Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трассирование дорог в зоне оврагов

Выбор направления трассы дорог в овражистой местности в значительной степени определяется положением населенных пунктов, между которыми прокладывается дорога, и планом овражной сети.

В северных областях, где выпадает сравнительно большое количество осадков, населенные пункты располагаются преимущественно на сухих возвышенных местах и водоразделах. В степных и засушливых районах более заселены пониженные долинные участки. В этих случаях при продолжении трассы по водоразделам приходится обходить вершины оврагов, устраивать специальные подъезды к населенным пунктам.

Рациональное направление трассы выбирают в зависимости от конфигурации овражной сети и категории дороги. При развитой сети оврагов проложение дороги в обход оврагов снижает стоимость постройки, но приводит к большой извилистости трассы, перепробегу автомобилей. Поэтому. дороги высших категорий следует прокладывать, приближаясь к кратчайшему направлению, не допуская, конечно, излишних пересечений оврагов. Увеличение объемов земляных работ и числа искусственных сооружений оправдывается в этом случае значительным удешевлением стоимости проезжей части и сокращением дорожно-транспортных расходов.

При проектировании дорог низших категорий, особенно сельских, решающим фактором является стоимость строительства. В этом случае более выгодным оказывается вариант трассы, запроектированный с минимальным числом пересечений оврагов.

При обходе оврага трассу располагают на расстоянии 50—100 м от его вершины или отвершка, обязательно предусматривая в проекте мероприятия по закреплению оврага.

Несмотря на то, что ширина оврага и необходимые размеры водопропускного сооружения уменьшаются по мере приближения трассы к вершине оврага, располагать трассу непосредственно вблизи вершины, в зоне размыва, нерационально, так как потребуются дополнительные работы по защите земляного полотна и сооружения от размыва.

При направлении трассы вдоль речной долины не следует прокладывать дорогу по конусам выноса пересекаемых оврагов, где обычно наблюдается блуждание русла водотока. При большой интенсивности отложения наносов отверстие искусственного сооружения может быть занесено. Наиболее целесообразно пересекать овраги выше конуса выноса в пределах транзитной зоны оврага. Однако, если мелких оврагов очень много, трассу, чтобы не удлинять, прокладывают по конусам выноса, предусматривая для упорядочения протекания воды устройство подходных русел и дамб, направляющих поток в отверстие моста и предохраняющих земляное полотно от размыва, а отверстие искусственного сооружения от засорения наносами. При пересечении широких и глубоких балок иногда приходится развивать трассу по их склонам для уменьшения объема земляных работ. Автомобильные магистрали с интенсивным движением пересекают глубокие долины и овраги большими виадуками в уровне их краев. Длина дороги сокращается, а автомобилям не приходится спускаться к расположенному на дне долины низкому мосту, а затем вновь подниматься вверх по склонам, совершая ненужную работу.

В овражистых районах, для которых характерны продольные уклоны местности, особое внимание следует обращать на укрепление откосов земляного полотна, боковых и водоотводных канав. В пылеватых и суглинистых грунтах обычная канава при размыве может быстро превратиться в овраг, разрушающий дорогу.

Образование оврага связано с формированием стока к нему воды со всей поверхности питающего бассейна. Закрепление только вершины оврага не устраняет причин роста оврага и часто не обеспечивает защиту дороги от растущего оврага. Целесообразно проводить комплексную систему противоэрозионных мероприятий, распространяющуюся на весь водосбор-

ный бассейн и приводящую к активному замедлению и снижению стока, - противоэрозионную профилактику, агротехнические и агролесомелиоративные работы и строительство укрепительных сооружений.

Активные мероприятия по закреплению оврагов преследуют три цели: снижение и замедление притока воды к оврагу, укрепление вершины оврага и закрепление его русла.

Для уменьшения и замедления стока воды с площади водосборного бассейна наиболее целесообразны агротехнические мероприятия - распахивание почвы при подготовке к посевам сельскохозяйственных культур поперек склонов, полосное размещение сельскохозяйственных культур, создание травяного покрова на крутых склонах, выращивание полезащитных лесных полос.

Наиболее интенсивно размывается вершина оврага. Для замедления притока к вершине воды во время ливней на непосредственно прилегающей полосе иногда устраивают систему земляных валов, замедляющих сток, задерживающих его или распределяющих между несколькими руслами, отводя его к расположенным поблизости отверткам.

Для удержания притекающей воды на придорожной полосе иногда устраивают два-три водозадерживающих вала высотой от 1 до 2 м и шириной по гребню с от 0,5 (валы узкого профиля) до 2,5 м. Валы после уплотнения и осадки должны на 0,2—0,5 м возвышаться над уровнем воды, которая может за ними накопиться.

