Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полевые работы на изысканиях мостовых переходов. За камеральным периодом изысканий и составлением общих предварительных соображений по постройке мостового перехода для разработки технико-экономического




За камеральным периодом изысканий и составлением общих предварительных соображений по постройке мостового перехода для разработки технико-экономического обоснования сти строительства перехода следует период подробных технических изысканий, включающий полевые, геодезические, геологические, гидрометрические, гидрологические и другие работы, предшествующие одновременно и разработке проекта мостового перехода.

Топографические съемки на изысканиях мостовых переходов выполняют с целью получения материалов, необходимых для подробного изображения рельефа и ситуационных особенностей речной долины в объеме, достаточным для детального обоснования выбора варианта места перехода и для проектирования сооружений. В состав топографических работ входят прежде всего съемки двух планов: ситуационного, охватывающего зону всех возможных вариантов положения трассы мостового перехода; детального (в крупном масштабе и горизонталях), необходимого, для непосредственного проектирования сооружений перехода — подходов к мосту, регуляционных сооружений и т. п.

Ситуационный план снимают в тех случаях, когда картографические материалы, собранные в период камеральных работ, недостаточны или устарели. Особенно осторожно следует подходить к использованию для трассирования карт старых съемок при реках с подвижным руслом, карт слишком мелких масштабов, особенно в районах, хозяйственная деятельность которых сильно развилась со времени прежних топографических съемок. В то же время эти старые карты весьма полезны для оценки подвижности русла реки. Сопоставлять карты с натурой следует весьма тщательно, внося мелкие дополнения после полуинструментальных съемок новых ситуационных объектов. Карты не могут быть использованы, если исправлений слишком много или новые контуры русла сильно отличаются от старых.

Ситуационный план по каждому варианту перехода снимают на всю ширину разлива реки с запасом по 200 м в стороны за линии урезов воды при расчетном горизонте для насыпи. Длину участка съемок по речной долине принимают не менее чем в 1,5 раза больше, чем ширина разлива вверх и вниз от предварительно намеченной по карте трассы перехода. Если варианты трассы расположены близко один от другого, снимают общий ситуационный план с запасом по длине не менее 1,5 ширины разлива вверх oт верхнего по течению варианта и вниз от нижнего. Указанные размеры плана являются ориентировочными, минимальными и могут быть увеличены в тех случаях, когда необходимо показать ситуацию на местности, хотя и удаленную от мостового перехода, но способную повлиять на расчеты в проекте и расположение сооружений. Например, при широких поймах съемками должны быть целиком охвачены протоки и рукава (от их истока до устья), на которых могут понадобиться дополнительные пойменные мосты.

Масштабы ситуационных планов, как правило, принимают 1:25000 для крупных рек с шириной русла не менее 1000 м и 1:10 000 для прочих рек. Съемку ситуационных планов проводят теодолитамн-тахеометрами (реже мензулами). Основой для съемки и нанесения плана служит замкнутый полигон, располагаемый возможно ближе к границам съемки, стороны которого измеряются двойным визированием (вперед и назад) по дальномеру. Углы измеряют одноминутным теодолитом при двух положениях трубы. Отметки вершин полигона определяют тригонометрическим нивелированием с двойным визированием. Высотные отметки должны быть привязаны хотя бы в одной точке полигона к общей системе точной нивелировки (ближай-

шей марке, реперу).

Внутри полигона прокладывают диагональные ходы, в том числе обязательно по обоим берегам речного русла, и висячие ходы для съемки ситуации в местах, которые не могут быть охвачены съемкой с основного полигона или диагональных ходов.

В связи с тем, что очертание русла должно быть изображено на плане возможно более точно, а также потому, что при гидрометрических работах делаются многочисленные промеры русла, привязываемые к береговой опорной сети, при съемке русла часто применяют микротриангуляцию.

