Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и система конституционных прав, свобод и обязанностей

Институт гражданства в конституционном праве

Понятие «гражданство» имеет несколько значений. Во-первых, гражданство это устойчивая правовая связь лица с государством, порождающая взаимный комплекс прав и обязанностей. Во-вторых, гражданство это институт конституционного права, представляющий собой совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих отношения по поводу гражданства. В-третьих, гражданство это правовое состояние (разновидность правового факта), порождающее устойчивую правовую связь лица с государством или являющееся условием возникновения такой связи. Конституция РФ устанавливает основные принципы гражданства: единство, равенство, недопустимость лишения гражданства или права изменить его (ст. 6). Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» регулируются основные вопросы, связанные с отношениями гражданства в России. В Законе дается официальное определение этому понятию:

Гражданство Российской Федерации это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

В этом определении выделены главные признаки гражданства:

•устойчивость связи. Временное пребывание на территории России

(командировки, туристические поездки и т. д.) не являются признаком гражданства. Эта связь длительная (как правило, от рождения до смерти человека) и стабильная (ее нельзя прекратить в одностороннем и упрощенном порядке);

•правовая связь. В этом признаке необходимо выделить два момента. Во-первых, это правовая, а не фактическая связь человека сгосударством. В нашей стране проживают, в том числе постоянно: граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и др. Гражданство требует правового оформления правовой взаимосвязи лица с государством с выдачей соответствующих документов (например, свидетельства о рождении, паспорта гражданина России). Во-вторых, гражданство это только правовая, а не политическая связь. В советское время гражданство понималась как политико-правовая связь лица с государством, тем самым допускалась политическая оценка действий гражданина (соответствует ли он «высокому званию гражданина советской страны»). Ряд граждан СССР были лишены гражданства только по политическим основаниям.

Конституция РФ установила иную модель взаимоотношений личности и государства. Данная модель основана на равноправии сторон в этой двухсторонней связи каждая из сторон имеет равные права в рамках тех возможностей и полномочий, которые установлены Конституцией и законодательством. В этой связи человек имеет право на различные действия, но в любом случае государство не вправе лишать человека гражданства, освобождаться от него как от недостойного члена общества.

Существуют определенные принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства.

Принцип равного права на гражданство означает, что нормы, регулирующие вопросы гражданства не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 1ст. 4 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»). Например, недопустимо устанавливать правила, требующие изменения веры для приобретения гражданства в упрощенном порядке.

Принцип единого гражданства означает, что в условиях федеративного государства, где в качестве субъектов признаются государства (республики), каждый гражданин обладает единым российским гражданством независимо от того, на территории какого субъекта он проживает. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6).

Принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения означает, что статус гражданина России не зависит от оснований получения гражданства (по рождению, в результате приобретения или выбора гражданства).

Принцип сохранения гражданства России лицами, проживающими за ее пределами, отражает конституционное право на свободный выбор места своего проживания, в том числе на право свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться (ч. 2 ст. 27).

Принцип запрета на лишение гражданства или права на его изменение наиболее ярко отражает демократическую направленность законодательства о гражданстве новой России. В советском законодательстве человек был связан политической ответственностью перед государством, которая выражалась в его оценке с точки зрения преданности строю и возможности лишения гражданства и высылки с территории страны.

Принцип запрета на высылку за пределы Российской Федерации или выдачу иностранному государству отражает идею повышенной степени защиты граждан своим государством. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 61) гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (например, в случае совершенияпреступления на территории другого государства для привлечения к уголовной ответственности).

Принцип поощрения приобретения гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории страны, направлен на установление более определенных, устойчивых отношений человека с государством. Принцип двойного гражданства означает, что гражданин России вправе иметь гражданство иного (иностранного) государства. Гражданин может иметь гражданство иностранного государства(ч. 1 ст. 62). Наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства (ч. 2 ст. 62). Гражданин России, имеющий иное гражданство, рассматривается только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Таким образом, двойное гражданство признается только на основании двустороннего международного договора. Принцип защиты и покровительства гражданам России, находящимся за пределами страны, означает, что органы государственной власти, соответствующие органы и должностные лица Российской Федерации, находящиеся за пределами государства, обязаны содействовать российским гражданам, находящимся за рубежом в обеспечении возможностей пользоваться в полном объеме правами и свободами, установленными Конституцией РФ.

Принцип сохранения гражданства при заключении или расторжении брака означает, что данное изменение семейных отношений между российским гражданином и лицом, не имеющим гражданства России, не влечет за собой автоматического изменения гражданства указанных лиц.

Основные приобретения и утраты. Существуют следующие основания приобретения российского гражданства:

•по рождению;

•в результате приема в гражданство;

•в результате восстановления;

•по иным основаниям.

Основание приобретения российского гражданства порождению сочетает два основных принципа принцип крови и принцип почвы.

Принцип крови означает определение гражданства ребенка по гражданству родителей, принцип почвы по месту рождения ребенка. В Российской Федерации закреплен смешанный принцип определения гражданства родившихся детей. Принцип почвы является определяющим в случае, если гражданство одного из родителей неизвестно или это лицо без гражданства; если родители ребенка неизвестны.

Основание приобретения российского гражданства в результате приема в гражданство осуществляется, в общем, и упрощенном порядке. И в том и другом случаях закон предусматривает два необходимых требования для обращения по вопросу приема в гражданство:

•достижение определенного возраста 18 лет;

•наличие дееспособности.

Общий порядок предусматривает следующие условия получения

российского гражданства:

•непрерывное проживание на территории страны не менее 5 лет со дня

получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о

приеме в гражданство;

•обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

•наличие законного источника существования;

•наличие заявления об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

•владение русским языком.

В общем порядке получения гражданства предусматривается исключение: срок проживания на территории страны сокращается до одного

года при наличии ряда оснований (например, наличие у лица высоких достижений в области науки, техники, культуры; признание лица беженцем; наличие у нетрудоспособного лица детей, имеющих гражданство России и др.).

Упрощенный порядок предусматривает следующие условия получения гражданства без соблюдения условия срока проживания в России:

•наличие хотя бы одного родителя, имеющего гражданство России и проживающего на территории РФ;

•наличие в прошлом гражданства СССР, проживания и настоящего проживания в государствах, входивших в состав СССР, не получивших гражданства этих государств, в результате этого оставшихся лицами без гражданства и др.

Основание приобретения российского гражданства в результате восстановления в гражданстве России в качестве самостоятельного института гражданства закрепляется. Лица, ранее имевшие российское гражданство, могут быть восстановлены в гражданстве России. При этом срок их проживания (как условие приема) сокращается до трех лет.

Прием в российское гражданство по иным основаниям, как правило, связан с выбором гражданства при изменении границ государства в соответствии с международным договором России (ст. 17 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Существуют следующие основания прекращения гражданства: выход из гражданства; по иным основаниям (как правило, при изменении границ государства). Выход из гражданства осуществляется на основании свободного волеизъявления гражданина России. Закон устанавливает исчерпывающие основания отказа в выходе из гражданства:

•невыполненное обязательство перед Российской Федерацией;

•привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу или наличие вступившего в силу обвинительного приговора;

•отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения. В качестве примеров невыполненных обязательств чаще всего встречаются: отказ от выполнения воинской обязанности, уклонение от выплаты алиментных платежей и т. д.

В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» выделяются в отдельную главу вопросы гражданства детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей, гражданства недееспособных лиц. В этих нормах устанавливаются дополнительные гарантии обеспечения прав данной категории лиц в отношениях гражданства.

Система государственных органов, занимающихся вопросами гражданства. Законодательством предусматривается система государственных органов, ведающих вопросами о гражданстве: Президент РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ. Глава государства играет ведущую роль в этой системе. В соответствии со своими конституционными полномочиями Президент России обеспечивает согласованное функционирование всех государственных органов, ведающих вопросами гражданства; утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства; издает указы по вопросам гражданства; решает вопросы приема, восстановления в гражданстве, выхода из гражданства (как правило, это касается общего порядка решения данных вопросов), отмены решений по вопросам гражданства. При Президенте Российской Федерации действует Комиссия по вопросам гражданства, которая осуществляет предварительное рассмотрение и подготовку материалов по вопросам гражданства.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства определены Конституцией РФ. В нашей стране указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч. 3 ст. 62).

В 2002 г. впервые в России был принят ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно этому закону иностранные граждане подразделяются на три основные категории в зависимости от времени проживания на территории страны:

• временно пребывающие на основании визы и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

• временно проживающие получившие разрешение на временное проживание;

• постоянно проживающие получившие вид на жительство.

Существуют ограничения конституционных прав, свобод и обязанностей иностранных граждан:

Во-первых, свобода на передвижение и выбор места жительства ограничены теми документами, на основании которых они пребывают на территории России. Например, в визе указываются места временного пребывания иностранного гражданина. Иностранным гражданам запрещено посещать отдельные территории страны, где требуются специальные разрешения на посещение.

Во-вторых, ограничение политических прав:

• не могут избираться и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в федеральном и региональных (субъектах федерации) референдумах. Исключение составляет категория иностранных граждан, постоянно проживающих в России. Они могут избирать и избираться в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом;

• не имеют право находиться на государственной или муниципальной службе.

В-третьих, ограничение трудовых прав:

• иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Это требование не распространяется на постоянно и временно проживающих иностранных граждан, на сотрудников дипломатических и консульских учреждений и ряда других категорий иностранных граждан;

• временно проживающий не имеет право осуществлять трудовую деятельность вне территории субъекта, где он проживает;

• временно проживающий не вправе замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом РФ, быть членом экипажа военного судна, быть командиром воздушного суд на гражданской авиации, заниматься иной деятельностью, допуск которой ограничен федеральным законом;

• иностранный гражданин не может быть призван на военную службу, а также не может поступить на военную службу на добровольной основе.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Беженец это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности и другим причинам, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может (или не желает) пользоваться защитой этой страны.

Лицо признается беженцем на срок до трех лет. Этот срок может продлеваться. Беженцы обладают конституционными правами и свободами и несут обязанности, которые распространяются на российских граждан. Кроме того, лицо, признанное беженцем, наделяется дополнительными правами, например: получение услуг переводчика; получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания; получение питания в центре временного размещения; пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения; получение медицинской помощи наравне с российскими гражданами; трудоустройство наравне с российскими гражданами и др.

Законом «О беженцах» предусматривается такая форма правовых отношений лица с государством, как временное убежище. Временное убежище это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено в двух случаях. Во-первых, если имеются основания для признания лица беженцем, но это лицо выразило просьбу о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.Во-вторых, если не имеются основания для признания лица беженцем, но из гуманных побуждений государство не выдворяет (депортирует) это лицо за пределы территории Российской Федерации. Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности.

Вынужденный переселенец это гражданин России, покинувший место жительства (на территории иностранного государства или на территории одного из субъектов РФ) вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия (или преследования)либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности и т. п. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившее место жительства в пределах этой территории по указанным выше обстоятельствам.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в основном одинаков. Вынужденный переселенец также имеет право получать содействие в решении жилищных проблем, провозе багажа и т. д. В конституционно-правовом статусе беженцев и вынужденных переселенцев нашел свое проявление принцип гуманизма российского государства по отношению к любому человеку, оказавшемуся на территории России в бедственном положении.

Конституция РФ предусматривает особую форму взаимоотношений государства и человека в рамках института политического убежища (ч. 1ст. 63).Политическое убежище предоставляется в соответствии с Конституцией РФ и Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным указом Президента РФ.

Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права. Политическое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования (или реальной угрозы преследования) за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Предоставление (лишение) Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законодательством для иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Конституционные права и свободы относятся к категории субъективных прав личности. В понятии «право» подчеркивается возможность человека требовать у государства обеспечения, защиты своих прав. В понятии «свобода» выделяется момент независимого поведения личности от государства и от общества, «автономии» личности в обществе.

Права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, обладают уникальными признаками:

•особой общественной значимостью. Конституция признает эти права в качестве важнейших и определяющих существо взаимоотношений человека, общества и государства на данном историческом этапе развития страны;

•всеобщностью. Эти права распространяются на всё население страны. Они равны и едины для всех и каждого, все получают возможность воспользоваться этими правами;

•высшей юридической силой. Они являются основой для отраслевых прав и свобод; их содержание определяет деятельность всех органов публичной власти; действия и решения органов, должностных лиц публичной власти не могут противоречить их содержанию;

•повышенной степенью правовой защиты и охраны. Они могут быть изменены только в случае принятия новой конституции; их охрану осуществляет специализированный орган конституционного контроля Конституционный Суд РФ.

Существует классификация прав и свобод. Конституционные права и свободы составляют единую систему. Вместе с тем в этой системе выделяются различные виды прав и свобод. В Конституции РФ выделены права и свободы человека и права и свободы гражданина. Это деление основано на идее естественных прав: человек получает права от рождения (неотчуждаемые права) и права, которые ему предоставляет государство (права гражданина).

В зависимости от субъекта права выделяются индивидуальные и коллективные права и свободы. Как правило, конституционные права и свободы сориентированы на индивида человека и гражданина. Вместе с тем для обеспечения статуса определенных категорий граждан признаются коллективные права (например, права коренных малочисленных народов России).

Наиболее распространенная классификация конституционных прав и свобод основана на содержании тех сфер общественных отношений, в которых человек осуществляет эти права или в которых осуществляет свои ролевые функции: как автономной личности, как политического, общественного деятеля, как труженика, как творческой личности и т. д.

В зависимости от этих критериев традиционно выделяют личные, политические, социальные, экономические, культурные, образовательные права и свободы. В Конституции РФ в соответствии с международными актами (например, Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН) отражена логика закрепления прав и свобод согласно названной классификации: личные, политические, социально-экономические. Следует отметить, что не всегда однозначно можно отнести то или иное право к определенному виду конституционных прав и свобод. Например, свободу слова можно отнести как к личным, так и политическим правам. Свобода творчества (ч. 1 ст. 44) отнесена к разряду социально-экономических прав. Но эту свободу также можно отнести и к личным правам и свободам.

К личным правам и свободам (гражданским правам) относят: право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и неприкосновенность; право на частную жизнь; неприкосновенность жилища; национальную принадлежность; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу совести и вероисповедания; свободу мысли и слова. Эти права Конституцией РФ поставлены на первое место. Они являются неотъемлемыми, составляют первооснову правового статуса человека и гражданина и имеют большую степень правовой защиты по сравнению с иными конституционными правами.

К политическим правам и свободам относят: свободу печати и свободу информации; право на объединение; право на мирные собрания и публичные манифестации; право участвовать в управлении делами государства; право избирать и быть избранным; равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право на обращения в органы публичной власти. Эти права, как правило, принадлежат только гражданам. Они осуществляются как индивидуально, так и через общественные объединения.

К экономическим правам относят: право на свободу экономической деятельности; право частной собственности; право наследования; право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы; право на свободу труда, на распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии.

К социальным правам относятся: право на труд в цивилизованных условиях, с гарантированным минимальным размером оплаты труда и защитой от безработицы; право на коллективные и индивидуальные трудовые споры, право на забастовку; право на отдых; защита материнства и детства; право на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; право малоимущих и иных указанных в законе граждан на предоставление бесплатного или за доступную плату жилья; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на информацию о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; право на благоприятную окружающую среду.

К культурным правам и свободам относят: право на образование, в том числе право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования; право на определенное качество образования, обеспеченное федеральными образовательными стандартами; свобода творчества, право на охрану интеллектуальной собственности; право на участие в культурной жизни. В научной литературе в качестве отдельной группы конституционных прав и свобод выделяют образовательные права. Характеристика содержания конституционных прав и свобод подробно дается в учебных изданиях по конституционному праву. В процессе анализа конституционного права следует обращать внимание на выявление отдельных элементов содержания прав и свобод. Например, согласно Конституции РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и иных поступлений (ст. 41). Однако большинство медицинских учреждений в нашей стране относятся к государственным или муниципальным, а медицинские услуги в этих учреждениях нередко оказываются платными.

Содержание данной конституционной нормы не позволяет однозначно сказать, что гражданин имеет право на полное бесплатное обслуживание в этих учреждениях. В рассматриваемой норме указано, что бесплатное обслуживание оказывается при наличии средств бюджета, страховых взносов, других поступлений. Если такие средства отсутствуют, то медицинские услуги могут быть оплачены средствами граждан.

Правовое содержание конституционных прав и свобод раскрывается также в сравнительном анализе с международно-правовыми стандартами прав и свобод, в том числе судебной практикой их применения (например, с судебными решениями Европейского суда по правам человека).

Конституционная обязанность это мера должного поведения, установленная Конституцией РФ. Число конституционных обязанностей несравнимо меньше, чем прав и свобод. Это объясняется тем, что в Основном Законе страны акцент делается на широком перечне прав и свобод как необходимой основе для построения нового общества, основанного на свободе, автономии личности. К числу конституционных обязанностей относятся:

1) обязанность платить налоги и сборы (ст. 57);

2) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

3) обязанность защищать Отечество (ч. 1 ст. 59);

4) обязанность нести военную службу (в том числе альтернативную гражданскую) (ч. 2 ст. 59).

Этот небольшой перечень обязанностей закреплен в системе конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ закрепляются и иные обязанности, которые выходят за логически выделенную группу обязанностей и находятся в других нормах гл. 2 или за ее пределами:

1) обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);

2) обязанность не нарушать права и свободы других лиц (ч. Зет. 17);

3) обязанность не допускать монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34);

4) обязанность не наносить ущерба окружающей среде (ч. 2 ст.36);

5) обязанность не использовать принудительный труд (ч. 2 ст. 37);

6) обязанность заботиться о детях, их воспитании (ч. 2 ст. 38);

7) обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. Зет. 38);

8) обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43);

9) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44).

Конституционные обязанности можно выделить и косвенным путем.

Например, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25). Содержание данной нормы предполагает наличие конституционной обязанности: «Каждый обязан не проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц».Таким образом, в Конституции РФ прямо или косвенно закреплены обязанности, которые в равной мере являются конституционными.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы основ правового статуса личности | Гарантии и защита конституционных прав и свобод
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.