Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности принятия отдельных законопроектов




Порядок взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания в федеральном законодательном процессе

Нормативную основу участия Президента РФ в федеральном законодательном процессе составляют: Конституция РФ, Указ Президента РФ «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» и др.

Глава государства может участвовать в федеральном законодательном процессе посредством реализации права вето. В течение 14 дней после поступления принятого палатами Федерального Собрания закона Президент РФ может наложить на него право вето. Отклоняя федеральный закон, глава государства обязан изложить мотивы своего решения.

Вето Президента РФ, заявленное по истечении указанного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренные юридические последствия отклонения закона главой государства.

Помимо отлагательного вето Президент РФ может возвращать в соответствующую палату законы без рассмотрения в случае нарушения установленного Конституцией РФ порядка принятия таких законов, соответствующих условий и процедур, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палаты и само принятие законов.

Конституционный Суд РФ уточнил содержание и порядок реализации полномочия Президента РФ возвращать законы без рассмотрения вне процедуры вето в Постановлении Конституционного Суда «По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Президент РФ не наделен правом оценивать конституционность Регламентов палат Федерального Собрания или порядка принятия федеральных законов. Глава государства обязан подписать и обнародовать Федеральный закон о перемещенных культурных ценностях, а затем обратиться в Конституционный Суд РФ с просьбой решить вопрос о соответствии Конституции РФ Регламентов палат и названного Закона по порядку его принятия.

Конституционный Суд РФ фактически отказал Президенту РФ в возможности реализации механизма возвращать законы без рассмотрения в связи с нарушением палатами конституционной процедуры принятия таких правовых актов. Вместе с тем Постановление Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ носит общий характер и предусмотренное в нем право главы государства возвращать законы без рассмотрения может считаться потенциально реализуемым.

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, на различных стадиях федерального законодательного процесса может представлять замечания, поправки и предложения к обсуждаемому законопроекту. Разработка проектов законов, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы глава государства, осуществляется по его поручению или по поручению Руководителя Администрации Президента РФ, подразделениями Администрации и (или) федеральными органами исполнительной власти.

Окончательный текст законопроекта готовится в государственно-правовом управлении Президента РФ и направляется Руководителю Администрации Президента РФ.

 

В особом порядке рассматриваются федеральные конституционные законы. В отличие от федеральных законов федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством

голосов парламентариев. За принятие федерального конституционного закона должно проголосовать 2/3 депутатов Государственной Думы.

Одобрить такой закон должны 3/4 членов Совета Федерации. Если федеральный конституционный закон не набирает необходимого количества голосов в Совете Федерации, преодолеть такое несогласие верхней палаты Государственная Дума не может. В этом случае необходимо создавать согласительную комиссию и (или) снова принимать федеральный конституционный закон в другой редакции. Президент РФ также не может накладывать вето на федеральные конституционные законы. В течение семи дней с момента поступления к нему таких законов глава государства обязан подписать их и затем обнародовать.

В особом порядке принимается Закон РФ о поправке к Конституции РФ. Данный закон инициируется субъектами, специально определенными в Конституции РФ (ст. 134). Закон РФ о поправке к Конституции РФ принимается в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако для вступления в силу названного закона необходимо одобрение данных поправок органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Результаты рассмотрения Закона РФ о поправке к Конституции РФ законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ подводит Совет Федерации. При наличии необходимого числа решений об одобрении поправок соответствующими региональными органами данный закон передается на промульгацию (лат. публичное объявление) Президенту России.

В особом порядке принимается федеральный закон о бюджете на

очередной год. Законопроект о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу вносит Правительство РФ. Составление же проекта бюджета осуществляется Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти, в том числе Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ.

В подготовке и рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете участвуют, как минимум, два профильных комитета, одним из которых обязательно является комитет по бюджету. До принятия или одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете должны быть приняты законы, регулирующие принципиальные социально-экономические вопросы (например, федеральные законы о минимальном размере пенсий, о порядке их индексации и перерасчете, внесены изменения и дополнения в законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и др.).

К вносимому проекту федерального закона о федеральном бюджете прилагаются следующие документы и материалы: предварительные итоги социально-экономического развития России за истекший период, прогноз социально-экономического развития России на очередной год, основные направления финансовой и налоговой политики на очередной год, план развития государственного и муниципального секторов экономики, проекты федеральных целевых программ и программ приватизации, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ и целый ряд других документов и материалов.

Федеральный закон о бюджете на очередной год принимается в четырех чтениях, которые, как правило, длятся соответственно 30, 15, 25 и 15 дней. Предметом первого чтения является обсуждение концепции законопроекта, основных прогнозов и параметров экономической политики страны, обсуждаются доходы и дефицит бюджета. Во втором и третьем чтениях утверждаются расходы бюджета по разделам и подразделам соответствующей функциональной классификации, программы социально-экономического развития в различных отраслях. В четвертом чтении законопроект голосуется в целом.

В особом порядке рассматриваются проекты федеральных законов о технических регламентах. Данный порядок определяется ФЗ «О техническом регулировании». Предметом технического регламента являются обязательные для исполнения и применения требования к объектам технического регулирования продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории России в момент разработки проекта данного технического регламента.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное его обсуждение.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов: обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории России в момент разработки проекта технического регламента; финансово - экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте; перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц и другие документы.

Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, и поправки к нему, поступившие ко второму чтению, публикуется в печатном издании федерального органа дополнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством РФ.

Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию доводятся до сведения общественности путем их опубликования.

В федеральном законодательстве устанавливаются особенности принятия и других законопроектов. Если в отношении проекта закона, регулирующего определенную сферу общественных отношений, не устанавливается специальных норм, его внесение и рассмотрение осуществляются в общем порядке законодательной процедуры.

РАЗДЕЛ 10. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.