5.1 Классификация зарубежных земельно-кадастровых систем недвижимости
5.2 Характеристика земельно-кадастровых систем зарубежных стран
5.1 В зарубежных странах Землю в общепринятом смысле рассматривают как пространственный ресурс (территорию), в юридическом отношении (при наличии института частной собственности) - как определяющий атрибут недвижимой собственности, под которой понимают, как правило, находящиеся в частной собственности землю, природные ресурсы, здания и сооружения. В правовом отношении характерными особенностями недвижимой собственности являются
· гласность владения. Гласность владения во многих зарубежных странах обеспечивается специальной регистрационной системой — земельным кадастром, в том числе официально поддерживаемой государством системой юридической регистрации прав собственности на землю. Кадастр служит механизмом формирования общественного самоуправления, гарантом прав собственников и организации государственного и местного налогообложения недвижимости. Кадастр или информационная кадастровая система являются также средством общественного контроля, территориального планирования и управления.
· законодательно установленный общественный контроль за способом использования земли и другой недвижимости.
Институт гласности владения с древних времен связан с тремя важными особенностями землевладения:
1. необходимостью официальной регистрации объекта владения, т. е. с официальной фиксацией границ участков владений на местности и в документах;
2. необходимостью официальной регистрации субъекта владения для обеспечения ему гарантий права собственности;
3. необходимостью регистрации и контроля ограничительных отношений, связанных с неотьемлемыми правами других граждан и коллективов на пользование территорией, например с обеспечением прав доступа к дорогам или воде через территорию частного землевладения.
В земельных кодексах большинства европейских стран земельные участки различают по следующему правовому положению собственности;
· аренды с наследственным правом застройки; аренды на срок с правом продления;
· аренды на определенный срок.
Перечисленные формы правовых отношений допускают совместное обладание правами собственности или правами распоряжения на землю одновременно несколькими физическими или юридическими лицами, как в равных, так и в заранее установленных количественных долях. Право собственности обеспечивает наибольшую полноту распоряжения недвижимостью и включает право передачи прав собственности на всю недвижимость или ее части другому лицу или лицам путем купли-продажи, обмена, дарения, наследования, а также сдачи в аренду или заклад. Право собственности на землю и недвижимость традиционно и повсеместно ограничивается интересами соседних землевладений, местной общины, муниципалитета, города и государства. Со временем, особенно в поселениях, эти ограничения переросли в сложные ограничительные и согласовательные системы земле- пользования, из которых следует отметить применяемые с середины 19 в. в Европе, а ныне повсеместно законы о функциональном зонировании, об охране окружающей среды и защите природных ресурсов, о планировании и строительстве, о компенсациях, принудительных выкупах и изъятиях участков земли. Таким образом, право собственника распоряжаться своей землей ограничивается в интересах общества многочисленными законами и положениями, из которых отметим законы о приобретении, о функциональном использовании, строительные кодекс и правила, законы об охране исторических и культурных памятников, об охране недр и природной среды, государственные и муниципальные положения о территориальном планировании и т. д. Кроме различий в правах собственности и распоряжения, земельные кодексы большинства стран различаются по их правовому положению в системе налогообложения и по юридическим условиям получения и передачи прав собственности на рынке недвижимости. Например, в Германии право муниципалитета или общины на преимущественный выкуп участка не распространяется на участок наследственного права аренды жилой застройки. Соответствующие права и их ограничения определяются законами о налогообложении, о приобретении земли и недвижимости, а также законами, регулирующими государственные и общественные потребности, например определяющими процедуры отведения земель под магистрали, энергетические сети, общественные здания и сооружения и т. д. В большинстве стран различают следующие виды собственников: - государство; - муниципалитеты, общины, городские и сельские советы и коммуны;
- религиозные или общественные недоходные организации; - кооперативы, товарищества, акционерные общества, фирмы; - частные лица; - иностранные государства, иностранные организации или иностранные частные лица. В течении многих столетий развивались кадастровые системы многих типов, и их различия часто зависели от местного культурного наследия, физической географии, типа землепользования, технологии и т. д.
