КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка и выбор поставщика
Определение плановой потребности в материально-технических ресурсах. Методы планирования Логистика снабжения. Цели, задачи, содержание плана мат-тех обеспечения производства
Ни одно предприятие, будь то производственное, торговое или относящееся к сфере услуг, не является самодостаточным. Все организации в разной степени зависят от сырья, материалов и услуг, которыми их обеспечивают другие организации (например, помещение, тепло, свет, средства связи, офисное оборудование и т. д.). Осуществление закупок и снабжения - одна из основных функций в каждой организации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед - сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки. В рыночной экономике материально-техническое обеспечение во многом определяет эффективную работу предприятия, т.к. материальные издержки в затратах доходят от 60 до 70% всех затрат на производство и реализацию продукции. Снабжение важно также потому, что на него приходится значительная лоля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, полому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды. Следует отметить также, что снабжение по своим логистическим характеристикам существенно отличается от материально-технического обеспечения. На типичном производственном предприятии за поступление материалов и компонентов от внешних источников в нужное место и ь нужное время отвечает снабжение, а обслуживание всех потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во время производственного процесса классифицируется как материально-техническое обеспечение. Материально-техническое снабжение – это процесс обеспечения п/п всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой - управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами. В обобщенном виде цель снабжения - гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене. Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения: · налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок; · поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе; · развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бугалтерией производится расчет с поставщиками; · поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы; · поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или > слуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг; · договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса; · повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции. Отдел материально-технического снабжения является связующим звеном между п/п и его поставщиками и выполняет такие функции, как: организация, планирование, управление, учет и регулирование. Объект логистики снабжения - поток материальных ресурсов и услуг, циркулирующий в функциональном цикле снабжения. Все материальные ресурсы подразделяются на две группы: - собственно материальные ресурсы; - топливно-энергетические ресурсы. Потребляемые материальные ресурсы на предприятиях можно разделить на основные и вспомогательные. К основным (которые являются предметами производства) относятся: · сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки; · исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки, и предварительно смонтированные детали, составляющие значительную часть конечного продукта (т. е. полуфабрикаты). Вспомогательные материалы (ресурсы, которые необходимы для поддержания и обслуживания основного производства) занимают обычно небольшую часть в составе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металлические изделия, проволоку, монтажные болты и др. Существует и группа производственных материалов, которые обеспечивают ввод в эксплуатацию машин и оборудования (горючесмазочные материалы, охлаждающая жидкость, электроэнергия и др.). К топливно-энергетическим ресурсам относятся: электроэнергия, теплоэнергия, газ, пар, сжатый воздух и прочее. Организация снабжения предусматривает создание инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением. Инфраструктура снабжения включает подразделения складского, транспортного, заготовительного хозяйств. На отдельных предприятиях могут быть также подразделения по переработке отходов производства и тарного хозяйства. В основу определения организационной структуры управления снабжением должны быть положены принципы, которые обеспечивают все функции управления совокупностью подразделений. Это прежде всего: малозвенность в управлении, гибкость, эффективная система связи, принцип единоначалия и четкое разграничение функций. Существуют две основные формы организации управления снабжением: централизованная и децентрализованная. Как именно организовано снабжение, зависит от типа и размера организации. В небольшой организации за все закупки может отвечать один сотрудник. В организации средних размеров может быть создан отдел, где работают сотрудники, осуществляющие закупки, грузовые экспедиторы, складские работники и клерки. В крупной организации снабжением могут заниматься сотни людей, координирующих огромные закупки материалов. Если организация подходит к процессу закупок с позиции децентрализации, то служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела. Преимущества такого подхода: 1) пользователь лучше знает потребность отдела, чем кто-либо другой; 2) возможность более быстрого удовлетворения потребности в материальных ресурсах. Недостатки децентрализованных закупок: 1) решая оперативные вопросы, служащие могут не заметить тенденции изменений планирования организации в целом; 2) недостаточный профессионализм служащих и проблемы определения возможностей снабжения; 3) ни одно подразделение не может быть достаточно большим для того, чтобы проводить функциональный анализ в таких областях, как работа с таможней, транспортные услуги, складирование, управление запасом, анализ закупок и т. п . Для осуществления централизованных закупок обычно организуется один отдел снабжения, сосредоточивающий все функции снабжения организации, что позволяет получить определенные выгоды: · объединение всех закупок аналогичных или похожих материалов, что дает возможность получить скидки за большой заказ; · координация связанных между собой видов деятельности для сокращения затрат на транспортировку, хранение и обслуживание; · устранение дублирования операций и ненужных приемов; · наличие единой точки контактов с поставщиками и предоставление им необходимой информации и услуг; · получение специальной квалификации и совершенствование операций по снабжению; · возможность сосредоточить других сотрудников на выполнении их собственных функций, чтобы они не отвлекались на закупки; · концентрация ответственности за снабжение, что облегчает осуществление управленческого контроля. На предприятии используются две формы снабжения: - складская; - транзитная. При складской форме снабжения п/п покупает исходный материал у какого-либо посредника, находящегося недалеко от места нахождения самого п/п, или оно закупает материалы большими партиями у поставщика и хранит их в виде производственных запасов на складе. Эта форма применяется при относительно малых потребностях. В этом случае дешевле переплатить посреднику, закупив большую партию, и хранить на складе, чем нести затраты на частные закупки непосредственно у поставщика в небольших партиях. Транзитная форма предусматривает поставку материалов от поставщика в производство. Она используется при больших объемах потребления материальных ресурсов. В этом случае транспортно-заготовительные расходы должны быть незначительными по отношению к стоимости потребляемых материалов. Выбор поставщика и закупка материалов для обеспечения необходимыми ресурсами может осуществляться через: - товарно-сырьевые биржи; - оптовые закупки; - регулярные закупки мелкими партиями; - закупки по мере необходимости. На п/п разрабатывают перспективный, годовой, квартальный и месячный планы материально-технического снабжения. При разработке планов МТС решаются следующие основные задачи: - определение потребности в материальных и энергетических ресурсах; - расчет норм производственных запасов материалов; - расчет объема комплектных поставок; - определение денежных затрат на заготовку материальных и энергетических ресурсов; - определение источников получения материалов и объемов завозимых материалов. Планы материального обеспечения должны быть сбалансированы с выделенными ресурсами, обеспечивать комплектность поставок в сроки, обусловленные технологическим процессом производства, и предусматривать концентрацию ресурсов. В перспективном плане определяется потребность в важнейших материальных ресурсах, и он разрабатывется на основе стратегического плана. В годовом плане определяется потребность в материальных ресурсах всех подразделений и служб п/п. Большое внимание уделяется маркетинговым исследованиям, с учетом этих данных корректируется годовой план. В квартальном плане разрабатывется план по развернутой номенклатуре материальных ресурсов и конкретно определяется объем закупок или завоза материалов. Месячный план представляет собой лимитную карту отпуска материалов подразделениям предприятия. Исходными данными для разработки плана МТО является: 1. План маркетинга. 2. План производства и реализации продукции. 3. Мероприятия плана технического развития и организации производства. 4. Прогрессивные нормы расходов материальных ресурсов. 5. Транзитные нормы. 6. Нормы использования инструментов и оснастки. 7. Нормы естественной убыли материальных ресурсов. 8. Прейскурантные цены, тарифы, стандарты. 9. Анализ материально-технического обеспечения за прошлый период. План МТО разрабатывается отделом МТО в тесном сотрудничестве с плановым, производственным отделами, отделом главного механика, главного энергетика и другими.
Процесс формирования потребности в материальных ресурсах состоит из двух этапов: - формирование исходной информации, т.е. анализ потребления материалов в прошлые периоды по номенклатуре, объему. На этом этапе выявляются остатки материальных ресурсов на складах п/п, анализируется портфель заказов материалов, корректируются нормы расхода и величина заказа. - определение сводной потребности в материальных ресурсах. Методологической основой при определении сводной потребности должен быть системный подход, который предусматривает расчеты потребностей во всех звеньях логистической цепи, начиная от рынка закупок и заканчивая потреблением продукции и услуг. Здесь большое внимание уделяется выбору методов определения потребностей. Существуют два подхода к определению потребностей: - потребность в материальных ресурсах определяется после получения заказов на выпуск продукции; - потребность в материальных ресурсах определяется до получения заказов на выпуск продукции на основе анализа расхода материалов в прошлом периоде. Выбор метода определения потребностей в материальных ресурсах зависит от конкретных видов материалов