Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы избирательного права

Принципы избирательного права это установленные законом исходные начала, обеспечивающие реализацию и защиту активного и пассивного избирательного права, организацию и проведение демократических выборов. Основными принципами избирательного права в России являются: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, обязательность и периодичность выборов, свобода выборов и добровольность участия в них граждан, состязательность в ходе выборов.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательными правами в России может пользоваться широкий круг лиц.

Право избирать принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста 18 лет.

Право избираться принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, законодательством субъектов РФ. Например, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. На выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 года, на выборах высшего должностного лица субъекта РФ 30 лет, на выборах в органы местного самоуправления 21 года. При этом установление максимального возраста кандидатов на всех уровнях выборов в России не допускается.

Существуют ограничения всеобщего избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В федеральном законодательстве о выборах не допускается возможность дополнительных ограничений активного избирательного права. Ограничения пассивного избирательного права допускаются только в связи с возможностью устанавливать положения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более определенного количества сроков подряд.

Принцип равного избирательного права заключает в своем содержании три элемента: а) все субъекты избирательного процесса наделяются равным объемом прав и обязанностей; б) каждый избиратель обладает на выборах одинаковым количеством голосов, то есть «один избиратель один голос»; в) на выборах должно обеспечиваться равное представительство избирателей. Каждое должностное лицо должно избираться приблизительно от одинакового числа гражданки голоса избирателей, таким образом, должны иметь «равный вес».

Равное представительство граждан на выборах по мажоритарной избирательной системе может достигаться путем образования приблизительно равных по количеству избирателей избирательных округов на основе средней нормы представительства. Для ее определения количество всех зарегистрированных избирателей делится на общее число депутатских мандатов, которые требуется заместить в результате выборов. Полученная цифра берется за основу при образовании одномандатных избирательных округов, от которых в представительный орган власти направляется один депутат. Так, на выборах половины состава Государственной Думы (225 депутатов) по мажоритарной избирательной системе, проводимых до декабря 2003 г. включительно, средняя норма представительства определялась как один депутат приблизительно от 490 тыс. избирателей. Соответственно 225 одномандатных избирательных округов образовывались исходя из этой средней нормы представительства. При образовании многомандатных избирательных округов на выборах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления также соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Однако существуют исключения из принципа равного избирательного права. На выборах в России, проводимых по мажоритарной избирательной системе, должно обеспечиваться примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 %; в труднодоступных или отдаленных местностях не более чем на 30 %; на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов не более чем на 40 %.

При образовании неодинаковых по численности избирателей одномандатных и многомандатных избирательных округов происходит отступление от средней нормы представительства. Конституционный

Суд РФ расценил возможное отступление от средней нормы представительства как соразмерное реальным потребностям практики проведения выборов в федеративном государстве, где необходимо учитывать особенности территориального устройства и размещения населения.

Существуют особенности равного избирательного права при проведении выборов по пропорциональной системе. Равное представительство избирателей на выборах по пропорциональной избирательной системе обеспечивается требованиями к равномерному формированию региональных групп, на которые разбивается каждый партийный список. Региональная часть списка кандидатов от политических партий должна охватывать все субъекты РФ. Число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ, или территориях группы субъектов РФ, или части территории субъекта РФ, которым соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 млн. Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта РФ, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тыс.

Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта РФ при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта РФ избирателей превышает 1,3 млн. Принцип прямого избирательного права при тайном голосовании означает, что каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, лично участвует в выборах. Голосование за других избирателей допускается только в исключительных случаях, установленных законом. При тайном голосовании исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Тайна результатов голосования избирателя обеспечивается заполнением избирательного бюллетеня в кабине или ином специально оборудованном месте, где присутствие других лиц недопустимо. Принцип обязательности и периодичности выборов означает, что граждане должны иметь возможность контролировать деятельность выборных органов, отстраняя в результате очередных выборов одних должностных лиц от управления делами государства и наделяя других полномочиями на осуществление власти. Периодичность выборов определяется установленными сроками полномочий соответствующих органов власти. Срок полномочий Президента России, так же, как и депутатов Государственной Думы, составляет четыре года. Срок полномочий иных выборных органов власти в Российской Федерации не может быть более пяти лет. Периодические выборы обеспечивают постоянный доступ к участию в управлении делами государства всем гражданам и являются гарантией реализации ими активного и пассивного избирательного права.

Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граждан означает, что каждый избиратель добровольно реализует свои избирательные права. Не допускается любое принуждение его к участию в выборах. В ряде государств, например, в Турции, Греции, Бельгии, Италии, Австралии предусматривается юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании, за неисполнение которой устанавливается ответственность. В России избирательные права рассматриваются с точки зрения возможного, а не должного. Ответственность за неучастие в выборах не устанавливается.

Принцип состязательности означает, что выборы не могут быть безальтернативными, т. е. избиратели должны иметь возможность выбора между двумя и более кандидатами. Поэтому в российском законодательстве устанавливается положение о том, что если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше числа мандатов, которые необходимо распределить на выборах, или равным этому числу, а также, если будет зарегистрировано менее двух списков кандидатов, проведение голосования откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и виды избирательных систем | Понятие и этапы избирательного процесса в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.