Кадастры могут быть классифицированы по- разному, в частности: - по первоочередной функции (например, для оказания поддержки налогообложению, для составления документов по оформлению перехода права на недвижимость, распределения земли или мер по управлению многоцелевым землепользованием); - по типам записываемых прав (например, частная собственность, права на пользование, горные отводы для разработки материалов); - по степени ответственности государства за обеспечение точности и достоверности данных (например, полный мандат государства, разделение ответственности между обществом и физическим лицом); - по месторасположению и юрисдикции (например, городские и сельские кадастры, централизованные и децентрализованные кадастры); - по множеству способов сбора информации о земельных участках (в том числе наземные съемки с привязкой к геодезической сети опорных точек, - некоординированные наземные съемки и измерения, аэрофотосъемка, преобразование существующих записей данных о пред истории в цифровую форму и т. д.). Все эти факторы позволяют определить необходимую разрешающую способность и масштаб графических данных (в том числе кадастровых карт), тип и характеристики данных, записываемые как в графические, так и в атрибутивные файлы, а также организационную профессиональную ответственность по управлению данными. другими данными, влияющими на формат и управление кадастром, являются: история, культура и традиционные системы земледелия; регион, страна; физическая и экономическая информация; особенности расселения; уровень технологии; традиционные системы управления на государственном и местном уровнях; земельное и имущественное право; приоритеты земельной политики для юрисдикции. В большинстве зарубежных стран ответственность за управлением кадастровой информацией исторически распределена между несколькими государственными органами власти и профессиями. Земельная регистрация обычно являлась правом судов и лиц юридической профессии; картографирование, межевание земельных участков и сопровождение данных о земельных участках для финансовых целей, для регулирования землепользования, а также для целей перераспределения земли входили в ответственность лиц, осуществляющих съемку. В таких регионах, как Северная Америка, лица, представляющие другие профессии, традиционно несли ответственность за планирование землепользования, оценку стоимости земли и земельное налогообложение. Одним из основных последствий развития современных автоматизированных земельных информационных систем явилось формирование более тесной координации между организациями, несущими ответственность за формирование кадастровых данных в своей сфере деятельности. Поэтому в ряде стран информация, необходимая для разных целей, сконцентрирована в единой информационной системе или организован обмен информацией между разными системами. Западноевропейские кадастровые системы, как отмечалось, в общих чертах одинаковы: регистр участков, кадастровые карты и ведение правовых записей. Техника учета владений различается, хотя реестр участков недвижимости имеет каждая страна. Такой реестр может быть собственно Поземельным регистром (Поземельной книгой) или же его составной частью. Кадастр (или совокупность результатов кадастровых съемок) и Поземельный регистр, как правило, ведет единая организационная служба, реже — эти службы различны, но кооперируются между собой в обмене данными для взаимного контроля и образования многоцелевого кадастра. Общая черта западно-европейских кадастровых информационных систем состоит в том, что они обеспечивают систематический охват всей территории и непрерывное обновление данных. для земельной информационной системы это единственная гарантия ее эффективности. К общим чертам следует также отнести и сходство техники ведения информации в регистрах. Как правило, участки характеризуются типом землепользования, площадью, типом размещенных строений, месторасположением, информацией о владельце и ссылками на другие регистры и информационные системы, содержащие дополнительные сведения о территории и владельце. Эти данные в совокупности с другими информационными системами позволяют получать многостороннюю информацию о собственниках и об участках их владений. Исключение из общего правила — английская система, эквивалентная кадастру в общеевропейском понимании. В Англии кадастр содержит только картографическую информацию, в основ- ном о границах участков и составе недвижимости. Английская система меньшее значение придает централизации систематических сведений о собственниках недвижимости. По историческим причинам все кадастры Западной Европы имеют сходные черты. В той или иной степени они в своей основе содержат принципы французского кадастра, которые были определены Наполеоном 1 в начале 19 в. Главным принципом было наличие двух частей: словесного описания и карты, отражающей размещение и границы всех земельных участков. Карты с кадастровыми номерами делали систематически на основе съемок, содержащих полевые заметки, на которых были основаны карты. В континентальной Европе понятие кадастра в современном толковании означает ведущуюся государством систематическую классификацию и оценку земли посредством топографической съемки границ участков собственности и ведения реестра участков и их владельцев. Таким образом, существует понятие кадастра как специфической системы описания территории, поддерживаемой