Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы получения первичной социологической информации




Любое исследование начинается с анализа документов. Документ – это специально сделанный предмет, предназначенный для хранения информации. Документы фиксируют и отражают различные стороны жизнедеятельности практически всех групп.

По форме фиксации информации можно выделить письменные, статистические, иконографические, фонетические документы.

К письменным относятся: государственные и центральные архивы, архивы организаций, учреждений, предприятий и документы временного хранения; пресса; личные документы; косвенная документация. Срок длительного хранения документов в организациях – 10 лет, затем они передаются в ведомственные архивы (25-30 лет хранения) и поступают в центральные архивы. Косвенные документы – это дополнительный материал в виде справочников, каталогов.

Статистические данные являются эмпирической основой социологического исследования. Их достоинства – удобство сбора, анализа сведений, возможность сопоставления информации во времени.

Иконографические документы – кино-, фото-, видеоматериалы, произведение изобразительного искусства. К фонетическим относятся материалы звукозаписи.

По степени оригинальности различают документы подлинные и копии. Предпочтение всегда отдается первым, подлинность копии должна быть обоснована и подтверждена.

По возможной форме использования в исследовании можно выделить: документы, позволяющие только восстановить события; документы, дающие возможность сделать выводы; документы, используемые как иллюстративный материал (для приведения примеров, ссылок, разбора прецедентов).

По отношению к самому исследованию документы разделяются на независимые, существующие помимо него, и специальные – инструментарий исследования: анкеты, дневники, протоколы наблюдений и т.п.

Назначение анализа документов – извлечь необходимую информацию, оценить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, перевести информацию, содержащуюся в документе, на «язык» (в термины) исследования.

Существуют два основных метода анализа документов. Первый – традиционный (или «классический»). Его цель – осмысление и интерпретация содержащейся в документе информации.

В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ документов. Внешний – установление вида и формы, времени и места появления, инициатора создания и автора, цель создания, надежность и достоверность. Внутренний – исследование содержания документа и формулировка выводов.

Второй метод анализа документов – формализованный (или «контент – анализ»). Он применяется при наличии объемного и несистематизированного письменного материала. Его суть – выделить подающиеся подсчету признаки документа, которые отражали бы существенные стороны его содержания. Он может использоваться, чтобы понять основную мысль автора, выяснить общественный резонанс событий или эффект воздействия сообщений.

В ходе контент - анализа прежде всего выделяются основные смысловые единицы (категории и подкатегории анализа) (например: сокращение штатов, безработица, социальная справедливость и т.п.), чтобы исследователь мог отнести к ним анализируемую информацию, не путаясь и не испытывая чрезмерных затруднений. Далее определяют единицы анализа – слово, сочетание слов, абзац, глава и т.п. Затем устанавливают единицы счета – это может быть частота повторения, площадь текста (объем внимания уделяемый проблеме).

При проведении контент – анализа пользуются кодификатором – документом, в котором сведены все выделенные категории, подкатегории и единицы анализа, и специальным бланком (протоколом), в котором фиксируются результаты анализа по категориям.

Еще один метод сбора первичной социологической информации – опрос, т.е. получение ответа на заранее непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического контакта между исследователем и опрашиваемым (респондентом). Разновидности опроса – анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрия. Рассмотрим сущность каждого из них.

1. Анкетирование – опрос с помощью специального документа – анкеты, содержащего вопросы, ответы на которые фиксируются респондентом письменно. Предваряет вопросы обращение, в котором кратко разъясняется цель анкетирования, содержится просьба искренне ответить на вопросы, при необходимости – гарантируется анонимность ответов. Формулировка цели должна быть понятна опрашиваемым и затрагивать их интересы.

Различают прессовые (публикуемые в органах печати), почтовые (рассылаемые по почте с просьбой о возврате в определенные сроки) и раздаточные (раздаваемые для заполнения и немедленного возвращения) анкеты. Недостаток анкетирования – неполный возврат анкет (92-98 % раздаточных, порядка 30 почтовых и 5 % прессовых).

Успех проведения анкетирования, достоверность получаемой информации во многом зависят от правильности формулировки и последовательности вопросов. Вопросы анкет различаются в зависимости от их функций, содержания, конструкции, формы (рисунок 3.2).

Основные (содержательные) вопросы предлагаются для получения искомой информации.

Функциональные вопросы используются для упорядочения течения вопроса: психологические задаются для снятия напряженности и усталости респондента, переключения с темы на тему (чаще применяются в интервью); фильтрующие необходимы для определения компетентности опрашиваемого по данному вопросу; контрольные для проверки искренности ответов и представляют собой, как правило, основной вопрос, сформулированный несколько иначе, немного «замаскированный».

Открытые вопросы предоставляют формулировку ответа самому респонденту – он должен написать ответ. Здесь можно получить обширный спектр мнений, оценок, мотивов.

Закрытые вопросы предлагают респонденту перечень возможных ответов – ему остается лишь выбрать один или несколько из них. Здесь возможны варианты непараметрического опроса, когда респондент может выбрать любое число ответов из предложенных, или параметрического, когда количество возможных выборов задается исследователем. Существуют несколько разновидностей закрытых вопросов:

1) вопросы типа «да» - «нет». Их недостаток – несбалансированность формулировки, «подталкивающая» к ответу. Кроме того, не на каждый вопрос можно ответить «да» или «нет;

2) альтернативные – вопросы с уравновешенной формулировкой;

3) «вопросы – меню» предлагают респонденту выбрать один или несколько из ряда предлагаемых вариантов.

Полузакрытые вопросы включают неопределенные альтернативы ответов типа «не знаю», «не задумывался», «затрудняюсь ответить», либо предлагают написать свой ответ.

Прямые вопросы затрагивают реальные явления, ситуации. Прожективные – подразумевают условную, возможную ситуацию: «Что бы Вы сделали, если бы…?». Косвенные формулируются таким образом, чтобы их формулировка несколько скрывала подлинный смысл необходимой исследователю информации.

2. Интервью – это акт непосредственного общения респондента и опрашивающего (интервьюера). В связи с этим очень важна личность последнего, его профессионализм, манера общения, умение войти в контакт, задавать вопросы и слушать собеседника, не навязывать собственное мнение, удерживать беседу в заданных тематических и временных рамках. Имеет значение и внешний вид интервьюера, тембр и громкость голоса, темп речи, в некоторых случаях – даже возраст и пол.

По способу коммуникации различают телефонное и личное интервью, по способу ведения – стандартизированное (по жесткому предварительному плану, включающему формулировку и последовательность вопросов) и свободное, когда заранее определены лишь общая схема и тематика беседы. По количеству интервьюеров – «один на один» и «групповое».

3. Социометрический опрос (социометрия, структурный анализ малых групп) используется для изучения внутри – и межколлективных связей и дает возможность количественной оценки и межличностных отношений в малой (контактной) группе путем выявления взаимных симпатий и антипатий.

Для опроса этим методом применяется специальная анкета – социометрическая карточка.

4. Экспертный опрос – разновидность опроса, где респондентами являются эксперты – специалисты в данной области деятельности. Они компетентно участвуют в анализе и решении проблемы прикладного социологического исследования.

Экспертный опрос проводиться в форме свободного или частично стандартизированного интервью, анкеты с открытыми вопросами.

Существует ряд методов организации коллективной работы экспертов. Метод мозговой атаки использует элементы интуитивного мышления и основаны на предположении, что среди массы выдвигаемых идей обязательно найдутся несколько заслуживающих внимания.

Метод наблюдения состоит в непосредственном восприятии и регистрации происходящих событий исследователем (наблюдателем). Он используется в основном для получения описательной информации и не раскрывает причин происходящего. Программа наблюдения включает все основные элементы программы социологического исследования.

 


 

 

 


Рисунок 3.2 – Классификация вопросов анкет


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.