Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вокальная педагогика италии XIX века

Изменение исполнительского стиля, новые задачи, стоящие перед певцами-исполнителями вокальных партий в операх Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти и Дж. Верди, привели к существенной коррекции вокальной педагогики. Методические принципы воспитания певцов XVII—XVIII века не могли обеспечить необходимых профессиональных качеств и свойств голоса певцам XIX века.

Накопление исполнительского опыта позволило сформировать новую методику педагогического процесса, которая сводится к следующему:

Обучение профессиональному пению должно начинаться не ранее восемнадцати — двадцати лет, когда организм вполне подготовлен к большим нагрузкам, эмоциональным и физическим.

Учителем пения может быть не только исполнитель, наделенный определенными педагогическими способностями, но и музыкант (дирижер, концертмейстер), хорошо знающий специфику вокального искусства.

Для развития динамических возможностей голоса необходимо воспитывать у певца смешанный — косто-абдоминальный, т. е. грудо-брюшной тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в регуляции фонационного выдоха. С ее деятельностью связаны громкостные изменения голоса певца.

Педагог обязан в процессе обучения певца выработать «звук на опоре» — специфическое понятие, характеризующее координированную работу всех частей голосообразующего аппарата.

Принимая во внимание огромные пространства оперных залов и необходимость перекрывать звучание оркестра, певец должен испытывать вибрационные ощущения в области маски (имеется в виду маскарадная маска), являющиеся индикатором «полетности» звука.

Открытые гласные, используемые в школе XVII—XVIII века, должны быть заменены закрытыми «а», «э» и реже «и».

Работая над мужскими голосами, следует заботитьсяо формировании смешанного регистра и «прикрытии» верхнего участка диапазона голоса.

Пение вокализов является обязательным, ибо на них певец тренирует не только вокальную технику, но и элементы выразительности.

Эти методические принципы с большей или меньшей последовательностью изложены в трудах вокальных педагогов второй половины XIX века.

Франчeско Ламперти — наиболее крупный педагог, воспитавший плеяду певцов, среди которых Шарлота София Крувелли (1826-1907)—выдающееся сопрано, Марчелла Зембрих (1858-1935)—колоратурное сопрано, Дезире Арто (1835-1907) — меццо-сопрано, ранее обучавшаяся у Полины Виардо-Гарсиа, Камилло Эверарди (1825-1899)—баритон-бас и многие другие.

Франческо Ламперти (1813-1892) никогда не был профессиональным певцом. Музыкант широкого профиля (органист, директор оперного театра) Фр. Ламперти, прославившийся вокально-педагогической одаренностью, с 1850 года занимает должность профессора пения в Миланской консерватории.

Ламперти оставил и ряд теоретических работ: «Теоретически-практическое руководство для изучения пения», «Первые уроки вокала» и развернутый труд, переведенный в 1892 году на русский язык, «Искусство пения».

Основой вокального искусства, по мнению Фр. Ламперти, является дыхание.

«Употребление грудобрюшного дыхания необходимо певцам, т. к. только этим способом дыхательное горло удерживает вполне упругое естественное положение и всякий поймет, какую можно извлечь пользу из вполне правильного дыхания...»1. Ученик должен стоять прямо, придав телу свободное положение, медленно вдохнуть до момента, когда горло испытает ощущение холода, и «в это мгновение взять ноту легким ударом глотки назад, вроде движения вдыхания» на гласную «а», как в слове «L'anima». Во время пения необходимо следить за тем, чтобы звук был чистый, без шума, чего можно добиться в том случае, если во время пения как бы продолжается процесс вдыхания. Это ощущение можно достичь, «упирая грудобрюшную преграду на мускулы живота и расширяя ее»3.

Такое сохранение вдыхательной установки (ощущение вдоха) понимается автором как «опора дыхания». При профессио­нальном пении нахождение «опоры дыхания» является обязательным. Звук, спетый на опоре, лишен крикливости и свободно долетает до самых дальних уголков зала.

Начальные упражнения исполняются на среднем участке голоса звуком умеренной силы («кто кричит, тот не поет»), по полутонам, что позволит выработать legato. Рот не должен менять положения на протяжении всего упражнения. Челюсть свободная. Подбородок не выдвинут.

Занятия на первом этапе обучения длятся не более 10— 15 минут, после чего наступает отдых. Постепенно время упражнений можно довести до двух часов. Однако утомление голосового аппарата недопустимо, и потому в уроках обязательны перерывы.

Не каждый, кто обладает красивым и сильным голосом, может посвятить себя искусству пения. Певцу-профессионалу необходимы «голос, душа пылкая и артистическая, хорошие музыкальные способности, здравый смысл и память»1. Без этих компонентов формируются, по мнению Фр. Ламперти, лишь посредственности.

Говоря о недостатках певцов, автор указывает, что труднее всего исправлять «дрожание» и «перекрытие» голоса, которые делаются таковыми в результате перегрузки верхних звуков диапазона и расширения границ грудного регистра.

Большое место в работе Фр. Ламперти занимают вопросы артикуляции и произношения: недопустима замена одного гласного другим, удвоение согласных там, где это не должно быть. Необычайно важны такие факторы, как уклад языка, движение обязательно упругих губ, положение рта, соответствующее тому или иному гласному. Фр. Ламперти придает большое значение занятиям техникой беглости, которая сохра­няет голос, делает его гибким, послушным, свежим и полнозвучным.

Трель, по мнению Фр. Ламперти, — дар природы. Однако это природное свойство следует совершенствовать, для чего он рекомендует упражняться в медленном (медленнее, чем позволяют голосовые данные!) темпе, без участия движения груди. Оба звука, составляющие трель, несут равную нагрузку. При работе над трелью необходимо следить за тем, чтобы язык, губы и подбородок оставались неподвижными!

Филировка — важный и показательный фактор овладения искусством дыхания. Филировку следует исполнять на гласный «а» (иногда на «е», по не на другие гласные), а заканчивать с некоторым запасом дыхания, как бы продолжая мысленно петь. Ценны указания Фр. Ламперти об и н т е н с и вности и внутреннего усилия. Пение требует энергии, эмоциональности, и независимо от характера упражнений (вокализов, музыкальных произведений), степень эмоционального накала или, как он указывает, внутренней интенсивности, должна быть достаточно высокой. Это замечание распространяется на пение фраз как forte, так и piano.

Очень важен вопрос подбора репертуара, который должен соответствовать возможностям ученика. Ф. Ламперти — противник заучивания большого количества арий и романсов. По его убеждению, одна ария, спетая с соблюдением всех вокально-технических и исполнительских норм, свидетельствует о способности ученика освоить и другие произведения.

Фр. Ламперти, воспитанный на произведениях композиторов XVII—XVIII века, критикует современную ему музыку. «Современная опера — настоящая причина упадка искусства пения...новейшие оперы, почти совсем лишенные мелодии и беглости, написаны в эксцентрических, неудобных регистрах. И, таким образом, ученик не поет, а кричит, пробегая с большой поспешностью партии, безо всякого понятия об искусстве».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 9 | Альтернативные подходы к теории фирмы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.