картами, которое включает не только описание границ участков и тип земле- пользования каждого участка, но также информацию о земле и ее владельце. Первоначальная цель кадастра заключается не в том, чтобы обеспечить права землевладельца. В Германии, например, этим занимался местный судья, который и вынужден был вести «Сiгцпаытсiт», т. е. соответствующий реестр правовых отношений, связанных с участками собственности. Во Франции это было регистрационное учреждение — «Вцгеаы ае$ Ыро11iеие$», которое объединяло подобные реестры нескольких соседних земель. В Англии и ее бывших колониях слово кадастр известно лишь в сочетании «кадастровая съемка, а институт кадастра в ранее приведенном определении отсутствует. В 1985 г. Международная группа экспертов по землеустройству и информационным системам в землепользовании утвердила следующее определение. «Кадастр — это систематически поддерживаемый публичный реестр сведений о недвижимости на территории страны или региона, основанный на топографической съемке границ участков собственности, которым присваиваются надлежащие обозначения. Очертания границ участков и их обозначения отображают на крупномасштабных картах». Основными принципами земельного кадастра в зарубежных странах можно назвать следующие: 1. Кадастр будет бесполезным, если он не завершен полностью на анализируемой территории. 2. Работу необходимо вести на солидном фундаменте данных. 3. Затраты должны быть соизмеримы с ожидаемыми средними прибылями от ведения кадастра. 4. Записи должны служить не одной, а нескольким целям. 5. Кадастровая единица должна быть единой земельной единицей, надежно защищенной законом. 6. Земельные записи должны вести на базе определенных земельных участков (единиц), а не по персонам (лицам, владельцам). 7. Затраты на учреждение записей должны быть определены правительством. 8. С самого начала надо учесть затраты на содержание и обновление данных. 9. Проектирование земельно-учетных систем должно быть ориентировано на будущее. 5.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНО-КАДАСТРОВЫХ СИСТЕМ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Как отмечалось, общность черт прочих европейских кадастровых систем объясняется тем, что все они, прямо юги косвенно, происходят от французского образца. Главной целью французской кадастровой системы было обеспечение поземелъного налогообложения. И до сих пор он обслуживает фискальтую систему: его данные являются основой начисления различных видов поземельных и имущественных налогов, касающихся недвижимости. Хотя во Франция Поземельный регистр не существует, кадастр сам по себе используется как реестр участков недвижимой собственности и их владельцев. Однако французский многоцелевой кадастр не обеспечивает систематического информационного покрытия всей территория страны. В настоящее время крупные города (Лилль, Марсель и др.) создали собственные многоцелевые кадастры своих территорий. Основные задачи современного французского земельного кадастра сводятся к З группам: технической (составление кадастровых планов); земельной (идентификация и описание земельных участков — парцелл, установление их землевладельцев); налоговой (оценка земель и определение обоснований и норм земельного налога). В стране имеется 5 региональных информационных центров Главного управления налогов (в Аменье, Анже, Орлеане, Руане, Версале), которые выполняют почти исключительно кадастровые работы: осуществляют руководство по созданию кадастровой документации, определяют основания для обложения налогом для сообщения местным властям, занимаются изданием перечней и сообщений по налогообложению, касающемуся поземельного налога, моделированием возможных изменений в налогообложении. Штат всех пяти региональных информационных центров насчитывает около 1250 чел. В последнее время Национальный банк земельных данных содержит около 40 млрд единиц информации. Сейчас во Франции осуществляется: перевод черновых кадастровых планов, хранящихся в кадастровом бюро, на прозрачную основу фотоматериала;
массовое производство стат-щартных кадастровых планов; идентификация планов некоторых больших коммуi-г; переработка кадастра в зонах, где современный план неполноценен; создание микрофильмов кадастровых планов; издание кадастровой документации на микрофишах; передача земельных файлов потребителям. В Германии существующая кадастровая система, развившись из налогового кадастра, оформилась как часть юридической системы и содержит данные о владельцах и владениях, развернутые сведения о функциях землепользования и данные топографических съемок. Реорганизация всей информационной службы землеустройства, происходившая с 1935 г., а затем после 1945 г. в связи с послевоенной реконструкцией страны, привели к пересмотру прежде существовавшей кадастровой системы. В Германии производство кадастровых карт было объединено с обработкой данных, касающихся землепользования и землеустройства. С 1970-х годов в землях, округах и крупных городах создают автоматизированные банки данных о недвижимости, включающие информацию Поземельных книг, кадастра недвижимости, налогового кадастра и картографический материал. В результате устанавливаемых связей между различными информационными службами в настоящее время в Германии формируется многоцелевой автоматизированный банк данных о земле и недвижимости. В совокупности с другими автоматизированными банками данных этот банк