Базис триангуляции длиной не менее ширины речного русла разбивают на ровном и открытом участке местности. Базис измеряют стальной лентой дважды. Вершины треугольников располагают на берегах в местах, удобных для визирования на реку при промерах глубин, с таким расчетом, чтобы углы треугольников были не меньше 30—40°. Все углы при вершинах измеряют одноминутным, а лучше 30-секундным теодолитом. Перед нанесением сетки триангуляции на план выполняют увязку углов треугольников.

Съемку ситуации и основных контуров рельефа производят теодолитом-тахеометром, измеряя расстояния по дальномеру с фиксацией азимутов, а высотных отметок с дополнительным отсчетом вертикальных углов. Высотную съемку проводят только в основных точках: возвышенности, резкие понижения на поймах, бровки речного русла, отметки дна в характерных местах, уровни воды, бровки и дно староречий и т. п.). Ситуационные детали снимают только по контурам в плане (границы леса, кустарника, болот, урезы воды в пойменных озерах и т. п.).На ситуационный план наносят положения гидростворов и водомерных постов, а также границы разлива и намечаемых детальных съемок в горизонталях участка поймы и русла.

Крупномасштабный план в горизонталях снимают по вариантам перехода реки, под-

лежащим детальному сопоставлению, т. е. примерно равноценным, или только по варианту перехода, выбранному при составлении общих предварительных соображений, как бесспорный, наилучший.

Съемки детального крупномасштабного плана в горизонталях выполняют чаще всего с опорной линии, которой служит трасса дороги на переходе, разбитая и пронивелированная при окончательном трассировании. Трасса дороги на переходе привязывается обычным порядком к ближайшим знакам государственной тригонометрической сети. Ширину детального плана в горизонталях принимают ту же, что и для ситуационного, а длину - достаточную для проектирования всего комплекса сооружений мостового перехода. Тахеометрическую съемку ведут одноминутным или 30-секундным теодолитом-тахеометром, причем дополнительные ходы применяют, как правило, только замкнутые, выходящие обоими концами на трассу перехода.

Для нивелирования в районе съемки детального плана устанавливают реперы, привязываемые двойной нивелировкой к маркам или реперам точной нивелировки.

Сечение рельефа крупномасштабных планов принимается, как правило, через 1 м. Если горизонтали, проведенные через 1 м, не дают достаточного представления о рельефе поверхности, проводят дополнительные горизонтали через 50 см по высоте. Масштабы детальных планов принимают 1:5000 для больших и 1:2000—1:1000 для прочих рек.

Кроме съемки планов, в состав геодезических работ на мостовых переходах входят разбивка вариантов трассы дороги на переходе, разбивка морфостворов, необходимых для гидрологических и гидравлических расчетов, и створов, на которых будут производиться гидрометрические наблюдения. Разбивка этих створов производится обычно до съемки детального плана. Профили всех створов вычерчивают отдельно. Положение створов обязательно привязывают к полигону, служившему основой для съемки плана, и наносят на план с показанием пикетажа, углов поворота и т. д.

Вешение створов ведут по теодолиту. Линии измеряют стальной лентой двойным промером. Неприступные расстояния измеряют с разбивкой треугольников и аналитическим вычислением длины сторон треугольника по базису и трем измеренным углам при вершинах треугольника. Можно применять и другие приемы. При наличии электронных теодолитов высокой точности с можно применять дальномер для определения неприступных расстояний.

Высотные отметки точек на створа определяют нивелированием.

На переходах через блуждающие реки значительный объем геодезических работ выполняют при разбивке достаточно большого числа створов русла, необходимых при установлении связи глубин русла с его шириной h = f (В) и определения так называемой «нормальной» ширины русла В0. Эти створы провешивают, разбивают по ним пикетаж, фиксируют положение меженного уровня воды и следов прохода высоких половодий, выполняют нивелировку дна. Съемка ситуационного плана (полосы) в этом случае не является необходимой.

Особое внимание должно быть обращено на положение снимаемых створов. В первую очередь должны быть сняты створы, расположенные в узких местах речного русла (теснинах), по осям сооружений, стесняющих русло, и т. д. Некоторое их количество должно быть снято на участках явного блуждания, где русло характеризуется излишней шириной. Все снимаемые створы должны быть расположены в зоне, где величины расходов воды и наносов одинаковы. Обычно протяжение такой зоны не превышает нескольких десятков километров.

Уровни, скорости течения и расходы потока измеряют во время подробных изысканий, предшествующих проекту в тех случаях, когда на стадии подготовительных работ не были собраны материалы, достаточные для количественной оценки режима водотока в месте перехода (путем их переноса со створа водомерного поста).

В результате гидрометрических работ должны быть получены: кривые расхода и средних скоростей для всего русла и характерных его частей, необходимые для расчета отверстия моста и размеров регуляционных сооружений, многолетний ряд наивысших годовых уровней, обычно составляемый по кривой связи створа реки в месте перехода со створом ближайшего водомерною поста, где велись длительные наблюдения; данные о геометрических характеристиках потока (площадь и ширина сечения, глубина, уклон). В соответствии с этими задачами гидрометрические работы разбиваются на следующие: водомерные наблюдения (измерение уровней); промеры глубин; измерение скоростей; вычисление расходов.

Величину твердого стока (расход наносов) непосредственно в расчетах размеров сооружений можно не использовать. Предельные возможные размывы под мостами определяют исходя из условия восстановления бытового транспортирования наиосов, а не по величине их расхода. В то же время скорость русловых деформаций определяется именно размерами твердого стока, и для оценки быстроты развития размывов необходимо знать расход наносов. Однако, учитывая, что расход руслоформирующих наносов однозначно связан с гидравлическими параметрами водного потока, можно ограничиваться подсчетом его величины по эмпирическим формулам, связывающим величину твердого стока со скоростью течения и размерам сечения потока. К непосредственным измерениям твердого стока, учитывая их трудность, прибегают только в тех случаях, когда расчет развития размывов во времени оказывается решающим для назначения размеров сооружений (в частности, глубины заложения фундаментов опор моста) и точность определения расхода наносов должна быть возможно большей.

Уровни воды в реках измеряют на временных водомерных постах свайного или реечного типа, располагаемых в месте перехода. Как правило, уровни измеряют в трех створах, один из которых располагают по намечаемой оси перехода и два — на расстоянии от 0,5 до 3 км от него вверх и вниз по течению. Расстояние между створами принимают в зависимости от приблизительной величины уклона реки (0,5 км при падении реки около 100 см на 1 км и 3 км при падении около 3 см на 1 км).

Водомерные посты при уклонах не менее 0,0005 связываются между собой нивелировкой обычной точности. При меньших уклонах точность нивелирования должна быть повышена, для чего нивелируют точно из середины расстояния между рейками с отсчетами по трем нитям. У каждого створа устанавливают высотный репер.

Наблюдения на водомерных постах 3 раза в день, а в период измерения скоростей потока при высоких горизонтах значительно чаще, в зависимости от потребности, но не реже 1 раза в час. Водомерные посты следует располагать в защищенных от ледохода местах,, к которым обеспечен подход для измерений при любых уровнях воды. Кроме свайных и реечных постов, полезно устанавливать в характерных местах максимальные водомерные рейки, фиксирующие положение наивысшего уровня очередного паводка

Уклон водной поверхности измеряют особенно тщательно. Уровни воды для этой цели измеряют одновременно на нескольких постах по условному сигналу (выстрелу) или пользуясь сверенными точными часами.

По результатам наблюдений на водомерных постах строят водомерный график, кривую связи уровней, кривую уклонов. Пользуясь кривой связи места перехода с постоянным водомерным постом, составляют многолетний ряд наивысших годовых уровней в месте перехода.

Измерение глубин речного русла дает возможность построить план дна реки в горизонталях или изобатах (линиях равных глубин). Наличие планов пойм и дна в горизонталях дает возможность составить поперечное сечение реки по любому интересующему проектировщиков створу, что удобно для окончательного назначения створа моста. В тех случаях, когда необходимые для расчетов и проектирования створы (варианты трассы на переходе, вспомогательные створы и т. д.) назначены до полевых работ и закреплены постоянными знаками на берегах, измерение глубин может быть ограничено промерами по поперечникам в этих створах.

Глубины, как правило, промеряют с весельной лодки наметкой или лотом. Существуют три способа съемки: по поперечникам (при ограничении промеров определенными створами и при очень малых скоростях течения), косыми галсами при средних скоростях течения и необходимости снять план дна реки) и продольными галсами (при больших скоростях и глубинах реки).

Первые два способа пригодны при небольшой ширине водного зеркала, когда можно установить лодку в определенных створах. Расстояние между промерами глубин не должны быть больше1/10 ширины русла. Во многих случаях удается фиксировать значительно большее чис-

ло точек.

Промеры по поперечникам выполняют с засечкой положения лодки теодолитом (крест нитей наводят па трос лота или наметку) с постоянного засечного пункта на берегу, положение кото-

рого выбирают так, чтобы угол между створом и направлением от лодки на теодолит был не ме- нее 30—40°. Лодку устанавливают в створе пo береговым вехам. Наблюдатель в лодке цветными флагами подает сигналы о промерах наблюдателю у теодолита. При съемке плана дна рассто яние между поперечниками не должно превышать половины ширины русла. На узких реках ча- сто ведут промеры, передвигая лодку по натянутому поперек реки тросу без засечек.

Глубины по косым галсам промеряют после расстановки специальных поворотных и створных вех, позволяющих вести лодку почти по прямым линиям, ориентируясь по вехам. Промеры ведут при этом непрерывно, в большом количестве, фиксируя теодолитом положение лодки только через девять промеров на десятый Остальные промеры считают распределенными па равных расстояниях один от другого в промежутке между зафиксированными точками.

Каждое измерение глубин, особенно при высоких водах, должно быть отнесено к уровню, то чно определенному в это время по водомерному посту в створе мостового перехода, так как отметки дна могут меняться в зависимости от уровня воды в реке.

По данным о промерах глубин составляют профили, нормальные или косые по отношению к оси потока (в зависимости от способа измерений), и определяют положения точек равных глубин или равных отметок. Эти точки переносят на план речного русла с проведением по ним

изобат или горизонталей.

В качестве промерного инструмента можно применять эхолоты. Этот современный инструмент действует по принципу измерения времени, необходимого для прохождения ультразвукового импульса от аппарата до дна реки и обратно.

Скорости при каждом рабочем горизонте измеряют, как правило, на одних и тех же заранее намеченных вертикалях. Однако при медленном изменении уровня воды лодки, с которых ведутся измерения скоростей, могут устанавливаться и не на строго определенных вертикалях. При измерении скоростей на поймах рекомендуется закреплять положение вертикалей плавающими вехами. Для акрепления определенных вертикалей в речном русле устраивают систему двух створов для каждой вертикали, заранее разбиваемую на местности. Лодку устанавливают одновременно в двух створах — нормальном и косом. Не закрепляя определенных вертикалей, мо жно устанавливать лодку в створе по береговым вехам, а расстояние от лодки до берега фиксировать засечкой теодолитом.

Особое значение закрепление постоянных вертикалей для измерения скоростей приобретает в тех случаях, когда уровень воды меняется быстро и ширина реки велика. Для измерения скоростей в этом случае удобно такое положение гидрометрического створа, при котором имеется возможность установки береговых вех для нормального и косых створов, т. е. расположение створа на однопойменном участке реки.

Скорости на вертикалях измеряют вертушками. Измерение ведут по пятиточечному способу, располагая точки измерений близко к поверхности, на 0,2; 0,6; 0,8 глубины и возможно близко ко дну. При незначительных глубинах потока число точек на вертикали уменьшается; при глубине 1 -3 м - до трех (поверхность, дно, 0,6 глубины); при глубине не более 1 м – до одной (0,6 глубины). Вертушку чаще всего опускают на тросе небольшой гидрометрической лебедкой, устанавливаемой в лодке. Трос натягивается грузом, который должен иметь обтекаемую форму во избежание искажения скоростей течения. Работа с вертушкой на штанге допускается при глубинах не более 3 м и отнимает значительно больше времени, чем работа с подвесной вертушкой.

По измеренным скоростям вычисляют средние скорости на вертикалях как частное от деления площади эпюры скоростей на глубину вертикали, и строят эпюры средних скоростей и элементарных расходов по всей ширине гидрометрического створа.

Для уточнения очертания эпюры элементарных расходов дополнительно вычисляют элементарные расходы для вертикалей в местах резких подъемов дна и больших глубин, если на этих вертикалях скорости непосредственно не измерялись. Элементарный расход вычисляют как произведение фактической глубины h на скорость, взятую с эпюры средних скоростей на вертикалях (q = hv ср).

Величину расхода при данном горизонте воды определяют планиметрированием эпюры элементарных расходов. Нанося на график точки, соответствующие расходам, измеренным при нескольких рабочих уровнях воды, получают кривую расхода

Скорости следует измерять точно выверенными тарированными вертушками. Так как вертушки могут быть повреждены при работе, то их проверяют периодически и в полевых условиях, а после окончания работ вновь тарируют в лаборатории. В полевых условиях вертушки можно тарировать контролем отсчетов оборотов при передвижении с определенными скоростями лодки с вертушкой, опущенной в неподвижную воду.

Кроме вертушек, для измерения скоростей течения употребляют поверхностные поплавки, наблюдая за которыми можно не только определить величины скоростей, но и составить план направления течения поверхностных струй. При небольшой ширине водного зеркала поплавковые измерения можно вести по створам, относя поверхностную скорость, полученную на некотором протяжении речного русла, к точке, где поплавок пересек главный створ, и фиксируя эту точку засечкой теодолитом по сигналу наблюдателя в створе.

Средняя скорость на вертикали может быть определена введением поправочного коэффициента к поверхностной скорости, колеблющегося в небольших пределах и обычно принимаемого равным 0,85. Если путем измерения вертушкой можно определить величину этого коэффициента в конкретных условиях, то в расчет вводят его уточненное значение. В остальном операции по вычислению расхода yе отличаются от применяемых при вертушечных измерениях скоростей.

При значительной ширине реки, например при высоких горизонтах воды, измерять скорости поплавками по створам практически невозможно. В этом случае следует применять одноточечный способ измерения скоростей движения поплавка, разработанный Н. М. Усовым. Способ заключается в построении траектории движения поплавка с определением его последовательных положений через равные промежутки времени путем измерения двух углов (горизонтального и вертикального) по лимбам теодолита, установленного высоко над водой на специальной вышке или па высоком берегу.Достаточно удовлетворительные результаты получаются при работе с одноминутным теодолитом при расстояниях до поплавка, в 40—50 раз больших, чем высота инструмента над водой. Расстояние от теодолита до поплавка L=H/tga,

где H - высота инструмента над уровнем воды; a – вертикальный угол.

Направление от теодолита, положение которого на плане известно, на поплавок определяют по ориентированному горизонтальному лимбу. При равных промежутках времени между отсчетами (обычно 100 с) расстояние между точками положений поплавка на плане дает скорость

в некотором масштабе. Этот прием удобно применять также для определения скорости движения судов и плотов по реке и построения траекторий их движения, что важно знать для правильного назначения положения мостов на судоходных и сплавных реках.

При малом числе лет наблюдений на постоянном водомерном посту многие высокие горизонты воды могут оказаться незафиксированными. В этом случае гидрологическую характеристику водотока можно существенно уточнить, определив отметки высоких уровней воды путем осмотра следов прохода половодья на местности с последующей нивелировкой или опросом жителей приречных населенных пунктов, в памяти которых сохранились данные о последствиях катастрофического половодья на реке. Во многих случаях на зданиях, сооружениях также могут быть найдены отметки прохода высокою половодья.

Признаками высокого подъема уровня воды являются прежде всего отложения на берегах пойменных участков реки различных предметов (сучьев, стволов и т. п.), принесенных водой при подъеме уровня и оставшихся на берегу при спаде его. Достоверными такие следы можно считать лишь в том случае, если эти предметы обнаружены в большом количестве иа значительном протяжении, а отметки местности, где эти предметы находятся, оказываются устойчивыми. Такие следы сохраняются относительно малое количество лет. Значительно лучше

сохраняются следы, оставляемые водой на размываемых берегах или на каменистых прибрежных скалах. На размываемых берегах ясно видны подмывы грунта, а на скалах смачиваемая часть отличается по цвету от верхней несмачиваемой. Наконец, иногда можно судить о высоких половодьях по общей конфигурации разлива реки, В этом случае ситуационные особенности отдельных участков речной долины могут показать, до какого уровня покрывалась водой прибрежная территория.

Опрашивая старожилов о сохранившихся в их памяти случаях исключительно высокого половодья, следует проверять достоверность сообщаемых сведений обязательным сопоставлением отдельных указаний, связывая показанные следы половодья нивелировкой и тщательно осматривая строения и сооружения, к которым обычно приурочены показания. Необходимо убедиться в отсутствии просадок фундаментов домов или других их повреждений, которые могут сильно исказить сведения о половодьях. Опрос старожилов оформляют актами.

Для проектирования элементов сооружений мостового перехода необходимо знать не только наивысшие годовые уровни, но и другие характеристики водотока. При отсутствии данных длительных наблюдений в месте перехода такие характеристики следует установить сравнением материалов наблюдений водомерных постов ниже и выше места перехода реки (если такие посты имеются) или опросом местных работников и жителей, а некоторые данные собрать во время подготовки к изысканиям мостового перехода. К таким сведениям относятся данные об интенсивности и продолжительности ледохода, размерах льдин и толщине ледяного покрова реки, а также данные о характерных горизонтах воды. Желательно собрать также данные о самых ранних, поздних и средних датах наступления отдельных фаз режима реки.

Геологические работы проводят: для определения типа и необходимой глубины заложения мостовых опор; характеристики устойчивости оснований насыпей подходов и регуляционных сооружений, что особенно важно для сооружений, построенных в пониженных местах пойм; для установления возможности размыва русла при стеснении потока; определения пригодности пойменных грунтов в качестве строительного материала для возведения подходов к мосту; выявления ближайших и наиболее рентабельных карьеров естественных строительных материалов (песка, гравия, камня).

Во время подробных технических изысканий необходимо прежде всего получить общую гологическую характеристику вариантов мест пересечения водотока, необходимую для установл ения возможности строительства сооружений мостового перехода. Такие общие данные могут быть частично получены путем анализа инженерно-геологических карт, справочных данных, материалов изысканий прошлых лет и т. д. Недостающие сведения должны быть получены непосредственным обследованием с закладкой разведочных выработок.

Для выяснения геологического строения подмостового русла, закладывают по каждому варианту не менее чем три скважины. Дополнительные скважины закладывают в пониженных местах пойм, пересекаемых насыпями подходов. Скважины должны быть заложены на всю толщу аллювиальных отложений и заглублены в коренные породы настолько, чтобы было возможно выяснить их однородность. При очень мощных аллювиальных отложениях глубину скважин не доводят до коренных пород, если свойства аллювиальных отложений допускают устройство в их толще основания опор.

По результатам бурения составляют инженерно-геологические профили с указанием в приложении относительной сопротивляемости грунтов и пород проходке. К профилям должны быть приложены также инженерно-геологические заключения о возможности использования отдельных слоев в качестве естественных оснований сооружений или о необходимости устройства искусственных оснований иного типа.

Для быстрой оценки геологических условий по различным вариантам мест перехода широкое применение может найти электроразведка, позволяющая в короткие сроки почти без трудоемкого бурения получить общую геологическую и гидрогеологическую характеристику района

Для возможности суждения о пригодности того или иного слоя грунта или горной породы в качестве основания сооружения должны быть установлены их наименования, механический состав, структура, трещиноватость (для скальных пород), мощность слоев, их простирание и падение, водоносность и т. д. Подробно должны быть охарактеризованы возможные геологические процессы в месте перехода (карстовые явления, оползни, усиленная суффозия почв и т. д.), если признаки этих процессов обнаружены тем или иным путем.

Буровые скважины, предназначенные для составления геологического разреза подмостового русла, располагаются обязательно по всей длине мостового отверстия против мест предполагаемого возведения опор моста, если таковые уже намечены хотя бы ориентировочно во время изысканий. Скважины закладывают выше и ниже створа перехода но течению реки в шахматном порядке, чтобы установить продольное падение и выклинивание отдельных слоев грунта или горных пород. В обычных условиях около каждой опоры бурят по одной скважине; в сложных геологических условиях (большое падение пластов, выклинивание их и т. д.) число скважин на каждую опору может возрастать до трех-четырех. Скважины закладывают ниже возможного положения подошвы фундамента опоры или острия свай и назначают их глубину не меньше, чем указано ниже:

Грунты Глубина, с кважины,м, не менее
Скальные  
Галечные  
Песчаные  
Глинистые  
Слабые илистые 15 ниже кровли несущих нижних слоев

Указанные глубины отсчитывают от линии размыва в подмостовом русле.

При буровых работах перед постройкой мостового перехода, когда точно известно положение каждой опоры в плане, скважины располагают обязательно вне периметра подошвы опоры, хотя и близко к нему, во избежание появления артезианских вод в котловане при постройке опоры.

При небольшом объеме буровые работы выполняют ручным ударно-вращательным бурением в обсадных трубах. При больших объемах буровых работ и значительной глубине скважин рекомендуется переходить на механическое вращательное бурение (коронками). с приводом от двигателя внутреннего сгорания. При бурении в меженном русле реки автомобиль с установкой должен располагаться на понтоне. Особенно удобно работать на самоходных установках вене пределов межени.

Скважины в местных понижениях пойм, пересекаемых насыпями подходов и регуляционными сооружениями, назначают глубиной не менее 4—6 м. В этих местах должны быть установлены наличие или отсутствие торфа и глубина заложения минеральных несущих грунтов.

Грунтовое обследование на поймах проводят по оси трассы путем закладки одного – двух шурфов глубиной 2 -3 м на каждый километр дороги. Все скважины и шурфы должны быть привязаны в плановом и высотном отношениях к трассе дороги и указаны на ситуационном и

детальном планах мостового перехода.

Анализы грунтов и испытания пород, образцы которых взяты в шурфах и буровых скважинах, делают по возможности в полевой лаборатории. Образцы для сложных исследований доставляют в стационарные лаборатории в тщательно упакованном виде с этикеткой, содержащей необходимые сведения о месте и условиях получения образца.

Одновременно с работами по геологической характеристике места перехода ведут поиски строительных материалов с определением их качества, запасов, мощности напластований и глубины вскрыши.

Все материалы инженерно-геологических работ, проведенных при подробных изысканиях, сводятся в следующие документы:

инженерно-геологический профиль по оси мостового перехода с таблицей основных характеристик горных пород и грунтов;

поперечные профили (продольные по реке) с указанием падения пластов и их выклинивания;

инженерно-геологическая схематическая карта всего района перехода,

заключение об условиях возведения сооружений мостового перехода с точки зрения обеспечения устойчивости их оснований;

записка о строительных материалах, разведанных вблизи мостового перехода.

1. Особенности изысканий для реконструкции мостовых переходов.

Состав изыскательских работ, выполняемых при реконструкции мостовых переходов, зависит от целей реконструкции.

Во многих случаях реконструкция мостового перехода вызывается увеличением интенсивности движения по дороге. Как правило, это связано с уширением проезжей части и выполняется в виде уширения земляного полотна, постройки опор и дополнительной установки пролетных строений.

В этих условиях изыскания сводятся к обследованию и съемкам поперечников земляного полотна, чтобы установить объемы и технологию присыпки его откосов при уширении, и к инженерно – геологическим обследованиям мест постройки новых опор моста.

В этом случае мостовой переход как система гидротехнических сооружений при этом не подвергается реконструкции, условия работ сооружений не меняются, и гидрологические и гидрометрические работы не требуются.

В некоторых случаях необходимо увеличить высоту подмостовых габаритов в связи с развитием судоходства и сплава или в связи с подъемом уровня воды в реке вследствие постройки плотины ГЭС. В этом случае работы по реконструкции заключаются в подъемке пролетных строений, наращивании опор по высоте, а иногда и увеличение пойменных насыпей непосредственно у моста. Эти работы также не связаны с изменением условий работы мостового перехода как системы гидротехнических сооружений.

Однако нередко встречается необходимость исправления мостового перехода в связи с явно неблагополучными условиями работы его сооружений. К числу мостовых переходов, нуждающихся в реконструкции, относятся: переходы, где обнаружена недостаточная высота насыпей подходов, в связи с чем они затапливаются во время высоких паводков; переходы, насыпям которых угрожает подмыв от приблизившихся излучин меандрирующего русла; переходы, на которых природные русловые деформации привели к неудовлетворительному расположению судового хода на участке у моста; переходы, на которых развились недопустимые размывы, угрожающие целости дополнительных пойменных мостов, основного моста или регуляционных сооружений, и т. д. Во всех этих случаях реконструкция связана с обеспечением устойчивости сооружений, работающих как гидротехнические, и в состав изыскательских работ обязательно включают гидрологические и гидрометрические обследования, а также сбор сведений об условиях работы ранее существовавших сооружений.

Состав изыскательских работ, устанавливаемых каждый раз отдельно, непосредственно связывается с задачами реконструкции. Так, при повышении ранее затопляемых пойменных насыпей должен быть решен вопрос о величине дополнительного размыва под мостом, для чего проводят оценку количества воды, переливающейся через насыпь. Некоторые частные расходы измеряют и в том случае, если при реконструкции предполагается закрытие дополнительных мостов на пойлах с направлением воды под основной мост.

При подмывах насыпей и.регуляционных сооружений состав изыскательских работ связывается с возможными приемами работ по реконструкции перехода. На меандрирующих реках возможно спрямление русел с выключением извилины, угрожающей сооружениям. В этих случаях должны быть проведены геодезические работы, достаточные для проектирования спрямляющего русла. На немеандрнрующих и блуждающих реках, а также на тех меандрирующих реках, где спрямление невозможно, необходимы широкие промерные работы для проектирования защитных гибких покрытий или поперечных сооружений — струеотбойников.

В ряде случаев возникает необходимость изменения размеров и формы регуляционных сооружений с целью устранения неправильности течений и размывов вблизи от моста.

Поскольку процесс изменения русла меняет со временем свою интенсивность, а иногда и направление, необходимо тщательно проанализировать весь комплекс сведений о работе реконструируемого мостового перехода, чтобы получить данные о степени угрозы сооружению и срочности работ по реконструкции.

Следует отметить, что часто закономерное изменение русла периодически требует изменения системы регулирования, поэтому возникновение этой необходимости нельзя всегда относить к ошибкам проекта перехода.

Наконец, в отдельных случаях наблюдаются подмывы опор мостов из-за неверного прогноза развития глубин около них. В таких случаях должна быть обследована возможность увеличения устойчивости существующих опор или принято решение об их перестройке (а в ряде случаев об увеличении длины моста), для чего необходимо выполнить детальное геологическое обследование и прогноз русловых деформаций, как для вновь проектируемого мостового перехода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.