Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция творчества

А. А. Блок (продолжение).

Лекция девятая

Лирика. Поэма «Двенадцать»

Третья книга стихов (1909-1916)

В третью книгу стихов («Страшный мир», «Пляски смерти», «Возмездие», «Арфы и скрипки», «Кармен», «Родина», «О чем поет ветер») вошли сти­хи, написанные в 1909—1916 годах. Болью и горечью за исковерканные судьбы, проклятием жестокому «страшному миру» наполняются произведения Бло­ка этих лет. С особенной силой эта тема зазвучала в цикле «Пляски смерти. Лирический герой этих сти­хов — человек трагической судьбы. Он не знает пу­тей к счастью, он спасается от ужасов «страшного мира» в винном или любовном угаре. Даже любовь, воспеваемая теперь Блоком, становится чувством му­чительным, дисгармоничным («Унижение», «Чер­ная кровь»). В страшном мире гаснут все человече­ские надежды. Но, как всегда у Блока, мраку проти­востоит свет. В поисках иного мира, испытывая властную тоску по цельности, лирический герой стремится к гармонии в любви к Родине.

Цикл «Родина» — кульминация третьей книги лирики Блока. В стихах, где возникает тема России (цикл «Осенняя любовь», «Россия», «Осенний день»), создается двуликий образ страны — нищей, обездо­ленной, и в то же время сильной, разбойной, вольной. Мучительно чувство любви к разорённой, бедной родине («И низких нищих деревень не счесть, не смерить оком...»), которая сравнивается с горько плачущей женой («Осенний день»). Образ родины — тоскующей невесты, жены — наделен поэтом человеческими чертами («Россия»)^ Он видит «прекрасные черты», «разбойную красу» России:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка...

Она будто открывает то один свой лик, то другой. В стихотворении используется широкий реминисцентный фон (стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина», лирические отступления из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка»), проявляющий особенность характера России, её душу, не меняющуюся на протяжении многих лет («А ты все та же — лес, да поле, да плат узорный до бровей...») Картины жизни открываются во время движения по «расхлябанным колеям». Как и у предшественника Блока, Россия ассоциируется с «дорогой», «далью» и красавицей-крестьянкой, в которой скрывается непостижимая тайна. В конце стихотворения звучит; убеждённость в лучшем будущем России, которая сохранит свою душу в любых перипетиях исторической судьбы.

Женский образ, воплощавший сначала божественную сущность мира, затем противоречивость человеческой души, стал образом России.

Тема веры в будущее России зазвучала и в стихах «На поле Куликовом» (1907—1908). Обращаясь к истории русского народа, Блок вкладывал в события прошлого глубоко современный смысл. Куликовская битва представлялась ему символическим событием, которому «суждено возвращение»»

Цикл «На поле Куликовом» (1908) состоит из 5 стихотворений, объединённых сложной художе­ственной задачей: описать прошлое, настоящее и бу­дущее России. Для поэта одинаково важным пред­ставляются как картины исторического прошлого, довольно верно воссозданного в стихотворном цикле («В ночь, когда Мамай залёг с Ордою...»; «А Непрядва убралась туманом...»; «В степном дыму блеснёт святое знамя // И ханской сабли сталь...»), так и ос­мысление современности и перспектив будущего. Сложная структура цикла отражает взгляд Блока на отечественную историю (циклическое, «круговое» время). В первом стихотворении «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» появляется образ «степной
кобылицы», символизирующий неуспокоенность, движение;

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль...

Россия, устремлённая вперёд, наперекор всем испытаниям летящая в будущее, представлена в этом образе. Ускоряющийся темп, стремительность пере­даются через ритм стихотворений, энергичную, крат­кую фразу, поэтический синтаксис. «Динамичность» и «вечная изменчивость» — основа жизненной силы России. (Ср. Н. В. Гоголь «Мертвые души», лириче­ское отступление «О птице-тройке».)

Стихотворный цикл строился на противопостав­лении двух миров, двух станов. Главный герой — рат­ник времён Куликовской битвы, и одновременно, со­временник поэта, стоящий на пороге «высоких и мя­тежных дней». Он готов вступить в битву, на которую его благословляет Родина:

И когда наутро тучей чёрной

Двинулась орда.

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Очевидно, что описываемые события носят символический характер. Это подчёркивает и эпиграф к последнему (пятому) стихотворению цикла:

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

В этих строках события Куликовской битвы соотносятся с историей России, с её «грядущим днём». И снова на защиту света и добра встает безымянный воин, в образе которого воплотились черты русских людей.

Поэма «Двенадцать» (1918)

Тема народа, исторической судьбы России органически сливается в стихах Блока с темой революции. Гимном революции стала поэма «Двенадцать» (1918) Поэма была завершением всей «трилогии вочеловечения», всего «романа в стихах», хотя формально в него не входит.

Своё отношение к революции Блок выразил в статье «Интеллигенция и Революция» (1918): «Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная жизнь на стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной жизнью».

Однако при, казалось бы, очевидной соотнесенности содержания поэмы с реальными историческими событиями, «Двенадцать» — это символистское произведение, отнюдь не политическое. В поэме зву­чат темы и мотивы «трилогии вочеловечения»: неук­ротимой стихии, «страшного мира», надежды на «преображение» мири и человека, борьбы света и тьмы. Двенадцать красногвардейцев — это и «апос­толы революции» (как их традиционно называют), и символическое обозначение массы, устремившейся к новой жизни, путь к которой пролегает через насилие, невинную кровь (грабежи, погромы, убийство Кать­ки). В. М. Жирмунский писал о поэме, что «речь идёт прежде всего не. о политической системе, а о спасении души — во-первых, красногвардейца Петрухи, так неожиданно поставленного поэтом в художественный центр событий поэмы, затем — одиннадцати товари­щей его, наконец, — многих тысяч им подобных, всей бунтарской России — её «необъятных далей», её «раз­бойной красы».

Первая глава (экспозиция) поэмы начинается символическим пейзажем, выдержанным в чёрно-бе­лой цветовой гамме

Чёрный вечер,

Белый снег...

Автор подчёркивает вселенский масштаб метели, разыгравшейся «на всём божьем свете», а цветовой контраст указывает на непримиримость противо­борствующих сторон, символизирующих свет и тьму, старое и новое. На этом фоне появляется чело­век («на ногах не стоит человек...»), образ которого не конкретизируется — это человек, захваченный стихией революции (нередко помимо воли).

В экспозиции (1 глава) представлены основные образы — символы поэмы:

  • стихия (ветер, метель, «чёрное небо», «белый снег»),
  • старый мир (буржуй, «товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель-вития»),
  • «маленький» человек (старушка, бродяга). Многие из этих образов станут сквознымив поэме

Во второй главе (завязка) появляются новые герои — двенадцать красногвардейцев. Ритм стиха меняется, становится маршевым. Новые герои характеризуются автором весьма противоречиво: люди, участвующие в революции, весьма далеки от идеала:

В зубах цыгарка, и примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Среди них можно встретить и уголовников, и голытьбу, для которой привлекательным показался лозунг «Грабь награбленное!» Но для автора важна не социальная характеристика этих людей, а сама «стихия народного бунта», направленная против зла:

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

На этом фоне развивается любовный сюжет (взаимоотношения Ваньки, Катьки, Петрухи), драматическое напряжение которого трагически разрешается в шестой главе (кульминация поэмы). Убийство Катьки — единственное событие поэмы — символично, оно связано с «чёрной» злобой вооружённых людей, направленной против «старого» мира. Не случайно в этот момент снова прозвучал «революционный призыв» («Революционный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг!»). Совершённое насилие и произвол ненадолго вызвали переживания героя: очень скоро, поддавшись уговорам товарищей («Над собой держи контроль!»), Петруха «повеселел» («он головку вскидывает») и принял участие в расправе над «буржуями». Эта стремительность, с которой проис­ходит перемена в настроении героя, свидетельствует о его нравственной незрелости. Для Петрухи не существует моральных пределов, когда он совершает жес­токое преступление.

Восьмая глава (развитие действия) поэмы ри­сует страшную картину погромов:

Уж я семячки

Полущу, полущу...

Уж я ножичком

Полосну, полосну!..

В этих строках — падение человеческое, ужас, кровь, произвол.

В одном из своих дневников Блок записал: «Раз­рушая, мы все те же ещё, рабы старого мира» (1918). Очевидно, описанные картины виделись Блоку как атрибут «старого» мира, не отпускающего от себя лю­дей. Не случайно в девятой — двенадцатой главах по­являются новые образы:

· «буржуй» на перекрёстке (перекрёсток — сим­вол «распутья», на котором оказалась Россия),

· «паршивый пёс», следующий неотступно за отря­дом («...Скалит зубы — волк голодный — //хвост поджал — не отстаёт...»),— «старое» и «новое» пока ещё неразрывны.

Революция положила начало движению к «но­вой» жизни, к «новой» (преображённой) личности, но путь этот пролегает через мрак, хаос, кровь. Изобра­жая эти процессы, Блок «не скрыл их трагических противоречий,...не умолчал о разорванности, запутанности, безысходности страдания, — и не дал никако­го решения...» (В. М. Жирмунский).

В поэме удивительно совмещены разные времен­ные измерения: прошлое («старый мир»), из которого выходят герои, настоящее (революционные будни) и будущее, к которому «незримо» ведёт героев Христос, появившийся в финале, в заключительной главе поэмы.

Когда Блока расспрашивали, что означает неожиданное появление Христа в конце, он не мог этого объяснить, но настаивал на своём видении: «что Христос идёт перед ними — несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет, а надо — Другого?» Существует множество толкований этого образа, но все следователи сходятся в главном — это не канонический образ, а художественная фигура, символ, раскрывающий содержание поэмы. Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни, стихию революции. Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света (ср. образ Прекрасной Дамы), к которому в итоге должны прийти двенадцать — апостолы новой веры.

Так заканчивается «трилогия вочеловечения», написанная одним из величайших лириков. Так заканчиваются поиски его лирическим героем смысла бытия, гармонии, обретённой им в единстве с судьбой России.

Вопросы и задания

1. Какова основная тема стихов, вошедших в третий том «трилогии вочеловечения»? Приведите примеры стихов, вошедших в этот том.

2. В чем особенность изображения Россия в лирике А. А. Блока? Как образ Россия соотносится с образом Прекрасной Дамы?

3. В каком цикле А. А. Блок затрагивает историческую тему?

4. Составьте словарь образов-символов поэзия А. А. Бло­ка (по всем трем томам) и поясните значение этих сим­волов.

5. Каковы композиционные особенности поэмы А. А. Бло­ка «Двенадцать»?

6. В чем заключается основной конфликт поэмы «Две­надцать»?

7. Как меняется собирательный образ двенадцати на про­тяжении поэмы?

8. Объясните, почему в последней части поэмы появля­ется образ Иисуса Христа.

9. Докажите (письменно), что поэма А. А. Блока «Две­надцать» — символистское произведение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Своеобразие поэзии | Тема 2. Факторы производства и основные
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.