Валы располагают вдоль горизонталей, загибая их конечные участки вверх по склону. Трассируют валы по отрезкам прямых, гребень их должен быть горизонтален. Валы могут быть защитными (глухими), когда вода из прудка может уходить, только достигнув высоты гребня вала, и открытыми, когда в конце загибов устраивают пониженное место для слива воды. Расстояние между валами назначают в зависимости от крутизны местности из условия L=h/i,

где L — расстояние между осями валов; h — высота вала; i — уклон местности.

Ближайший к вершине оврага водозадерживающий вал располагают обычно на расстоянии 10—15 м от вершины оврага, не ближе чем на две-три глубины оврага в вершине. Через каждые 100 м задерживающих валов делают поперечные валики, прерывающие течение воды вдоль вала. Может допускаться зарегулированный спуск части стока на укрепленный склон. Для этого в валах закладывают трубы, выходы из которых укрепляют для предотвращения размыва. Высоту валов и глубину канав назначают по расчету на полное удержание количества воды, собирающейся после таяния снега или выпадения ливня при 10%-ной обеспеченности.

Чтобы перехватить всю воду и направить ее в головное приемное сооружение, вблизи от вершины оврага устраивают направляющие водосборные валы высотой около 0,75 м

Наиболее сложно осуществляется укрепление головной части оврагов. Чтобы безопасно сбросить талые и ливневые воды на дно оврагов, строят специальные сооружения. Ими можно обеспечить сброс воды с бассейнов площадью до 15—20 гa. Если рядом расположено несколько отвершков, сооружение строят на одном из них, подводя к нему воду от других отвершков укрепленными канавами. Головные сооружения устраивают в виде трубчатых железобетонных или асбоцементных водоспусков из труб диаметром 0,5—1,0 м, перепадов, водобойных колодцев и консольных водосборов (леек), предназначенных для спуска на дно оврага притекающей воды и гашения ее энергии.

Расчет их необходимо вести на пропуск расходов той же повторяемости, что и малых искусственных сооружений на дороге.

Для надежности работы головных сооружений в их конструкции должны быть предусмотрены эффективные меры против фильтрации воды вдоль сооружения и подмыва их снизу при размывании падающей водой дна оврага. В верховой части сооружений устраивают

направляющие валы и противофильтрационные шпоры, заглубляемые в грунт, укрепляют подходное русло на большом расстоянии. В процессе эксплуатации за этими сооружениями необходимы повседневный надзор и своевременный ремонт. Несоблюдение этих требований приводит к неизбежному подмыву, а часто и к разрушению дорогостоящих сооружений.

Русловые и донные сооружения для борьбы с дальнейшим углублением оврага и задержания продуктов размыва состоит из системы запруд высотой не более 0,7 м и перепадов, уменьшающих скорость течения воды по дну оврага. Их устраивают капитального типа из бетонных элементов или каменной кладки и облегченные - в виде хворостяных или плетневых запруд. Хорошо использовать новый хворост свежей рубки, который легко укореняется. Концы запруд врезают в боковые стенки оврага на 1 м во избежание подмыва водой его склонов.

Между запрудами постепенно откладываются наносы. С течением времени дно оврага по-

вышается и уполаживается. Расстояние между запрудами назначают так, чтобы верх нижней запруды был расположен примерно на уровне дна выше расположенной плотины. Ниже запруды на расстоянии 2—3 м дно оврага укрепляют мощением или каменной наброской.

Важное значение для закрепления оврагов и прекращения их размыва имеет посадка у верховьев оврага, вблизи его склонов и берегов деревьев и кустарников полосой шириной не менее 15—20 м.

В зависимости от климатических условий местности могут быть применены дуб, ясень, береза, тополь, клен и сосна (на песках), из кустарников — акация, жимолость, смородина, терн, шиповник и др. В пределах полосы насаждений развивается травянистый покров, укрепляющий своей корневой системой верхние слои почвы, задерживающий влагу и тем самым уменьшающий сток воды в овраг. После проведения активных мероприятий по борьбе с ростом и размывом оврага рекомендуется насаждать лес по склонам и в русле самого оврага для окончательного его закрепления.

Закрепление придорожных оврагов требует ряда лет.

Проект активных мероприятий по укреплению оврагов разрабатывают на основе данных, собранных в процессе изысканий, в увязке с планами местных сельскохозяйственных организаций. Необходимо иметь детальный план оврага и прилегающей водосборной площади в масштабе 1: 2000 — 1: 5000 в горизонталях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эрозия почв и образование оврагов | Карстовые процессы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.