Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Милиция в составе органов внутренних дел

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации. Его структура и функции

Понятие и содержание функции организационного обеспечения деятельности судов. Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ

Органы юстиции - правоохранительные органы и их ядро - орга­ны уголовной юстиции (суд, прокуратура, органы предварительного расследования) - важнейшая составная часть всей государственной системы воздействия на преступность. Однако в системе правоохранительных органов имеются такие, которые далеко отстоят от непосредственной борьбы с преступнос­тью, непосредственно в деятельности по охране правопорядка не участвуют, не расследуют преступления, не рассматривают и не разрешают уголовные и гражданские дела, а обеспечивают деятельность судов, т.е. осуществляют мероприятия кадрового, финансового, материального и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

В настоящее время ор­ганизационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов, а различным в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь.

1. Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, занимаются его Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь, работники Секретари­ата и других вспомогательных подразделений.

2. Почти в автономном режиме осуществляется также организаци­онное обеспечение деятельности всей системы арбитражных судов. Здесь решающая роль отведена Высшему Арбитражному Суду РФ, в частности его Председателю, заместителям Председателя, аппарату этого суда. Определенную роль в этом деле играет Совет председателей арби­тражных судов - совещательный орган, уполномоченный давать ре­комендации по вопросам «организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов». Контроль за их выполнением осуществляется Организацион­но-контрольным управлением Высшего Арбитражного Суда РФ.

3. Несколько иначе строится организационное обеспечение дея­тельности судов общей юрисдикции. До недавне­го времени значительная часть работы по организационному обеспе­чению деятельности судов общей юрисдикции выполнялась Минис­терством юстиции РФ и его территориальными органами. Суды усматривали в этом покушение на свою независимость. По их мнению, все матери­альные средства, предназначенные судам, должны сосредоточи­ваться только в судах и распределяться только ими.

Все это привело к созданию Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Он имеет следующие основные полномочия:

1) органи­зационно обеспечивать деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петер­бурга, суда автономной области и судов автономных округов, рай­онных, военных судов, а также Всероссийского съезда судей и ор­ганов судейского сообщества;

2) изучать организационную деятельность судов и разрабатывать предложения о ее совершенствовании;

3) вно­сить в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов общей юрисдикции;

4) опреде­лять потребность судов в кадрах, обеспечивать работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;

5) осуществлять подго­товку и повышение квалификации судей и работников аппарата су­да;

6) разрабатывать научно обоснованную нормативную нагрузку су­дей и работников аппарата судов;

7) организовывать ма­териальное и социальное обеспечение судей (в том числе находя­щихся в отставке), работников аппарата судов; взаимодействовать с адвокатурой, правоохранительными и другими государственны­ми органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также управ­ления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Фе­дерации и создаваемые ими учреждения образуют систему Судебно­го департамента.

Структура Судебного департамента.

Судебный департамент со­стоит из:

- главных управлений: организационно-правового обеспече­ния деятельности судов; обеспечения деятельности военных судов; финансово-экономического;

- управлений: государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионного; делами; капи­тального строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

- отде­лов: учебных и образовательных учреждений; международно-пра­вового сотрудничества.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор, ко­торый назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

В субъектах Российской Федерации создаются управление (от­делы) Судебного департамента, которые являются его органами и подчиняются Генеральному директору и подотчетны Совету судей субъектов Российской Федерации.

Управления (отделы) Судебного департамента осуществляют ор­ганизационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации, а также финансирование мировых судей.

Управление (отдел) Судебного департамента субъекта Россий­ской Федерации возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верхов­ного суда республики, краевого, областного суда, суда города Моск­вы и суда города Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа, а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по выработке и реализации государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нота­риата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и ис­полнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации обществен­ных объединений, религиозных организаций и политических партий.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредствен­но и (или) через свои территориальные органы.

Минюст России осуществляет следующие полномочия:

1) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации;

2) участвует в организации работы по систематизации законода­тельства Российской Федерации и подготовке Свода законов Россий­ской Федерации;

3) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными орга­нами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

4) осуществляет государственную регистрацию нормативных пра­вовых актов федеральных органов исполнительной власти, затраги­вающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, уста­навливающих правовой статус организаций или имеющих межве­домственный характер;

5) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Кон­ституции РФ и федеральным законам;

6) осуществляет государственный учет нормативных правовых ак­тов субъектов Российской Федерации;

7) организует государственную регистрацию уставов муниципаль­ных образований и муниципальных правовых актов о внесении изме­нений в эти уставы;

8) дает заключения о соответствии положений международного дого­вора РФ законодательству Российской Федерации и их юридической силе в Российской Федерации;

9) получает от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по граж­данским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государст­венной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по граждан­ским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмот­рено международным договором РФ или законо­дательством РФ;

10) утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей;

11) определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ;

12) осуществляет организационное и методическое руководство дея­тельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;

13) подготавливает представления о пере­даче лиц, осужденных судами РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государствах, гражданами ко­торых эти лица являются;

14) принимает в пределах своей компетенции решения о нежелатель­ности пребывания на территории Российской Федерации иностран­ных граждан и лиц без гражданства;

15) выдает в соответствии с законодательством Российской Федера­ции разрешения на открытие представительств иностранных юри­дических организаций.

Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему:

1) Федеральной службе исполнения наказаний переданы функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоиро­вания, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

2) Федеральной регистрационной службе переданы функции по реги­страции прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регистрации общественных объединений и политических пар­тий, средств массовой информации, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.

3) Федеральной службе судебных приставов переданы функции по обеспечению исполнения решений су­дов и других органов, установленного порядка деятельности судов.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установлен­ный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка дея­тельности судов обеспечивает в судах безопасность судей, заседа­телей, участников процесса и свидетелей; выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи, председательствующего в судеб­ном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде; исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим граж­данам предусмотренных законом мер процессуального принужде­ния. Судебные приставы могут применять физическую силу, специаль­ные средства и огнестрельное оружие.

На судебных приставов-исполнителей возложено принудитель­ное исполнение судебных актов.

 

 

Тема 5 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) является федеральным органом исполнительной влас­ти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охра­ны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему:

- главные управления МВД России по федеральным округам,

- министерства внутренних дел, главные уп­равления, управления внутренних дел субъектов Российской Феде­рации,

- управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте,

- управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах,

- окружные управления мате­риально-технического и военного снабжения,

- органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск,

- представительства (представителей) МВД России за рубе­жом

- иные организации и подразделения.

МВД России осуществляет следующие основные полномочия:

1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния пра­вопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов;

2) определяет основные направления деятельности органов внут­ренних дел и внутренних войск и руководит их деятельностью;

3) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации;

4) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- оперативно-розыскную деятельность;

-производство дознания и предварительного следствия по уго­ловным делам;

- экспертно-криминалистическую деятельность;

- розыск лиц и похищенного имущества;

-контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за со­хранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового ору­жия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с осо­быми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юриди­ческими лицами законодательства Российской Федерации об оружии;

- выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и ис­пользование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с терри­тории Российской Федерации;

- лицензирование отдельных видов деятельности;

- выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку ав­томобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материа­лов промышленного назначения, а также на их транзит в случае пе­ревозки указанными видами транспорта;

- контроль частной детективной и охранной деятельности на тер­ритории Российской Федерации, а также деятельности ведомствен­ной охраны;

5) участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

6) обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важ­ных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране орга­нами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юри­дических лиц по договорам; обеспечивает совместно с РФ В России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории Российской Федерации;

7) организует производство по делам об административных право­нарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

8) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту судей, должностных лиц пра­воохранительных и контролирующих органов, безопасность участ­ников уголовного судопроизводства и их близких;

9) разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию ох­раны общественного порядка на территории Российской Федерации;

10) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Феде­рации проведение государственной дактилоскопической регистрации;

11) участвует в обеспечении режима чрезвычайного положения и ре­жима военного положения в случае их введения на территории Рос­сийской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в прове­дении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках еди­ной государственной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций;

12) организует специальные и воинские перевозки в пределах Рос­сийской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства РФ и меж­ведомственных соглашений - в интересах соответствующих феде­ральных органов исполнительной власти.

Также в структуре Министерства созданы 15 департаментов по основным направлениям деятельности, Следственный комитет при МВД России и Главное командование внутренних войск МВД России.

 

Милиция - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от пре­ступных и иных противоправных посягательств и наделенных пра­вом применения мер принуждения.

Задачами милиции являются:

- обеспечение безопасности личности;

- предупреждение и пресечение преступлений и административ­ных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безо­пасности;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на крими­нальную милицию и милицию общественной безопасности.

В своей деятельности милиция подчиняется МВД России, а мили­ция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основными задачами криминальной милиции являются:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступ­лений, по делам о которых производство предварительного следст­вия обязательно (то есть наиболее опасных преступлений);

2) организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от орга­нов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уго­ловного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, пре­дусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для решения указанных задач в составе криминальной милиции созданы подразделения:

- уголовного розыска;

- по борьбе с экономическими преступлениями:

- по налоговым преступлениям;

- по борьбе с организованной преступностью;

- оперативно-поисковые;

- специальных технических мероприятий;

- собственной безопасности;

- отряды милиции специального назначения;

- оперативно-розыскной информации.

В криминальную милицию также входят Национальное цент­ральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения. Национальное центральное бюро Интерпола (далее - НЦБ Ин­терпола) является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоо­хранительными органами иностранных государств - членов Между­народной организации уголовной полиции - Интерпола и Генераль­ным секретариатом Интерпола.

В отличие от криминальной милиции милиция общественной безопасности (МОБ) призвана решать следующие основные за­дачи:

1) обеспечение безопасности личности, общественной безопасности;

2) охрана собственности, общественного порядка;

3) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и адми­нистративных правонарушений;

4) раскрытие преступлений, по делам о которых производство пред­варительного следствия не обязательно;

5) розыск отдельных категорий лиц.

В состав милиции общественной безопасности входят:

- дежурные части:

- участковые уполномоченные милиции:

- Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД);

- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС);

- специальные приемники для содержания лиц, арестованных в ад­министративном порядке;

- приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжни­чество и попрошайничество;

- медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;

- центры временной изоляции для несовершеннолетних правона­рушителей;

- отряды милиции особого назначения (ОМОН);

- подразделения:

а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ОВО);

б) дознания;

в) патрульно-постовой службы милиции (ППС):

г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;

д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

е) по делам несовершеннолетних;

ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рын­ка и исполнению административного законодательства.

з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

Российская Федерация и Европейская полицейская организация (именуемая «Европол») взаимодействуют в сфере предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений, в частности, в отношении следующих правонарушений:

- против жизни и здоровья человека;

- связанных с терроризмом и его финансированием;

- связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

- связанных с незаконным оборотом культурных ценностей;

- связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывча­тых, отравляющих веществ, ядерных и радиоактивных материалов;

- в отношении имущества, включая мошенничество, хищение и не­законный оборот автотранспортных средств;

- связанных с легализацией (отмыванием) доходов;

- связанных с незаконной миграцией, торговлей людьми и прости­туцией и эксплуатацией проституции третьими лицами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Органы судейского сообщества. Судейское сообществообразуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации | Органы государственной безопасности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.