формирует общенациональную информационную систему, позволяющую решать широкий круг проблем, связанных с землепользованием, территориальным планированием и экономикой недвижимости. Особенностью кадастра в Австрии является ведение в Поземельном регистре отдельных книг для железнодорожных участков и горных книг. В настоящее время в Австрии создают автоматизированную систему, объединяющую Поземельный регистр и кадастр недвИжимости в общий банк данных о земле и недвижимости. В Швейцарии кантоны, образующие Конфедерацию, традиционно независимы в земельной политике, поэтому налоги на землю и недвижимость полностью поступают в местный кантональный бюджет. Кадастровые службы кантонов организованы во многом самостоятельно: государством установлена форма и содержание книг Поземельного регистра, но ведомство, ведущее этот регистр, определяет сам кантон. В одних кантонах — это отдел суда, в других — специальные службы, имеющие юридические права регистрации, поскольку кадастр в Швейцарии имеет юридический характер. Ответственность за правильность ведения Поземельных книг несут непосредственно власти кантона. В последнее время (после 1991 г.) правительство рассматривает проект организации общенациональной кадастровой системы на основе разработки единых информационных стандартов и объединения кантональ356
ных кадастров с автоматизированными банками данных о населении, территории, коммунальном хозяйстве, инженерных и энергетических сетях и т. д. Проект рассчитан на 20 лет, требует значительных капиталовложений, в связи с чем правительство рассматривает возможность приватизации геодезических служб, прежде финансировавшихся государством и кантонами. следует отметить, что в швейцарских городах созданы службы, которые на основе кадастровой информации выпускают специализированные карты высшего класса точности, содержащие данные о городской территории и коммунальном хозяйстве. В Швейцарии все изменения в земельно-кадастровой документации вводятся в базу данных кадастра, находящуюся в государственной информационной системе о земельных участках. Теоретический опыт создания локальных информационных систем, включающих данные о земельных участках, показал различия между основными, или первичными, моделями, в которых данные вводятся по результатам непосредственных измерений и кодируются в запоминающих устройствах и производными моделями, когда данные вводятся с существующих информационных систем, например с карт, т. е. моделями с более высокой степенью абстракции. Швейцарская земельная информационная система строится главным образом на первичных данных. В 1975 г. кадастровой службой Нидерландов были начаты работы по составлению крупномасштабной базисной карты. Кадастровая служба стала и главным потребителем этой карты, поскольку топографические данные имеют важное значение в обновлении кадастровых карт. В результате этих работ разработана автоматизированная система для цифрового картографирования и обновления, как топографического, так и кадастрового. Примерно в то же время были начаты исследования по возможности создания земельных информационных систем. Одним из первых был проект, выполненный в 1976 г. в делфтском университете. Эта информационная система учитывала административное деление и функциональное районирование территории страны, линейные коммуникации и отдельные объекты. зис включает 5 основных элементов: государственные земельные налоги; юридические сведения об охране земель; специальные сведения для органов, контролирующих использование земель; объект землепользования; информация, необходимая для планирования. сейчас кадастровые управления объединены в единую систему с информационным центром в г. Херлен, где кадастровьте данные хранятся в 28 логически разделенных базах данных, т. е. для каждого управления имеется одна база данных для ведения кадастра и одна — для ипотечного контроля. Эту систему называют автоматизированной кадастровой регистрацией. Базы данных формируют банк данных автоматизированной кадастровой регистрацией. Автоматизацию проводили в З этапа. сначала был внедрен автоматизированный указатель имен, затем проведена автоматизация кадастровых записей. На последнем этапе совмещались данные главных книг и книг регистрации участков указателем имен, что позволило создать единое структурное целое. На этот этапе вводили автоматизированный ипотечный реестр. Автоматизированное ведение кадастра вютючает ряд частных систем, действующих в интерактивном или пакет- ном режиме. Автоматизированный ипотечный контроль в дополнение к традиционным ссылкам на кадастровые документы дает также информацию о категории залога, порядке погашения долга, сумме долга, ставке процента, способе погашения ссуды под недвижимость, а также данные о кредиторе (банке, пенсионном фонде и т. д.) и должнике по закладной. В дании кадастр ведется под управлением Кадастровой коллегии, действует автоматизированная кадастровая система, в которой информация хранится на твердых дисках. Информация в кадастровой системе содержит данные об участках, каждый из которых имеет свой номер. В эти данные входят номер файла, куда отнесен участок, срок последнего угверждения изменений и другие сведения, важность которых определяет кадастровая коллегия. В базу данных входит также информация, поступающая от геодезистов: площадь участков, каждой частной дороги, водоема и т. д. Она содержит также данные о всех обязательствах и включает кадастровую карту. Кроме того, для удовлетворения потребности в информации для планирования землепользоваi-тия Министерство сельского хозяйства дании и земельное информационное бюро разработали обширную базу данных и автоматизированную систему обработки данных с учетом параметров, характеризующих почненньте, лесные, водные и сырьевые ресурсы. Эта система работает с 1975 г. Система обработки данных основана на применении для тематического картографирования. Она приспособлена к датской почвеi-шой классификации. Сбор данных о почвах начали в 1975 г. и завершили в 1980 г. Результатом стали 400 листов многоцветной карты в масштабе 1: 50000. Затем карта была оцифрована для составления компьютерных почвенных карт разных масштабов и с различными сочетаниями параметров. Компьютерная система может вычислять площади почненньих типов и других контуров ддя административных районов, речных бассейнов и т. д. Все основные данные почвенной классификации хранятся в легко доступной базе данных, которая постоянно пополняется новыми данными о почве. Многоцелевой кадастр Швеции начали преобразовьгвать в многоцелевую информационную систему о земле и недвижимости с 1976 г., в результате слияния автоматизированного банка данных о недвюкимости с банками данвътх о населешш, экономической статистики, налогообложения и данных перегiисей. Собственно земельный кадастр состоит из двух регистров: поземельного и недвижимой собственности. В 1936—1974 гг. реализована программа сощаяия национального фонда кадастровых карт, производимътх на основе фотокарты масштаба 1: 10000 и покрывавших всю территорию страны единой системой описания границ участков и зданий. С 1974 г. для этого используют кадастровые карты масштаба 1:20000, информацию для составления которых подготавливают на основе общегосударственного автоматизированного банка данных о недвижимости. Кадастровые карты плотно застроенных городских территорий производят или заказывают местные муi-iищ1пальные службы, и они имеют крупный (вплоть до 1: 500) масштаб. Подобно шведской системе, норвежский кадастр объединен в информационную кадастровую систему, содержащую сведения о владениях, владельцах, адресах и типах зданий. Различные группы данных могут быть связаны друг с другом и географически локализованы через координатные или идентификационные коды объектов. Как в Швеции, так и в Норвегии стандарты описания объектов и информационные связи между ними установлены законодательно, а сами системы являются государственными и их разработка и внедрение финансирует правительство. В Норвегии работает система бАВ, объединяющая кадастровую информацию. Она состоит из З реестров: земельных участков, адресов и строений. Решение о ее создании было принято норвежским парламентом в 1987 г. Реестр земельных участков содержит данные для всех участков с правом полной земельной собственности; для всех арендуемых участков, имеющих собственный номер в земельной книге, в которой отражены правовой титул на землю, ипотека и т. д.; для всех квартир или других частей строений, которые зарегистрированы как самостоятельная собственность; для других возможных объектов, которым дан номер в земельной книге. Реестр адресов содержит данные для всех объектов, которым дан официальный адрес, а также о тех объектах, для которых есть временный адрес в виде, например, номера земельного участка. Реестр строений содержит данные для всех единиц строений и для каждой квартиры или части здания (например, магазин). Участки в реестре земельных участков ядентифицируют с помоЩью официального номера собственности. Реестр содержит данные об имени и адресе владельца участка, времени оформления участка, площади и виде землепользованяя. Роль локализующих данных играют координаты одной опорной точки. Привязку к другим реестрам осуществляют с помощью ключа к этим реестрам. Все реестры системы — официальны. В частности, реестр земельных участков является официальным реестром участков, где можно найти все участки, которым дан официальный регистрационный номер. В земельную книгу заносят только те участки, владельцы которых нуждаются в юридической регистрация правового титула на землю, ипотеки и т. д. Большинство земель, которыми владеют государствешiые органы, регистрируют в системе бАВ. В 1982 г. данные о существующих участках из земельных карт были перенесены в автоматизированную Систему. Эта работа выполнена геодезическими управлениями. Потребителями информации ЯВЛЯЮТСЯ центральное Статистическое бюро, налоговьте органы, органы контроля над ценами, а также другие (общественные и частные) поЛьзователи В Финляi-тдии значительное время вели работы по созданию банка данных по земельному кадастру, который в основном сформирован к I995г. Существующие до этого времени реестры не имели точных данных о местонахождении недВижммости, поэтому этот недостаток был исправлен с поМощью цифровой кадастровой карты. Технически это реализовано в виде отдельной базы данных на основе существующего земельного кадастра. Базы данных земельного кадастра и цифровая кадастровая книга будут иметь логическую целостность. Национальное геодезическое управление ФИнляI-щии в 1979 г. пристуГтюiо к Созданию ортофотокарт в масштабе 1: 5000 на всю территорию страньт, которые несут и кадастровую информацию. Поскольку в Финляндии действует Множество различных кадастров, у цифровой кадастровой карты появляется еще одна важная