и наличия необходимых данных. Выделяют следующие методы определения потребностей: 1. Детерминированные методы, к которым относятся: - прямой метод определения потребности. При этом методе потребность определяется на основе объема выпуска продукции: П=SНij * Nj, где П – потребность в материальных ресурсах, Н - норма расхода i-го вида материала на производство единицы j-го вида продукции, N – объем выпуска продукции, i – вид ресурса, j – вид продукции. - метод по аналогии. При этом методе потребность определяется путем умножения нормы расхода на аналогичные изделия на объем производимой продукции с учетом коэффициентов, учитывающих особенности изделия. П=Наналог. * N * K - расчет потребностей в материальных ресурсах на основе удельных норм расхода. Расчет аналогичен прямому методу. Норма расхода в этом случае определяется на 1 рубль товарной продукции либо данного изделия. 2. Стохастические методы. Они применяются при отсутствии данных и невозможности расчета детерминированными методами. Среди них выделяют: - индексный метод, который основан на использовании данных о фактическом расходе материалов за прошлый период времени и на основании изменения производственной программы и среднего снижения норм расхода. П=Пфакт.прошл.период * Zпроизв. прогр. * Zнорм расх., где Пфакт. – фактическая потребность в мат.ресурсах в прошлом периоде, Zп.п. – индекс изменения производственной программы, Zн.р. – индекс снижения норм расхода. - методы линейного программирования. План МТО составляется в натуральном и стоимостном выражении по видам и направлениям. Направлениями расходования материальных и сырьевых ресурсов может быть: - на производство (основное, вспомогательное); - на капитальное строительство; - на НИОКР; - на ремонтно-эксплуатационные нужды; - на изготовление технологической оснастки и спец.инструмента; - на определение величины переходящих запасов и заделов. Потребность на производство определяется на основе норм расхода и объема производства по вышеприведенным формулам. Метод планирования определяется в зависимости от применяемой нормы расхода. Потребность в материальных ресурсах на капитальное строительство определяется по нормам или удельным нормам расхода, рассчитанной на основе проектно-сметной документации. Потребность в материальных ресурсах на НИОКР определяется на основе удельных затрат на 1 рубль опытно-конструкторских работ. Если имеется проектно-техническая документация, то расход определяется по ней. Потребность в материалах на ремонтно-эксплуатационные нужды определяется на основе удельных норм расхода на 1 рубль находящихся в эксплуатации машин и оборудования. Потребность в материальных ресурсах на изготовление технической оснастки и инструмента определяется исходя из норм использования оснастки, программы ее выпуска и нормы расхода материалов с учетом поступления оснастки и стандартного инструмента со стороны. Составной частью потребности в материальных ресурсах является потребность на образование производственных запасов. В зависимости от назначения производственные запасы подразделяются на: 1. Текущие, которые необходимы для бесперебойной работы между двумя очередными поставками. Норма текущего запаса в днях определяется делением средневзвешенной величины текущего запаса в натуральном выражении на среднесуточное потребление в плановом или анализируемом периоде. 2. Подготовительный, который необходим на время подготовки прибывшего материала к производственному потреблению. Этот запас устанавливается в зависимости от требований подготовки материала, обычно он равен одному дню, а если этот запас определяется на подготовительных базах, то он равен двум дням. 3. Страховой, он необходим для бесперебойной работы п/п при отклонениях от принятых интервалов поставок. Этот запас обычно равен половине текущего запаса. Заключительным этапом при формировании запасов является определение величины переходящего запаса: З=(Нпер.зап. * П) / Д, где Н – норма переходящего запаса в днях по материалу; П – потребность в этом материале; Д – количество дней в этом материале. На основе выявленной потребности в материальных ресурсах составляется баланс материального обеспечения, который имеет следующий вид:
Важным аспектом коммерческой деятельности предприятия является формирование хозяйственных связей по поставкам материальных ресурсов. Работа по формированию таких кооперационных отношений включает в себя комплекс организационных, экономических, правовых, финансовых моментов между поставщиками и потребителями. При организации хозяйственных связей особое значение имеет правильный выбор поставщика. Такому выбору предшествует тщательный анализ потребностей предприятия в ресурсах и возможностей их удовлетворения на рынке. Изучается информация о потенциальных поставщиках, способных удовлетворять спрос потребителя. На окончательный выбор поставщика влияют: качество закупаемых материалов; цена этих материалов; надежность поставщика в части выполнения своих обязательств; деловая репутация поставщика. Основные требования к выбору поставщика: 1. Минимум стоимости приобретения продукции или услуг. 2. Максимальное количество обслуживания. 3. Минимальная удаленность поставщика от потребителя. 4. Сроки выполнения текущих и экстренных заказов. 5. Наличие у поставщика резервных мощностей. 6. Психологический климат. 7. Кредитоспособность и финансовое положение поставщика. 8. Сравнительная оценка предполагаемого поставщика с конкурентами.
При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать местным поставщикам, экономя тем самым на транспортных расходах. Если закупки материалов планируется осуществлять с нового рынка, предприятия обычно пользуются услугами посреднических организаций, за определенную плату подыскивающих для предприятия потенциальных поставщиков. Распространенной практикой размещения заказов на поставку крупных партий материально-технических ресурсов являются конкурсные торги (тендеры). При этом размещение заказов предприятий с участием государственного капитала в соответствии с законодательством большинства стран может осуществляться только через конкурсные торги. Конкурсные торги предполагают проведение следующих мероприятий: - реклама; - разработка, публикации тендерной документации; - приемка тендерных предложений; - оценка заявок; - подтверждения квалификации участников; - выбор поставщика и подписание контракта. При письменных переговорах инициатива может исходить как от продавца, так и от покупателя. В выборе поставщика отражаются законы рыночной экономики. Установление отношений «поставщик – потребитель» становится только тогда долгосрочным, когда соблюдены интересы и поставщика, и потребителя. Имеются различные подходы на п/п Японии и США. Японские потребители стремятся найти надежного партнера и обеспечить долгосрочное сотрудничество, а американская промышленность, не отказываясь от долгосрочного сотрудничества, достаточно часто пересматривает своих партнеров с целью минимизации затрат. Чтобы выбрать поставщика для долгосрочного сотрудничества, необходимо следовать следующим правилам: 1. Обращаться с поставщиками также бережно, как и с покупателями своей продукции. 2. Демонстрировать на деле общность интересов. 3. Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его дел. 4. Проявлять готовность помочь поставщику в случае возникновения у него проблем. 5. Учитывать в деловой практике интересы поставщика. 6. Соблюдать принятые на себя обязательства по сроку, количеству, цене и прочим условиям договора. 7. Поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере, чтобы поднять технический уровень конечной продукции. Выбор нового поставщика осуществляется либо через конкурсные торги, либо через письменные переговоры между поставщиком и потребителем. Для сбора информации о потенциальном поставщике используется следующая информация: - собственное расследование; - местные источники, средства массовой информации; - банки; - конкуренты; - торговые ассоциации и официальные организации; - информационные организации; - государственные органы. Заключение договора с поставщиками осуществляется на основе стандартного бланка – заказа на поставку, который включает: название документа, порядковый номер, адрес и название покупателя, ответственность и санкции за невыполнение заказа, дата, наименование и адрес поставщика, сроки поставки и количество, описание заказа, адрес поставки, цена, банковские реквизиты. Организация контроля качества и качество поставок. Количество поставляемых товаров должно соответствовать требованиям, оговоренных в договоре поставок или государственным стандартам. Методы по обеспечению качества включают: 1) Методы приемки партий поставок: а) сплошной контроль; б) выборочный контроль; 2) Методы приемочного контроля: а) проверка получателем системы обеспечения качества поставщика; б) проверка получателем методики контроля качества закупаемых товаров; в) учет и анализ получателем поставщика по улучшению качества закупаемых товаров; г) контроль получателем качества закупаемых товаров. Автоматизация МТО. Материально-техническое обеспечение можно выполнить эффективно лишь при условии использовании компьютерной техники. Количество задач, входящих в модуль управления МТС, решаемых с помощью ЭВМ, на разных п/п существенно различается. Среди всех систем, которые имеются, наиболее современной считается многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации «Галактика», которая позволяет перевести все информационное обеспечение и решение задач по управлению МТС в автоматизированный режим. В комплексе «Галактика» по отслеживанию предложений поставщиков, планированию закупок и выбор поставщиков могут быть выполнены средствами программного модуля управления маркетинга. Получение и отслеживание заявок на приобретение сырья, материала и т.д. обеспечивается модулем управления документооборотом. Заявки на поставку продукции можно вести в модуле управления заказами. Для контроля взаимозачетов с поставщиками рекомендуется вести модуль «поставщики-покупатели». Вследствие глубокой интеграции входящих в «Галактику» модулей и наличие единой базы данных все сведения, необходимые для оформления документов, т.е. основание, накладные, доверенности и т.д., могут быть введены путем выбора из соответствующих таблиц базы данных. Подключение нужной таблицы в момент заполнения той или иной графы документа обеспечивается автоматически. При отсутствии в таблице необходимых данных, они могут быть введены без выхода из режима оформления текущего документа. Интеграция модуля управления закупками со складским учетом и планированием позволяет отслеживать установленные уровни нормативных запасов сырья, материалов и др., выявлять дефекты и продукцию, которая не пользуется спросом.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |