Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место и роль Конституционного Суда РФ в системе органов власти, порядок его формирования и компетенция




Судебная система Российской Федерации. Конституционно-правовой статус судей

Судебная система это совокупность судебных органов, созданных в целях осуществления правосудия, и иных специализированных учреждений, обеспечивающих деятельность судов и (или) выражающих интересы судей, организующих судейское сообщество.

Судебная система Российской Федерации функционирует на основе принципа единства. Единство судебной системы России обеспечивается следующими положениями:

•данная система учреждена нормативными правовыми актами высшей юридической силы Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;

•всеми федеральными судами и мировыми судьями соблюдаются

установленные федеральными законами правила судопроизводства;

•всеми судами применяются федеральное и региональное законодательство, а также общепризнанные принципы, нормы международного права, международные договоры РФ;

•единством статуса судей;

•федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета.

В зависимости от подведомственности дел, особенностей судопроизводства, принадлежности к различным звеньям судебной системы России выделяются следующие виды судов:

•Конституционный Суд РФ;

•конституционные (уставные) суды РФ;

•Верховный Суд РФ и его нижестоящие суды, в том числе военные

суды, суды общей юрисдикции;

•Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие суды федеральные арбитражные суды.

Суды общей юрисдикции рассматривают в основном гражданские, административные и уголовные дела, им подведомственные споры, в которых хотя бы одной из сторон является физическое лицо гражданин. Арбитражные суды разрешают в основном экономические споры, им подведомственные споры, в которых обеими сторонами являются юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели.

В зависимости от включения судов в систему федеральных или региональных органов выделяют такие виды судов, как федеральные суды и суды субъектов РФ. Учреждение судов местного самоуправления в судебной системе России не допускается.

Федеральными судами Российской Федерации являются:

•Верховный Суд РФ;

•верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов;

•районные суды;

•военные суды;

•специализированные суды, если таковые будут созданы;

•Высший Арбитражный Суд РФ;

•федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

•арбитражные апелляционные суды;

•арбитражные суды субъектов РФ.

Судами субъектов Российской Федерации являются:

•конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

•мировые судьи, выполняющие функции судов общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не составляют с Конституционным Судом РФ единой системы, не являются нижестоящими судами по отношению к федеральному органу конституционного контроля.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции в системе судов общей юрисдикции. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка. Срок полномочий мирового судьи не может быть более пяти лет.

Вопросы организации и деятельности Верховного Суда РФ и иных судов общей юрисдикции устанавливаются ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и др. Специальный федеральный конституционный закон о Верховном Суде РФ и судах общей юрисдикции пока непринят.

Вопросы организации и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ и арбитражных судов регулируются ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» и др.

Вопросы организации и деятельности Конституционного Суда РФ регулируются ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации «.

В судебную систему России входит такой орган, как Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Он функционирует на основе ФЗ»О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Судебный департамент и входящие в его систему органы организационно и материально обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы. Обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ осуществляет его аппарат. Обеспечение деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ и нижестоящих судов соответствующего звена судебной системы РФ возложено на названный высший Суд и его аппарат.

Правовыми основами функционирования органов судейского сообщества являются ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закон РФ «О статусе судей Российской Федерации». Названными органами являются:

•Всероссийский съезд судей;

•конференции судей субъектов РФ;

•Совет судей РФ;

•советы судей субъектов РФ;

•общие собрания судей судов;

•Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

•квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей. Он формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Советы судей субъектов РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ избираются соответственно конференциями судей субъектов РФ.

Входящие в судебную систему органы судейского сообщества:

•призваны сплачивать судейский корпус и утверждать авторитет судебной власти;

•действуют для выявления, согласования и выражения интересов

судей, каждый из которых является членом судейского сообщества;

•защищают права и законные интересы судей;

•подбирают судейские кадры и рекомендуют их для назначения;

•принимают участие в решении вопросов привлечения судей к ответственности.

Все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются соответствующими законами. Судьей может быть гражданин России, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности, безупречную репутацию, признанную высокую квалификацию в области права, а также достигший определенного возраста:

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Судьи назначаются Президентом РФ. Судьи высших Судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Полномочия судьи прекращаются в связи с истечением срока его полномочий, если он установлен законом, или достижением предельного возраста пребывания судьи в должности. Досрочно полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены квалификационной коллегией судей по следующим основаниям:

•заявление об отставке;

•неспособность по состоянию здоровья или по уважительным причинам осуществлять полномочия;

•прекращение гражданства РФ;

•занятие деятельностью, несовместимой со статусом судьи;

•вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении

судьи;

•совершение судьей дисциплинарного поступка и др.

К основаниям досрочного приостановления полномочий судьи относятся:

•признание судьи безвестно отсутствующим;

•возбуждение в отношении судьи уголовного дела или привлечение

его в качестве обвиняемого;

•участие судьи в избирательной кампании на федеральном и региональном уровнях власти в качестве кандидата;

•избрание судьи депутатом Государственной Думы или законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.

Гарантиями деятельности судьи являются, в частности, специальный порядок привлечения его к ответственности, а также меры, обеспечивающие его неприкосновенность. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. В некоторых случаях до принятия такого решения

предусматривается необходимость получения согласия соответствующей коллегии судей и представления Генерального прокурора РФ.

 

Конституционный Суд РФ в государственной системе рассматривается: во-первых, как орган судебной власти; во-вторых, как высший орган государственной власти наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ; в-третьих, как орган, осуществляющий самостоятельный вид государственной власти так называемую контрольную власть.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе России. Его статус обусловлен спецификой компетенции в рамках судебного конституционного контроля, разрешением дел в сфере организации и осуществления публичной власти, взаимоотношений государства и личности. Конституционный Суд РФ является учреждением одного уровня с Федеральным Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ. Деятельность Суда направлена на обеспечение сбалансированного взаимодействия названных органов, гармоничное развитие системы российского права. Вместе с тем Конституционный Суд РФ является судебным органом, который призван решать исключительно вопросы права.

Конституционный Суд РФ в судебных заседаниях рассматривает и разрешает споры между высшими органами государственной власти, как федеральными, так и региональными (1). Помимо собственно правосудия, Конституционный Суд РФ реализует в рамках судебного конституционного контроля такие полномочия, как осуществление толкования Конституции РФ (2). Разрешение дел о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов федеральных и региональных органов государственной власти, внутригосударственных договоров и не вступивших в силу международных договоров РФ (3). Участие в процедуре отрешения Президента РФ от должности принятие заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (4). Участие в процедуре назначения референдума РФ принятие заключения о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) (5).

Конституционный Суд РФ воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Это означает, что Конституционный Суд РФ не применяет соответствующую норму по конкретному делу для разрешения соответствующего дела, а исследует ее на предмет соответствия или несоответствия Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ вправе давать официальное толкование Конституции РФ. Необходимость такого толкования обусловлена неопределенностью в понимании конституционных норм, как правило, по причине их общего характера, наличию пробелов или противоречивости, что на практике приводит к неправильному применению данных норм в процессе правотворчества, судебного и иного правоприменения.

Таким образом, толкование Конституции РФ представляет собой деятельность по уяснению ее текста, разъяснению, конкретизации содержания толкуемых положений. Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ по запросам уполномоченных субъектов на своих пленарных заседаниях, причем в отличие от решений по иным делам за постановление о толковании должно проголосовать большинство не менее 2/3 от общего числа судей.

Оценивая нормативные правовые акты или их отдельные положения на соответствие Конституции РФ, Конституционный Суд РФ реализует контроль над качеством нормотворчества государственных органов.

Разрешая споры о компетенции между ними, Конституционный Суд РФ участвует в определении объема полномочий этих органов, а в некоторых случаях может предрешать содержание законодательства. Например, в Постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» Конституционный Суд РФ решил, что поправки в главах3-8 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта Закона РФ о поправке к Конституции РФ. Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в рамках своей компетенции посредством специального конституционного судопроизводства. Оно имеет существенную специфику и используется только Конституционным Судом РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.