фуякцют — она становится системой связи между кадастрами. Небольшое отличие в организации кадастра Финляидии от других стран заключается в том, что регистры сельских территорий содержит государство, а регистры городских территорий являются органами муНиципальной администрации. с переходом в ближайшем будущем к общенационьно электронноинформа.. ционной системе эти различия исчезнут. Итальянский кадастр схож с систеМами, распространенным в центральной Европе. Связь кадастра регистра участков с данными о владельцах (поземельным регистром) возможна только с использованием имен владельцев. Объединение этих двух регистров на базе автоматизированного банка данных потребует и Изменений в регистрационной системе. Одна из существенньтх особенностей итальянского кадастра состоит в ведущемся систематически с 1939 г. регистре зданий. В Италии предварительные исследования по вопросу «механизации» земельного кадастра были начаты в 1951 г. С 1961 г. министерство финансов стало Использовать механографический метод перезаписи актов в отдельных провинциях. В последующие годы был создан механографический центр Управления государствен ных монополий. В 1968 г. был учрежден электронновычислитель.. ный центр Управления кадастра, а со следующего года начались широкомасштабные работы по переводу практического кадастра на новые Методы. Данные и акты кадастра (перечень участков, приходно-расходньий реестр, перечень владельцев) вводят в память единого компьютера, находящегося в Риме и имеющего выход на 138 терминалон на местах. Для последующего обновления актов периферийные управления составляют соответствующие модели, в которых фиксируют изменения в недвижимости. Модели необходимы таюке для составления новых перечней. Периодически информация передается от терминалов местных управлений в электронный центр кадастра в Риме. Получив сведения, обработчик обеспечивает печатанье новых перечней, отправляемьтх в периферийные управления (налоговые инспекции). Поэтому обновление перечней может осуществляться посредством их замены. Планируется децентрализация электронного оборудования и размещение его в местных органах, с тем чтобы печатать акты непосредственно на местах. В базе данных электронного центра кадастра содержатся данные регистрации, т. е. имена владельцев, сведения о вступлении во владение, размеры площадей, характеристики качества, классы и уровни доходов, но не содержится графической информации, т. е. кадастровой карты. С начала 80-х гг. администрация кадастра осуществляет интенсивный процесс перевода кадастровой карты в цифровую форму. В Испании работы по составлению кадастра включают составление планов (планиметрических карт), фотограмметрию территории участка, выявление его размеров, границ и числа его владельцев. Земельно-кадастровая база данных на машиночитаемьтх носителях в стране отсутствует. В Греции ведут работы по созданию единой общенациональной кадастровой системы, удовлетворяющей всем современным техническим и юридическим требованиям. Великобритания — мировой лидер в переходе на компьютерные методы картирования, что требует данных в цифровой форме. Поэтому традиционные графические картографические материалы, в том числе и те крупномасштабные планы, которые играют роль кадастровых карт (за неимением целостной системы земельного кадастра), постепенно переводятся в цифровую форму. Со временем информацию в цифровой форме можно будет получить непосредственно в полевых условиях, но пока еще требуется обычная топографическая съемка, результаты которой затем переводятся в цифровую форму. В связи с большим числом топографических карт этот процесс рассчитан на десятилетия. В начале 60-х годов в США в связи с возрастающим значением планирования и разработкой нового землеустроительного законодательства, а также развитием компьютерной техники все большее внимание при проведении учета земель стали уделять созданию земельных информационных систем. Все множество созданных в США информационных систем, связанных с земельными ресурсами, можно разделить на непространственные (например, учетные) и пространственные, среди которых вьщедяются географические информационные системы, включающие земельные и другие (например, социально-экономические) информационные системы. В ряду земельных информационных систем особое место занимают системы, в основе которых в качестве учетной единицы рассматриваются парцеллы (кадастровые участки). Основная единица земельной собственности в США — индивидуальный земельный участок, на котором расположены интересующие объекты местности. Земельный участок задается тремя характерными признакми: адрес, геодезические данные и оценочный индекс. На карте, наряду с индивидуальными участками, показывается автои железные дороги, гидрография. Такая карта, независимо от точности, представляет интерес для широкого круга пользователей. В США предпринимались попытки прогнозировать создание общей информационной системы (ЗИС), основой для создания которой служит картографический материал, полученный на основе аэрофотосъемки. После дигитализации содержания карты каждому земельному участку (парцелле) присваивается оценочный индекс, сведения о землепользователе и координаты центра участка. Эти координаты затем вводятся в систему управления данными. Желательна привязка карты к государственной системе координат. Ведение системы учета земель осуiцествляет группа управления. ЗИС должна охватывать потребности не только одного округа в США, но и других. дело в том, что у одних имеются файлы данных, а у других — карты, на которых показаны данные, подлежащие включению в общую систему. В рамках работ по данной системе корпорацией ТiтГогшаiоп Огарiтiе$ был разработан экспериментальный проект по созданию многоцелевого кадастра на г. Бербанк (шт. Калифорния), объединяющий четыре кадастровые системы (общественные работы; водоснабжение, электричество и канализация; газоснабжение; ТВ-кабели). Цифровые карты используют для создания пространственной модели. Кроме того, по рекомендации Федерального комитета по опорным геодезическим сетям в банк данных системы вводят данные опорных сетей 1 и II порядков. С помощью этой системы и в соответствии с технологиями искусственного интеллекта создаются файлы данных. Основными требованиями являются гибкость и разделение информации в файлах. Повторное вычерчивание карт или отдельных ее частей считается невьигодным. Благодаря современному оборудованию и методологии создается земельная информационная система, позволяющая изолировать и защитить данные от несающионированного доступа. Любой пользователь, заплатив соответствующую стоимость, приобретает право доступа к общей системе, которая позволяет сократить судебнъiе процессы, связанные с земельными границами, уменьшает иски и решает все спорные вопросы в административном порядке или пугем переговоров. Земельная многоцелевая регистрационная система, используемая с 1974 г. в округе Форсис (шт. Северная Каролина), базируется на современной технологии, широко использующей компьютерную технику, современные достижения геодезии и фотограмметрии, автоматизированное картографирование. В эту регистрационную систему данные о правах на земельную собственность заносятся в специальные указатели, сгругIпированные как по парцеллам, так и по владельцам земельной собственности, при этом каждой парцелле дается кадастровый номер, указывающий ее месторасположение. для каждой парцеллы введено около 485 характеристик, которые переведены на цифровые файлы. В настоящее время создается земельная многоцелевая регистрационная система на уровне всего шт. Северная Каролина (в 1986 г. в ней принимало участие 65 из 100 округов штата). Комплексная ресурсная и кадастровая учетная система шт. Аляска, разработанная Министерством природных ресурсов штата, включает шесть взаимосвязанных программ. Первая программа — это высокоширотная программа НАСА, благодаря которой к настоящему времени 95 % территории штата покрыто цвет- ной инфракрасной унифицироваш-iой ресурсной фотографической съемкой в масштабе 1: 63360 и черно-белой ресурсной фото- графической съемкой в масштабе 1: 120000, а полученные фотоснимки систематизированы автоматической цифровой системой землеустроительного бюро. Цель второй программы — ортофотографическое картографирование для оценки существующего геодезического контроля. Третья программа посвящена установлению прибрежных морских границ. Четвертая программа введена для кадасiрового картографирования, основной целью которого является установление и маркирование границ земельных участков. для этих целей в штате создана автоматическая система регистрации земель, включая оснащенную компьютером чертежную машину, в которую будет поступать информация из ортофотографических программ. Все поступившие в систему данные будут храниться в компьютерной памяти файлов. Цель пятой программы географической информационной системы формирование программы ресурсного картографирования, необходимой для осуществления эффективного регионального планирования (сбор всей имеющейся информации о ресурсах штата, ее систематизации и создание комплексных систем). Инвентаризационное картографирование ресурсов штата осуществляется в масштабе 1: 250000, выборочных районов — в масштабе 1: 63360, 1: 31680 и круднее. Шестая программа предусматривает создание земельного информационного центра, обеспечивающего данные для принятия решений по использованию земель и освоению территорий. Основные цели земельной регистраiщошой системы шт. Массачусетс — улучшение процедуры передачи земель благодаря наличию точных данных о правах на земельную собственность, формирование базы данных для реальной оценки земельной собственности с целью удорядочеi-1кя налогообложения, обеспечение быстрого доступа к основi-гым дашiым о земельных участках, необходимым для проведе363
ния землеустроительных работ на государственных и частных землях, обеспечение необходимой информационной базы для освоения земель и городского и регионального планирования. Цель кадастровой многоцелевой информационной системы прибрежной зоны шт. Висконсин — формирование базы земельных данных для проведения эффективного контроля за использованием земель; шт. Калифорния формирование баз данных для создания жизнеобеспечения и устойчивости землепользования и инфраструктуры в экстремальных условиях (при землетрясениях). В Канаде существует множество информационных систем, имеющих непосредственное отношение к земельным ресурсам, но среди действующих или планируемых почти нет комплексных. В то же время для проведения систематических работ по инвентаризации земель разработана наиболее комплексная из существующих в мире информационная географическая система, оснащенная ЭВМ и предназначенная для чтения, хранения, анализа и сравнения самых различных карт ресурсов и использования земель, социальной и экономической информации, перевода данных с инвентаризационных карт непосредственно в базы данных, отбора и подсчета площади ареалов земель, пригодньх для определенного вида земле- пользования, а таюке для составления на основе исходных инвентаризационных карт целевых карт. Благодаря такой технике сравнительный анализ, например, б тыс. листов карт, потребовавший бы при старых методах не менее 1650 человеко-лет работы, может быть выполнен в течении нескольких суток. Таким образом, компьютерные программы инвентаризации земель обеспечивают не только накопление и хранение различных данных, но исключительные возможности для пространственного и количественного анализа. В 1981 г. была начата разработка земельной информационной системы РО[АЮ8 в провинции Онтарио, рассчитанной на 1...5 лет, в связи с чем были приняты новые законодательные акты с целью улучшения системы регистрации земель, создания цифрового файла данных границ землевладений и их картографирования. В свою очередь Министерством природных ресурсов провинции Онтарио было разработано более 45 земельных индексов и составлен с помощью ЭВМ перечень земельных индексов более половины общинных земель провинции. Министерством земель, парков и жилищного строительства провиiщии Британская Колумбия создана автоматизированная информационная система общиi-гiiъiх земель провинции для фиксироваяия права собственности на землю. В этой провинции около 60 подразделений отвечают за сбор информации о земельных ресурсах. В 1987 г. в провинции Альберта принята координационная программа по информационным системам, имеющим отношение к земельным ресурсам, в результате чего было выявлено и зарегистрировано более 150 таких систем. В провинции Саскачеван проводят цифровое кадастровое картографирование основных городских земель, которое затем будет распространено на сельские земли. В провинции Квебек с 1985 г. проводят реформу земельного кадастра с целью обновления геодезической основы составления базовых карт и кадастровьих карт на цифровой основе в масштабах 1: 20000 и 1: 10000, а также создания автоматизированного учета зеi ль для многоцелевого пользования. В Японии кадастровые работы ведут в соответствии с Законом о Национальной земельной съемке и субсидирует их Национальное земельное агентство. Исполнителями работ выступают местные органы власти, геодезическое обоснование создает Институт географической съемки. Контракты на выполнение полевых работ заключают с частными геодезическими компаниями. Проверяют результаты съемки и карты местные органы власти. Кадастровые карты изготавливают в различных масштабах, например, для городской территории — 1: 250 или 1: 500, фермерских территорий — 1: 500 или 1: 1000, для лесных и пастбищных угодий — 1: 2500 или 1: 5000. Каждому масштабу соответствует определенный класс точности. Помимо кадастровых карт ведут кадастровую книгу, в которой детально описывают земельные участки (наименование, месторасположение отдельных участков, данные классификации земель и т. д.). Кадастровые карты хранят в префектурах и земельных регистрационных комиссиях. Местные власти отвечают также за составление сводных карт масштабов 1: 2500... 1: 5000, карт классификации землепользования и карт форм землевладений. На основе этих карт составляют серии: национальная базовая карта, лесная базовая карта, городская карта ггланировки, которые используют для различных правительственных работ. Национальное земельное Агентство и местные органы власти изготовляют карты классификации земель, которые состоят из трех основных тематических групп: классификации лацдшафта, геологии земной поверхности и почненных карт. Становление правовых систем Англии, Франции, Германии, Швеции, СIIIА и других стран происходило несколько веков, в течении которых формировались, отрабатывались и отторгались жизнью многочисленные правовые механизмы регулирования земельных отношений в ходе их естественной эволюции при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. В результате в зарубежных странах в течении длительного времени накапливался опыт правового регулирования ведения земельного кадастра. Его анализ позволяет сделать вывод о существенных различиях в понятиях земельного кадастра, его организационной структуре, содержании и способах ведения. Это обусловлено двумя причинами: первая — исторические, геополитические и экономические особенности управления земельными
ресурсами этих государств; вторая — особенности их национальных правовых систем. В одних странах земельный кадастр служит только фискальньим целям и включает такие характеристики недвюкимости, которые могут влиять на размеры налогообложения. Поэтому его называют фискальной налоговой кадастровой системой. В других странах основным назначением земельного кадастра является защита прав на землю через различные системы регистрации (регистрация прав собственности либо регистрации документов о передаче прав, называемая иначе «регистрацией сделок»), где фиксируют информацию о правах на недвижимость, о передаче прав, об ограничениях, обременениях и владельцах недвижимости. Это называют юридической (правовой) кадастровой системой. Соотношения между этими кадастровьтми системами в различных странах со временем меняются. Они либо разделяются, либо, наоборот, пересекаются, либо объединяются в единую систему многоцелевого кадастра.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление