КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основания конституционно-правовой ответственности
Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности, ее место в системе институтов конституционного права Юридическая ответственность является существенным признаком права, его нормативности, общеобязательности. Наличие собственной ответственности является условием самостоятельности отрасли. Конституционно-правовая ответственность это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за свое юридически значимое, поведение, не соответствующее тому, которое предписано указанному субъекту диспозициями этих норм, обеспечиваемая возможностью применения мер государственного воздействия. В России нет прямого законодательного указания на конституционно-правовую ответственность. Поэтому исключительную важность в ее развитии имеют правовые позиции Конституционного Суда РФ. В них используется термин «конституционно-правовая ответственность» и признается наличие ее мер в федеральных законах. Конституционным Судом РФ сформулирован ряд принципов, которыми должен руководствоваться законодатель при регулировании конституционно-правовой ответственности: определенность оснований ответственности, соответствие мер конституционно-правовой ответственности требованиям справедливости и соразмерности и др. Конституционно-правовая ответственность имеет собственную правовую основу. В частности, вопросы конституционно-правовой ответственности затронуты в федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 17, 18, 80), «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 33, 44), а также в федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (гл. 10), «О политических партиях» (ст. 9, 20, 37-43), «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 31, 38, 77), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 91, 92) и др. Существует определенное соотношение конституционно-правовой ответственности с другими видами юридической ответственности. 1) Конституционно-правовая ответственность наступает на основе норм Конституции РФ и федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов РФ и подзаконных актов. Уголовная ответственность устанавливается только федеральным законом, административная федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. 2) Субъектами конституционно-правовой ответственности выступают как физические лица, так и коллективные образования, уголовной только физические, административной физические и юридические лица. 3) Основанием конституционно-правовой ответственности может являться не только правонарушение, конституционно-правовая ответственность может налагаться за деяния других субъектов. 4) Меры конституционно-правовой ответственности (конституционно-правовые санкции) не совпадают с наказаниями за преступления и административными наказаниями. В ряде случаев уголовные или административные санкции не могут применяться к главе государства или парламентарию в отличие от конституционно-правовых санкций. 5) Инстанциями конституционно-правовой ответственности (теми, кто применяют санкции) может быть широкий круг уполномоченных субъектов органы законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и др. 6) Принудительный характер конституционно-правовой ответственности проявляется не только в государственном принуждении, но и в ином публичном (общественном) принуждении. Например, в случае отзыва избирателями выборного должностного лица. 7) Особенностью конституционно-правовой ответственности является ее ярко выраженный политический характер. 8) Большое практическое значение имеет разграничение конституционно-правовой и дисциплинарной ответственности, поскольку меры этих двух видов юридической ответственности могут быть схожи. Например, увольнение (ст. 192 Трудового кодекса РФ) и отрешение от должности (ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Различия этих видов ответственности заключаются в основаниях и процедуре их применения. Так, дисциплинарная ответственность в отличие от конституционно-правовой ответственности применяется инстанциями ответственности только за Нарушение правил внутреннего распорядка и только в отношении неподчиненных и неподотчетных им субъектов.
Основания конституционно-правовой ответственности это те обстоятельства, при которых в соответствии с конституционно-правовые ми нормами она наступает. В правовой литературе основание конституционно-правовой ответственности обозначается как конституционный деликт (лат. право- нарушение, проступок). Конституционный деликт это деяние (действие или бездействие) субъекта конституционно-правовых отношений не соответствующее должному поведению, предусмотренному нормами конституционного права, и влекущее за собой применение установленных мер конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовые нормы могут связывать основание конституционно-правовой ответственности с правонарушениями в других отраслях права, например, уголовного права. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 93) основанием привлечения Президента РФ к конституционно-правовой ответственности является совершение им деяния, которое имеет признаки измены или иного тяжкого преступления. Конституционный деликт может быть совершен в форме действия или бездействия. В ряде случаев предусматривается конституционно правовая ответственность только за деяния в форме бездействия. Например, ФЗ «О политических партиях» (ст. 37) устанавливает, что политическая партия, не принимавшая в течение пяти лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации. Противоправным признается поведение, не соответствующее правовым нормам. Вместе с тем противоправность может быть связана с предписаниями не только правовых, но и других социальных норм, нарушение которых недопустимо в соответствии с конституционно-правовыми нормами. Так, конституционно-правовая ответственность общественных и иных объединений может наступать за нарушение норм конституционного права и за нарушение их собственных учредительных документов (ст. 42 ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 20 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Конституционным деликтом может стать основание моральной ответственности, если это прямо или косвенно санкционировано конституционно-правовыми нормами. Так, ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 23) предусматривает, что в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если название общественного объединения оскорбляет нравственность. Вина это основной признак субъективной стороны деликта. Конституционно-правовые акты не дают определения вины, а лишь в некоторых случаях предусматривают необходимость ее установления для привлечения к конституционно-правовой ответственности. Согласно позиции Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. № 1-П наличие вины общий и общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права. Однако вина не во всех случаях является строго обязательным условием наступления конституционно-правовой ответственности. Применительно к индивидуальным субъектам вина по общему правилу может рассматриваться как психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Вину коллективных субъектов можно рассматривать как неприменение коллективным субъектом всех зависящих от него мер для соблюдения конституционно-правовых норм и выполнения, возложенных на него обязанностей, за нарушение которых предусмотрена конституционно-правовая ответственность. Так, согласно ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 9, п. 2) полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть досрочно прекращены в случае принятия им конституции (устава) субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Основанием конституционно-правовой ответственности может быть не только конституционный деликт, но и иные обстоятельства, прямо предусмотренные конституционно-правовыми нормами. В России согласно ФЗ «О политических партиях» (ст. 39) за нарушения, допущенные местным или первичным отделением политической партии (не являющимся юридическим лицом), несет ответственность соответствующее региональное отделение политической партии: за деяния первых последнему может быть вынесено письменное предупреждение, его деятельность может быть приостановлена на срок до шести месяцев. Ответственность за деяния других субъектов признал Конституционный Суд РФ (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации»). Поскольку Президент РФ в качестве главы государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, реализация которой возложена на Правительство РФ, этим обусловлена также «конституционная ответственность Президента Российской Федерации за деятельность Правительства Российской Федерации». Существуют следующие виды конституционных деликтов: • нарушение конституции, посягательство на конституционный строй • нарушение закона (иных конституционно-правовых актов), невыполнение судебных решений. К примеру, в соответствии с ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. 39) основанием отказа в регистрации кандидата является неоднократное использование преимуществ своего должностного или служебного положения, что запрещено в соответствии с этим федеральным законом; • нарушение (несоблюдение) прав и свобод человека и гражданина; • нарушение (отклонение, принесение с оговоркой) присяги; • невыполнение (ненадлежащее исполнение) конституционных обязанностей. Например, согласно ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 26.9) (вступает в силу с 1 января 2007 г.) основанием для введения временной финансовой администрации в субъекте РФ является возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность субъекта РФ по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств; • злоупотребления правами (полномочиями); • утрата доверия. В России на федеральном уровне законодательство использует понятие утраты доверия, но не дает ему четкого определения (ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»); • нарушение требований о несовместимости мандата. Конституционно-правовая ответственность наступает в случае нарушения субъектами конституционно-правовых отношений ограничений, установленных для них конституционно-правовыми нормами, на совмещение их мандата с различного рода деятельностью (ст. 11 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»); • недостойное (неэтичное) поведение. В соответствии с ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 9) ответственность парламентариев за нарушение этических норм устанавливается регламентами палат (конкретизируется эта норма в ст. 45 Регламента Государственной Думы); • совершение государственной измены или другого деяния (преступления, проступка), которое несовместимо с конституционно-правовым статусом субъекта конституционно-правовых отношений как носителя политических прав (властных полномочий). Например, полномочия депутатов досрочно прекращаются в случае вступления в отношении них в законную силу обвинительного приговора суда.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |