КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Переходные режимы в информационных цепях
Информационные цепи с памятью.
Изобразим цепь заполнения памяти с ёмкостью n от источника информации с напряжением через сопротивление 𝝉. 𝝉 – это время заполнения одной ячейки памяти. В непрерывных системах 𝝉 – это время заполнения минимально различимой доли памяти.
Здесь – напряжение на памяти. Напряжение источника уравновешивается:
За время заполнения памяти ток будет изменяться, поэтому . Из (13) () следует: Решение этого уравнения: Обозначим и назовем её постоянной времени заполнения памяти. Обычно принято считать, что память заполняется практически при Следовательно, быстрее всего набираются жизненного опыта люди сообразительные (малое 𝝉), но с малой емкостью памяти (малое n). Такие люди раньше других начинают использовать свои ограниченные знания в практических целях. Напротив, очень долго и медленно приобретают практические навыки тугодумы (большое 𝝉) с большой емкостью памяти (большое n), которые обычно становятся эрудитами, не приспособленными к самостоятельному использованию своих значительных по объему знаний, поскольку все ещё пребывают в стадии заполнения памяти. В АСУ (автоматических системах управления) ток регламентирован и постоянен в процессе заполнения памяти, например при передаче Y по каналам связи или при печатании с постоянной скоростью. Тогда, вместо имеем: Соотношение (40) позволяет определить ток заполнения памяти I при заданном времени заполнения и при заданной вероятности определенного состояния памяти после заполнения: Переходя к изображениям по Лапласу получим передаточную функцию цепи заполнения памяти: Рассмотрим цепь выдачи информации, заполненной памятью на внешнюю нагрузку: (аналогично формуле(39) Но – начальное значение напряжения памяти. По мере выдачи информации напряжение уменьшается: (41) В этом случае очевидно, что память считывается тем быстрее, чем она меньше и чем быстрее усваивает информацию нагрузка. Отсюда следует, что потенциал учителя в каждый момент тем больше относительно его учеников, чем больше объем его знаний (емкость памяти) и чем тупее его ученики (). Способные ученики быстро выравнивают свой потенциал с потенциалом учителя.
Часто исполнительный орган (информационные нагрузки) кроме выполнения распоряжений должен ещё их запоминать, т.е. работает параллельено памяти: В этом случае: Откуда: Т.е. люди, технические системы, которым приходится обучаться в процессе выполнения работы, в начале работы малоэффективны, так как большую часть информационного тока отправляют в память. Но по мере научения и заполнения памяти они всё большую часть управляющего информационного тока реализуют в деле, т.е. на нагрузке 𝝉. Передаточная функция по формуле (42): т.е. нагрузка с параллельной памятью является для источника информации инерционным звеном.
Ригидные информационные цепи. Свойство ригидности весьма многогранно: от негибкости мышления, неспособности психики человека приспосабливаться к изменяющимся условиям, до неспособности изменять алгоритм своей работы. Однако внешне эти свойства проявляются в активном противодействии управлению, т.е. в выработке встречного информационного напряжения, противодействующего управлению: (где L – индуктивность, ). Приведем схему работы управляющего источника на нагрузку, обладающую ригидностью L и сопротивлением 𝝉:
– не зависит от ригидности. Лапласово изображение ДУ этой цепи дает передаточную функцию инерционного звена: Отметим, что ток в нагрузке с ригидностью изменяется так же, как ток в нагрузке с параллельной памятью (объём нагрузки). Эти токи совершенно равны при условии равенства информационных сопротивлений 𝝉 и постоянных времени Т: . Однако при отключении источника(при обрыве цепи управления памятью) ведут себя по разному. Схема с памятью в этом случае будет некоторое время управляться по памяти, в то время как цепь с ригидностью становится неуправляемой, но зато она прилагает колоссальные усилия для восстановления управления: Если к одному источнику информации подключена вторая нагрузка с ригидными характеристиками: – ригидный приемник, – лабильный приемник (немедленно выполняет задания) Если в момент отключить управление, то ригидный приемник будет выполнять работу источника, заставляя и лабильный приемник информации работать с тем же темпом: На практике можно обнаружить проявления ригидности, вызванные внешними влияниями, когда поведение определено не собственными свойствами, а авторитетом, либо примененным алгоритмом. Такое взаимное влияние информационных цепей называют взаимной ригидностью. Влияние взаимной ригидности может проявляться не только в согласовании алгоритмов работы различных цепей, но и противоположным образом, когда одна из нагрузок умышленно управляет алгоритмом, отличным от алгоритмов работы нагрузок в других аналогичных цепях по конкурентным соображениям. Рассмотрим, как будет изменяться ток нагрузки, связанной посредством взаимной ригидности с информационным током в смежной цепи: – алгоритмы взаимно согласованы – алгоритмы в конфликтных отношениях, так что наводимое током напряжение в цепи тока : тогда имеем: Это значит, что при работе двух организаций по схожим алгоритмам успех одной из них стимулирует деятельность другой так как увеличивается вероятность достижения цели.
Информационные цепи с памятью и ригидностью. Покажем схему заполнения памяти ригидной нагрузки, например, процедуру заучивания непривычного материала (иностранных слов):
Уравнение такой цепи имеет двоякое решение: 1) если , или 2) , если .
Первое решение соответствует сравнительно малой ригидности . Такая ригидность удерживает низкую скорость усвоения материала лишь в начале процесса . Второе решение соответствует большой ригидности (). Этот процесс свойственен относительно консервативным приёмникам (большое L) с ограниченной ёмкостью памяти (n) и при быстром восприятии информации (малое 𝝉). Самое быстрое заполнение памяти имеет место при Иерархические цепи.
Широко распространены древовидные иерархические цепи управления и сбора информации. Иерархичность отождествляется с последовательным соединением источников или приемников информации: информация последовательно проходит от уровня к уровню. Только место в последовательном соединении определяет потенциал (сущность) априорно равнопотенциальных и равнозначных элементов цепи. С позиций информационного анализа всякое последовательное соединение, как с преобразованием, так и без преобразования информации, представляет собой иерархическую структуру. Число уровней иерархии в ней равно числу последовательных элементов в цепи, причем потенциал каждого уровня определяется вероятностью достижения цели всей цепью, начиная с этого уровня и ниже по иерархии. Древовидность – это разветвление цепей от уровня к уровню, ассоциируется с параллельным соединением цепей между уровнями. Важно отметить, что любая управленческая структура сопровождается организацией обратной связи в виде системы контроля, вместе с которой она всегда образует замкнутый контур. Покажем пример типичной древовидной иерархической структуры управления: Структура системы управления (выделена сплошными линиями) состоит из трех уровней с разветвлениями на каждом уровне. Эта система работает с аналогичной по структуре системой сбора информации (штриховые линии), образуя с ней замкнутый контур управления и контроля. Направления информационных токов показаны стрелками. Такая структура соответствует верхним уровням управления исследовательской организации, в которой директор имеет двух заместителей и , каждый из которых руководит деятельностью двух начальников отделов и и соответственно и . Кроме того, в распоряжении директора имеются два консультанта и в обязанности которых входит контроль и оценка результатов деятельности отделов и и соответственно и . Символы означают передаточные функции соответствующих руководителей при анализе структуры в переходном режиме (при переходе к новой теме исследований) или их коэффициенты усиления интеллектуального труда (информационной мощности) в установленном режиме работы. Напряжение и токи всех уровней структуры в разомкнутой системе обычно легко установить: пусть – число вопросов управления, в которые успевает решить директор в течение всего рабочего времени T, его заместители – , начальники отделов – , консультанты –. Их средние информационные токи составляют соответственно: При этом каждый из руководителей на решение каждого вопроса должен был бы затратить соответственно время: тогда можно подсчитать их суть для установившегося режима работы: Это позволяет определить производительность труда работников всех уровней и коэффициенты усиления:
Подобным же образом, если известны ёмкости памятей и индуктивности всех звеньев, могут быть определены и соответствующие передаточные функции звеньев, которые, в свою очередь, позволят определить передаточную функцию всей замкнутой системы. В реализованной структуре соединены параллельно между собой и последовательно с , то есть их эквивалентная передаточная функция . Точно так же соединены , , поэтому их передаточная функция . В свою очередь, каждая из этих цепочек охвачена обратной связью с коэффициентом соответственно и , то есть они имеют эквивалентные передаточные функции:
. Поскольку оба этих замкнутых контура параллельны друг другу, то передаточная функция схемы, представляющая собой отношение суммарной интеллектуальной мощности всех отделов к мощности ИДЛ руководителя, будет .
Наличие обратной связи в лице консультантов, осуществляющих критическую оценку деятельности организации, существенно изменяет характеристики всей системы. Так, если критика консультантов заставляет организацию заниматься переделками и дополнениями (отрицательная обратная связь), передаточная функция (*) в установившемся режиме даёт меньший коэффициент усиления смысловой мощности по сравнению с разомкнутой системой, когда = = 0. Напротив, если консультанты идеализируют результаты работы, что позволяет отделам выпускать незавершённую продукцию (положительная обратная связь, соответствующая < 0 и < 0 в установившемся режиме), то согласно выражению (*) организация обеспечивает более высокую производительность, чем в отсутствие консультантов, и более высокую, чем для неё запланирована.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |