Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное поведение монополистического конкурента

При анализе поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции следует разделять кратко- и долгосрочный периоды.

В краткосрочном периоде фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (m) и объема выпуска (0Qm), которая уравнивает предельные издержки МС и предельный доход MR.

То есть условие оптимизации выпуска и цены то же, что и в других рыночных структурах: MR = MC. В этом случае фирма извлекает сверхприбыль.

В долгосрочном периоде максимизация прибыли предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам. В этом периоде сверхприбыли стимулируют новые фирмы к входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся ранее на этом рынке фирм, т. е. кривая спроса сдвигается влево. Это означает сокращение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока сверхприбыли не исчезнут. Кривая спроса касается кривой средних затрат, а не пересекает как это было в случае с равновесием в краткосрочном периоде (см. предыд. рис).

Фирма по-прежнему максимизирует прибыль при такой комбинации цены (е) и объеме выпуска (0Qе), когда предельные издержки равны предельному доходу (MC = MR). Однако в этом случае фирма извлекает не сверхприбыль, а нормальную прибыль.

Если АС < Ре, то фирма получает экономическую прибыль в размере этой разницы, умноженной на количество проданной продукции Qе, т.е. (РеАС) х Qе. Если же, наоборот, АС > Ре, то фирма терпит убытки в размере (РеАС) х Qе. Обратим внимание, что результат получится со знаком минус. Ведь убытки – это затраты или расходы, которые фирма не смогла компенсировать, продавая свою продукцию. Одна и та же формула используется для определения величины экономической прибыли или убытков фирмы. Если результат получается положительным, то фирма получает прибыль, если отрицательным – фирма несет убытки.

Мы уже говорили, что получение сверхприбыли привлекает в отрасль новые фирмы, предложение в отрасли расширяется, усиливается ценовая конкуренция между фирмами. Цена начинает снижаться, и основания для получения сверхприбыли исчезают. Остается лишь бухгалтерская прибыль. Как правило, производство инерционно и не может остановиться мгновенно, запущенная в производство партия товара проходит свой производственный цикл до конца. Таким образом, фирмы, столкнувшись с проблемой сбыта, не сразу сокращают выпуск продукции. На рынке происходит затоваривание, у фирм накапливаются товарные запасы. Приходится дальше снижать цены и сокращать производство. Некоторые фирмы, как правило, неэффективные, разоряются, не выдерживая ценовой конкуренции, и уходят из отрасли. Цена опускается ниже равновесной. В результате предложение товара на рынке становится еще меньше, возникает дефицит.

Появление дефицита и упавшие цены «разжигают аппетиты» потребителей. Начинается конкуренция между потребителями за дефицитный товар, что подталкивает цены вверх. Рост цен на рынке вызывает оживление среди производителей, и они будут увеличивать предложение. Постепенно повышаясь, цена достигает того уровня, при котором производители начинают получать бухгалтерскую прибыль: т.е. цена спроса равна величине средних издержек при одновременном равенстве спроса предложению. Если цена товара и дальше будет расти, то фирмы снова начнут получать сверхприбыль, или экономическую прибыль, помимо бухгалтерской.

При колебаниях цен эта ситуация повторяется снова и снова. Периодическое возобновление равновесной ситуации на рынке позволяет говорить о том, что это и есть равновесие в долгосрочном плане, к которому фирмы возвращаются после краткосрочных отклонений в сторону получения сверхприбыли либо убытков. Т.о. в долгосрочном плане монополистический конкурент гарантированно получает нормальную прибыль, чем и характеризуется состояние долгосрочного равновесия.

Равновесие на уровне нормальной прибыли в долгосрочном периоде аналогично равновесию фирмы при совершенной конкуренции с той лишь разницей, что монополистическая конкуренция вызывает менее эффективную действенность рынка.

В условиях монополистической конкуренции фирма выпускает меньше продукта и реализует его по более высокой цене по сравнению с совершенной конкуренцией. Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то она касается долгосрочной кривой средних издержек слева от точки минимума последней. Следовательно, размер каждой фирмы меньше оптимального, вследствие чего на рынке образуется избыточная мощность.

Экономические последствия монополистической конкуренции:

ü во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности;

ü во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю;

ü в-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования;

ü в-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.

Таким образом, можно утверждать, что с точки зрения экономической эффективности монополистическая конкуренция не является полностью эффективной, поскольку производство осуществляется не с наименьшими затратами.

Однако, с точки зрения социальной эффективности, монополистическая конкуренция наилучшим образом удовлетворяет потребности потребителей, т. к. разнообразие товаров, которое она обеспечивает, является для них более приемлемым, чем однообразная продукция по более низким ценам и в более значительном объеме.

Экономические проблемы монополистической конкуренции:

При рассмотрении применимости модели монополистической конкуренции к реальному миру мы сталкиваемся с рядом проблем.

Во-первых, информация может быть несовершенной. Фирмы не войдут в отрасль, если они не имеют точного представления о наличии или отсутствии в ней экономической прибыли. Также они могут не войти в отрасль, если не смогут оценить спрос на продукцию, которую они собираются продавать.

Во-вторых, поскольку фирмы в отрасли производят дифференцированную продукцию, то трудно, если не невозможно, оценить спрос для отрасли в целом. Таким образом, анализ ситуации на рынке объективно ограничен уровнем фирмы.

В-третьих, фирмы различаются не только по дифференциации продукции, но и по размерам и уровню издержек. Если утвердившиеся в отрасли фирмы имеют определенные преимущества в издержках, то вход в отрасль может быть не полностью свободным.

В-четвертых, в рассмотренной выше модели внимание было сконцентрировано на решениях о цене и выпуске. В реальности же фирма в условиях монополистической конкуренции должна решать: какое количество модификаций продукта производить и сколько затратить на их рекламу. Это вовлекает фирму в неценовую конкуренцию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Виды ценных бумаг | Види господарських об'єднань та їх класифікація
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.