный спрос включает потребительский спрос и спрос инвестиционный (расходы на капиталовложения). Потребление измеряется количеством товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода времени. На общее количество ресурсов, расходуемых на потребление влияют объективные и субъективные (психологические) факторы.

Потребление движется в том же направление что и доход. Выше доход - больше покупок. Психологически же человек склонен не только к увеличению потребления по мере роста доходов, но и к сбережению.

В распределении доходов скрещиваются две линии: предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. При возрастании общего дохода часть его пойдет на прирост потребления, а другая часть на прирост сбережения.

Сбережение доходов и прибыли экономисты рассматривают как основу инвестиций. Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объемы производства и национального дохода.

Сбережения и инвестиции могут осуществляться разными хозяйственными субъектами. Инвестор и тот, кто сберегает, совпадают в том случае, когда источником инвестиций являются накопления предприятий.

Во второй половине ХХ столетия основным инвестором стало само населения, а источником их инвестирования являются его сбережения. Именно поэтому банки и другие кредитно-финансовые институты так активно охотятся за сберегаемой частью доходов населения.

Но сбережения и инвестиции зависят от разных факторов. Объем инвестиций зависит от нормы прибыли.

Сбережения - это возрастающая функция дохода: чем выше уровень процента в банковских и сберегательных учреждениях на вклады населения, тем выше будет активность населения по сбережению части своего дохода.

Рост инвестиций ведет к росту производства и национального дохода, вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, увеличивается занятость, а с ней и доход и потребление.

На макроуровне эффективность капитальных вложений определяется отношением прироста национального дохода к приросту капитальных вложений. Важным при установлении эффекта инвестирования является учет воздействия на окружающую среду, здоровье населения.

Рыночная экономика автоматически не регулирует инвестиционную активность и сбережения. В сложной развитой экономике это функция государства, при этом его вмешательство должно быть обеспечено как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, то есть научно обоснованно.

Объектом анализа в макроэкономике выступают следующие глобальные проблемы, связанные с ее равновесием и нестабильностью:

• инфляция;

• безработица;

• динамика и развитие;

• качество и источники роста;

• уровень доходов всех субъектов и их использование.

Основным методом макроэкономического анализа являя-ется агрегирование. В качестве агрегатов используются показатели общего уровня цен, занятости, общего количества товаров и услуг, произведенных в национальной экономике; совокупные доходы; совокупное потребление и сбережение. Кроме того, в макроанализе широко используется метод моделирования и статистического анализа.

Прежде всего макроэкономический взгляд на народное хозяйство различает в нем четыре обобщенных экономических субъекта: домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государство и заграница.

В отличие от микроэкономики, изучающей поведение отдельных экономических агентов, макроэкономика изучает народное хозяйство как единое целое. Она исследует результаты совместной деятельности всех экономических агентов.

При этом в центре ее внимания находятся такие обобщающие показатели функционирования экономики, как совокупный общественный продукт, уровни безработицы и инфляции, состояния государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

Домашние хозяйства — все частные хозяйственные ячейки внутри страны, чья деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей. Являются собственниками всех производственных ресурсов, продаваемых ими фирмам. За счет продажи ресурсов домашние хозяйства получают доход, который распределяется на текущее потребление и сбережения. Следовательно, домашние хозяйства проявляют следующие виды экономической активности: продают факторы производства, потребляют часть полученного дохода и сберегают другую его часть.

Предпринимательский сектор — совокупность фирм, зарегистрированных внутри страны. Их деятельность сводится к покупке производственных ресурсов, производству и продаже готовой продукции, инвестированию (превращению в дополнительный капитал сбережений домашних хозяйств).

Государственный сектор — все государственные институты и учреждения страны. Занимаются предостав-лением общественных благ, достающихся потребителям как бы бесплатно (оборона, правопорядок, услуги производ-ственной и социальной инфраструктуры). Результаты деятельности государства проявляются в снижении затрат фирм, а также расходов домашних хозяйств. При этом цель государственной деятельности состоит в максимизации не прибыли, но общественного благосостояния.

Заграница включает все экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами страны. Воздействие заграницы на отечественную экономику осуществляется через обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

Макроэкономическое агрегирование распространяет-ся и на рынки. Все множество рынков отдельных благ объединяется в единый общий рынок, на котором продается и покупается один вид блага. Таких агрегированных рынков четыре:

— рынок товаров;

— рынок труда;

— денежный рынок;

— рынок ценных бумаг.

Таким образом, в результате агрегирования функционирование национальной экономики представля-ется как взаимодействие четырех экономических субъектов на четырех рынках.

Структура национальной экономики может быть рассмотрена с позиции следующих компонентов и критериев:

воспроизводственная структура. Критерий ее выделения — особенности хозяйствования и функции субъектов макроэкономики: домашних хозяйств, бизнеса и государства. Они являются элементами воспроизводственной структуры;

социальная структура. Здесь структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий;

отраслевая структура. Критерий выделения — однородность выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг и других результатов;

территориальная структура. Выделяется по критерию размещения производительных сил;

инфраструктура. Критерий выделения — особенности обслуживания того или иного производства;

структура внешнеэкономических связей. Выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран.

Следовательно, устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры.

Модель экономического кругооборота позволяет рассмотреть основные потоки в экономике.

Все перечисленные нами показатели являются зависимыми и производными от объема национального производства. Однако в настоящее время экономисты пришли к выводу, что объем национального производства неполно отражает благосостояние общества. Элементами благосостояния считают:

• самообслуживание — уход за детьми и квартирой, приготовление пищи, ремонт жилья или автомобиля собственными силами;

• рост свободного времени — сокращение рабочей недели, увеличение отпусков;

• улучшение качества продукции, расширение ее ассортимента и др.

На этой основе американские экономисты выдвинули идею расчета показателя чистого экономического благосостояния (ЧЭБ). Он призван скорректировать то, что упущено в национальном объеме производства. ЧЭБ отражает все, что сопутствует росту благосостояния страны, однако он не относится к показателям СНС.

Для анализа социально-экономического уровня развития в отдельных странах и в мире в целом в начале 1990-х годов стал применяться универсальный интегральный показатель — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он также не включается в СНС. Его расчет сводится к построению интегрального показателя за определенный год по значениям:

• ожидаемая продолжительность жизни на конкретную дату — от 25 до 85 лет;

• доля грамотных — от 0 до 100%;

• доля учащихся начальных, средних, высших учебных заведений в соответствующей возрастной группе — от 0 до 100%;

• доход, измеряемый показателем ВВП на душу населения

Величина ИРЧП показывает перспективы развития той или иной страны для того, чтобы достичь некоторых поставленных целей: средней продолжительности жизни — 85 лет; доступа всех к образованию и нормальному уровню жизни. Чем ближе значение ИРЧП и его составляющих к 1, тем выше уровень человеческого развития страны, тем более социально и интеллектуально ориентирована экономика.

Экономика может находиться в равновесном или неравновесном состоянии. Формами проявления равновесия являются, например, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными доходами и совокупными расходами, равновесие между спросом и предложением рабочей силы. Как правило, для националь-ной экономики характерно макроэкономическое неравно-весие.

В оценке равновесия национальной экономики особое значение имеют уровень цен, уровень занятости и ставка процента.

Измерение уровня цен необходимо, во-первых, для диагноза состояния экономики страны (имеет ли место инфляция или дефляция, что служит основой для выбора или переориентации методов и направлений государственного регулирования), а во-вторых, для сопоставления стоимости объемов производства (ВВП), поскольку последний измеряется в денежном выражении. Конъюнктура цен определяется через индекс цен, выражающий относительное изменение среднего уровня цен за определенный период. Это соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной» для данного временного периода, и совокупной ценой идентичной либо сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Индекс цен является показателем, взвешенным на постоянной основе, поскольку состав «рыночной корзины» фиксируется на уровне года, принятого за базисный. То есть здесь не принимаются во внимание изменения в наборах товаров, входящих в потребительскую корзину, не учитывается и изменение качества этих товаров.

Существует несколько видов индекса цен:

а) индекс цен потребительских товаров;

б) индекс цен товаров промышленного назначения;

в) дефлятор макроэкономических показателей, сравниваю-щий реальные и номинальные величины ВНД, ВВП, ВНП и др.

Выделяют также несколько методом исчисления индекса инфляции. Например, индекс Ласперейса предусматривает соотнесение уровня цен на товарные группы текущего года к уровню цен базисного года.

Так как уровень цен отражает стоимость большого ряда разнообразных товаров и услуг в разные моменты времени, цены на отдельные товары и услуги могут меняться, даже если общий уровень остается неизменным. На одни товары цены могут возрасти, а на другие — упасть. В этом случае, если эффекты роста и падения цен нейтрализуют друг друга, уровень цен остается прежним.

На неравновесие на денежном рынке (инфляцию) чутко реагирует ставка процента, то есть плата за деньги, предоставляемые в кредит.

Ее увеличение или уменьшение означает соответственно уменьшение или увеличение предложения денег в национальной экономике. Такая ситуация делает деньги дорогими или дешевыми. Если они дорогие (высокая ставка процента), то в стране формируется тенденция сокращения инвестиций и, как следствие, сокращается прирост ВВП.

Ставка процента целенаправленно повышается кредитно-денежными органами в период растущей инфляции. Если же деньги дешевые (низкая ставка процента), то это основа развития и расширения производства. Низкая ставка процента устанавливается в периоды спада производства и низкого уровня занятости.

Если в стране существует инфляция, различают номинальную и реальную процентные ставки.

Номинальная ставка — ставка, выраженная в деньгах (рублях) по текущему курсу.

Реальная ставка — ставка, выраженная в денежных единицах, неизменных по курсу.

Процентные ставки дифференцируются не только по критерию двух ситуаций в макроэкономике (инфляция или спад производства), но и в зависимости от риска (если предполагается, что заемщик может не выплатить ссуду, то ставка повышается), срока кредита (чем он больше, тем больше ставка), размера ссуды (за меньший размер ссуды обычно берется больший процент). Ее также определяют надежность заемщика, вид бизнеса, на который будут затрачиваться деньги, и т.п.

Равновесие на рынке труда, так же как и равновесие на денежном рынке, сказывается на всей национальной экономике.

Под занятостью понимается численность взрослого трудоспособного населения, имеющего работу.

Занятость определяют также как деятельность трудовых ресурсов, связанную с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящую им прибыль.

Трудоспособное население — это лица в трудоспо-собном возрасте. На базе трудоспособного населения формируются трудовые ресурсы, составляющие ту его часть, которая уже задействована или готовится к вступлению в производство.

В составе трудовых ресурсов (рабочей силы) выделяются экономически активное население, занятое деятельностью, приносящей доход, и безработные, находящиеся в поисках оплачиваемой работы.

К занятому населению относятся те, кто работает по найму, самостоятельно обеспечивает себя работой (предприниматели, члены кооперативов, фермеры), работает в общественных организациях и органах власти, а также военнослужащие.

Существует полная и неполная занятость. Уровень занятости определяется как процент численности рабочей силы, имеющей работу на определенный момент. Государство различными методами стремится регулировать уровень занятости, стимулируя или ограничивая его в зависимости от экономической ситуации в стране.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов; высших учебных заведений. М., 2003.

2. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика: Учебный курс. М., 1998.

3. Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник. М., 1998.

4. Курс переходной экономики / Под ред. акад. Л.И. Абалкина. М., 2002.

5. Основы экономической теории. Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. М., 1997.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.